{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Супераппы проверили на вирус. Как технологии остановили(?) эпидемию

Опыт Китая в борьбе с коронавирусом в режиме реального времени показывает всему миру мощь современных технологий и супераппов. В сравнении с обычными ограничительными мерами решения частных компаний способны в разы быстрее остановить распространение вируса и локализовать эпидемию. Однако этичность их применения вызывает вопросы. В каком объеме можно вмешиваться в частную жизнь, хорошо ли использовать персональные данные даже в условиях пандемии? Пока ученые, технологические компании и политики ищут решения, Китай на примере коронавируса показал, каким может стать наше технологическое будущее.

Менее двух месяцев понадобилось Китаю для устранения вспышки коронавирусной инфекции. Первый случай заражения был зафиксирован 30 декабря 2019 в госпитале Китая, где у одного из пациентов обнаружили пневмонию неизвестной этиологии. С января вирус распространялся по республике экспоненциально, но уже в начале февраля эпидемия в КНР пошла на спад. Мобилизация всего Китая была проведена в рекордный срок и с использованием всех возможных ресурсов. Страна, вложив в предыдущие годы многомиллиардные бюджеты в высокие технологии, оперативно переориентировала их под задачи борьбы с эпидемией.

С начала распространения вируса все основные силы Китая были направлены на предотвращение перемещений потенциально инфицированных граждан.

Распространение вируса было приостановлено во многом благодаря технологизации процесса отслеживания и идентификации контактов с зараженными.

Компания-лидер среди китайских поисковых систем Baidu воспользовалась своей платформой на базе ИИ Robocall для оперативного сбора данных о всех потенциально зараженных гражданах в эпицентре эпидемии. Платформа в краткий срок сделала более трех миллионов автоматических телефонных звонков жителям – около 1,5 тыс. звонков в секунду – с просьбой добровольно предоставить историю путешествий, список контактов и информацию о текущем состоянии здоровья. Данные от платформы передавались комиссии здравоохранения, региональным центрам по борьбе с инфекциями для отслеживания распространения коронавируса по регионам и обеспечения готовности госпиталей на местах.

Baidu также применила свои картографические системы на базе ИИ для определения потока путешествий по районам с высоким риском с помощью Платформы больших данных от Baidu Maps. Благодаря этому у медицинских работников появилась интерактивная карта распространения коронавируса в режиме реального времени.

Китайский технологический гигант в электронной коммерции Alibaba через приложение Alipay внедрил систему QR-кодов для маркировки здоровья граждан. QR-коды красного, желтого и зеленого цветов на время эпидемии присваивались гражданам в соответствии с историей их перемещений и контактов. Владелец зеленого кода мог перемещаться свободно, желтый QR настойчиво рекомендовал владельцу провести семь дней на карантине, красный QR означал 14-дневный карантин. Система была развернута в провинциях Чжэцзян, Сычуань, Хайнань и Чунцин, охватив около 200 млн человек.

Несмотря на элегантность решения, система имела недоработки, часть кодов была присвоена некорректно и препятствовала перемещению граждан, были и серьезные проблемы с конфиденциальностью: китайские технологические компании и операторы мобильной связи свободно обмениваются информацией пользователей с властями и полицией без их согласия в целях отслеживания возможных пациентов.

Сходную задачу на соседних с эпицентром эпидемии территориях решало приложение для смартфонов COVID-19, которое сообщало людям, находились ли они в тесном контакте с кем-либо, кто был подтвержден заражению, на основании данных о перемещениях пользователей. Например, в городе Вэньчжоу были отслежены по телефонным данным 3 тыс. посетителей магазина лапши, владельцы которого заразились вирусом.

Чтобы потенциальные носители вируса не нарушали условия карантина в некоторых городах, такие как Шаньтоу в провинции Гуандун, использовались беспилотники. Они применялись также чтобы разыскать и выгнать людей без масок с улиц. В таких дронах использовались алгоритмы распознавания лиц, несколько модифицированные для распознавания человека в маске.

В городе Ухань и других подверженных эпидемии областях провинции Хубэй основное внимание уделялось активному лечению пациентов и снижению их смертности. Более 50% всех обращений к медицинской системе были переведены в онлайн-формат, так как носители вируса могут его распространить по пути на прием к врачу. Для этого была подключена высокоскоростная сеть 5G, повсеместно используются решения для телемедицины.

Значительно возросло число пользователей медицинских мобильных приложений, связывающих пациентов дома с врачами и аптеками - Pingan Good Doctor. Приложение на основе ИИ AskBob предоставляет пользователям персонализированные рекомендации по вопросам лечения от коронавируса, основанные на актуальной медицинской информации.

Уникальность приложения в том, что его база знаний основана на анализе миллионов анонимных медицинских карт пациентов, клинических руководствах и научных архивах, охватывающих суммарно десятки миллионов медицинских данных.

9 февраля датская компания UVD Robots заявила, что заключила соглашение с Sunay Healthcare Supply о распространении своих роботов в Китае. Роботы UVD путешествуют по медицинским учреждениям, распространяя ультрафиолетовый свет для дезинфекции помещений, зараженных вирусами или бактериями. Для этих же задач применялись и беспилотники.

Китайские биотехнологи и медики в оперативном порядке занялись исследованием природы вируса, разработкой диагностических инструментов и выявлением основных способов передачи COVID-19. Китай сообщил ВОЗ об эпидемии 3 января, данные о последовательности генома COVID-19 были переданы в ВОЗ уже 10 января. К 15 января появились протоколы для диагностики и лечения COVID-19, были проведены надзорные и эпидемиологические расследования.

Baidu, которая упоминалась ранее, предоставила научным группам свой алгоритм Linearfold способный быстрее традиционных алгоритмов прогнозировать изменения во вторичной структуры РНК вируса, позволяя изучать способность вируса к появлению новых штаммов. Алгоритм позволяет сократить общее время анализа с 55 минут до 27 секунд.

Транспортный узел в Пекине был оснащен сенсорной системой для регистрации температуры пассажиров. Сенсорная система от Baidu сочетает компьютерное зрение и инфракрасное излучение, что позволяет определять температуру пассажиров до 200 человек в минуту в диапазоне 0,5 градуса Цельсия. Система предупреждает власти, если обнаруживает человека с температурой выше 37,3 градусов по Цельсию.

Китай в своих действиях по борьбе с вирусом также предусмотрел серьезную работу с дезинформацией. СМИ предложили новые инструменты для обмена достоверными данными и противодействия мифам. JiaoZhen – разрушающая слухи платформа. За 2 месяца эпидемии платформа обработала более 350 запросов на проверку информации.

Итог

Появление такого комплекса технологических решений за считанные дни было бы невозможно без уже существующего в Китае глубокого проникновения высоких технологий в управление социумом. Ситуация с коронавирусом показала, что Alibaba, Baidu и другие гиганты способны предоставить эффективные решения против пандемии и снизить панику среди жителей. Однако, сложно судить о гуманности этих методов. Издание The New York Times называет меры КНР драконовскими, отметив, что карантин в таких масштабах и принудительный сбор данных о местонахождении мобильных телефонов и применение технологии распознавания лиц для отслеживания перемещений людей сложно воспроизвести в других странах, особенно демократических, с институциональной защитой индивидуальных прав. Но совершенно точно можно сказать, что опыт борьбы китайских компаний с эпидемией открыл новые горизонты для сенсорики, технологий искусственного интеллекта, больших данных, показав как оперативно они могут быть адаптированы к новым задачам.

Ксения Макарова, Марина Киселева

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда