Что внутри суперприложения Grab — сравниваем с российскими аналогами

В переводе статьи «Super app: новый подход к созданию полноценного пользовательского опыта?» мы кратко рассказали о Grab, приложении для пассажирских перевозок номер один в Юго-Восточной Азии, которое также предоставляет услуги доставки еды и решения для безналичных расчетов. Помимо бизнес-модели нас заинтересовал интерфейс приложения: как грамотно уместить столько услуг и не запутать пользователя?

Мы решили посмотреть на Grab в сравнении с популярными в России приложениями компании «Яндекс». На взгляд команды Heads and Hands, они наиболее похожи по продуктовой линейке.

Изображение с официального сайта компании Grab​

Подход к работе

Главная цель Grab — предоставить людям уникальный и персонализированный опыт, взаимодействия с услугами, которые они используют ежедневно. Поскольку Grab продолжает добавлять новые разделы, сервисы и контент, существует риск, что пользователям будет труднее находить информацию, относящуюся к ним. Поэтому главное, над чем работает сервис, — умение различать и отображать информацию в зависимости от предпочтений пользователя.

Изображение из статьи “Making Grab’s Everyday App Super

Технологии построения индивидуальных рекомендаций в Grab:

  • Популярные. Эта стратегия более известна как «Трендовые рекомендации». Grab фиксирует события онлайн-потока кликов через скользящее временное окно и агрегирует события, чтобы показать пользователю популярный сейчас контент. Эта стратегия помогает решить проблему «Холодного старта», предоставляя рекомендации для новых пользователей.
  • Избранное. В этой стратегии Grab учитывает личное взаимодействие пользователя с контентом и изменение предпочтений.
  • Коллаборативная фильтрация. Grab группирует пользователей по интересам, чтобы выявить ряд схожих предпочтений. Далее сервис может использовать выборку таких предпочтений, чтобы показать ее еще одной группе схожих пользователей.
  • Привычное поведение. Иногда пользователь хочет использовать Grab только для совершения определенного действия: например, он всегда пролистывает выбор продуктов на обед, чтобы просмотреть уровень спроса в воскресенье утром. Grab упростит путь пользователя и скроет блок с выбором продуктов.
  • Глубокие рекомендации. Grab также использует обратные данные (фиды) платформы для управления поведением пользователей. Например, пользователь несколько раз просматривал определенный раздел приложения, но так и не совершил целевое действие. Grab заметит интерес и предложит этот раздел вновь.
​Изображение из статьи “Making Grab’s Everyday App Super

Интерфейс приложения

Так как у Grab достаточно широкая функциональность, для разбора было выбрано три направления: транспорт, доставка еды и покупка билета в кино. Обзор начинаем с главной страницы приложения.

Оплата покупок через QR-код популярна в Азии, поэтому важно всегда иметь под рукой считыватель. В Grab он вынесен на самый верх главного экрана.

Меню с основной функциональностью не совсем ложится под палец в iPhone 11, снизу его «подпирает» простыня с акционными предложениями. Grab объясняет такое количество промопредложений попыткой определить интересы нового пользователя и тем, что в будущем сетка будет состоять из индивидуальных рекомендаций (вопрос количества остался открытым).

Для обзора был использован новый аккаунт, рекомендации в котором строились на основе самого популярного сейчас контента.

Внизу главного экрана Tab Bar с историей активности, платежами, мессенджером и личным профилем — удобно переключаться между разделами.

Транспорт

Для обзора раздела Transport Grab из всех продуктов «Яндекса» наиболее подходит сервис «Яндекс.Такси». Первое и главное отличие между ними: в Grab первым шагом выбирается вид услуги — такси или аренда транспортного средства. Для каждого вида своя вкладка. В этот раз нас интересует только такси.

В Grab уже на первом этапе заказа можно выбрать, когда именно нужна машина: сейчас или к определенному времени. Перед заказом машины, также можно изменить время подачи через иконку. У «Яндекса» с этим посложнее, функция находится в разделе «Пожелания», и до нее нужно добраться.

Что больше понравилось у «Яндекса» — скролл уровня автомобилей влево. У Grab функция оформлена шторкой.

Доставка еды

Для обзора раздела Food, наиболее подходит приложение «Яндекс.Еда». Сервисы имеют наиболее похожую функциональность. Главное отличие — в Grab доступен самовывоз из некоторых ресторанов.

Главная страница в Grab Food выглядит тяжелее: анимированные баннеры, много разделов, сплошные акционные предложения. Изображения ресторанов уменьшены, чтобы на страницу помещалось как можно больше единиц — это не выглядит «вкусно» и ломает наше привычное представление, что изображение еды должно вызывать аппетит. Более детальная фильтрация доступна только на уровне подраздела.

Чтобы быстрее добраться до любимого ресторана, его можно добавить в «Избранное». В «Яндекс.Еде» такой опции нет, но она особо и не нужна. Всегда можно просто повторить заказ через историю.

На странице ресторана в «Яндекс.Еде» более акцентное изображение продукта и есть меню ресторана в формате вкладок. У Grab снова акцент на промопредложениях.

Покупка билетов

Раздел с билетами — WebView партнерки Grab и bookmyshow. После выбора фильма попадаем в простое меню с выбором даты, кинотеатра и времени. Очень похоже на хорошую версию сайта кинотеатра в России. Мы не стали сравнивать этот раздел с «Яндекс.Афишей», так как у нее намного шире функциональность.

Вывод

Многие решения в Grab обусловлены особенностями рынка и большим количеством конкурирующих предложений. Например, в разделе Food можно потеряться среди акцентных промобаннеров и не найти любимый ресторан.

Но это только для роли новичка, позже Grab обещает более персональный подход (не сокращение количества баннеров). По мнению команды Heads and Hands, в России такой super app может стать популярным только в более лаконичной оболочке. Но несмотря на географию супераппа, Grab остается максимально понятным и не вызывает вопросов при поиске услуг.

Заменили бы вы набор из привычных повседневных приложений на Super App?
Да.
Нет.
Затрудняюсь ответить.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
9 комментариев
Написать комментарий...
Stepan Vakhtin

Использование приложения Grab начинается с баннера на весь экран, предлагающего всякую бесполезную хрень. Оно реально навороченное, но не знаю на кого это рассчитано...

Проблема супераппов в том, что пользователь лишается возможности скалировать уровень взаимодействия с сервисами «по горизонтали», в результате чего уже скоро игнорирует вообще всё, кроме вещи за которой пришёл. Вряд ли это то, что ищут создатели супераппов, но по какой-то причине они существуют... 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Тимофеев

"По горизонтали" это как?

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Vakhtin

То есть регулировать количество отдельных различных сервисов. Нет возможности полностью отказаться от например сервисов по аренде отелей или по покупке продуктов, если ну вот совсем не нужны. В случае с отдельными приложениями их можно удалить или просто не запускать

Ответить
Развернуть ветку
Bogdan Skripnik

Это не такая уж и проблема, команда программистов может это решить за очень короткий срок. Добавить в настройки функцию выбора, которая просто будет скрывать иконки/линки тех функций, которые пользователь не хочет использовать. Но если это не делается, значит не столь востребовано.
Grab очень востребован в юго-восточной Азии, как Weechat в Китае. И несколько лет назад Grab полностью поглатил Малайзийский отдел Uber, который предоставлял только услуги такси.

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Vakhtin

Никто этого делать не будет, ибо это и есть смысл суперапп - пытаться удержать пользователя в своей экосистеме. Но делается это таким топорным способом...

Я как раз оттуда где кроме Граба ничего нет :) И я не слышал чтобы кто-то из моих друзей или друзей друзей пользовался всей этой кучей услуг внутри сабжа.

Ответить
Развернуть ветку
Arthur V. Petrashov

Grab transport очень удобный, нравится что в крупных местах типа тц или парка, он скроллом предлагает место посадки высадки. 

Ещё в разных странах азии главная страница меняется, предлагая разные услуги, например заказать тук-тук в Камбодже )
Grab food тоже норм, пользовался правда 1 раз. В остальные разделы боюсь заходить, по ощущениям всё перегружено. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Коллаборативная фильтрация! 👆

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Trifonov

Стоит обратить внимание на Gojek

Ответить
Развернуть ветку
Vovan Avach

Ребята это круто ! Больше Супер-Аппов !

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда