Почему опускаются руки после создания маркетплейса

Денис Гордиенко, директор Bright Mobile, о том, почему валятся маркетплейсы.

В закладки

Периодически вижу скептические комментарии под своими и аналогичными статьями про запуск маркетплейсов, мол дело сложное, затратное и по определению маркетплейсов не может быть много. Поэтому шансы попасть в те единицы успешных достаточно малы. В этой статье хочу разобрать реальную ситуацию фейла с выводами основателя.

В чём проблема?

Вообще, чаще всего приводится несколько проблем запуска маркетплейсов:

  • Проблема курицы и яйца (непонятно кого в начале привлекать — клиентов или продавцов)
  • Маркетинговый бюджет (нужно много денег даже на первичную раскрутку)
  • Сложность экономики (пока не раскрутишь не узнаешь сходится экономика или нет)
  • Стоиомсть разработки (чтобы сделать «нормально» нужно несколько миллионов)

При этом, многие тезисы основываются не на личном опыте или знании инсайдерской информации, а остаются на уровне диванной экспертизы. Лично мой опыт показывает, что 80% завалов — это лень основателя после запуска, либо желание «ухнуть» сразу на всю Ивановскую, а не проверить свою идею на тестовой группе. Как итог — слив бюджета при околонулевом результате.

Самое интересное — это почему может не получиться, если и с амбициями всё нормально и основатель явно не лентяй. У меня есть знакомый руководитель студии мобильной разработки Максим Кульгин. Он ведёт свой канал на YouTube про сложности запуска бизнеса в IT. Под видео, посвящённому маркетплейсам, один из подписчиков оставил интересный личный опыт.

Реальный опыт провала

Человек разрабатывал свой товарный маркетплейс. Одни размещают товары, вторые ищут эти товары (по примеру Ozon, Яндекс.Маркет). Разрабатывали онлайн площадку в течении полугода. Помимо основных функций сделали систему логистического софта для доставки товаров.

Основатель предполагал, что это чисто онлайн бизнес. Т.е. с одними договорился, других привлек — на площадке они друг друга нашли, произошла сделка и все заработали. Но оказалось все намного прозаичнее. Маркетплейс — это в первую очередь про грамотно выстроенные оффлайн процессы.

Не получилось запуститься просто потому что кроме разработки веб-части нужно выстраивать кучу внутренних и офлайновых процессов, а это не предусматривалось основателем. Давайте посмотрим, как это происходит у раскрученных площадок.

У Ozon, к примеру, огромная логистическая база, сейчас они привлекают сторонних поставщиков, чтобы обеспечить максимальное покрытие. Ozon — это не сайт барахолка, это огромная логистика, которая в любую точку страны может доставить товар в течении пары дней, от любого поставщика. Самая главная ценность в том, что товар доставляется максимально быстро и не важно у какого поставщика и какой товар вы приобрели.

УТП Ozon в том, что теперь не нужно ходить по торговым центрам, ждать когда тебе привезут нужный товар со склада, если нет в наличии. Зашел в Ozon, заказал нужный товар, пришел через 2 дня в пункт выдачи и забрал. В некоторых даже примерочные есть, раньше только у Willdberies такой сервис был.

Маркетплейс — это история не для всех. Выживаемость маркетплейсов самая низкая из стартапов. Нет аналогов Ozon, Яндекс.Маркет, Wildberries, которые добились такого же уровня по обороту. Но есть компании второго эшелона. Это какие-то узкие ниши, на которых основатели зарабатывают неплохие деньги.

В чем вывод основателя, который неудачно запускал площадку в примере выше:

  • Если ты основатель бизнеса и у тебя есть логистическая компания, то маркетплейс — это как привлечение дополнительного трафика в основной бизнес.
  • Если у тебя есть партнер логист. Вы привлекаете партнера, он занимается логистикой, а вы занимаетесь развитием онлайн площадки.

Без оффлайн инфраструктуры товарный маркетплейс будет обречен на провал. С маркетплейсом услуг тут попроще, вы нашли мастеров в конкретном городе, они сами себя «доставляют» до момента оказания услуг. Но в любом случае есть оффлайновая работа.

Многие заказчики, обращающиеся к нам думают что основное — это софт, на самом деле это не так, самое основное это то, как вы поработаете в оффлайне. Ошибкой будет если вы запускаете софт, заливаете туда трафик, и думаете, что пользователи и поставщики сами, волшебным образом, договорятся. С ними нужно возиться, как с детьми, особенно первое время.

Ответственность

Клиент воспринимает маркетплейс, как единую службу по продаже и доставке. Соответственно, если будут косячить ваши поставщики или матера, вам придется “разгребать” все эти косяки и претензии при каждом заказе. Получается вам нужно обеспечить весь процесс сделки.

Чаще всего это делается на уже готовой инфраструктуре компании, пускай она базовая, небольшая, в одном городе, из которого вы хотите вырастить гиганта на всю страну. Но первые тесты должны быть на чём-то, в чем вы разбираетесь, и где знаете основные претензии заказчика и основные ожидания исполнителя.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Денис Гордиенко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 1, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 109083, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 26 Feb 2020 14:56:16 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на vc.ru
Дизайн
Как мы заработали 1,17 млн рублей на росписи стен за три месяца
Привет. Мы компания по росписи стен за один день «Нимбус». С октября по декабрь 2019 года нам удалось заработать 1…
0
2 комментария
Популярные
По порядку
3

Даже с какой-никакой логистикой, маркетплейс это тонны бабла в продвижение. Речь о миллионах и не рублей. Миллионы были даже когда конкуренция была так себе, сейчас даже страшно представить сколько нужно денег.

Ответить
0

Лень основателя. Спасибо, очень смешно.
СДЭК развивает свой маркетплейс примерно год. Вы о нем слышали? Покупали?
У СДЭК, думаю, есть финансы на разработку и продвижение, но насколько их много и сколько они готовы тратить, чтобы тягаться с Беру, например?
Сейчас Маркетплейс товаров это война бюджетов на рекламу, а не УТП. А привлекать аудиторию можно по-разному. В том числе давая по 500 рублей на покупку.
Нишевые истории,  маленькие рынки наверно можно раскрутить, но тягаться с монстрами увы не получится.

Ответить

Прямой эфир