Изучаем SEO самостоятельно: большая подборка материалов
Привет, читатель! Меня зовут Артём Сайгин, я делаю Growth Lab, проект, где я рассказываю о веб-аналитике и digital-маркетинге и делаю так, чтобы всё это стало понятным.
Cделал для вас большую подборку материалов о поисковом продвижении для самостоятельного изучения. Эти бесплатные материалы легко заменят вам платные курсы.
Также в конце статьи вы найдёте список книг по SEO, бесплатные курсы, чек-листы SEO-аудита, SEO-сервисы и расширения.
Добавляйте в закладки, чтобы не потерять.
Отмечу, что список материалов будет пополняться. Если я не добавил стоящий материал, свяжитесь со мной — добавлю.
Приступим!
Введение в поисковое продвижение
- Что такое SEO.
- Что такое SEO-продвижение сайта: основы SEO.
- Какие бывают источники трафика.
- Основные термины в SEO.
- Словарь терминов интернет-рекламы и SEO.
- Что такое SERP.
- Ответы сервера — подробная инструкция.
- Как работает поиск «Яндекса».
- Как работает «Google Поиск».
- Что такое клики, показы и позиция.
- Руководство по поисковой оптимизации для начинающих от Google.
- Индексирование сайта в «Яндексе».
- Справочник по HTML и перечисление тегов.
- Справочник по CSS и его использованию.
- Факторы ранжирования Google в 2019 году — мнение более 1500 профессионалов в SEO.
- Как определить порядок SEO сайта.
Проектирование сайта
Любая работа по созданию либо оптимизации сайта начинается с проектирования, а в случае рабочего сайта – ревизии структуры сайта.
Семантическое ядро
- Что такое семантическое ядро и как его составлять.
- Как подобрать семантическое ядро для сайта: шесть методов.
- Подбор семантического ядра.
- Как составить семантическое ядро, не обращаясь к специалисту.
- Типы поисковых запросов. Классификация и использование.
- Классификация и типизация запросов.
- Правильно собрать семантическое ядро для продвижения сайта.
- Как узнать ключевые слова конкурентов и собрать чужую семантику.
- Как провести анализ эффективности ключевых фраз в органическом поиске.
Техническая оптимизация
- Что такое техническая оптимизация сайта.
- Подробное описание пунктов технической оптимизации.
- Техническая оптимизация сайта — часть первая.
- Техническая оптимизация сайта — часть вторая.
- Как правильно задать кодировку сайта.
- Гайд: как перевести сайт на HTTPS.
- Основы HTML и базовые теги для SЕО-продвижения.
- Что такое robots.txt и как правильно его настроить.
- Как создать и настроить карту сайта sitemap.xml.
- Как настроить ЧПУ для адресов страниц.
- Редиректы и SEO — полное руководство.
- Руководство по редиректам: как их обнаружить и настроить.
- Как указать главное зеркало в Google Search Console и «Яндекс.Вебмастере».
- Как массово удалить битые ссылки с сайта на Wordpress.
- Как бороться с битыми ссылками.
- Сколько GET-параметров может находиться в URL страницы.
- Что такое внутренние дубли страниц и как с ними бороться.
- Лайфхак: как быстро найти дубли страниц.
- Как оптимизировать страницы фильтров — руководство для новичков.
- Как проверить валидность доменного сертификата SSL.
- Как оптимизировать внутренние ссылки.
Оптимизация внешних факторов
Оптимизация поведенческих факторов
Коммерческие факторы
Юзабилити
Оптимизация контента и метаинформации
- Оптимизация для новичков: HTML-теги и атрибуты в SEO.
- Оптимизация title, description, keywords.
- Оптимизация картинок и видео.
- Оптимизация контента.
- Оптимизация контента под голосовые запросы Google.
- 13 приёмов оптимизации изображений: как выйти в топ поиска по картинкам.
- Как писать и оптимизировать SEO-статьи.
- Как оптимизировать изображения.
- Каким должен быть объём текста на странице для успешного SEO-продвижения.
- Какого размера должен быть Title для успешного SEO-продвижения.
- Какого размера должен быть Description для успешного продвижения страницы.
Локальная оптимизация
Мобильная оптимизация
- Как улучшить мобильные факторы ранжирования, часть первая.
- Как улучшить мобильные факторы ранжирования, часть вторая.
- Пять быстрых мобильных форматов: плюсы и минусы с точки зрения SEO.
- Как оптимизировать сайт под mobile-first index.
- Как оптимизировать изображения на сайте для мобильных устройств.
- Какими должны быть шрифты, кнопки и цвета в мобильной версии сайта.
- Как настроить AMP на сайте.
Голосовой поиск
Санкции и фильтры поисковых систем
«Яндекс» :
Google:
SEO-сервисы и расширения
- 13 лучших плагинов WordPress для SEO.
- Гайд: Google Search Console в работе SEO-специалиста.
- О сервисе «Яндекс.Вебмастер».
- Знакомство с «Яндекс.Вебмастером»: полезные фишки и советы новичкам.
- 50 бесплатных инструментов для SEO-специалиста.
- 10 программ для создания прототипа сайта.
- 16 сервисов для работы с семантическим ядром.
Чек-листы SEO-аудита
- «Чек-лист по оптимизации сайта, часть первая: внутренние факторы SEO» от PromoPult.
- «Чек-лист по оптимизации сайта, часть вторая: юзабилити и коммерческие факторы» от PromoPult.
- «Чек-лист для самостоятельного SEO-аудита» от Ingate.
- «Чек-лист для диагностики санкций «Яндекса» и Google, блог Texterra.
- «Полный чек-лист по SEO для СМИ: что требуется знать авторам, редакторам и техспециалистам при публикации» от «Пиксель Плюс».
- «Чеклист по продвижению сайта в поисковой выдаче» от Netpeak.
- «Чек-лист по юзабилити: 200+ пунктов на проверку» блог Texterra.
Бесплатные курсы
- «Основы поисковой оптимизации» от PPC.World.
- «20 уроков SEO от А до Я» от Анны Ященко.
- «Основные принципы оптимизации сайта» от «Яндекса».
- «Основные принципы индексирования» от «Яндекса».
- «Как создать и внедрить robots.txt» от Netpeak.
- «Обучение крауд-маркетингу» от Referr.
- «Базовый SEO-аудит» от «Академии Netpeak Software».
Книги
- «Используй SEO на всю мощь! Ultimate-справочник по SEO-оптимизации» от Completo.
- «SERM: управление репутацией в поисковых системах» от Ingate.
- «SEMBOOK. Энциклопедия поискового продвижения Ingate» от Ingate.
- «Поведенческие факторы: откровения экспертов» от Ingate.
Изучаем веб-аналитику с нуля
Больше подобных статей можно читать на моём Telegram-канале Growth Lab. Пишу о digital-маркетинге и веб-аналитике.
Не забудьте поделиться с коллегами или просто с теми, кому может быть интересна эта статья.
Всем знаний!
10 лет я работаю с сеошниками. 10 лет они занимаются одной и той же хуйнёй - пересказывают одно и то же разными словами. Каждый год появляется новый персонаж-два-три на сцене, который постит откровения, которые оказываются пересказом пересказов заветов и сакральных знаний древних протосеошников.
Сеошник это такой человек, который хочет войти в айти, но не хочет учится этим вашим айтишным премудростям (код, базы, алгоритмы... вот эта вся шляпа от программирования), но хочет получать бабла как и "старшие братья по цеху". И работать он тоже не хочет. Потому что работой это назвать сложно. Он хочет денег за то что изо дня в день заменяет своей тушкой скрипт. Таких сеошников 99% (но ты не в их числе, бро).
Есть, конечно, и другие. Те кто построил на сеошке бизнес. Но их уже сложно назвать сеошниками. Это бизнесмены (без всяких негативных коннотаций), люди которые делают биз на seo, а не seo. И у них абсолютно такое же мнение по отношению к первым как у меня.
Но они этого никогда не скажут, чтобы те самые тушки сеошников чувствовали свою значимость, причастность к айти, чтобы верили что когда-нибудь они смогут также, как и они, дружелюбные дядьки что ими руководят и организовывают конфы, митапы, дринк-пати для тушек, и продолжали крутить педали с верою в глазах и искренним восхищением при встрече задавали сакральные вопросы, в ответ на которые получат все те же пресловутые ответы 10-летней давности, но будут рады им как ребенок на новый год, который получил очередную конфету. Вроде как прост конфета, но подписная!
Это вы о неправильных сеошниках ). У правильных есть конкретные цели и задачи. Если делать нормально, то результат есть. Про скрипты, возможно, правильно ;) В SEO много неавтоматизированной рутины, но она частично творческая, частично аналитическая.
Как отличить "правильного" от "неправильного"?
Только через опыт и диалог.
Т.е. чтобы самому найти правильного сео, нужно разбираться в сео?
Хороший вариант. Понимать механизм полезно. С другой стороны, с SEO-специалистом всё так, как и с другими людьми. Можно найти по рекомендации или случайно. При обсуждении задачи вы делаете выводы (доверяете ли вы собеседнику, комфортно ли общаться и т.д.). "Правильный" SEO-специалист готов "обучать пользователя", т.к. заинтересован в положительном результате, поэтому обоснование работы, разъяснение, консультирование - обычная практика (часто - бесплатно в ущерб своему времени).
Сложно сделать выводы по разговору. Рассказывать сказки все мастера, а учитывая что реальный эффект будет через месяцы, проверить можно только ввалив N денег в его зарплату и выполнение поставленных задач. А потом как в анекдоте "Ну не шмогла я".
И ни один не готов гарантировать результат договором, даже при прописывании точного условия выполнения заказчиком всех рекомендаций.
Отмазки 2:
1. Заказчик сам дурак и что-то не так сделал как совететовали.
2. Поисковые системы всегда меняются, новые алгоритмы и блаблабла.
Очень смахивает на инфоцыган.
Причём как индивидуалы, так и достаточно крупные студии.
Комментарий удален модератором
Вы, как сеошник, готовы прогарантировать достижение результата договором и своими деньгами?
Комментарий удален модератором
Удивительно как Вы говорите за меня, совсем меня не зная. :)
Я, как собственник, немножко понимающий в процессах, предоставлял команду из разработчиков и авторов "в теме", и картбланш: делайте всё что считаете нужным. Любые изменения шли только через согласование с seo. Бюджет всего этого представляете? Это всё зарплаты и накладные расходы.
По факту, это расслабляет исполнителя до уровня сымитировать бурную деятельность, хапнуть и свалить. К сожалению. В итоге слив нескольких млн и отсутствие результата, того самого, о чем я не представляю с Ваших слов в п1 – целевого трафика по заранее согласованному на старте СЯ. И тут начинаются виляния про алгоритмы и прочая лапша. СЯ было? Было. Где результат?
Тут обычно мне в обсуждениях говорят мол сам виноват, выбирал неправильных сео.
А как правильных выбрать все скромно умалчивают. Типа читайте отзывы. Думаете я не читал? Ещё как. Толку-то, ведь результат виден спустя месяцы.
Имеет ли право сео думать про заказчика то, что Вы перечислили в 1-4. Вполне. Поэтому, только договор, жёстко связывающий ОБЕ стороны в исполнении своих обязательств.
Если заказчик пролюбился, то сам и виноват. Но если сео потратил время и деньги моей команды, а сам из тех кто не может, то будь любезен отвечай.
И вот тут начинается самое интересное, 9 из 10 при слове "договор" разбегаются кто куда.
Вам респект.
Комментарий удален модератором
500-700 в год это как? Сео получает зарплату, а остальные за идею работают?
Зп сео+зп разработчика + расходы на контент, на круг 200 в месяц * на 6 месяцев – средний срок обещаний до результата. Так всё и ушло вникуда. Мало того что не сделали лучше, ещё и дров наломали, стало гораздо хуже, чем до их вмешательства. Теперь расходы на сео неподъёмны, сам разбираюсь.
Обращусь, спасибо.
Комментарий удален модератором
Вы не так поняли, команда была моя, которая реализовывала ТЗ от сео.
Как заказчику "вникнуть" в ТЗ, которые идут потоком, и оценить их целесообразность? Гуглить каждое его предложение?
И в чём разница между "вникнуть" и изучить, т.к. Вы разделяете эти понятия?
Вы когда к доктору идёте, вникаете в его профессию, чтобы понимать рекомендации по лечению?
Комментарий удален модератором
У меня свой проект и команда из разработчиков, копирайтеров и дизайнера. Долгие годы мы разрабатывали его как СДЛ (в сео терминологии), не вдаваясь в сеошные моменты, всё росло в натуральную. В какой-то момент вышли на плато и я решил что раз стоим и по сео ничего не делалось, привлечение профессионалов по сео даст дальнейший рост.
Выбрал, начались работы, поток ТЗ. Соответственно моя команда была переключена на решение поставленных сео задач. И решала их.
На вопросы "когда будет результат", получал ответ что проект большой, всё это небыстро и надо ждать до полугода. В итоге, стало гораздо хуже, в какой-то момент трафик начал падать, чего не было ранее. Ждите, это гугл обновляет ссылки/позиции, статьи сначала попадут в индекс, потом будут подниматься ещё несколько месяцев, потом мы их дожмём ссылками, блабла. Дождались до катастрофы, почти угробили проект.
Почти, потому что я всех разогнал и стал аврально сам изучать seo. Удалось исправить ряд ошибок и стабилизировать ситуацию, но надо отыгрывать назад, а как – это большой вопрос.
Что я сделал не так? Вопрос риторический. Доверился профессионалам? Нужно было самому становиться seo? Заодно самому становиться программистом и копирайтером, и дизайнером. А ещё врачом и строителем до кучи. Мне специалист показывает тут ошибка, надо исправить, пускаем в работу. А некоторые фиксы занимают недели работы разработчика. И так по кругу.
Вы когда берёте проект в работу, это не так происходит?
Я вижу все операции, которые происходят. Но! Оценивать их целесообразность и траты времени и сил (и как следствие денег), может только специалист, который глубоко знает вопрос. СтОит ли менять этот процесс, оптимизировать этот скрипт, писать такую статью с такими ключами и т.п., или это пустое.
Комментарий удален модератором