«Опора России» пожаловалась в ФАС на Booking.com из-за невыгодных условий договора с гостиницами Статьи редакции

Ранее антимонопольная служба уже выдавала предписание сервису, но бизнес недоволен формулировками решения.

  • «Опора России» обратилась в Федеральную антимонопольную службу с просьбой запретить Booking.com B.V. навязывать гостиницам невыгодные условия договора, по которому партнёры не могут сдавать номера на других сервисах или на своих сайтах по более низким ценам, чем на Booking.com. Об этом сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо ассоциации.
  • Соглашение о соблюдении паритета цен не позволяет отельерам развивать прямые продажи и продвигать собственные объекты, считают авторы письма. Кроме гарантии на самую низкую цену гостиницы должны платить сервису комиссию, которая может превышать 30% от цены бронирования.
  • При этом гостиницы вынуждены принимать соглашение, поскольку на долю Booking.com приходится около 70% запросов на бронирование в России, пишет издание.
  • В феврале 2019 года «Опора России» уже обращалась в ФАС с жалобой на невыгодные условия Booking.com. Регулятор вынес решение в ноябре и потребовал от сервиса в течение месяца исключить пункт о соблюдении паритета цен из соглашений с российскими гостиницами. 30 декабря ФАС возбудила дело против Booking.com из-за невыполнения требования.
  • В письме «Опоры России» отмечается, что в предписании ФАС, выданном в ноябре, говорится о запрете паритета цен только в отношении третьих лиц, то есть служба потребовала от Booking.com не запрещать гостиницам бронировать номера по более низким ценам только через другие системы бронирования.
  • ФАС выбрал такую формулировку именно потому, что другие системы бронирования выступают прямыми конкурентами Booking.com, а с сайтами самих гостиниц сервис не конкурирует, поэтому эти отношения не входят в компетенцию ФАС, объяснил партнёр юридической компании НАФКО Павел Иккерт.
0
123 комментария
Написать комментарий...
Alexey R

"При этом гостиницы вынуждены принимать соглашение, поскольку на долю Booking.com приходится около 70% запросов на бронирование в России, пишет издание."

А вот не принимали бы соглашения, и не было бы 70%.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Giniborg

Таким образом можно не покупать бензин "... и не было бы в нем 70% акциза"

Букинг "почти монополист" на российском рынке, я вот, как потребитель, сходу врядли назову альтернативу без "гугления".

Ответить
Развернуть ветку
Murat Oshroev

«я вот, как потребитель, сходу врядли назову альтернативу без "гугления" - а это разве проблема букинга? 

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Giniborg

Скажем так, это проблема их конкурентов. Друзья, занимающиеся гостевыми домами (за пределами московской области), в первую очередь прибегают к услугам букинга, т.к. оттуда "клиент идет", а вот с других ресурсов нет.

Ответить
Развернуть ветку
Murat Oshroev

Поэтому надо угробить букинг? У друзей тогда клиентов будет вал?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Giniborg

Прочтите внимательней комментарий на который я отвечал и что ответил.

Я не занимаю ни чью позицию. Человек написал что "Если не заключать с букингом договор то все станет ок и условия договора станут нормальные". Мой  коммент был о том что это так не работает.

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Извините, но какой-то неожиданно идиотский вывод вы сделали из информации о том, что букинг монополист. И не получится, как написал Алексей, просто взять и игнорить его.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Giniborg

Что идиотского в том, что если большАя часть твоих клиентов из букинга и отказываясь от Бу ты отказываешься от части прибыли (которая может являться критической на определенных этапах развития)?

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Вот эта часть видимо:

большАя часть твоих клиентов из букинга и отказываясь от Бу ты отказываешься от части прибыли (которая может являться критической на определенных этапах развития)?

Похоже на выстрел в ногу, чтобы узнать истечешь кровью или нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Giniborg

Возможно я непонятно выразился, но я НЕ утверждал что всем нужно отказаться от букинга. Я сказал что так не получится. Видимо вы неправильно поняли мой комментарий.

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Да вроде правильно вас понял. И сам я не собираюсь отказываться от букинга. В общем-то поэтому и отели не смогут так просто отказаться от него.

Мне конкретно не понравилось предложение Мурата угробить компанию, как альтернатива монополии. 

Ответить
Развернуть ветку
Murat Oshroev

Где вы увидели мое предложение угробить букинг?

Ответить
Развернуть ветку
Mika

В вашем комментарии

Ответить
Развернуть ветку
Murat Oshroev

Извините, могли бы подробней раскрыть свой комментарий, не переходя на личности?

есть масса иных ресурсов, которые являются прямыми конкурентами, но у которых хуже с привлечением клиентов. Друзья Алексея хотят их на халяву получать, обвиняя букинг в монополизме. 

может я чего-то не понимаю и не вижу? Расскажите

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Что именно объяснить? Что компания занимает монопольное положение несмотря на то, что кто-то отгрыз несколько процентов пирога. Ну это скучно. 

Ответить
Развернуть ветку
Murat Oshroev
Ответить
Развернуть ветку
Joe cocker

И в чем проблема?

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Предложенный вариант не будет работать. Потому что можно сказать, что букинг монополизировал бронирование отелей. У отелей не получится просто незамечать его. Но слово проблема употребили именно вы.

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

Он монополизировал привод клиентуры. Предложить гостю скидку на повторное бронирование с вычетом услуг букинга однако же никому в голову не приходит. Этож шевелиться надо, СRM , вот ето всё...

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Повторные бронирования напрямую очень даже предлагают. Только с чего бы за вычетом комиссии букинга? Это похоже на какую-то временную акцию. И вероятно букинг будет очень ей не рад.

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

ну условно, просто со скидкой, чтобы привлечь клиента. Иначе нахрена мне бронировать номер на "следующий приезд через месяц" за те же бабки, что я получу через букинг?

Ответить
Развернуть ветку
Joe cocker

Если отелям из России не нравится букинг, то они могут там не размещаться. И Букинг не монополизировал рынок. То что клиенты находятся там, говорит о его удобстве для клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Mika
Если отелям из России не нравится букинг, то они могут там не размещаться.

Нет, это так не работает. 

И то, что клиентам нравиться booking совершенно не значит, что он не монополизировал рынок. Более понятный пример аналогичной монополии Avito.

Ответить
Развернуть ветку
Joe cocker

Это именно так и работает. Не нравятся условия - не пользуешься сервисом. Остальное - это попытка навязать свои условия сервису через госорганы под слёзы о том что плохие иностранцы давят отечественных отельеров

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Нет, между этими двумя вещами есть много всего. Но вы в принципе не видите угрозы в монопольном положении компаний.

Ответить
Развернуть ветку
Joe cocker

Что за мантра букинг монополизирует рынок?
А поисковики? Гугл монополизирует? Ведь в нем релевантный результат найти проще чем в яндексе.
Кроме букинга есть Expedia, Airbnb, сайты отелей и даже Agoda (хоть она и в группе букинга, но цены и предложения там отличаются). Если не нравятся условия букинга - можете не размещаться. А отели умеют только что-то пытаться запретить своими жалобами в госорганы

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Да, гугл монополист на рынке поиска в нескольких странах. Удивительно вообще, что вы вопрос этот задаете. Если кроме доминирующей компании на рынке кто-то отгрыз 2-3% пирога, то это мало что меняет. 

И нет, это не мантра, это очевидный факт. Проверить можно просто погуглив доли рынка в картинках.
Забавно, что даже выражение "нагуглить" уже говорит, что гугл монополизирует не только поиск. 
С букингом все аналогично.

Ответить
Развернуть ветку
Коля Зуев

И hotels.com например. А Эйрбнб так вообще все (вроде бы) таксы сразу конечному клиенту выкатывает

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Это проблема общества, сдерживать монополии во всех сферах экономики, чтобы предотвратить застой и упадок.

Ответить
Развернуть ветку
Murat Oshroev

Монополия - это когда про газ в стране. У букинга масса конкурентов, как прямых, так и косвенных. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Газ тоже не только газпром добывает, и не только у газпрома вы можете его купить.

Дело не в количестве конкурентов, а в доли рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Murat Oshroev

Купить газ можно только у Газпрома. 

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Нет, не только. Но Газпром не лучший пример. Лучше вспомнить про Avito. Они практически монополизировали не просто рынок б.у. вещей, а можно сказать целую область жизни людей. Да, есть Юла и еще несколько игроков, но если вы хотите, что-то продать, то вы вероятнее всего пойдете на Avito. 

Возможно пока это не проблема, но нельзя отрицать угрозу от монополий, даже от таких классных.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pakhomov

Не вижу ничего плохого в монополии авито. Если надо купить/продать айфон, то идёшь туда и всё. А вот в случае с машиной надо разместить и на авто.ру и на дром.ру и ещё черт знает куда бежать. Да, они могут диктовать цены на доп услуги, но 99.9% людей просто размещают своё объявление бесплатно и им пофиг.

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Так вы в принципе не видите угроз от подобных монополий. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Купите газовый баллон и заправляйте его на заправках, где продают сжиженный газ добываемый разными компаниями, например лукойлом.

Ответить
Развернуть ветку
Murat Oshroev

Но я не хочу, тк мне удобней покупать у газпрома, тк он вложился в трубу до моего дома. Понимаете?

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Так а почему вам при монополизации рынка должно быть неудобно то? Вы похоже теплое с мягким путаете.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Т.е. газпром по вашей системе не монополист? Просто вам удобнее?

Ответить
Развернуть ветку
Murat Oshroev
Ответить
Развернуть ветку
Mika

Ну надо сказать эти монополии стараются удовлетворить потребности как можно лучше и дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

30% у того же букинга это уже не дешевле, а если они 50% начнут брать?
 

Любая компания всегда стремится к увеличению собственной прибыли, а не удовлетворению ваших потребностей. Только конкуренция способна сохранять баланс интересов.

Ответить
Развернуть ветку
Mika

К увеличению прибыли через удовлетворение потребностей. А если будет 50%, то лидер в выдаче гугла быстро поменяется.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Не поменяется, платить будут гостиницы, а вы будете продолжать думать какой букинг бесплатный и хороший.

Почитайте почему в развитых страна стали бороться с монополиями и поймете почему они развитые.

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Очень быстро поменяется. Вам бы перестать читать ваши устаревшие книжки.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Покажите свои книжки? Есть примеры из жизни? Почему 30% это не повод поменяться? По мне, так и 3% было бы букингу с головой за сервис.

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY

Так он, в некоторых случаях и получает 3%, а все остальное тратит на привлечение клиентов. Однако, глупые и жадные отельеры этого не хотят понимать.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Если он стал дефакто монополистом и ограничить его монополию нет технической возможности, то тогда его надо принудить исполнять антимонопольное законодательство, по которому монополия должна документально обосновывать свой тариф.

Я не наблюдаю какой-то особой рекламной активности букинга, его текущая активность не превышает тех редких конкурентов которые у него остались, может даже меньше.
Все говорит о том, что букинг почует на лаврах, об этом косвенно говорит тот факт, что они пропустили airbnb, только сейчас пытаются заниматься и квартирами тоже.

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY

Здесь я с Вами согласен. Если Букинг покажет, куда уходит комиссия, то может отельеры, наконец, поймут, почему она не может быть 3%

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Ну давайте от простого Питер Тиль "от 0 к 1". 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Хорошая книга, согласен, только не припомню где там написано о том, что монополия упадет сразу как только повысит расценки?

Почему 30% для вас немного? А 50% уже много?  

Ответить
Развернуть ветку
Alexey R

Так он монополист ровно потому, что все знают, что у него есть все гостиницы по самым низким ценам. Т.е. благодаря этим же самим гостиницам, которые соглашаются на кабальные условия.

Букинг победил на открытом рынке, все по-честному. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Standart oil тоже победила на открытом рынке...

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Нет, не из-за цен. Точнее совершенно не только из-за них. Но какая в данном случае разница по честному или нет? Предложенный вами вариант все равно работать не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

airbnb, ostrovok вам гуглить надо?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Giniborg

Я не заядлый турист. Самое забавное что знаком с данными ресурсами, но при вопросе "сходу" в голове только букинг. В чем причина? Рекламная политика или особенности восприятия - вопрос риторический, но клиент голосует рублем.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Z.

ну хз, ездил в командировку как то по рф - брал через островок, хотя до этого пользовался букингом для отелей для отдыха зарубежом. может топам островка меньше кушать и больше рекламироваться, что бы в голове появлялись?

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Вот поэтому и монополия. Booking знают, а остальное гуглят.

Ответить
Развернуть ветку
120 комментариев
Раскрывать всегда