Программисты не умеют делать MVP

С детства я твердо знал аксиому, что «белые не умеют прыгать», а недавно добавил к ней новую «программисты не умеют делать MVP».

За 2019 год я посмотрел порядка 1300 презентаций венчурных стартапов, большая часть из которых находилась на стадии MVP и представляла из себя кошмар венчурного инвестора — с любовью сделанный веб-сайт или мобильное приложение, которое решает выдуманные проблемы и работает на узком или стагнирующем рынке. Большинство подобных проектов были сделаны командой из нескольких или одного программиста, реже в компании обнаруживался маркетолог второго эшелона (звали для галочки, а не как равного члена команды). Часто это были качественные проекты с высоким уровнем технической реализации, но свой шанс получить финансирование они упускали.

Что такое MVP в стартапе?

MVP - продукт только с необходимыми свойствами для получения денег и фидбека с ранних последователей. MVP обычно это реклама в Гугле, слайд в PowerPoint или лендинг-страница. Часто вы можете создать его за день или неделю.

Babak Navi, co-founder Angelist

MVP - продукт, который имеет только те свойства и ничего больше, которые позволяют показать его ранним последователям, и хотя бы часть из них отзовется в виде оплаты и обратной связи.

Eric Ries, автор книги «Lean Startup», сооснователь Dropbox

MVP (анг. minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт) — это прототип вашего продукта, имеющий лишь ключевую функцию, чтобы проверить спрос до полномасштабной разработки. Никаких лишних фич и сервисов — только главная функция, самый смак, из-за которого, как вам кажется, ваш продукт будут покупать.

Максим Спиридонов, создатель проекта Нетология

- Минимальный жизнеспособный продукт – это не продукт в обычном понимании. Это не технологический прототип и не альфа-версия.
- Минимальный жизнеспособный продукт – это воронка продаж, которую мы тестируем, чтобы проверить – на какой критичный для потребителя параметр выбора можно ориентироваться – какой конверсии соответствует востребованность – какая стоимость привлечения покупателя в результате получается.
-MVP – это не интерфейс, а цифирки.

Аркадий Морейнис, управляющий партнер United Investors

Уже видно, что единого мнения про то, что такое MVP нет. Чаще всего разница в трактовках основывается на понимании нужно ли непосредственно решать проблему клиента или достаточно продать ее решение. При этом даже в случаях, когда проблема клиента все таки решается, то делается это подручными средствами и в ручном режиме.

О терминах можно спорить бесконечно, но для себя я определил следующие требования, которое по моему мнению ближе всего к ожиданиям потенциального инвестора от вашего MVP (поднимают ваши шансы быть понятым и получить финансирование, а не шансы спора о терминах).

Краткое резюме, что такое идеальный MVP:

1. Делается за 1-7 дней

2. Позволяет получить оплату и обратную связь от ранних последователей

3. Дает достаточно обратной связи, чтобы сделать следующий шаг.

Почему программисты делают плохие MVP?

Почему программисты (и часто очень хорошие), которые отличаются острым умом и логическим мышлением делают плохие MVP из которых получаются мертвые проекты?

1. Потому что не умеют

Программистов учили программировать и не учили продавать. Формально предмет экономики обязательно присутствует в программе высших учебных заведений РФ, но это никак не связано с проверкой спроса и прямыми продажами. Продажа является самоцелью MVP.

2. Потому что умеют

Программисты умеют программировать, многие еще и любят это делать, и делают на пятерочку. Когда появляется идея нового проекта первыми загораются глаза и запускается редактор кода — путь наименьшего сопротивления. Создать, наконец, проект с правильной архитектурой, без костылей и попробовать новые технологии всегда слишком большой соблазн и устоять сложно. Оказывать услугу «вручную» скучно.

3. Потому что боятся.

Программисты любят проводить время с гаджетами и боятся разговаривать с людьми. Монетизировать можно только ту проблему человека, за которую он уже платит — напрямую деньгами или своим временем. При этом «понять» проблему на себе не получится, нужно убедиться, что есть достаточная широкая аудитория, которая имеет схожую проблему и решает таким же способом. Чтобы это сделать — нужно разговаривать и проводить качественные интервью, часто длина каждого может быть в районе 30-40 минут. Похоже, это удовольствие ниже среднего для интроверта?

4. Потому что думают, что знают как лучше.

Программисты думают, что знают лучше, что такое MVP. Часто создают технический прототип вместо того, чтобы находить market fit и ценность за которую готова платить численная аудитория. После создания своего технического прототипа программисты идут к венчурным инвесторам и искренне обижаются, когда результат их бессонных ночей в течении многих месяцев оценивают в 0 рублей и требуют показать зачем-то продажи.

5. Потому что не хотят обламываться.

Продажи всегда расставляют все на свои места и показывают существует ли ценность в предложении. Находясь в стадии разработки команда успешно строит воздушные замки и не хочет приземлять их на реальность. Есть ТОП отговорок, которые можно услышать:

  • нам не хватает еще одной фичи и нужны деньги на ее разработку;
  • нам нужны деньги, чтобы все о нас узнали и тогда мы начнем продавать;
  • нам нужны деньги, чтобы нанять команду продавцов и они все продадут.

Если у вас сейчас продукт, которые вы пытаетесь показать рынку и причина неудачи скрыта в одном из пунктов выше, то хороших новостей для вас у меня нет.

Хороший MVP, примеры.

Tickets.ru

Что сделали хорошо? Функционал поиска билета был сразу, но долгое время все операции покупки билетов происходили «вручную». Интеграции для покупки билетов у партнеров не существовало, но это не было поводом откладывать запуск проекта.

Aviasales.ru

Что сделали хорошо? В 2007 году проект существовал, как личный блог Константина Калинова, который собирал спецпредложения авиакомпаний. Поиск появился только когда стала очевидна хорошая динамика в росте спроса.

Docsinbox.ru

Что сделали хорошо? Сейчас docsinbox это система для оцифровки и автоматизации управления документами в ресторане. Первая версия сервиса решала вопрос переноса бумажных накладных в компьютер и выполнялось это вручную силами операторов.

Foursquare

Что сделали хорошо? MVP выглядел, как текстовый документ в облаке, куда собирали отзывы о разных заведениях.

Dropbox

Что сделали хорошо? Создали видео с описанием продукта и показывали его всем друзьям и знакомым. За одну ночь собрали 70 000 подписок на будущий продукт.

Zappos

Что сделали хорошо? Фаундер разместил на сайте фотографии обуви из ближайшего магазина и при заказе на сайте бежал через дорогу, чтобы купить обувь и отправить заказчику.

AngelList

Что сделали хорошо? Перед тем как писать полноценный сервис просто собирали заявки стартапов и рассылали мейлы по собственной базе контактов.

Предложение на 100 000$

Готов пообщаться пол часа с каждым, кто делает стартап и кто сомневается в правильности выбранного пути. Людей без сомнений не бывает. За пол часа вы получите взгляд на проект со стороны и узнаете, как значительно улучшить свои шансы получить венчурное финансирование для своего проекта в ближайшие 1 - 6 месяцев с помощью создания правильного MVP.

Почему 100 000$? Это минимальная сумма (процентиль ~ 10%), которую вы сможете получить на российском венчурном рынке для развития проекта и создания технического прототипа.

Формат общения скайп/телеграм. В течении 10 минут я выслушаю питч-проекта и все что вы расскажите больше. Дальше 20 минут мы обсуждаем ваш план проверки гипотез и MVP, текущее состояние проекта и я указываю на узкие места в плане и возможные точки роста.

Требование к проекту:

  • Возраст до 1 года
  • Выручка до 1 млн. рублей/месяц
  • Вы готовы работать над проектом на текущей стадии минимум 15-20 часов в неделю.

Если вы хотите воспользоваться предложением, то плюсуйте статью и оставляйте в комментариях пометку, что хотите получить консультацию. Я напишу вам в личные сообщения и мы договоримся о времени.

Для тех, кто уже «пробежал» стадию MVP и ставит перед собой цели больше, то давайте знакомиться. Пишите личные сообщения или заполняйте форму обратной связи на сайте UnitedProducts.pro

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Вел Колдин

совет экспертам венчурных инвестиций. если купить на Тильде самый дешевый месячный план, то фавикон и «мэйд бай тильда» в футере можно убрать :)  тогда, пусть и немного, повысится доверие к вам, и, быть может, на несколько заявок на mvp прилетит больше (хотя отдаю себе отчёт, что могу ошибаться, потому что программисты зачастую шлют всем подряд)

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Наверное, вы хотели сказать: программисты зачастую шлют всеХ подряд!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Гросс-Днепров

Евгений Калинин? А разве не Илон Маск вел блог? "Эксперт", вы бы сначала проверяли информацию о ком и о чем пишите. Константин Калинов его звали..б 

Ответить
Развернуть ветку
Illia Martyn
Автор

спасибо, поправил. Этот кейс с памяти написал и надо было проверить. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Куликов

Присосался бы к какому-нибудь актуальному MVP в качестве кодера на ранних стадиях, ибо своих идей нет от словам "совсем".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вел Колдин
личный блог Евгения Калинина

божечкимои

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Крупин

По заголовку не ожидал такого описания внутри, отличная статья :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чагайдак

Крутая статья !

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Губин

"За 2019 год я посмотрел порядка 1300 презентаций венчурных стартапов" и поэтому теперь эксперт.  Это примерно как "за 2018 год я посмотрел примерно 1000 часов аниме" и ну вы поняли :)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда