Как мы помогли создать сеть минимаркетов готовой еды с помощью бота-приложения в мессенджере

Приветствую вас, vc-читатели!

Для начала представлюсь. Меня зовут Волкоедов Андрей. Я основатель, идейный вдохновитель и основной «продвигатель» стартапа TechBotTeam. Это не первый мой стартап, так что принципы: минимум расходов, максимум полезности, MVP, быстрая проверка гипотез — наше всё

​Холодильник зол. так как его не выбрали для NRGFOOD POINT :)

В этой статье я расскажу о нашем кейсе “Приложение в мессенджере/бот для сети вендинговых аппаратов NRGFOOD POINT”. Поделюсь своими мыслями о современном подходе к решению проблем заказчика, нелюбви к разработке бесполезных приложений и сервисов, а также подходами применяемыми нами при разработке собственных сервисов на базе мессенджеров.

Вводная часть.

Я не просто так написал выше “приложение в мессенджере/бот”, так как для себя сложил четкое представление об отличии чат-ботов и приложений в мессенджере:

Чат-бот - инструмент общения с клиентом для принятия заявок, тех.поддержки, FAQ, воронки продаж и т.д. В общем то что помогает бизнесу упростить и автоматизировать общение с клиентами.

Приложение в мессенджере - инструмент решающий конкретные задачи бизнеса с помощью связей различных сервисов, распределения ролей, функций чат-ботов и т.д. где мессенджер выступает frontend’ом , “мордой”, для взаимодействия пользователя с бизнесом.

У создания “приложения в мессенджере” перед классическими приложениями на Android/iOS, есть несколько неоспоримых преимуществ:

  • Нет необходимости создавать frontend. Что в свою очередь приводит к удешевлению и повышению скорости разработки. А также для пользователя нет необходимости привыкать к новому интерфейсу;
  • Быстрая проверка гипотез. MVP от идеи до запуска можно подготовить за несколько часов;
  • Быстрая возможность внесения изменений в логику, тексты, структуру;
  • Нет никаких согласований с Google Play или App Store;
  • Пользователю не нужно ничего устанавливать на смартфон, так как он 100% имеет хотя бы один установленный мессенджер. Здесь даже не надо приводить статистику, просто посмотрите в свой смартфон. У 100% читателей этой статьи установлен один, а скорее даже 2 или 3 мессенджера: FB, VK, Telegram, Viber, Whatsapp. Опускаю менее популярные;
  • Из пункта выше следует: пользователь не тратит “драгоценную” память своего аппарата на приложение, которым он не будет пользоваться каждый день.

Преимущества можно придумать еще, можете попрактиковаться в комментариях, с удовольствием поддержу беседу:) Еще должен сделать оговорку, кто-то уже возможно внутри возмутился: все преимущества в “скорости” и “сложности/простоте” актуальны, если ботов вы пишите с помощью платформы. Мы как раз так и поступаем :)

Увидев и осознав эти преимущества я и решил делать стартап по разработке приложений в мессенджерах. К слову, Китайцы поняли это уже довольно давно, со своим WeChat.

Кейс “NRGFOOD POINT”

NRGFOOD POINT - сеть микромаркетов готовой еды. Новый формат вендинга корпоративного питания.

Презентация вендинга: http://bit.ly/NRGFOODPOINT_presentation

Задача: Создание автономной точки продаж готовой еды, с возможностью оплаты клиентом на месте. Интеграция с 1С.

"Обычное" решение: Приложение под Android и iOS + холодильник с электронным замком, сканером штрих-кодов и кассовым оборудованием.

Наше решение: Приложение в мессенджерах Telegram и Viber, с возможностью сканирования, оплаты и интеграции с 1С.Холодильник без какого-либо замка.

Первая итерация.

Отдельное спасибо владельцу и Генеральному директору NRGFOOD Андрею за веру в “нераскрученные” технологии :)

Собственное решение, в том виде как оно написано выше, пришло не сразу. Было только общее представление о возможности реализации решения. Поэтому, как всегда, первым шагом было вооружиться карандашами и бумагой для отрисовки Mockup’а. После “ручной” отрисовки всегда следует этап переноса Mockup’а в электронный формат, тут отлично помогает сервис draw.io.

​Пример нашего Mockup в draw.io

Учитывая наш принцип “только функционал” решение с виду получилось очень простым. Попадая в бота клиент видит только две кнопки “Сканировать” и “Инструкция”,которая также в итоге приведет к “Сканировать”. После сканирования товара появляется его описание и цена, далее следует оплата товара.

Все так просто потому что основное назначение бота NRGFOOD - возможность определить товар и произвести за него оплату. Эти функции мы перенесли с торгового оборудования, которое предлагалось установить в “обычном” решении, на смартфон пользователя.

Описали, отрисовали, а дальше надо было определиться как будем сканировать QR и штрих-коды, как взаимодействовать с 1С и через какой сервис принимать платежи.

Сканирование - ABBY cloud ocr sdk. Выбрали этот вариант для старта, так как есть некоторое количество бесплатных сканирований и есть возможность работать через API. Забегая вперед скажу, сейчас уже отказываемся от ABBY в сторону собственного решения. ABBY периодически отваливается на короткие промежутки времени, да и “бесплатного” уже не хватает.

- У каждого холодильника в 1С создан свой склад. Т.е. фактически мы имеем “физический склад” - холодильник и его “виртуальную” копию - склад в 1С. Бот принимает из 1С инфу о названии товара, описании и его цене и передает обратно информацию о его покупке. И так мы получаем в 1С информацию о заполненности всех холодильников в реальном времени. В конце дня сотрудник NRGFOOD легко делает отчет и понимает чем и какой холодильник нужно наполнить.

Оплата - Яндекс.Касса. И это не реклама:) Были и другие варианты, но заказчик остановился именно на Кассе.

Соединив все это вместе за пару недель мы получили готовый сервис привязанный к бизнесу и решающий конкретную задачу. При этом снизив затраты на каждый холодильник примерно на 40%.

Первый холодильник “заступил на боевой пост” в офисе численностью около 100 человек.

Конечно же мы не остановились на созданном. И это уже о быстром введении новых функций.

Первый холодильник работал уже 2 недели. Были шороховатости в интеграциях с 1С и ABBY, но они быстро решались и больше не появлялись. В общем все было “ОК” и пора было думать о развитии и улучшении сервиса.

Наблюдая за покупателями очень быстро выяснилась деталь: для полноценного приема пищи человеку надо взять несколько товаров. Это же порционное питание, так что взять на обед суп и салат это нормально. В первой итерации сервиса клиенту приходилось каждую отдельную порцию сканировать и оплачивать отдельно. Не очень удобно…

Так мы пришли ко Второй итерации - “Корзина”.

Еще забыл упомянуть о замке на холодильнике, точнее о его отсутствии. Встречал людей, которых от этого вопроса прям “бомбило”: “Все же халявщики, постоянно воруют, да холодильник через 30 минут будет пустым!”. А я вам еще раз напоминаю: Решайте только реально существующие проблемы и задачи, не усложняйте и не трате деньги просто так. Вспомните где ставится холодильник - в офисе крупной компании, не в проходном месте офисного здания, а именно в офисе! Мыслим дальше. Как вы думаете будет ли человек воровать еду за 100-150р. там где он работает каждый день? Конечно нет, работа важнее бесплатного бутерброда. Даже если вы думаете о возможном воровстве, то просто подсчитайте стоимость электронного замка + его внедрение в систему для автоматического открывания/закрывания. Это просто нерентабельно! Да и конце концов практика показала факт - люди не воруют еду из холодильников в своем собственном офисе.

Вторая итерация. Корзина.

Кто-то может сказать: “Да это же понятно! Сразу надо было делать!”

В противовес мое мнение, подтвержденное опытом: Делай только то что действительно востребовано пользователем.

Опять вооружившись карандашами и затем draw.io отрисовали все изменения логики и экранов. Это кстати два совершенно незаменимых шага в начале каждой разработки/доработки. Даже к клиенту на встречу я таскаю огромную распечатку сценария и экранов. И вместе с клиентом карандашами мы делаем правки. Всем советую не париться и вести себя с клиентами как можно проще + всегда вовлекать в процесс разработки.

Еще пара дней и мы уже имели в боте Корзину с возможностью редактирования.

​Немного кнопок из бота :)

А также просмотрев какие кнопки нажимают пользователи мы убрали экраны с полным описанием состава и КБЖУ товара. Пользователи просто не читали эту информацию, она дублируется на упаковке.

Следите за реакцией пользователя и делайте мелкие изменения, так вы подгоняете ваши сервисы к “идеалу”.

Протестировав работу точки продаж еще недельку, заказчик принял решение: “Масштабируемся”!

Третья итерация. Масштабирование.

Выше говоря об 1С, я писал о множестве холодильников и их виртуальных складах. Так к моменту третьей итерации склады в 1С были готовы, а вот бот еще нет. Почему? Читай выше: “Делать только то что нужно сейчас!”

Вооружившись… понятно чем приступили к штурму задачи: как сообщить 1С у какого именно холодильника находиться клиент, чтобы в 1С позиция списалась с правильного склада.А главное не усложнить путь пользователя.

Идей было несколько:

  • Переделать систему генерации Штрих-кодов а производстве, указывая в начале штрих-кода номер холодильника, а затем уже артикул товара. Идею отмели так как на производстве, фасовке и доставке работают люди. Вероятность ошибки, от наклейки штрих-кода до доставки в конкретный холодильник, крайне высока;
  • Передавать номер холодильника сканируя QR-код. Отмели так как слишком большое количество сканирований усложняет клиенту жизнь, да и большое количество QR-кодов, а на самом холодильнике их уже два - ссылки в бота Viber и Telegram, путало бы пользователя;
  • Написать на каждом холодильнике его номер в двузначном формате и просить ввести номер холодильника цифрами. Вариант приняли.

Принятый вариант с вводом номера холодильника тоже немного упростили. Не спрашивать же каждый раз пользователя : “Введите номер холодильника!”. К тому же нужно было учитывать место расположения торговой точки - офис крупной компании, пользователь в 99% случаев не столкнется с другим таким холодильником.

Как решили задачу: первый раз попав в бота пользователя спросят: “У какого вы холодильника?”. Ответ сохраняется. Дальше если пользователь в течении 48 часов подходит к холодильнику, то выбранный номер не меняется и никаких вопросов нет. Если прошло больше 48 часов, то бот спросит “Вы все еще у холодильника … ?”, варианты “Да/Нет”. И конечно есть кнопка для смены номера при необходимости.

Если можете подсказать более элегантное решение, то буду рад! :)

Итог.

Сейчас уже установлено 3 NRGFOOD POINT в г.Екатеринбург, план заказчика на 2020 год довести это количество до 30 штук, а наша задача - стабильность работы сервиса.

Вот так в три итерации команда TechBotTeam “прикрутила” необходимый функционал к простому холодильнику. С минимальными временными и финансовыми затратами помогла запустить новую бизнес модель для заказчика.

О других наших кейсах, подходах к разработке проектов и возможностях ботов читайте в следующих статьях.

А вот здесь находиться наш собственный бот, как замена сайту. Допиливаем его в свободное время, так что пока ничего сверхъестественного, заходите, смотрите, обращайтесь. Прекрасного времени суток вам и спасибо за внимание.

​https://telete.in/TechBotTeam_bot

Да прибудет с вами сила!

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Rezida Gabdrakhmanova

Не перестаю удивляться возможностям этой технологии. Мы ещё только в начале пути, сколько новых проектов впереди и горы работы! Очень круто, коллега! 

Ответить
Развернуть ветку
Волкоедов Андрей
Автор

Спасибо за поддержку, Рашида! Пишите мне в телеграмме, можем обменяться опытом)

Ответить
Развернуть ветку
Rezida Gabdrakhmanova

Поправлю Вас. РезидА. Но предложение принимаю!

Ответить
Развернуть ветку
Алена Кочкина

Интересное применение чат-бота в бизнесе. И самое главное, что боты в любой сфере помогают и автоматизируют бизнес, а простым пользователям данной услуги как удобно, не выходя из офиса можно получить полноценный обед или перекус. Будущее за чат-ботами!!! 

Ответить
Развернуть ветку
Волкоедов Андрей
Автор

Спасибо за комментарий! Стараемся упростить всем жизнь. Если яму можно вырыть лопатой за 5 минут, то зачем пригонять экскаватор!))

Ответить
Развернуть ветку
Алена Кочкина

Андрей, у меня предложение к Вам. Вашего бота можно разместить в бот Каталог Все боты Телеграмм @YourSearch_bot.В данном Каталоге все боты разделены по категориям, что облегчает поиск. О Вашем боте узнает большое количество людей. Можно подробнее пообщаться в Телеграмм на эту тему.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Стаценко

Интересное решение.

 
Только не понятно где приложение и чем всетаки оно отличается от чат-бота.

И как можно посмотреть именно на бота который вы сделали, хотябы не полный функционал.
 А так просто класс!

Ответить
Развернуть ветку
Волкоедов Андрей
Автор

Спасибо, Сергей!

Понимаю ваше "не понятно")))
Главное отличие "приложения в мессенджере" от "чат-бота" это назначение и применение. Приложение нужно не для генерации заявок, сбор данных и воронки продаж, а для решения бизнес задач. Это именно мое представление, подобных формулировок не находил)

Я не выкладываю ссылку на приложение по нескольким причинам:
- Так как это решение очень узкой задачи, войдя в приложение вы увидите всего 3 кнопки "Сменить холодильник", "Сканировать" и "Инструкция". Без товара просто ничего не будет понятно
- Раздав ссылку "не клиентам" мы испортим внутреннюю статистику использования, что на данном этапе не хотелось бы делать. Так как мы смотрим сколько человек зашло в новом офисе, сколько используют Viber и Telegram

Я буду еще рассказывать о наших решениях на VC и там вы уже сможете сами "пощупать" приложения!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Стаценко

Спасибо за подробное объяснение.

Я тоже занимаюсь чат ботами но на конструкторе и был впечатлен таким решением.

Ответить
Развернуть ветку
Волкоедов Андрей
Автор

Сергей, я вам больше скажу, мы тоже делаем наши решения на конструкторе!

К своему стыду, забыл написать в статье название https://salebot.pro/ . Конечно не без программирования!))

Сегодня писать ботов руками слишком дорогая и сложная задача. Мой первый проект в Telegram начали писать почти 2 года назад, когда конструкторов еще толком не было. Потратили просто кучу времени и денег, а проект в итоге не взлетел. 

Сейчас сложность уже не совсем в написании бота/приложения, а в создании полезности, простоты и интеграциях. А сервисов с открытым API становиться все больше. Выбираете что хотите связать и действуете)

Ответить
Развернуть ветку
Галина Жанбекова

Вы правильно заметили, что боты - это  “нераскрученные” технологии, хотя инфы о ботах много. Но это ПОКА. И бизнесы, которые будут уже сейчас использовать чат-боты, могут сильно оторваться от своих конкрентов.

 

Андрей, а у вас есть данные как повысились доходы / снизились расходы NRGFOOD POINT?  

Ответить
Развернуть ветку
Волкоедов Андрей
Автор

Галина, согласен с вами что только "ПОКА". Те кто не побоится внедрять первыми, пусть еще и "сыроватые" решения, уже через год будут иметь огромную фору!

О повысились/понизились расходы можно было бы говорить. если бы мы перевели бизнес с готового решения на наше. А в это случае данное направление бизнеса стартануло уже на нашем решении. Могу сказать только что мы снизили расходы на создание каждой новой торговой точки примерно на 40% из-за отсутствия замка, сканера, терминала. Если бы заказчик решил разрабатывать приложение и связанное с оборудованием и 1С, тогда я боюсь представить сколько бы разработка "съела" денег. 

Вы можете по ссылке https://telete.in/TechBotTeam_bot перейти в нашего бота, и в описании найти мой контакт. Отвечу лично на все ваши вопросы!)

Ответить
Развернуть ветку
Yury Vorobyev

Реально интересный кейс! 

Автор, а как вы конкурируете с общеизвестными сервисами доставки еды? Ну т.е. почему офисный сотрудник закажет свой обед у вас, а не у того же яндекса, к примеру, где выбор наверняка в разы больше?

Ответить
Развернуть ветку
Волкоедов Андрей
Автор

Юрий, спасибо на добром слове!)

Автор, т.е. я, руководитель команды разработчиков создавших само решение, но не бизнес.

Владелец бизнеса наш заказчик, так что ваш вопрос адресован скорее ему.
Но я могу ответить со своей стороны:
- Доставку надо ждать
- Большой выбор в наше время часто является скорее проблемой, чем решением
- Холодильники стоят в офисах крупных компаний, для повышения количества заявок за счет концентрации людей. Кому-то все же удобней заказывать через Яндекс, тут бесспорно
- Еда 100% всегда свежая, ее обновляют каждый день
- Сама еда реально очень вкусная, почти домашняя
- И как по мне, самое главное "короткое время от желания поесть до еды в желудке". Это лично моя история. Я зарабатываюсь так, что просто забываю о еде, не говоря уже о доставке. А тут вспомнил что хочешь есть, дошел до холодильника, взял еду, если уж очень голодный съел все по пути к своему столу, сел, оплатил еду и дальше работать. Речь трудоголика, но это реальность офисной работы)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Стаценко

Я наверно украду ваш опыт. Очень понравился)))

Ответить
Развернуть ветку
Rezida Gabdrakhmanova

Будем красть "как художники"! ))

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

"А тут вспомнил что хочешь есть, дошел до холодильника, взял еду, если уж очень голодный съел все по пути к своему столу, сел, оплатил еду и дальше работать."

Круче только "жру над клавиатурой, ошметки застревают между клавиш".

У меня отвращение к этим жрущим на ходу и за рабочим столом свиньям. Еще и чавкают.

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

Волкоедов, ты вот поясни. Минус поставил, поскольку тебе нравятся чавкающие за столом? Или минус поставил, поскольку тебе нравятся жрущие за компом?

Или это твоя целевая аудитория - офисные свиньи?

Ответить
Развернуть ветку
Волкоедов Андрей
Автор

В полемику не вступаю, ты уж прости.

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

В полемику он не вступает. Но минусы ставит. "Мимо тещиного дома без приколов не хожу."

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Стаценко

Решение холодильника, а еще и стеклянного очень и очень классное.

Мы все привыкли к холодильнику дома, взял перекусил или приготовил и пошел по своим делам. Доверие 100%
А он еще и стеклянный, это вообще, каждый раз проходя мимо смотришь на еду и опять есть хочется.

Это хороший маркетинговый ход! 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Стрюк

Молодцы! Даешь Амазон гоу в месенджер? ) 

Ответить
Развернуть ветку
Волкоедов Андрей
Автор

Обязательно! Один из проектов "в головах"))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Зенович

Классная статья! А на какой платформе ботов собираете?

Ответить
Развернуть ветку
Волкоедов Андрей
Автор

Дмитрий, спасибо на добром слове!
Забыл указать в статье своих партнеров, платформа https://salebot.pro/

Основу "собираем", но без программирования не обойтись, если хотим связывать бота с например: ABBY cloud sdk и 1С.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Гощевский

Толково! И концепции простоты и минимализма впечатляют. Особенно то, что вы их выдерживаете. 

Ответить
Развернуть ветку
Волкоедов Андрей
Автор

Как говориться "Я на этом собаку съел!"))))

Прежде чем голова дошла до "простоты и минимализма", мы прошли через дебри стандартных подходов, провалов и трат!

Ответить
Развернуть ветку
Rezida Gabdrakhmanova

Отличный каламбур 😊

Ответить
Развернуть ветку
Tim Vid

Это очень крутой кейс, спасибо, что поделились)

Ответить
Развернуть ветку
Волкоедов Андрей
Автор

А вам спасибо за приятные слова! :)
Тему развиваем и масштабируем дальше. Если вашему бизнесу нужно подобное решение, то обращайтесь! ;)

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда