{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Августовские апдейты в «Яндексе»: что вообще происходит

Вероятно, многие, кто отслеживает видимость своих проектов в поисковых системах, столкнулись с тем, что в середине августа в «Яндексе» произошли сильные изменения в ранжировании.

Вот пример того, как это выглядело:

Рост видимости проекта
Падение видимости проекта
Изменения проектов в тематике

Мы попытались разобрать вероятные причины таких изменений на конкретных примерах и поделиться ими с вами.

«Яндекса» стало больше в топ-10

Если раньше сервисы «Яндекса» в основном показывались в десятке как дополнительная позиция («примесь»), то в августе сервисы стали занимать одну позицию в топ-10, тем самым снижая присутствие других сайтов.

Вот как это выглядит

В некоторых коммерческих тематиках присутствие сервисов «Яндекса» меняется от апдейта к апдейту:

Стоит отметить, что зачастую Яндекс показывает в высшей десятке сервисы «Яндекс.Район» и «Яндекс.Знатоки», которые вряд ли могут ответить на запрос пользователя.

Вполне вероятно, что «Яндекс» тем самым делает замеры метрики PFound — вероятности нахождения релевантного результата в поисковой выдаче.

Изменения весомости текстовых факторов

До обновления 24 августа ситуация с текстовыми факторами была вполне логичной и понятной: прослеживалась чёткая зависимость ранжирования от наличия и объёма контента.

В апдейт 24 августа группы документов с наличием и объём контента показали разнонаправленную динамику видимости: рост (или слабое падение) документов без контента или с меньшим объёмом символов и, соответственно, падение документов с контентом или с большим объемом.

В результате таких изменений ранжирование групп документов с контентом и без по метрикам %«WS»10 и % PTraf на исследуемом проекте сравнялось, по другим метрикам — разница стала меньше.

Аналогичная (разнонаправленная) динамика прослеживается и для групп документов с разным объёмом контента: рост (или падение слабее) показали документы с меньшим объёмом контента.

Аналогичная ситуация с ранжированием документов, имеющих разный объём отзывов.

Изменения в учёте поведенческих метрик

Для разбора был выбран реальный проект коммерческой направленности (не интернет-магазин), который сильно вырос по видимости в период 20-24 августа 2019 года.

Динамика видимости проекта в «Яндексе»

Важные особенности проекта:

  • Отслеживается репрезентативное семантическое ядро (свыше 30 тысяч запросов и 1500 документов).
  • Страницы-проекты сделаны по одному формату или шаблону, то есть у страниц нет свойств или признаков, которые могли бы меняться в зависимости от документа.
  • За последние три месяца на проекте не проводилось никаких работ ни по SEO, ни по продуктовой части.

Учитывая вышеприведенные особенности, можно сделать вывод, что сильные изменения:

  • Ее статистические погрешности и не баги «Яндекса».
  • Не связаны с изменением свойств документов (не менялся контент или ассортимент, не добавлялись отзывы).
  • Не связаны с работами на проекте.

В этом случае логическим решением будет проанализировать динамику документов с плохим и хорошим поведением, так как «Яндекс» неоднократно подчёркивал, что поведенческие факторы — один из основных факторов ранжирования.

Подтверждение этому — до августа ранжирование документов на проектах очень чётко зависело от длины пользовательской сессии. Чем лучше вовлечённость, тем лучше ранжирование.

В апдейт 24 августа наиболее значимый рост на проекте показывают документы, где длиннее пользовательская сессия, то есть документы с условно «хорошим» поведением. Документы с условно «плохим» поведением тоже показывают рост, но значительно слабее.

Полученные данные можно было бы интерпретировать как очередной глобальный апдейт поведенческих метрик в «Яндексе» и продолжать работать над сайтом, повышая вовлечённость пользователей для роста видимости или трафика.

Но наша команда аналитиков продолжила наблюдать за проектом и почти спустя месяц мы сравнили текущее ранжирование проекта с тем, что было до роста 24 августа. Мы увидели, что в течение месяца (после 24 августа) проект постепенно проседал по видимости и на 16 сентября имеет почти такую же видимость, как и до 24 августа.

Далее мы проверили, что же произошло с видимостью групп документов с условно «плохим» и «хорошим» поведением. Всё поменялось с точностью до наоборот.

Этот анализ позволил нам сделать вывод о том, что для исследуемого проекта (и тематики в целом) «Яндекс»:

  • Почти на месяц повышал или понижал значимость поведенческих факторов, чтобы, к примеру, оценить весомость других факторов.
  • Включал рандомизацию выдачи (так называемого «бандита»), искусственно завышая или занижая ранжирование документов с условно «плохим» или «хорошим» поведением.

В подтверждение гипотезы про изменения значимости поведенческих факторов приведём наблюдения на других проектах.

На одном из проектов у нас есть два типа документов, которые обладают и не обладают определённым свойством. Наличие такого свойства на документах сильно повышает вовлечённость пользователей и до августовского апдейта это давало сильно лучшее ранжирование.

В апдейт 24 августа лучшую динамику показали документы, не обладающие свойством, то есть документы с условно «плохим» поведением.

Стоит отметить, что документы с условно «хорошим» поведением, то есть обладающие свойством, по-прежнему ранжируются лучше, но разница сократилась.

Данный пример может служить ещё одним подтверждением того, что в течение августа «Яндекс» производил манипуляции с весомостью вклада поведенческих факторов в ранжирование.

Про другие выводы августовских апдейтов мы напишем в следующих выпусках. Следите за обновлениями 😉

Илья Василенко, ведущий аналитик платформы Seowork.

0
65 комментариев
Написать комментарий...
Trail soul

Яндекс-знатоки - это же, по сути, такие Ответы-мейл.ру, где люди развлекаются да рейтинги всякие набирают. Но Яндекс теперь подсовывает этот мусор в поиске. Официальная версия - мы типа знание людям выдаем. Реальная причина - клики сами на себя собираем, зачем их другим отдавать.

Ответить
Развернуть ветку
Алекс

Яндекс старается в знатоках выделять действительно полезные ответы. Также вы можете сами влиять на полезность ответов.

Лучше пусть будут знатоки, чем очередной сайт, где вся информация эта копипаст с других сайтов-копипастов.

Ответить
Развернуть ветку
JohnGalt

Ключевое слово - "старается". Сам подход Яндекса "это лучше, потому что наше" (который прослеживается еще с незапамятных времен) удручает. Я даже не знаю, смеяться или плакать, когда наблюдаю такое на выдаче http://prntscr.com/pagggl  Скорее, просто становится грустно, от понимания, в насколько "слаборазвитой" (в конкретно этом плане), с точки зрения человеческих взаимоотношений и законов, стране мы всё-таки живём: бизнес (в данном случае - яндекс) не уважает ни свою аудиторию, ни экосистему, в которой он находится; государство, при этом,  контролирует только специфичные аспекты, где есть "интерес". Дикий лес, в общем.

Гугл тоже та еще акула, и не идеален, но ощущения такого отношения и откровенных плевков на окружающих не создает.

И кстати, для собственной выдачи и сервисов у Яндекса одни принципы (зеркало рунета и прочее бла бла бла, снимающее любую ответственность), а как только нужен "залезть" в чужую экосистему (читай - дать пользователям смартфонов возможность "выбора"), так принципы резко становятся другими - и снова выгодными Яндексу.

Ответить
Развернуть ветку
Алекс

Вы странный. Вполне логично, что собственные сервисы ПС старается продвинуть вверх по выдаче, вас же не удивляет, что по запросу ПОЧТА в топе будет почтовый сервис этой ПС.  В каком плане это не уважение? Это просто бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
JohnGalt

Логично? Почему же тогда выдача гугла не забита аналогами сервисов от Яндекса? Может всё не так просто?

Далее, продвигать свои сервисы можно по-разному. Когда они показываются даже по нецелевым запросам (примеры выше) - это уже похоже на дорвей, яндексного производства. Или что это, если неуважение к вебмастерам, которые улучшают свои ресурсы, а Яндекс не глядя смахивает их оттуда, дабы поставить свой сервис, который еще и не факт, что дает релевантный ответ (они то ранжируются не на общих основаниях). Это и есть "зеркало Рунета"? 

Или, практически незаметная метка "реклама" - дань уважения пользователю (сравните с гугловской, кстати)? У меня есть личные примеры обмана друзей сайтами, которые крутились в директе.

По факту, на мой взгляд это совсем даже не является логичным по умолчанию, а вопрос сложный, возможно требующий доработки законодательства под такие случаи.

Кстати, если это "просто бизнес", то какого черта у Яндекса были претензии к Гуглу касательно их собственной системы "Андройд"? Ведь, по такой логике, захотели - так могут и вообще запретить полностью сервсиы Яндекса на своей операционке, не? Или тут уже не "просто бизнес"?

Кстати, вот запрос [почта] в Гугле http://prntscr.com/pao1sc

На 1 месте не собственный сервис (в отличие от Яндекса). Естественно, gmail находится в десятке, т.к. он чисто объективно должен находиться там, как один из крупнейших эмейл-сервисов.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Kearo

Одно дело свои сервисы по целевым запросам пихать, или даже скрывать значек рекламы

Но UGC от бабы Шуры с третьего подъезда выдавать за мнение эксперта это как-то так себе стратегия

Яндекс медленно но верно идёт по пути Рамблера

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда