Сервисы
Heads and Hands
1470

Из первых рук: как работают маркетплейсы, ecommerce и службы доставки во время пандемии

Heads and Hands — разработчики мобильных экосистем, 31 марта и 1 апреля провели онлайн-конференцию MCOM Marketplace and Ecosystems 2020. Там мы узнали у представителей Goods.ru, «Самоката», Radario, «на_полке» и других компаний об их действиях и ожиданиях в условиях режима нерабочих дней.

Designed by macrovector, Freepik

В настоящий момент модель маркетплейса показывает наибольшую эффективность и стрессоустойчивость: когда на карточку дефицитного товара приходится по пять-семь продавцов — это позволяет быстро обеспечить предложение практически для любого спроса. Я уверен, что в текущих обстоятельствах маркетплейсы выдвинутся на лидирующие позиции в ритейле.

Мы называем goods.ru настоящим маркетплейсом, так как на нашей площадке продавцы напрямую коммуницируют с покупателем — мы сами не являемся ритейлером, не управляем ценами. Тем не менее мы быстро реагируем на замечания со стороны покупателей и активно боремся с любыми спекуляциями. Если появляются обычные медицинские маски за 1000 рублей, мы тут же выключаем эти офферы, отслеживаем такие истории на площадке.

Сейчас мы видим рост и высокую активность покупателей практически во всех категориях. Относительно бытовой техники и электроники люди подуспокоились.

В своих коммуникациях мы пытаемся подсветить мультикорзину, смещать фокус на что-то более позитивное: на развивающие игры для детей, спорттовары — коврики, тренажеры.

Для ecommerce сейчас время проверки всех мощностей, в первую очередь в операционной вертикали, потому что ситуация меняется каждый день. Мы в goods.ru успешно справляемся со всеми операционными вопросами. C помощью маркетинга пытаемся людей успокоить, смягчить ситуацию, где-то пошутить, сделать их пребывание дома максимально комфортным. И мы видим, что это работает, так как спрос не сосредоточился лишь на гречке и телевизорах.

Андрей Осокин
директор по маркетингу goods.ru

Мы столкнулись с тем, что выросла не только частота заказов, но и увеличилось количество новых пользователей, изменились размер и структура чека. Люди, к сожалению, не воспринимают сервис доставки через 15 минут как свой собственный холодильник, им кажется, что оттуда что-то может исчезнуть навсегда, и поэтому заказывают ту же гречку впрок. Из-за этого товары быстрее чем раньше начали вымываться со склада.

Раньше меньше 5% заказов требовали отправки двух и более курьеров. Сейчас в разы увеличилось количество заказов, где нужны два-три курьера для доставки одного заказа. Это основное изменение, которое влечет за собой остальные: нужно больше выводить людей на смену, увеличивается нагрузка на систему закупок, нужно увеличивать частоту поставок.

Мы скорректировали маркетинговую стратегию: перестали продвигать конкретные товары. У нас есть подборка внутри приложения, которая дает возможность продвигать и продавать товары высокочастотной оборачиваемости вместе с низкочастотными товарами, так как из подборки их покупают вместе.

Сейчас мы столкнулись с тем, что нет смысла и даже вредно продвигать высокочастотные товары, так как они начнут заканчиваться еще быстрее. Также мы отменили наружную рекламу на май, но пока оставили на апрель.

Игорь Рожков
директор по маркетингу в «Самокате»

В текущей ситуации все потребление переместилось в онлайн: именно сейчас у бизнеса появился большой ресурс возможностей, чтобы приучить пользователей к онлайн-сервисам.

С нашим продуктом мы попали в точку. Сейчас время удаленной работы и удаленного взаимодействия, а «на_полке» как раз позволяет бизнесу не встречаться лично с торговыми представителями.

Сейчас офисы и HoReCa начали активно отваливаться, но возвращаются клиенты из магазинов у дома: которые когда-то попробовали сервис, но по какой-то причине вернулись к офлайн-взаимодействию с поставщиками. Мы видим, как растет средний чек, потому что люди берут новые товары для своих точек. Ситуация со всплеском продаж в бакалее, когда выгребли все склады и остатки, сейчас возвращается к норме.

Наши аккаунты постоянно на связи с поставщиками, в режиме реального времени мониторят ситуацию — большого процента отключения поставщиков мы не видим. Мы наоборот наблюдаем выход новых поставщиков на нашу площадку. Главное, чтобы производства не закрылись — здесь больше рисков, чем в цепочке поставок.

При итальянском сценарии карантина продуктовые магазины будут работать, аптеки будут работать, а спрос на доставку возрастает. Здесь еще нужно учитывать поведение конечных клиентов, для которых поход в магазин может стать праздником в условиях карантина.

Пока будут работать магазины — сохранятся цепочки поставок. Также люди скорее пойдут в магазин у дома, а не в гипермаркет, где можно столкнуться с большим скоплением покупателей, поэтому обороты у некоторых продуктовых магазинов могут даже вырасти.

Антон Никеров
коммерческий директор b2b-маркетплейса «на_полке»

Мы постоянно следим за ежедневным, еженедельным и ежемесячным количеством активных пользователей в приложении. Сейчас, несмотря на то, что на паузу поставили сотрудничество почти все партнеры в сфере fashion и товаров не повседневного спроса, количество наших пользователей не уменьшилось. У нас произошел огромный скачок в продуктовом ритейле и аптеках. То есть тренд повторяет то, что происходит на офлайн-рынке.

Мы предполагаем, что использование карт лояльности в продуктовом ритейле и аптеках продолжится, но в какой-то момент произойдет обратный тренд, потому что люди закупятся продуктами и другими товарами первой необходимости впрок: спрос в продуктовом ритейле начнет снижаться, тот же fashion-ритейл почувствует себя лучше.

Екатерина Шпигель
директор по маркетингу в «Кошелек»

Если бы этого кризиса не было, в каком-то ином виде он должен был случиться. Потому что все у нас было по накатанной: все понятно и тоскливо. Сейчас прекрасная возможность проявить креативность и снять табу на быстрое принятие решений.

Деятельность в нашей индустрии встала первой: начиная с 16 марта, когда в Москве запретили проводить мероприятия для аудитории более 50 человек.

Благодаря экосистемному подходу у Radario есть некоторое количество активов, которые применимы в других отраслях: маркетинговые решения для ритейла, корпоративных структур, продукты для музыкантов. Офлайн-мероприятия встали, но потребность людей в потреблении контента выросла астрономически.

Мы быстро развернули проект Bandlink, который создаёт решения для музыкантов, в сторону спонсирования релизов, продажи рекламы в стримах артистов. Благодаря тому, что у нас есть несколько сервисов в разных областях, мы можем быстро трансформировать наш продукт.

Те бренды, которые будут с людьми во время кризиса, останутся в сознании. Поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы продвигать такие бренды через лидеров мнений.

В том числе мы работаем с госучреждениями в сфере культуры — у них планы на год не сильно меняются. Сейчас мы предлагаем комитетам и администрациям продукты для того, чтобы они могли эффективнее войти в новую реальность.

Мы перестроили свои предложения и не унываем. Понятно, что идет оптимизация затрат: какие-то из направлений сейчас полностью не актуальны, мы оптимизируем косты, сокращаем команду. В эпоху жирования ты набираешь людей на будущее, которые в текущий момент компании не нужны. Сейчас такого нет, и это держит в тонусе. Я кайфую от ситуации, так как у команды есть силы и желание находить точки роста.

Мир не рухнет, людям нужно будет куда-то ездить, что-то потреблять, развлекаться. Поменяются паттерны поведения — из офлайна что-то перейдет в онлайн, но глобально люди и их потребности не изменятся.

Сергей Сучков

генеральный директор группы компаний Radario Family

В целом дела идут лучше, чем может показаться, исходя из новостей. Все страны закрыты для поездок, но большое количество людей продолжает ездить по России. Каждый день я вижу информацию по командировкам, и это меня даже удивляет. До жесткого запрета поездок за рубеж были компании, которые писали нам о том, что командировки пока сохраняются.

Наши клиенты продолжают покупать авиабилеты, планируют отпуска на конец лета и осень. Сейчас мы пытаемся по-максимуму помогать путешественникам с оформлением заявок на возвраты и обмен авиабилетов. С серьезными проблемами мы пока не столкнулись.

Отложенный спрос точно будет, так как компаниям пришлось отложить деловые поездки. Командировки — это не отпуск, дела никуда не уйдут, а значит потребность в них сохранится. Вопрос в том, как отложенный спрос будет распределен по времени. Как только ситуация придет в норму, мы надеемся, что нас ждет большое количество заказов.

Никита Булгаков
руководитель b2b-направления OneTwoTrip

В декабре 2008 года, когда все также закрывалось и деньги заканчивались, у нас на конференции по электронной торговле был Александр Голунов, руководитель тогда известного магазина books.ru. И он рассказал о том, что его магазин существует с 1996 года, а в кризис 1998 года он наконец-то смог уволить плохих разработчиков и нанять хороших. С этой интонацией все вошли в 2009 год: у кого-то все получилось, у кого-то нет. Я считаю, что надо двигаться дальше: у нас есть завтра, оно будет другим, я на него настраиваюсь и призываю настраиваться других. А сегодня продолжать сдерживать ураган и стараться развернуть его в обратную сторону.

Иван Кургузов
руководитель кластера «Электронная коммерция» в РАЭК

Бизнесу проще выйти из кризиса с наименьшими потерями, если у него широкая продуктовая линейка, большая сеть поставщиков и есть предпосылки для создания дополнительной ценности. Все это возможно в рамках создания собственной экосистемы, как горизонтальной, так и вертикальной, а также посредством интеграции с уже существующими экосистемами.

Сейчас главная задача для нас — помочь клиентам пережить кризис без потерь, а возможно, и с ростом относительно рынка. Мы вместе активно формируем стратегию и проектируем новые способы взаимодействия с поставщиками и клиентами. Мы предлагаем клиентам выделенную команду разработки, которая запускает и тестирует новые продуктовые идеи и гипотезы, позволяя быстрее запустить MVP сервисов и отреагировать на изменения рынка.

Александр Семенов
{ "author_name": "Heads and Hands", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u0440\u043e\u043d\u0430\u0432\u0438\u0440\u0443\u0441"], "comments": 0, "likes": 9, "favorites": 63, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 117473, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 07 Apr 2020 13:23:31 +0300", "is_special": false }
Трибуна
ApiX-Drive — онлайн-коннектор разных сервисов и приложений между собой без программистов
Рассказываем, как запустили аналог Zapier за три месяца.
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир