Августовские апдейты в «Яндексе»: что вообще происходит
Вероятно, многие, кто отслеживает видимость своих проектов в поисковых системах, столкнулись с тем, что в середине августа в «Яндексе» произошли сильные изменения в ранжировании.
Вот пример того, как это выглядело:
Мы попытались разобрать вероятные причины таких изменений на конкретных примерах и поделиться ими с вами.
«Яндекса» стало больше в топ-10
Если раньше сервисы «Яндекса» в основном показывались в десятке как дополнительная позиция («примесь»), то в августе сервисы стали занимать одну позицию в топ-10, тем самым снижая присутствие других сайтов.
В некоторых коммерческих тематиках присутствие сервисов «Яндекса» меняется от апдейта к апдейту:
Стоит отметить, что зачастую Яндекс показывает в высшей десятке сервисы «Яндекс.Район» и «Яндекс.Знатоки», которые вряд ли могут ответить на запрос пользователя.
Вполне вероятно, что «Яндекс» тем самым делает замеры метрики PFound — вероятности нахождения релевантного результата в поисковой выдаче.
Изменения весомости текстовых факторов
До обновления 24 августа ситуация с текстовыми факторами была вполне логичной и понятной: прослеживалась чёткая зависимость ранжирования от наличия и объёма контента.
В апдейт 24 августа группы документов с наличием и объём контента показали разнонаправленную динамику видимости: рост (или слабое падение) документов без контента или с меньшим объёмом символов и, соответственно, падение документов с контентом или с большим объемом.
В результате таких изменений ранжирование групп документов с контентом и без по метрикам %«WS»10 и % PTraf на исследуемом проекте сравнялось, по другим метрикам — разница стала меньше.
Аналогичная (разнонаправленная) динамика прослеживается и для групп документов с разным объёмом контента: рост (или падение слабее) показали документы с меньшим объёмом контента.
Аналогичная ситуация с ранжированием документов, имеющих разный объём отзывов.
Изменения в учёте поведенческих метрик
Для разбора был выбран реальный проект коммерческой направленности (не интернет-магазин), который сильно вырос по видимости в период 20-24 августа 2019 года.
Динамика видимости проекта в «Яндексе»
Важные особенности проекта:
- Отслеживается репрезентативное семантическое ядро (свыше 30 тысяч запросов и 1500 документов).
- Страницы-проекты сделаны по одному формату или шаблону, то есть у страниц нет свойств или признаков, которые могли бы меняться в зависимости от документа.
- За последние три месяца на проекте не проводилось никаких работ ни по SEO, ни по продуктовой части.
Учитывая вышеприведенные особенности, можно сделать вывод, что сильные изменения:
- Ее статистические погрешности и не баги «Яндекса».
- Не связаны с изменением свойств документов (не менялся контент или ассортимент, не добавлялись отзывы).
- Не связаны с работами на проекте.
В этом случае логическим решением будет проанализировать динамику документов с плохим и хорошим поведением, так как «Яндекс» неоднократно подчёркивал, что поведенческие факторы — один из основных факторов ранжирования.
Подтверждение этому — до августа ранжирование документов на проектах очень чётко зависело от длины пользовательской сессии. Чем лучше вовлечённость, тем лучше ранжирование.
В апдейт 24 августа наиболее значимый рост на проекте показывают документы, где длиннее пользовательская сессия, то есть документы с условно «хорошим» поведением. Документы с условно «плохим» поведением тоже показывают рост, но значительно слабее.
Полученные данные можно было бы интерпретировать как очередной глобальный апдейт поведенческих метрик в «Яндексе» и продолжать работать над сайтом, повышая вовлечённость пользователей для роста видимости или трафика.
Но наша команда аналитиков продолжила наблюдать за проектом и почти спустя месяц мы сравнили текущее ранжирование проекта с тем, что было до роста 24 августа. Мы увидели, что в течение месяца (после 24 августа) проект постепенно проседал по видимости и на 16 сентября имеет почти такую же видимость, как и до 24 августа.
Далее мы проверили, что же произошло с видимостью групп документов с условно «плохим» и «хорошим» поведением. Всё поменялось с точностью до наоборот.
Этот анализ позволил нам сделать вывод о том, что для исследуемого проекта (и тематики в целом) «Яндекс»:
- Почти на месяц повышал или понижал значимость поведенческих факторов, чтобы, к примеру, оценить весомость других факторов.
- Включал рандомизацию выдачи (так называемого «бандита»), искусственно завышая или занижая ранжирование документов с условно «плохим» или «хорошим» поведением.
В подтверждение гипотезы про изменения значимости поведенческих факторов приведём наблюдения на других проектах.
На одном из проектов у нас есть два типа документов, которые обладают и не обладают определённым свойством. Наличие такого свойства на документах сильно повышает вовлечённость пользователей и до августовского апдейта это давало сильно лучшее ранжирование.
В апдейт 24 августа лучшую динамику показали документы, не обладающие свойством, то есть документы с условно «плохим» поведением.
Стоит отметить, что документы с условно «хорошим» поведением, то есть обладающие свойством, по-прежнему ранжируются лучше, но разница сократилась.
Данный пример может служить ещё одним подтверждением того, что в течение августа «Яндекс» производил манипуляции с весомостью вклада поведенческих факторов в ранжирование.
Про другие выводы августовских апдейтов мы напишем в следующих выпусках. Следите за обновлениями 😉
Илья Василенко, ведущий аналитик платформы Seowork.
Яндекс-знатоки - это же, по сути, такие Ответы-мейл.ру, где люди развлекаются да рейтинги всякие набирают. Но Яндекс теперь подсовывает этот мусор в поиске. Официальная версия - мы типа знание людям выдаем. Реальная причина - клики сами на себя собираем, зачем их другим отдавать.
Яндекс старается в знатоках выделять действительно полезные ответы. Также вы можете сами влиять на полезность ответов.
Лучше пусть будут знатоки, чем очередной сайт, где вся информация эта копипаст с других сайтов-копипастов.
Ключевое слово - "старается". Сам подход Яндекса "это лучше, потому что наше" (который прослеживается еще с незапамятных времен) удручает. Я даже не знаю, смеяться или плакать, когда наблюдаю такое на выдаче http://prntscr.com/pagggl Скорее, просто становится грустно, от понимания, в насколько "слаборазвитой" (в конкретно этом плане), с точки зрения человеческих взаимоотношений и законов, стране мы всё-таки живём: бизнес (в данном случае - яндекс) не уважает ни свою аудиторию, ни экосистему, в которой он находится; государство, при этом, контролирует только специфичные аспекты, где есть "интерес". Дикий лес, в общем.
Гугл тоже та еще акула, и не идеален, но ощущения такого отношения и откровенных плевков на окружающих не создает.
И кстати, для собственной выдачи и сервисов у Яндекса одни принципы (зеркало рунета и прочее бла бла бла, снимающее любую ответственность), а как только нужен "залезть" в чужую экосистему (читай - дать пользователям смартфонов возможность "выбора"), так принципы резко становятся другими - и снова выгодными Яндексу.
Вы странный. Вполне логично, что собственные сервисы ПС старается продвинуть вверх по выдаче, вас же не удивляет, что по запросу ПОЧТА в топе будет почтовый сервис этой ПС. В каком плане это не уважение? Это просто бизнес.
Одно дело свои сервисы по целевым запросам пихать, или даже скрывать значек рекламы
Но UGC от бабы Шуры с третьего подъезда выдавать за мнение эксперта это как-то так себе стратегия
Яндекс медленно но верно идёт по пути Рамблера