Что такое мини-аппы в WeChat и как с их помощью вырастить свой ecommerce-проект

Презентация мини-аппов, новой функциональности WeChat, в 2017 году стала важной частью стратегии по превращению бывшего мессенджера в супер-апп. Heads and Hands — лидеры в разработке мобильных экосистем, выяснили, зачем ecommerce-проекту интегрироваться в супер-апп и как это может стать новой точкой роста.

Что такое мини-аппы

WeChat называют мини-аппы мини-программами, но мы используем первый вариант, так как этот термин уже прижился на российском и западном рынке.

Мини-аппы — это приложения весом до 10 мегабайт с упрощенным интерфейсом и ограниченным по сравнению с нативными приложениями набором функций. Они предлагают те же сервисы, что и обычные приложения: совершение покупок, заказ еды, аренду транспорта, развлечения и многое другое — но существуют только внутри WeChat.

Примеры приложений, которые могут быть установлены у российского пользователя и заменены WeChat в Китае​

Как и для нативных приложений, для мини-аппов есть свой магазин внутри WeChat. Также найти их можно, отсканировав QR-код, размещённый, например, на двери ресторана. Часто используемые мини-аппы закреплены на верхней панели внутри чата.

Небольшое количество мини-аппов от партнёров вынесено отдельно и находится рядом с сервисами самого WeChat: например, заказать такси в мини-аппе перевозчика DiDi можно прямо на странице кошелька. А часто используемые приложения для мгновенного доступа закрепляются на верхней панели внутри чата.

Зачем пользоваться мини-аппами, если есть приложения

Мини-аппы не нужно устанавливать на устройство, они загружаются за несколько секунд внутри WeChat. Это помогает экономить трафик пользователям из небольших китайских городов, где не всем доступны Wi-Fi сети.

В мини-аппах не нужно регистрироваться, так как вход происходит через аккаунт Wechat. Все покупки проходят мгновенно через платёжную систему WeChat Pay. Если мини-апп надоел, его не придётся удалять, она просто исчезнет с панели часто используемых приложений.

Таким образом, пользователю легче пробовать новые продукты, так как взаимодействие с ними практически не требует усилий и ресурсов.

Ко всему прочему пользователи Android благодаря мини-аппам могут получить доступ к приложениям из заблокированного в Китае Google Play.

Могут ли мини-апп заменить нативные приложения

Половина популярнейших мини-аппов в WeChat всё ещё существует в виде отдельных приложений. В секторах электронной коммерции и образа жизни эта цифра достигает 80%. Причина очевидна — не все функции можно уместить в компактном приложении.

К тому же мини-аппы работают только внутри экосистемы, а пользователям вне Китая непросто зарегистрироваться в WeChat. Поэтому развивать сервис в международном масштабе, имея лишь мини-апп, практически невозможно.

Тем не менее есть очевидные плюсы в создании мини-аппов внутри развитой экосистемы WeChat:

  • Имеют низкую стоимость разработки: не нужно создавать версию для Android и iPhone. Благодаря этому небольшие команды могут запустить свой продукт.
  • Имеют доступ к миллиардной аудитории экосистемы.
  • Доступны в любой операционной системе, разница между Android и iOS становится незаметной.
  • Высокая скорость загрузки мини-аппов и лёгкость оплаты через WeChat Pay провоцируют пользователей на импульсивные покупки, особенно в период распродаж.

Не обходится и без минусов:

  • Мини-аппы разрабатываются с помощью JavaScript-фреймворка от компании Tencent. Вместо привычных html и css, приходится использовать wxml, wxss.

  • Из мини-аппов нельзя отправлять пуш-уведомления.

  • Обновления в мини-аппе каждый раз должны быть одобрены Tencent.

  • Платежи возможны только через WeChat Pay.
  • Внешний вид и функции ограничены библиотекой WeChat’а.

Кейс PinDuoDuo

Сервис PinDuoDuo запустил нативное приложение в сентябре 2015 года. Его идея в том, чтобы продавать товары без посредников. В приложении люди объединяются вокруг товара и напрямую заказывают его у поставщика по цене ниже розничной.

В конце 2017 года PinDuoDuo запустили мини-апп, благодаря которому пользователи могут делиться ссылками на товары в ленте новостей, групповых и личных чатах WeChat. Доступ к многочисленной аудитории позволил быстрее собирать людей вокруг товаров и оказался выгодным для всех: чем больше людей заказывают товар, тем ниже цена, и шире аудитория PinDuoDuo.

Дизайн главной страницы в мини-программе минималистичнее, нежели в основном приложении: ушёл активный красный цвет из шапки и баннер под ней, иконки и карточки товаров выглядят легче.

Страница с продуктом выглядит практически одинаково в обоих случаях. Отличие одно: в мини-аппе рядом с названием продукта есть иконка «Поделиться».

Не в последнюю очередь аудитория WeChat и возможность бесшовно делиться товарами посредством мини-аппа помогли компании PinDuoDuo привлечь 483,2 млн активных покупателей в 2019 году и стать вторым после Tik Tok наиболее скачиваемым приложением в Китае.

Кто может добавить мини-апп в WeChat

Мини-аппы создаёт как сам WeChat, так и сторонние разработчики, причём последние могут получить инвестиции от Tencent. Китайские технологические гиганты охотно инвестируют в компании на ранней стадии развития. В ответ они рассчитывают на эксклюзивное включение продукта в свою экосистему.

Для простого создания мини-аппов Tencent разработала фреймворк на основе JavaScript и собственных языков разметки WXML и WXSS, аналогов HTML и CSS. WeChat API и SDK позволяют разработчикам получить доступ и интегрировать собственные функции WeChat в различные типы приложений: собственные приложения, веб-приложения в браузере WeChat, мини-аппы.

Создатели мини-аппов должны строго следовать рекомендациям Tencent как при разработке, так и при обновлениях, иначе приложения могут не пройти модерацию.

Зачем всё это WeChat’у

В WeChat заявили, что в 2020 году особое внимание компания уделяет мини-аппам. Неудивительно, ведь в 2019 году пользователи WeChat потратили в них $115 млрд, что на 160% превышает результаты 2018 года.

Для сравнения, общий объём оборота товаров на Amazon за 2019 год в денежном эквиваленте составил $239 млрд. Все платежи из мини-аппов идут только через WeChat payment, с каждой транзакции взимается комиссия в среднем 0,6%, интерес компании в росте количества мини-аппов от сторонних разработчиков очевиден.

К тому же мини-аппы привлекают новую аудиторию. Более 60 млн их пользователей — люди в возрасте 55-70 лет, многие из которых учатся совершать онлайн-покупки через сервисы WeChat.

В то же время мини-аппы выгодны и для их создателей. Сети по продаже напитков вроде Starbucks, LuckinCoffee, Heytea сообщили, что в 2019 году количество пользователей, заказывающих товары навынос через мини-аппы компаний, выросло на 200%.

WeChat имеет доступ к огромному объёму информации о пользователях. Приложение знает, на что они тратят деньги, как и с кем проводят свободное время, где бывают, что покупают, едят и многое другое. Это звучит жутковато для обывателя, но выгодно создателям мини-аппов, чьи сервисы могут быть предложены преимущественно целевой аудитории.

Есть ли приложения с мини-аппами в России

На российском рынке мобильное приложение «ВКонтакте» приблизилось к модели построения супер-аппа по примеру WeChat. С августа 2018 года компания запустила платформу сервисов VK Mini Apps, для которой любые сторонние разработчики могут создавать веб-приложения.

К концу 2019 года платформа включала 13 тыс. активных мини-аппов с аудиторией в 20 млн пользователей. Наибольшее количество мини-аппов было создано в категориях: развлечения (25%), инструменты (20%), покупки (10%) и образование (9%).

Мини-аппы «ВКонтакте» как дублируют нативные приложения, так и являются полностью оригинальными. К первым относится мини-апп AliExpress, в котором можно искать и покупать товары через социальную сеть.

К самостоятельным мини-приложениям внутри соцсети относится кешбэк-сервис «Чекбэк».

О запуске супер-аппа в декабре 2019 года объявил Тинькофф. Например, в приложении уже доступны сервисы «Здоровье» от компании «НаПоправку» и «Красота» от Yclients. Интеграция приложений происходила через Open API по модели White Label.

По более сложной модели интегрирован сервис «Кино», он развивается в сотрудничестве с двумя крупными билетными сервисами «Рамблер.Касса» и «Киноход».

В данный момент большим проектам только мини-аппом не обойтись, но интегрироваться в крупную экосистему все же стоит.

Во-первых, это откроет доступ к широкой аудитории и поможет таргетировать сервис на нужных пользователей. Во-вторых, можно относительно просто и быстро выйти на ту аудиторию, что ранее была недоступна. Например, создание мини-аппа в WeChat в первую очередь будет полезно ecommerce-проектам, которые планируют выйти на китайский рынок или ориентируются на туристов из Поднебесной.

0
33 комментария
Написать комментарий...
Сергей Мардс

круто...10 мб. Сейчас обычные приложения от криворуких разрабов по 100 мб вексят.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Shevchenko

Саргей, как разработчик мобильных приложений, скажу, что если бы приложение с аналогичным функционалом весило бы меньше, то стоимость для вас, как для конечного пользователя, была бы в 1000 раз дороже. 

Конечно тут тысячи моментов к которым можно придраться (мол к дизайну, анимациям и тд) но в итоге вы всегда придете к тому что приложение или будет стоить дорого для вас, как пользователя, или будет дешевым но тяжелым/медленным/лагающим. И даже с багами. 

Хотя с другой стороны приложения гигантов могли бы быть лучше/легче/быстрее, согласен)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мардс

Ок...Возьмём те же Скайп/Вайбер/Вотсап...Приложение для отправки сообщений и видеозвонков.
5 лет назад они позволяли отправлять сообщения и делать видеозвонки.
То же самое они делают и сейчас. Что изменилось, что они стали требовательнее?

Или возьмём другие варианты любых приложений. Что изменилось в каком-нибудь календаре или будильнике, что вдруг они в 1000 раз дороже стали?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Shevchenko

В основном на вес влияют библиотеки, это правда. Например эти мессенджеры зарабатывают на нас деньги) и чем больше они будут знать о нас и смогут вытащить информации о нас - тем больше они заработают. А чтоб больше вытащить - это больше всяких сервисов запихать надо.

А если мы этого не хотим - тогда надо платить) а платить мы не хотим (иначе бы платили бы). Вот и качаем сотни метров барахла 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Черепененков

В крупных приложениях, как правило, не графика место сжирает, а кучи всяких фреймворков и библиотек

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton Vlasov

Один realm скушает, а он сейчас повсеместно.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Shevchenko

И он ужасный)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Bobrov

да-да, и понравилась первоначальная причина — мол, интернет зачастую был медленный и памяти в телефонах было мало :)

Ответить
Развернуть ветку
Serge Tikhonenko

Офигеть. Вот где рынок так рынок

Ответить
Развернуть ветку
Lirnik

Отличный обзор

Ответить
Развернуть ветку
Nanokassa_ru

Будет также как с фейсбуком, когда он звал всех делать «приложения» в своей экосистеме. Последствия многие знают: удачным приложениям со временем закрывали доступ к API по надуманным причинам, а сам фейсбук реализовывал аналог через свои карманные компании с другим названием.

Ответить
Развернуть ветку
Artemy Abubakirov

Если меня не подводит память, то раньше для публикации "мини-программы" необходимо было иметь представителя в Китае. Как сейчас с этим обстоят дела?

Ответить
Развернуть ветку
Heads and Hands
Автор

Артемий, на данный момент все так же необходим представитель в Китае для публикации мини-аппа

Ответить
Развернуть ветку
Danil Khasanshin

Вы что-то разрабатывали под WeChat?

Ответить
Развернуть ветку
Danil Khasanshin

Без доступа к платежке и API доступно https://www.chinaskinny.com/blog/register-overseas-wechat-account/

Ответить
Развернуть ветку
colson

На фото на превью указано соотношение количества приложений в России и мол, только в Китае это все заменяет одно СУПЕР ПРИЛОЖЕНИЕ и это вводит людей, кто ни разу не был в Китае что это так и есть, хотя напротив - расходится с реальностью.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Iurlov

Это точно!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Shabak

Вот это онбоардинг!

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Iurlov

У меня есть свое Вичат мини-приложение Guangzhou Places. Можно найти в Вичат в поиске. Запустил в июне 2019 года. Разработка заняла около месяца. В планах сделать еще несколько

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Nikolaev

Все круто, молодцы. Но какой прок от этого бизнесу в РФ?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вечкасов - Маркетолог

Ну вы владелец скажем компании по натяжке потолков. Вы мелкий бизнес. Хотите хайпа и удобства для пользователей. Создаете свое супер-апп в своей нише. Им все пользуются, а вам продвижение бренда.

Профит!! Вы на коне!

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Nikolaev

Стоп, стоп... Я говорю про РФ. Wechat же, это китайская тема.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вечкасов - Маркетолог

В сарказме

Ответить
Развернуть ветку
Mens Fiction

Классная история, но совершенно чуждая нам, имхо.
Создание мини-аппа и встраивание в экосистему какого-то крупняка в РФ — очень уж напоминает открытие магазинчика в районе, который крышует ОПГ. Которая сперва просто берет свою долю, а в определенный момент присылает своих людей не пускающих тебя на порог магазина. Интересно почему так?

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

Я вот не понимаю, нахрена еще одна прокладка между железом и программой?
Глобально смысл в том, что все переместилось из ОС в перегруженное апп. При этом теряется прозрачность контроля, функционал, появляются бессмысленные ограничения. Это как запрячь тройку машиной вместо ремонта двигателя

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Tkachev

Спасибо за обзор!
Для меня сейчас это загадка, но может кто-то сможет помочь с ответом.
Почему в WeChat в одном mini-app делают кучу переходов в другие mini-app? Кажется, что для каждого целевого действия свой mini-app. Почему бы не сделать всё в одном?
Для примера, можно посмотреть приложение Макдака. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Харченко

мини-приложения в вичате от BKRS тоже появилось в вичате. словарем удобно пользоваться не загружая отдельное приложение. запустил WeChat и приложения доступно. одно из нововведений что можно выводить иконку приложения BKRS (и любого другого) на рабочий стол компа. при запущеном вичате приложение всегда можно открыть не занимая память компа и не дожидаться полной загрузки)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

А мне не понятно с какой. Для китайцев. Но цель какая?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда