Какие фичи появились в китайских супер-аппах и сервисах доставки во время коронавируса

В Китае эпидемия коронавируса пошла на спад. Возможно, приостановить темп новых заражений отчасти помогли решения технологических компаний страны. Команда Heads and Hands узнала, какие сервисы и инструменты заработали во время эпидемии в Китае.

Диагоностика по QR-кодам

WeChat ввели специальные QR-коды для отслеживания людей в общественном транспорте.

Пассажиры автобусов, метро или такси должны предоставить информацию о себе через сканирование специального QR-кода. Так система синхронизирует их ID с номером транспортного средства, временем посадки и другой информацией.

Если впоследствии у пассажира из этого транспорта обнаруживалась коронавирусная инфекция, все, кто находился поблизости и мог быть заражен, получали предупреждение об этом.

Регистрация в общественном транспорте по QR-коду. ​ Источник: Tencent

Tencent (владельцы WeChat) не указали, будут ли они информировать власти о зараженных, но сервис получил поддержку со стороны правительства. «Регистрационные коды поездок» уже охватывают общественный транспорт и такси в 13 городах, включая Пекин и Шанхай, с общим населением 83 миллиона человек.

Alibaba Group ввели систему QR-кодов с цветовой кодировкой, которая сообщает людям, стоит ли им уходить на карантин.

Система назначает пользователю один из трех QR-кодов: красный, желтый или зеленый. Только обладатели зеленого кода могут свободно передвигаться по городу. Люди с желтым кодом должны остаться дома на неделю. С красным — отправиться на карантин на 2 недели.

Источник: AliPay

Зарегистрироваться в системе пользователь может через мини-апп портала госуслуг в Alipay.

При регистрации человек вводит свое имя, национальный идентификационный номер, номер телефона, заполняет анкету с вопросами о последних путешествиях и самочувствии. Код здоровья человека определяется посредством трех факторов: истории поездок; количеству времени внутри зараженных областей; отношениями с потенциальными носителями вируса.

Правительство Китая обязало мобильных операторов и других крупных сборщиков данных отслеживать местонахождение пользователей вплоть до округов, в которых они находятся.

Не все жители Китая остались довольны работой кодов здоровья. Некоторые жаловались на то, что код произвольно менял цвет и то, что отметку приложения невозможно оспорить.

Похожую функцию выполняет приложение Close Contact Detector для определения риска заражения. Оно доступно для загрузки при сканировании QR-кода через Alipay, WeChat или QQ.

При регистрации пользователь указывает настоящее имя и номер удостоверения личности, а в ответ получает информацию о том, контактировал ли он с зараженными. Если риск был, пользователю рекомендуют остаться дома на карантине.

Данные для работы приложения предоставляют Госкомитет по вопросам гигиены и здравоохранения КНР, Министерство транспорта, Китайские железные дороги и Управление гражданской авиации Китая.

Технологические компании не ограничились сервисами, которые позволяют оценить риск заболевания. Проконсультироваться с врачом можно внутри супер-аппа WeChat и на совместной платформе китайской поисковой системы Baidu и Пекинской медицинской ассоциации.

Доставка: бесконтакт и роботы

В Китае около 400 млн людей пользуются сервисами доставки, что составляет около 30% населения. В стране работают более 3 млн доставщиков. По мере распространения эпидемии последних начали рассматривать как потенциальных разносчиков вируса. Сами же доставщики также начали опасаться за свое здоровье.

В социальных сетях распространилась история про зараженного курьера, у которого не проявлялись симптомы заболевания в течение 14 дней, и все это время он выходил на работу. Также пользователей встревожила новость о том, что четыре сотрудника ресторана в Чунцине были заражены вирусом.

Доставку начали заказывать реже, некоторые жилые комплексы и общины вовсе перестали пускать чужаков на свои территории. Акции Meituan Dianping, одного из крупнейших в стране сервисов доставки еды и товаров, на фоне этих событий упали на 13%. И компании начали искать выход из положения.

Dianping ввели услугу доставки в безопасные пункты приема, чтобы клиенты и доставщики не контактировали. Также компания попросила доставщиков носить маски, дезинфицировать переноски и начали ежедневно измерять их температуру.

Для спокойствия клиентов в Dianping также начали прикреплять к пакетам с едой карточки с именами всех сотрудников, которые работали над изготовлением, упаковкой и доставкой заказа, с указанием их температуры. Также в карточку вносятся данные о принятых сотрудниками мерах дезинфекции.

Еще одним решением стала доставка с помощью робототехники. В том же Meituan Dianping начали использовать автономные транспортные средства, которые за одну поездку могут привезти от 3 до 5 заказов. В компании отметили, что после завершения карантина и возвращения людей на работу, среди их новых пользователей ⅔ — это люди от 40 лет. До этого основной аудиторией приложения были двадцатилетние.

Источник: meituan

Китайская ecommerce-компания JD.com с помощью автономных транспортных средств доставляла не только продукты питания, но и медикаменты в больницу и местные общины города Ухань во время вспышки эпидемии и блокады города.

Служба по заказу и доставке еды Ele.me, принадлежащая Alibaba, использовала роботов для доставки еды в номера помещенного на карантин отеля в городе Вэньчжоу на востоке Китая.

Компании не только пытались обезопасить пользователей и курьеров, но и поддержать заведения, которым пришлось нелегко в период всеобщей изоляции. Meituan в сотрудничестве с банками предоставляли кредиты заведениям, которые нуждались в поддержке, Ele.me снизила комиссионные для ресторанов.

Работа и учеба на удаленке

Когда в Ухане, эпицентре эпидемии коронавируса, начался новый учебный семестр, более миллиона учеников были вынуждены остаться дома. Решения для дистанционного обучения и работы уже были разработаны у основных крупных компаний страны, во время эпидемии они сделали их доступней.

Сервис Youku, китайский аналог YouTube, запустил бесплатные онлайн-занятия для учеников начальной и средней школы. Для проведения уроков они начали работать в связке с другим сервисом от Alibaba Group — корпоративной платформой Dingtalk (напоминает Slack).

Кстати, школьники ополчились на приложение Dingtalk и начали массово ставить ему единицы в надежде, что оно исчезнет из AppStore. Они обрушили рейтинг с 4,9 до 1,4, а основатель компании был вынужден обратиться с просьбой о том, чтобы дети пощадили сервис.

На время эпидемии Dingtalk также открыла бесплатный доступ к платформе для работы на дому и даже открыла фильтры, которые позволяют выглядеть лучше без макияжа.

WeChat Work, приложение другой лидирующей китайской компании, увеличило максимальное количество участников видеоконференций до 300 человек и открыло для компаний, школ и больниц бесплатный доступ к телемедицине и онлайн-обучению.

Кино, фитнес, покупки на дому

После того как фитнес-клубы были вынуждены закрыться, тренеры стали проводить занятия в приложении Douyin (китайская версия TikTok).

Также платформа заменила походы в кино. Компания ByteDance, владелец приложения Douyin, выкупила права на фильм Lost in Russia, который должен был выйти на экраны в Китайский новый год — самое горячее время для кинопроката, и транслировала его на своих площадках.

Трансляция еще одного фильма, не прошедшего на экранах из-за вируса, Enter the Fat Dragon, прошла на видеоплатформах iQiyi и Tencent Video.

Агентства по недвижимости также решили бороться за клиентов всеми возможными способами. Крупнейший китайский сайт для онлайн-объявлений 58.com и платформа для поиска недвижимости Anjuke предлагали виртуальные экскурсии и прямые трансляции, которые помогли бы потенциальным покупателям выбрать жилье без личного посещения.

Китайские технологические компании смогли быстро подстроиться к меняющимся обстоятельствам в попытках не только минимизировать собственный ущерб, но и обезопасить окружающих.

Российские компании также пытаются не сдаваться перед лицом эпидемии и предлагают решения, которые обеспечат комфорт и защиту пользователям и курьерам. Например, Delivery Club объявили о бесконтактной доставке, курьеров обеспечили медицинскими масками и дезинфекторами. В «Яндекс.Еде» и «Яндекс.Лавке» заказы доставляются бесконтактным способом по умолчанию. «Достаевский» аналогично вводит бесконтактную доставку.

Ситуация в России развивается не так критично, как это происходило в Китае. Но бизнесу стоит присмотреться к опыту китайских компаний и подготовиться на случай, если будут введены более жесткие меры карантина.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Denis Kiselev

Благодаря коронавирусу мы получим онлайн-премьеры новых фильмов одновременно с релизами в кинотеатрах.

Я бы с удовольствием смотрел часть репертуара кинотеатров дома, так как далеко не все фильмы обязательны к просмотру на большом экране! (И многие - не обязательны к просмотру вообще)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Пятин

какие же все-таки китайцы крутые! 20-25 лет назад слово "китайское" в отношении товаров было почти ругательным (про услуги и сервисы вообще слов не было). а сейчас мы даже не можем скопировать используемые ими технологии

Ответить
Развернуть ветку
Ita Babayan
в приложении Douyin (китайский TikTok)

Хорошо

Ответить
Развернуть ветку
Roman Gran

TikTok итак китайский

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kosharovsky

Понравилась идея с фитнесом по видео

Ответить
Развернуть ветку
Vovan Avach

Спасибо вам за освещение супер-аппов , очень важная тема , скоро без них никуда !

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

@Редакция vc.ru буквально вчера я внес теги "коронавирус" и "коронавир*" в черный список. В итоге все равно увидел эту статью. И не только её на эту тему. Как это понимать?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда