{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как Gojek развивает малый и средний бизнес в Индонезии

Каждую неделю команда Heads and Hands — лидеров в разработке экосистем, делает обзор популярных супер-аппов и экосистем. Сегодня разберем, как Gojek помогает индонезийским предпринимателям выходить в онлайн.

Gojek — индонезийская компания и одноименный супер-апп, который объединяет сервисы: по требованию, развлекательные, финансовые. В нем можно заказать доставку блюд, продуктов, товаров первой необходимости, лекарств, поездку на байке или такси, оплатить счета и даже сделать экспресс-заказ массажа.

​Все сервисы в супер-аппе Gojek

Компания начинала в 2010 году с колл-центра, который связывал людей со службами курьеров и перевозок на байках. В то время мототаксисты простаивали, ожидая клиентов, последние же прочесывали улицы в поисках свободного транспорта. Gojek решил эту проблему. Кстати, название компании складывается из английского Gо и индонезийского термина для мототакси Ojek.

В 2015 году Gojek запустили приложение сразу с тремя сервисами: перевозкой пассажиров на байках GoRide, срочной доставкой документов и посылок GoSend и доставкой еды, товаров первой необходимости GoMart.

На начало 2020 года супер-апп объединяет 18 сервисов для платежей; перевозок и доставки; заказа еды, готовых блюд, лекарств, товаров первой необходимости; развлечений: покупки билетов в кино, просмотра фильмов и сериалов, площадку с мини-играми; решения повседневных задач: уборки и массажа. Последние выделены в отдельное лайфстайл-приложение GoLife (приложение Gojek перекидывает на него при выборе уборки или массажа). Для бизнеса компания разработала супер-апп GoBiz, который позволяет вести дела через сервисы Gojek.

​Все сервисы компании Gojek

На данный момент Gojek работает в Индонезии, Вьетнаме, Сингапуре, Таиланде и на Филиппинах. В первой половине 2019 года супер-апп Gojek и другие приложения внутри экосистемы были скачаны 155 млн пользователей из Юго-Восточной Азии (общее население региона на 2020 год — 666,5 млн, то есть каждый 4 использует Gojek). В Gojek зарегистрированы более 2 млн водителей, более 400 тыс. продавцов и более 60 тыс. поставщиков услуг.

Несколько фактов об экономике Индонезии

Индонезия расположена на более чем 17,5 тысячах островов. Каждый со своим языком, культурой и экономикой. В 2019 году страна была четвёртой в мире по численности населения и шестой по уровню экономического развития*.

В стране более 150 миллионов интернет-пользователей (чуть больше половины населения), доступ в сеть есть почти на 90% территории. В основном развит мобильный интернет, так проще охватить огромное количество островов.

Только 40% населения в 2019 году имели собственные мобильные устройства. Тем не менее именно на покупки со смартфонов приходится 52% всех электронных транзакций. Приложения являются основным каналом мобильных продаж, занимающим 74,8% рынка мобильной коммерции.

Банковские услуги развиты в Индонезии слабо, более половины населения попросту не пользуется ими. Например, в 2019 году на одного человека приходилось 0,59 дебетовых и 0,07 кредитных карт. Для сравнения, в России уже к середине 2017 года каждый житель имел около 2 дебетовых карт.

Интернет-покупки большинство оплачивает картами (34%), на втором месте банковские переводы (26%). К 2021 году прогнозируется, что доля банковских переводов снизится из-за развития цифровых кошельков, как GoPay от Gojek, через которые на 2019 год оплачивали 20% покупок.

Как экосистема Gojek позволяет расти малому бизнесу

В 2019 году Gojek вошёл в двадцатку компаний, меняющих мир, по версии Fortune. Туда попадают те, кто оказывает широкое и позитивное влияние на социо-экономическую обстановку страны или региона.

Экономика страны сильно зависит от микро-, малых и средних предприятий. Именно они обеспечивают около 50% ВВП Индонезии. Поэтому решение их проблем может стать драйвером роста для всей экономики.

Основные трудности, с которыми встречаются такие компании: сложности при выходе на рынок, ограниченные ресурсы для роста и развития, невозможность конкуренции с более крупными игроками.

На своих ресурсах Gojek заявляют о социальной ответственности и подчеркивают вклад в экономику страны. Рассмотрим подробнее, какие инструменты экосистемы помогают бизнесу справляться с основными вызовами.

  • Простое управление бизнесом

GoBiz — супер-апп для бизнеса от Gojek. Позволяет управлять заказами из GoFood, принимать платежи через GoPay, контролировать ежедневные транзакции, получать отчеты по продажам, генерировать QR-коды для безналичных платежей, создавать персонализированные рекламные кампании.

Программа обучения Gojek WIRAUSAHA дает предпринимателям базовое понимание движения денежных потоков, капитальных и операционных расходов, работы с цифровыми платформами.

  • Финансовая доступность

Цифровой кошелек GoPay помогает бизнесу перейти на безналичные расчеты. Индивидуальный QR-код позволяет просто принимать оплату даже уличным торговцам. В 2019 году через GoPay проходило 30% от всех электронных транзакций в Индонезии.

GoPay включает предпринимателей в официальную экономику: позволяет быстро открыть счет, брать займы, оформлять страхование. Сервис GoBills внутри GoPay позволяет оплачивать в приложении счета: за электричество, воду и газ, кабельное телевидение и интернет, и многие другие.

Включение своих партнеров в официальную финансовую систему и предоставление инструментов для управления финансами в Gojek считают важными социальными функциями GoPay.

  • Простой выход на рынок

Благодаря Gojek 70% представителей малого и среднего бизнеса начали вести свои дела в онлайне. Став партнером приложения, компания сразу получает доступ к более чем 100 миллионам пользователей.

Gojek снижает порог для выхода на рынок предприятиям любого масштаба. Например, бизнес-модель сервиса GoFood позволяет продавать блюда, приготовленные на личной кухне, и при этом сразу охватить аудиторию в радиусе 25 км.

  • Доступные маркетинговые инструменты

Традиционный маркетинг и продвижение для выхода на широкую аудиторию требуют больших вложений.

Маркетинговые стратегии Gojek позволяют предприятиям находить новых клиентов и переводить их в категорию постоянных. Например, в супер-аппе для бизнеса GoBiz компании сами могут запускать промоакции на базу, сформированную благодаря присутствию в приложении.

84% представителей малого и среднего бизнеса отмечают, что присоединились к Gojek именно для продвижения своих товаров и услуг.

  • Снижение издержек

Использование сервисов Gojek вместо использования собственных решений снижает эксплуатационные затраты для малых и средних предприятий в среднем на 30%. Например, можно воспользоваться сервисами доставки GoRide и GoSend внутри экосистемы для выполнения своих задач.

Все это снижает барьер для выхода средних и малых предприятий на рынок, позволяет расти и конкурировать с крупными игроками.

Как Gojek влияет на социо-экономическую обстановку в Индонезии

В среднем Gojek приносит экономике Индонезии 720,72 млн $ ежегодно в качестве доходов партнеров-водителей, малого и среднего бизнеса, по данным доклада GO-JEK Impact towards Indonesian Economy. Общий объем ВВП Индонезии на 2018 год составил 1022 млрд $.

85% компаний-партнеров Gojek отмечают увеличение объема своих транзакций более чем на 5%.

Gojek частично решает вопрос безработицы. 83% водителей-партнеров Gojek имеют только школьное образование. Эта группа является одной из доминирующих среди безработных в Индонезии.

Каждый двадцатый партнер лайфстайл-сервисов имеет инвалидность. Приложение помогает этим людям находить клиентов и зарабатывать на жизнь.

Gojek — первая декакорн-компания (стартап, оценивающийся более, чем в 10 млрд $) в стране. В 2018 году в нее инвестировали такие гиганты, как Google и китайская Tencent (владельцы WeChat).

На примере Gojek мы видим, как цифровая экосистема может стать одним из драйверов роста экономики для целой страны. Особенно, если компания развивает сервисы в отстающих секторах. В случае с Индонезией – это слабая вовлеченность жителей в банковские услуги, неразвитый рынок электронных платежей и отсутствие онлайн-инструментов для малого и среднего бизнеса.

Мы рассмотрели Gojek со стороны бизнеса и влияния на экономику страны. В следующем материале подробнее расскажем про то, как работают сервисы в супер-аппе.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Heads and Hands
Автор

Узнайте больше о создании, развитии и поиске точек роста маркетплейсов, экосистем, e-commerce проектов на конференции MCOM Marketplace and Ecosystems 2020.

Ответить
Развернуть ветку
ugnich
 шестой по уровню экономического развития

Что такое "уровень экономического развития"?

Ответить
Развернуть ветку
ugnich

Столько ерунды про экономику написали. Лучше бы скриншотов приложения добавили побольше.

Ответить
Развернуть ветку
Heads and Hands
Автор

Скриншоты будут в одной из следующих статей. Анонсировали ее в конце. Расскажем про сервисы для пользователей подробнее. 

Ответить
Развернуть ветку
Heads and Hands
Автор

Здравствуйте! Да, вы правы, взяли инфу из статьи со встречи председателя Комитета по государственной политике Министерства государственных предприятий Индонезии в Университете Правительства Москвы (ссылка в статье и здесь оставим). Они действительно не указывают там источник своих данных. Здесь корректнее говорить о том, что Индонезия находится не на 6, а на 7 месте и не по росту экономики, а по величине ВВП по ППС по данным МВФ за 2019 год.  

Ответить
Развернуть ветку
Антон Мошков

И чтобы быть объективными, не забывайте про их конкурентов сервис Grab

Ответить
Развернуть ветку
Heads and Hands
Автор

Конечно, мы помним про Grab. Вот писали про них: https://vc.ru/services/102327-chto-vnutri-superprilozheniya-grab-sravnivaem-s-rossiyskimi-analogami

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Finagin
 Индонезия расположена на более чем 17,5 тысячах островов. Каждый со своим языком, культурой и экономикой

На каждом из 17,5 тыс свой язык? Можно пруф?

Ответить
Развернуть ветку
Heads and Hands
Автор

Извиняемся, неточная формулировка, поверили вот этому источнику: https://talent.mos.ru/about/news/130713997/

Языков всего лишь более 700 насчитывают, википедия ссылается на этот сайт: https://www.ethnologue.com/ и вот в тексте доклада о языках Индонезии от индонезийского агентства по оценке и применению технологий говорится об этом: https://www.aclweb.org/anthology/I08-7014.pdf 

Официальный язык один – индонезийский. 

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Косилов

Если собираетесь в Индонезию и Вам потребуются услуги перевода, письменного или устного, все, что связано с индонезийским языком, и не только (включая аглийский технический), обращайтесь. Опыт более 5 лет в различных сферах, доступные договорные цены.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда