Что должен уметь современный SEO-специалист

Какие навыки и знания нужны специалисту сегодня и где их получить.

Современного SEO-специалиста можно назвать digital-героем. Он знает, как работают поисковые алгоритмы, умеет составлять стратегию продвижения, владеет знаниями в маркетинге и дизайне, а ещё прекрасно взаимодействует с другими специалистами и клиентами.

Лидер направления SEO в Serenity Виталий Листопадов рассказал о важных навыках в этой профессии и том, где их получить.

Базовые знания SEO

Как и любой специалист, SEO-шник должен обладать базовыми знаниями в своей области. «База» — теория о поисковых алгоритмах, фильтрах и факторах ранжирования, а также практические знания.

Например, даже младшему специалисту нужно уметь провести технический аудит сайта, составить грамотное техническое задание, а также собрать и кластеризовать семантику.

Где получить базовые знания

Получить базовые знания SEO-специалисту можно самостоятельно.

  • Основы создания и продвижения сайтов найдёте в лекциях Дмитрия Шахова.
  • Про кластеризацию запросов узнаете от Александра Ожгибесова на его YouTube-канале.
  • Любые вопросы по оптимизации зададите на форуме Searchengines. Он сделал специальную ветку для вопросов от новичков.
  • Новости отрасли и полезные статьи от специалистов читайте на сайте SEONews.

Когда мы подбираем новых специалистов, мы обращаем внимание на базовые знания, которые можно получить самостоятельно — через курсы и вебинары. Спрашиваем про последние тенденции в сфере, а также смотрим на умение взаимодействовать со специалистами других отделов.

Виталий Листопадов, лидер направления SEO в Serenity

Стратегия

Базовых знаний для продвижения недостаточно. Помимо них, важно уметь формировать стратегию. Работа без грамотной стратегии, а именно — бездумное удаление дублей, слепая покупка ссылок и обновление текстов — скорее навредит сайту, чем поможет. Не зная особенности бизнеса, невозможно провести качественную оптимизацию.

Выбор инструментов и бюджета. Для работы над стратегией специалист должен грамотно подбирать методы достижения целей и определять бюджет на оптимизацию. Здесь важно учитывать возможности клиента и формировать бюджет индивидуально.

Например, если нужны качественные статьи, то ищем хорошего автора, а если простые описания товаров, то берём копирайтера на аутсорсе. То же самое с внешними площадками — анализируем ссылочный профиль клиента и конкурентов и формируем приблизительный список площадок с ценами.

Анализ. Для создания стратегии есть шаблоны, но в идеале она формируется индивидуально. Для этого SEO-шник должен уметь анализировать. Специалисту необходимо понимать продукт и то, как его продвигать, поэтому нужно провести анализ:

  • Бизнеса клиента — уточнить особенности бизнес-модели, маржинальность отдельных групп товаров или услуг.
  • Сайта клиента — оценить удобство работы, скорость, тексты, код.
  • Потенциальных покупателей — нужно понимать их потребности и модели поведения.
  • Спроса — оценить сезонность.
  • Проанализировать сайты и каналы продвижения конкурентов.

Текстовый анализ. Для оценки текстов существуют специальные сервисы — «Главред», Advego, Content watch.

Анализ поисковой выдачи. Кроме этого, для формирования стратегии SEO-специалист исследует поисковую выдачу. Для этого нужно уметь использовать сервисы сбора позиций — например, Topvisor или Allpositions. А также сервисы анализа ссылочного профиля — Ahrefs, Majestic.

Например, для работы над SEO-стратегией для клиники пластической хирургии я изучил, какими услугами пользуются молодые девушки, а какие популярны среди аудитории постарше. Так я понял, как анализировать спрос в поисковиках, какие посадочные страницы нужны.

Как научиться формировать SEO-стратегию

Для создания стратегии нужно обладать и маркетинговыми знаниями — их можно получить, читая vc.ru, Spark и Cossa. Например, материалы о простых стратегиях SEO-оптимизации в 2019 году, а также о современных тенденциях создания стратегий.

UX — работа с юзабилити

При работе над оптимизацией следуйте правилу: «Неудобным сайтом пользоваться не будут». Удобство пользования — это работа с юзабилити сайта. Это нужно, чтобы посетители сайта конвертировались в покупателей.

На основании UX-аудита специалист формирует технические задания для дизайнера, разработчика и верстальщика.

Поведенческие факторы. SEO-подход к оценке UX складывается на основе показателей отказов, глубины просмотра и времени на сайте. То есть специалист должен уметь пользоваться «Вебвизором» и картой кликов, чтобы анализировать взаимодействие и навигацию пользователя по сайту.

Коммерческие факторы. Кроме того, для успешной оптимизации необходимо обращать внимание на коммерческие факторы: ассортимент, цену, формы заказа, оплату, акции и гарантии.

Например, в мобильной версии сайта клиники пластической хирургии мы закрепили шапку сайта, чтобы пользователь всегда видел меню и контакты клиники. Сделали номер телефона кликабельным, чтобы у пользователя была возможность сразу позвонить — так повысили конверсии со звонков.

Где получить UX-знания

Развивайте наблюдательность и внимательность, чтобы прокачаться в UX. Например, оценивайте все сайты с профессиональной точки зрения: удобство, количество и качество контента, структура, подача и формы обратной связи. Стоит обращать внимание на крупные развлекательные сайты — у них в плане UX многое продумано. Например, у сайта «Кинопоиск» удобный поиск по фильмам.

Также можно читать исследования по дизайну. Например, по привлечению мобильного трафика, взаимодействию пользователя с сайтом и психологии цвета.

Ещё есть интересный YouTube-канал «Дизайн-патруль», где можно найти рецензии на известные сайты.

Современный SEO-шник — это и аналитик, и дизайнер, и стратег. Он должен знать базовые принципы вёрстки и HTML, а также иметь технические и маркетинговые знания.

Кроме того, настоящий профессионал постоянно учится, ведь сфера быстро развивается и меняется. Не менее важны и коммуникативные навыки, так как нужно уметь общаться с командой и правильно ставить ТЗ — от этого зависит результат оптимизации.

Виталий Листопадов, лидер направления SEO в Serenity
0
82 комментария
Написать комментарий...
Николай Лискин

СЕО выдохлось. Никто уже в него не верит. Поисковики уже давно начали понимать что не нужно писать на каждый "утюг" уникальное описание, вполне достаточно стандартного с сайта производителя, а сэкономленные на СЕО средства можно подарить гуглояндексрекламе и ты в танцах

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Progside

SEO - это не святой Грааль) да как и любой инструмент диджитал-маркетинга в принципе. все зависит от задачи решаемой с помощью маркетинга) я лично топлю за использование всех каналов привлечения трафика, но, согласен, стоит заниматься таким обдуманно) золотые горы не появляются просто так

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Пока первые строки занимает рекламная выдача, а в контекстной сети можно ловить клиентов менее трёх рублей заниматься СЕО ну очень просто дорого. Плюс не нужно забывать что практически все производители всего и вся начали выпускать обновление моделей своей продукции с такой скорость что поисковые пауки не успевают обходить сайт как уже вышло что либо новое. Пустая трата денег... Вы всё ещё утишаете себя, а пора браться за голову

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Это что за сфера, где клик менее трех рублей? Продажа айфонов в аулах Ингушетии?
В недвиге, ремонтоотделке клик за 200 иногда переходит и очередь из компаний в контексте, при это качество такой аудитории сильно ниже сео-трафа.
Хотите биться с ними за клик и кормить Яшу? Он будет только рад.

А так 30-40% сео-трафа на сайт оказываются дешевле вложений в контекст и даже в таргетинг по Инсте, чье КПД сильно ниже.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Интернет магазин, точнее несколько, разных тематик. Трафик отличный на хорошие предложения. По органике мы тоже высоки, но пока конкурент покупает верхние строчки мы также будем пользоваться этим способом. Правильно настроенная компания будет сильно экономить бюджет

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Это очень странно, для онлайн-ретейла, там в регионах ставки невысоки, но не 3-5 рублей, тем более в топе.
Как бы хорошо не настроена была кампания, тем более с конкурентами рядом.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Прочитайте пожалуйста внимательно, до трёх рублей у нас ставки в КМС и РСЯ, на поиске естественно дороже

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

А, ну КМС и РСЯ тогда другое дело!

Ответить
Развернуть ветку
79 комментариев
Раскрывать всегда