Пошаговое руководство по созданию чат-бота для кафе

Привет! В прошлой статье я рассказывал как вы своими силами можете создать чат-бота под мероприятие. Сегодня расскажу как без программистов создать чат - бота для кафе, ресторана или другого заведения общественного питания.

И снова создание чат-бота мы начинаем с определения целей, которые он будет выполнять:

1. Рассылка. Когда человек взаимодействует с нашим ботом мы получаем возможность (в разумных пределах) отправлять ему сообщения об акциях и мероприятиях проводимых в заведении.

2. Бронирование столика. Человек отправляет в чат информацию( когда, на сколько человек, номер своего телефона) --> информация поступает администратору --> столик забронирован.

3.Предварительный заказ. Чтобы сэкономить время человек заранее делает заказ, выбирает время когда прибудет и оплачивает заказ.

4.Вызов официанта. Бывает что вы уже готовы сделать заказ, а официант толи забыл о нас, толи не понял что мы уже готовы.Или мы бы уже хотели заказать счет, или дополнительный кусок пирога к кофе. Решим эту задачу клиента через наш чат - бот.

5.Информация о ресторане. Описание ресторана, фото интерьеров и т.д.

6.Отзывы. Например реализовать систему NPS опроса - когда после посещения заведения бот просит клиента поставит оценку заведению- если оценка высокая, то просим порекомендовать заведение( скинуть ссылку на бота) друзьям + ссылка на сайт отзывов, за что даем клиенту скидку; если оценка негативная -выясняем причину ==отправляем информацию владельцу\администратору.

Так же можно осуществить меню_в_боте, или возможность заказать доставку, но если честно мне лень это осуществлять в боте который мы сделаем для примера, sorry)))

Далее разработаем схему, по которой будем в дальнейшем собирать бота. по привычке буду делать это в miro.

Так у нас будет выглядеть общее меню

Далее прорабатываем логику каждой ветки

Далее заходим на удобный конструктор чат-ботов. Я фанат IntellectDialog, поэтому буду собирать там.

Для начала заведем Администратора Сотрудником, укажем его рабочий номер телефона и включим уведомление в whatsapp( это нужно чтобы он получал уведомления на рабочий номер, когда клиент захочет связаться с ним)

Затем создадим автоворонку(чат-бота), добавим мессенджеры в которых будет функционировать наш бот( я буду использовать VK, но можно добавить любой мессенджер - telegram, fb, whatsapp), так же укажем ключевые слова, по которым будет запускаться наш бот.

Затем заходим в конструктор и переносим ранее построенную логику. Подробно описывать процесс не буду, он довольно прост и есть подробный видеогайд. Вот что получилось у меня:

Отдельно хочу обратить внимание, например в ветке с вызовом Официанта к столику, мы просим пользователя написать номер столика и что ему нужно, после этого нужно добавить Пользовательский ввод и после него, в сообщении, добавить переменную Перевод на сотрудника - Администратора. Это нужно чтобы Администратор в рабочий whatsapp получил сообщение с текстом Пользовательского ввода - того что заказал клиент.

Далее мы генерируем ссылку на на нашего бота и зашиваем ее в виде QR кода, который например можно разместить на столике. Клиенту останется отсканировать код и нажать кнопку " Начать".

В итоге на создание простейшего бота у меня( вместе со скринами и написанием статьи) ушло около часа. Конечно я не прорабатывал контент внутри бота, не создавал меню на 100 пунктов, не пришивал оплату - но такой цели и не было. Цель - показать, что минимально рабочий продукт вы можете создать своими руками, протестировать, понять надо ли оно вам и если надо, или заказать у кого нибудь в интернете создание сложного чат-бота, или допилить свой.

Р.S - По хорошему конечно бота нужно цеплять к CRM, но к сожалению я не знаю какие CRM обычно используют в общепите и поэтому опустил в статье этот момент. Коллеги, кто знает, отпишитесь плиз в комментариях. Ну и не забывайте ставить лайки - мне будет приятно)

0
22 комментария
Написать комментарий...
Юлия Семахина

Статья отличная и вы подошли очень основательно, чтобы наглядно показать, как без навыков программирования можно создать чат-бот. 

Но есть маленький нюанс, который и вызвал со стороны комментирующих несогласие – это определение ЦЕЛИ, которую должен достигать чат-бот. 

Вы целями назвали: 
1) Рассылка. 
2) Бронирование столика. 
3) Предварительный заказ. 
4) Вызов официанта. 
5) Информация о ресторане 
6) Отзывы 

А это не ЦЕЛЬ, а ФУНКЦИОНАЛ чат-бота – дорога, по которой чат-бот поведет пользователя ДО ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ. 

 И ЛОГИКА бота, «правильного» чат-бота будет напрямую зависеть от правильно поставленной ЦЕЛИ. 

 Давайте тогда, на этой нише и разберем общими усилиями, КАКАЯ ЦЕЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ У ЧАТ-БОТА для ресторана? 

 Да все, как и любого другого бизнеса: Увеличение прибыли. Желательно за малые деньги, а в идеале – бесплатно. 

 Как этой цели достичь?
Повторные продажи. Сделать так, чтобы клиент возвращался снова и снова. 

 Чат-бот поможет достигнуть эту цель?
Да! Хотя бы потому, что он находится в списке контактов у клиентов и может «достучаться» до клиентов быстрее, чем e-mail рассылки, которые читают мало, sms и (о, ужас) звонки. 

 А вот дальше уже полет фантазии, а точнее грамотный маркетинг, который с помощью функционала чат-бота (вы прописали это как цели) доведет клиента до нужного действия.
И это уже будет прямо отдельная статья.
Но в принципе, вы же так и написали: «Пошаговое руководство по созданию чат-бота для кафе». И на мой взгляд, все соответствует заголовку. Вам спасибо, за то, что пишите и даете повод для размышления! 

И напоследок 5 копеек, если будете внедрять этот чат-бот в ресторан, подсказка,
Когда, на каком этапе чат-бот поможет? 
 Ну уж точно не ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ РЕСТОРАНА, НЕ ДЛЯ ВЫЗОВА ОФИЦИАНТА, ибо человек в ресторан идет (как подметил один из комментирующих) общаться. 
ДО ресторана (узнать о заведении и забронировать столик) 
ПРИ ВХОДЕ в ресторан (Q-код на двери с акцией, это как пример) 
ПОСЛЕ ОПЛАТЫ СЧЕТА (оставьте отзыв в боте – получите скидку, тоже как один из вариантов)   

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Зенович
Автор

Спасибо за конструктивный комментарий!

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Козлов

Логика бота ресторанакак схема бизнес процесса на первый взгляд довольно проста. Но как и в реальной жизни осуществление действующей бизнес модели кафе и ресторана даётся далеко не каждому. Если не углубляться, для начала надо освоить рисовальщик схем Mirro. Да и вообще можно для обзора схемы в начальном этапе нарисовать на бумаге карандашом. Необходимо знать формат вставляемых картинок, для каждого мессенджера он разный. Без подключения оплаты этот бот не имеет смысла. Проще позвонить по телефону и сделать предзаказ. Воронку с автосообщениями нужно создавать Индивидуально под каждый ресторан, тк у каждого Хорошего ресторана своя спицифика. Иначе зачем я пойду в другой ресторан, если они все как Макдональц. Вот когда копнешь чуть глубже и начинается самое главное творчество. Если просто скопировать чат-бот с похожего бизнеса и перенести на свой, эффекта не будет

Ответить
Развернуть ветку
Петр Копельман

Какое-то слишком поверхностное  представление о чат-ботах.
Ощущение , что автор не очень знаком с этим инструментом чат-боты.
А от темы про ресторацию он вообще далек.
Начнем с того, что так бронирование столиков не происходит.
А, вдруг столики все заняты или клиенту не нравятся свободные места.
Ну, а вызов официанта через бота-это вообще бред.
Автор пытается себя позиционировать , как разработчика чат-ботов (в данном случае для ресторанов,кафе и тп), а важную функцию " заказа столиков"
не знает.
А, то чат-бота можно интегрировать не только с CRM, но и еще с более 1000 сервисами, автор , что не в курсе.
Да, для ресторации, чат-бот удобный и полезный инструмент, с продуманным функционалом и  обратной связью.Соответственно и разработка качественного инструмента должна делаться проффесионально

С уважением https://delaybot.com/

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Зенович
Автор

Зато я показываю людям, что они могут сделать простейшего чат бота и протестировать на сколько он им целесообразен, а вы их продаете и поэтому все варианты про "собрать самому" рассматриваются вами как упущенная выгода. Критика ваша довольно субъективна на мой взгляд

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

"не очень знаком с этим инструментом чат-боты."

С точки зрения меня, как клиента - абсолютно бесполезные. Игнорирую.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Козлов

Ваше право.. Раньше удобно было на лошадях ездить в повозке. Сейчас все ездят на автомобилях

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

Как пример "отсталости". Такси вызываю по телефону. Поскольку привязка "кредитки" к интернет-сервису с безграничной безответственностью - полнейшее безразличие к своей финансовой безопасности.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кузнецов

уже годами существуют виртуальные карты для этих целей

Ответить
Развернуть ветку
Петр Копельман

Да, после таких статей и появляется мнение о простоте чат-ботов.
когда этим занимаются не профессионалы, нахватавшись верхушек

Ответить
Развернуть ветку
Олег

А кто, извините, определяет сами критерий вышеупомянутый, вызванный мастер или же нет?

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Вот я захотел сделать профессионально бота для вызова такси. У меня задействованы - дизайнер диалога, разработчик крутящий схему диалога на апи такси, разработчик тонкого клиента на ватцапе. 3 профи со своей сильной раздельной экспертизой. Почему у вас в гильдии эти компетенции не разделены прямо на главном экране, да и далее не очень видно этого разделения ?

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Добавить Предварительный чек, Оплату, Чаевые, Комплимент на чужой столик. Сделайте мне норм.бота обкатаем в поле и придумаем еще чего интересного.

Ответить
Развернуть ветку
Икс Маска

Напишите e-mail для связи

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Написал в чате

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Люди хотят общаться с людьми!

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Дайте им скидку или какой комплимент и они будут общаться с ботом. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Карышева

Ну почему, это может быть удобным инструментом для заказа столика например, а так же рассказать друзьям о классном месте. Для бизнеса это удобный инструмент чтобы напоминать о себе, сообщать о новостях, акциях, чтобы возвращались к ним, а не искали новые места - это не потеря монетизации, а наоборот рост повторных посещений. Это как сайт, только более удобный формат, все равно когда вы выбираете кафе или ресторан, вы смотрите на сайте адрес, меню, отзывы, отвлекся, перешел на другую страницу опять все заново искать. А тут все остается в контактах. Даже если не хочется идти куда-то, всегда можно заказать доставку оттуда, быстро, просто и удобно, чем ковырять весь интернет или искать приложение, которые возможно уже удалил, потому что надо было память смартфона освободить для другого приложения.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Ломаев

Что вы напали на человека? Автор показал схемотехнику построения чат-бота. Да, поверхностно, образно, без описания процессов.
Как техническое руководство для создания чат-бота статью использовать можно, но бот этот будет пустой бесполезной игрушкой.
Задачи чат-бота:
- информировать клиента,
- привести клиента,
- получить обратную связь о клиента,
- систематизировать полученную информацию.
Для каждого пункта отдельное описание процессов.
Клиенту должно быть удобно и интересно пользоваться ботом.
А это уже творчество. В музыке нот всего семь, а комбинаций очень много,  и не все становятся шедеврами.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Разепин

Добавлю свой комментарий по этому поводу. 

Я понимаю, что вы пытаетесь донести до других людей. Простого чат-бота можно создать своими руками и любой человек это может сделать. И каждый понимает, что он получит, если создаст чат-бота сам или воспользуется услугами профессионалов. 

Есть те, кто хочет на этом сэкономить и есть те, которые знают, что лучше не влезать в это самому. Каждый уважаемый бизнесмен, маркетолог и т.д. должен специализироваться только в своей сфере я считаю, а не пытаться выполнять ту работу, в которой не разбираешься. Вот тогда и будет результат!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
anastasia chernova

Добрый вечер. А кто-нибудь владеет информацией используют ли заведения CRM системы и можно ли к ним подключиться?

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда