{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как на самом деле надо начинать вести занятия в онлайне: инструкция, как быстро и безболезненно запустить онлайн-курс

Давно собирались запустить свои онлайн-курсы, а теперь все приходится делать второпях и непонятно как? Боитесь, что в нынешней обстановке вашему бизнесу или работе в сфере образования придётся нелегко? Мы собрали подробный список советов и рекомендаций, которые помогут вам как можно скорее перейти на онлайн-формат.

Читайте практический обзор техник и инструментов для проведения онлайн-курсов за пару дней — от идеи до первого запуска.

Мы команда сервиса по выбору курсов дополнительного образования CourseBurg. Обычно мы работали только с офлайн-курсами и помогали ученикам найти курсы, подходящие им по программе, расположению, отзывам и цене. А хорошим преподавателям получать больше учеников и до заполнять группы.

С нами работают уже более 800 образовательных центров в 70 направлениях, и всем удобно, мы не требуем с наших партнеров платы за размещение на нашем сайте и берем деньги только по факту появления нового ученика.

Эта модель выгодна организаторам, с которыми мы сотрудничаем, однако сегодня мы все столкнулись с огромной проблемой, из которой срочно понадобилось найти выход. Из-за вируса и карантина их бизнес встал, и мы решили помочь им запустить онлайн-курсы.

Мы поддерживаем наших партнеров и в условиях кризиса, с учетом ситуации, составили инструкцию, как им и всем остальным быстро и безболезненно перейти на формат онлайн-обучения.

Дисклеймер

Мы не будем лезть в дебри и тонкости терминологии, принятой в профессиональной среде специалистов по дистанционному образованию, и описывать, чем отличается удалённое от дистанционного обучения и прочего новояза, не нужного вам.

Мы постарались сделать эту инструкцию в кратчайшие сроки, на максимально понятном языке и описали набор прикладных техник и инструментов, чтобы вы в течение одного-трех дней вы смогли начать вести свои занятия онлайн.

Мы не претендуем на комплексное изложение всего, да и такой задачи не было. Мы хотим только одного — чтобы ваш образовательный бизнес пережил этот печальный момент.

Комплексным освоением всего искусства проведения дистанционного образования вы овладеете в процессе и уже на заработанные деньги.

Не ведитесь на предложения консультантов, акселераторов всяких онлайн-школ и просто инфоцыган из этой отрасли. Большинство из них хотят, чтобы вы купили их следующий курс или взяли ещё одну консультацию.

Итак, читайте, что нужно знать о формате онлайн.

Виды и форматы самых распространённых онлайн-курсов

1. Живое общение в режиме онлайн-трансляции, когда вы в конкретный час Х начинаете видеоконференцию и общение в чате с вашими учениками. Это самый простой и доступный способ. Подходит как для бесплатных демо-версий вебинаров, так и для детального разбора конкретной темы совместно с учениками.

Здесь все достаточно понятно.

2. Удалённое обучение с использованием заранее записанных видео, тектовыми и интерактивными материалами. В таком формате часто предлагают тесты для контроля знаний между модулями или в конце курса.

3. На наш взгляд, вариант смешанного обучения (blended learning) самый рациональный. На этапе подготовки вы запишете теоретический блок всего один раз и не будете по сто раз за день разным группам повторять одно и то же, а просто дадите доступ к записи. Уже в процессе обучения вы детально с каждым учеником разберёте все практические основы.

Сейчас карантин, поэтому практику не получится делать очно, но её можно заменить на онлайн-демонстрацию практических методов, а ученики будут присылать вам выполненное задание.

Как адаптировать вашу программу под онлайн-формат

Онлайн-общение и обозначение формата очень важны при организации удаленного обучения.

До начала занятий важно донести до ученика:

  • какие инструменты ему нужно иметь;
  • какие программы ему понадобятся и как их настроить;
  • какие расходные материалы будут нужны.

На первом занятии проведите краткий вводный инструктаж и расскажите:

  • о формате обучения, как и чем пользоваться, если вы применяете программы, которые надо устанавливать на их устройство, или непривычные им интернет-сервисы;
  • что они получат и какими знаниями овладеют, что смогут делать, куда устроиться и сколько будут получать;
  • как будут проверяться знания;
  • в каком формате с вами общаться и как часто;
  • какие домашние задания надо будет делать и в какие сроки их отправлять, как и когда их будут проверять;
  • как возможно задать вопросы в процессе вебинара и по какому каналу, когда будет перерыв и во сколько закончится трансляция;
  • будет ли поддержка после прохождения курса;
  • будет ли им выдан и как отправлен диплом о прохождении курса.

Трудности и возможные проблемы, с которыми вы можете столкнуться

1. Обязательно предусмотрите возможные технические трудности в ваших трансляциях. Прогоните один-два раза все на знакомых и в роли организатора трансляции, и в роли слушателя, чтобы понять, как все работает. В случае чего вы сможете проконсультировать ученика о том, что ему следует сделать, если у него возникнут неполадки со связью.

2. Перво-наперво уточните скорость и стабильность вашего интернета, перед трансляцией выключите все программы, потребляющие трафик, и попросите то же самое сделать всех коллег или домашних.

3. Если вы никогда не вели вебинары или ведете новую для себя тему, обязательно обкатайте весь материал занятия на знакомых. Лучше, чтобы их было двое-трое и вы потом могли с пристрастием допросить каждого из них на предмет непонятностей и несостыковок.

4. Следите за темпом вашей речи. Начинающие онлайн-преподаватели или быстро тараторят, и ученики просто не успевают за мыслью, или, наоборот, затягивают свою речь и не укладываются по времени, что злит учеников.

5. Если у вас длительные трансляции, старайтесь делать перерывы раз в 70–120 минут, чтобы люди банально могли сходить в туалет, а не сидели на нервах.

Чтобы ваши онлайн-трансляции не отпугивали учеников, ловите несколько советов

Как эффективно показывать себя в кадре

  • Как можно чаще и дольше используйте камеру телефона и веб-камеру, глядя в объектив. Ученики меньше будут скучать, если будут видеть ваше лицо, а не только режим демонстрации экрана.
  • Обязательно обратите внимание на настройку камеры телефона или веб-камеры. Ученики должны видеть ваши глаза, а не голову, которая нависла над клавиатурой. Это нужно для создания эффекта присутствия.
  • Идеально, если вы переключаете видео на режим трансляции экрана или презентации, то все равно оставляете свое лицо в отдельном окне и делайте его по возможности большим, чтобы было видно мимику. Главное, чтобы вы не заслоняли презентацию или экран.

4. Если вы ведете занятия или делаете запись из дома и стесняетесь заднего фона, то можете воспользоваться функцией автоматической замены фона в приложении Zoom.

Для Skype, судя по статьям, тоже есть аналогичный способ, но чуть посложнее, так как нужна дополнительная программа или настройка этого способа сделать фон размытым.

Если вы все же решили заранее записывать видео

1. Так же, как и с видеоинструкцией вживую, проверьте фокус камеры и качество звука.

2. Делайте короткие и продуманные видеоролики. Серия недлинных видео от 3 до 15 минут, где каждый ролик посвящен одной конкретной теме, будет полезнее для восприятия и удобнее вам в записи.

Записи трансляций более часа выкладывать потом мы не рекомендуем. Лучше нарезать на тематические кусочки на 7–15 минут.

3. Используйте режим демонстрации экрана. Простой способ создать видеоурок — это записать показ ваших слайдов. Слайды не должны быть мертвыми, между небольшими разделами слайдов переключайтесь или на лицо, или на показ своего монитора, если это нужно для практики.

4. В видео самым важным является звук. Люди вам простят качество видео, но если там будут посторонние шумы или вас будет плохо или тихо слышно, то это отразится на отзывах и уровне понимания и запоминания материала.

Как эффективно управлять вниманием слушателей и зрителей:

1. В начале задавайте вовлекающие вопросы для того, чтобы выявить возможные проблемы с трансляцией. Можно познакомиться. Если вам надоели вопросы, кто из каких городов, то уточните, у кого какой опыт, зачем начали учиться.

Это нужно и для того, чтобы потянуть время, пока все соберутся и для того, чтобы узнать, что именно от ваших курсов хотят получить ученики. Постарайтесь, чтобы время ожидания было не больше 5-10 минут.

2. В начале первой трансляции или видео коротко расскажите о себе с позиции пользы и создания успешной ролевой модели, а также «продажи» своей экспертности.

Ученик должен почувствовать, что ему это будет реально полезно. Это должно занять одну-две минуты и быть с позиции не самолюбования, а информирования и пользы для ученика.

3. Объявите, что каждые 15–20 минут будете делать небольшие паузы для ответов на вопросы в чате. Или просто чередуйте серьезную информацию каким-нибудь легким примером или веселым рассказом. Это нужно для смены фокуса внимания и чтобы зрители не уставали.

4. Расскажите, какие у вас правила поведения в чате, за что будут банить, что можно, а что нельзя. Только не в формате угрозы, а в формате «у нас принято что……, потому что мы все тут для того, чтобы… ….».

5. Если ведете трансляцию онлайн, поощряйте учеников задавать вопросы. И не забывайте, что в онлайн вы не видите своими глазами каждого человека, что он делает не так, что ему скучно и кто-то хочет задать вопрос.

6. В конце оставьте 5–10 минут на обратную связь. Все ли вы рассказали, что ученики хотели услышать? Что можно улучшить в программе и трансляции, и что они хотят в следующей части. Такая обратная связь поможет вам улучшить свой курс в будущем.

Сервисы для проведения курсов и онлайн-трансляций

Подходите к выбору инструментов серьезно и осмысленно, не бегайте за модными функциями, о которых рассказывают в продающих вебинарах и пиар-статьях самих сервисов, и у консультантов.

На начальном этапе используйте простые и бесплатные способы.

Проведение индивидуальных онлайн-занятий — бесплатные способы:

  • Через Skype, видеозвонки в соцсети Вконтакте и мессенджерах WhatsApp и Viber, с этим у вас проблем не будет.
  • TeamViewer сервис аналогичен Zoom, но только с той разницей, что звук по часто хуже и подходит для связи только между двумя людьми. В бесплатной версии есть ограничение по времени.

Проведение групповых онлайн трансляций — бесплатные способы:

1. Через сервис Zoom, о котором мы написали выше.

Что бы вам не приходилось рассказывать каждый раз всё то же самое каждому новому ученику, поделитесь с ними инструкцией о том, как пользоваться этим сервисом:

Всем Zoom-работникам на заметку:

  • Alt+A — включить звук.
  • Alt+V — включить камеру.
  • Alt+S — демонстрация экрана.

2. Сервис для общения и трансляций Discord. Сервис был создан для геймеров, но в итоге из-за простоты своих функций, надежности стал использоваться и для работы и для обучения. Тут лежит короткий видеообзор, а тут полный с примерами использования для образования, а тут текстовый, а тут инструкция по использованию и настройке для учеников.

Как и Zoom, он есть под все типы устройств и операционных систем, так что ваши ученики легко смогут вас слушать с любого устройства. Сервис бесплатный и до 50 участников в трансляции, вам должно хватить поначалу.

3. Сервис видеотрансляций Hangouts (как работать с компьютера и веб камеры), который работает бесплатно до 1 июля 2020 года. Вы можете воспользоваться и коммерческой версией этого сервиса Hangouts Meet и организовать групповые видеозвонки до 250 участников, прямые трансляции с аудиторией до 100 тысяч зрителей, а также записывать звонки и сохранять их в Google Drive.

4. Программное обеспечение BigBlueButton, которое также является бесплатным, но требует установки (об этом можно прочитать тут) и немного терпения.

С помощью него можно показывать презентации в PowerPoint, документы в PDF, также создавать пометки на презентациях. Общение голосовое, в чате, трансляция рабочего стола — всё это присутствует. Можно интегрировать с системой Moodle, которая упоминается ниже.

Профессиональные системы управления для онлайн-школ:

Есть профессиональные Системы управления обучением от английского Learning Management System (LMS) — это сервисы хорошие, но сейчас, если нужно начать быстро и без опыта, это гиблое дело, поэтому мы расскажем только об очень простых системах.

Интернет-сервисы:

1. Через группы в Facebook. Внутри Facebook есть готовая к работе LMS. Тут есть объяснение, как обычную закрытую группу в Facebook превратить за пару минут в полноценную образовательную систему, изменив на тип группы «Социальное образование».

2. Через сервис Google Classroom (тут есть подробный вебинар про то как начать использовать этот сервис). А тут хороший текстовый обзор.

На этой платформе вы можете организовать свое обучение бесплатно навсегда. Вот основные функции сервиса:

  • создать свой класс или курс;
  • организовать запись учащихся на курс;
  • делиться с учениками необходимым учебным материалом;
  • предложить задания для учеников;
  • заданиям можно выставить срок сдачи;
  • оценивать задания учащихся и следить за их прогрессом;
  • организовать общение учащихся.

3. Через сервис Microsoft Teams, тут полный видео обзор с позиции учителя, тут текстовая подборка материалов, а тут короткая обзорная инструкция от ВШЭ, а тут прям очень хорошая инструкция по всем основным возможностям этого сервиса для образования.

Все нужные функции, включая баллы, оценки и даже инструменты для проведения контрольных работ с инженерными формулами, тут есть «из коробки».

4. Через российский сервис Eduardo.studio, запущенный создателями образовательного сервиса Лекториум. Он запущен на движке edX и позволяет сделать бесплатно до 5 курсов и до 200 учеников в месяц.

Есть еще ряд других сервисов, тут есть быстрый обзор интерфейса и их возможностей.

Серверные решения

Пока вы не зарабатываете на онлайн-курсах, то не лезьте в серверные решения, это вам не окупится, все усложнит и затянет запуск.

Среди популярных это Moodle, edX и ряд других LMS, но их настройка и доработка потребуют глубокого погружения и часто наличия технически подкованного человека, что приведет к дополнительным затратам, которые сейчас вам, скорее всего, не по карману.

Но если уж вы по каким-то причинам решили все сразу сделать серьезно, то мы рекомендуем на первом этапе входа в онлайн-образование начать с готовых сервисов.

Платные интернет-сервисы

И есть платные сервисы типа getcourse, где и конструктор лендингов есть, конструкторы авто воронок, email-рассылок, чат ботов, и интегрированные способы оплаты. НО без специальных знаний вы просто потратите время на изучение функционала и выкините деньги. В среднем платные сервисы стоят около 15 000 рублей в месяц.

Бонус: техническая сторона записи курсов и оборудование для проведения трансляций

Для проведения трансляций и записей, в большинстве случаев, вам хватит следующего:

  • Смартфон с фронтальной камерой + быстрый интернет через Wi-Fi для трансляций.
  • Штатив или настольная подставка для телефона.
  • Микрофон или гарнитура.
  • Лампа для освещения (если нет лампы, то сядьте лицом к окну).

Освещение для эстетов: в интернете полно инструкций как «бюджетно» организовать и выставить свет в своем помещении с помощью двух-трех софтбоксов или нескольких светодиодных ламп и световых зонтов. Но мы думаем, что это избыточно. Отличный вариант, как получить все быстро, бюджетно и очень хорошо (да, такое бывает), есть пример тут.

Схема освещения — вы перед камерой
Вы на ком-то показываете детали или рассказываете, сидя за столом
Идеальный и бюджетный вариант, который вам пригодится при съёмках фото и промо видео для соцсетей

Для более качественного и трудоемкого варианта можно использовать:

  • Мощный компьютер или ноутбук, лучше с кабельным интернет-подключением или хорошим Wi-Fi для трансляций, а в случае записи видео для монтажа и пережатия видео.
  • Хорошая веб-камера Full HD с разрешением не ниже 1080 p.
  • Микрофон.
  • Специальный софт для монтажа.
  • Свет (как было описано выше).

Мы этот вариант не рекомендуем, его стоит использовать только если вы знаете, что делаете. Перед первой съемкой все равно проконсультируйтесь у специалиста, чтобы не потратить время и потом не выкинуть весь отснятый материал.

Что надо делать после прочтения? Сделайте десять простых шагов к вашему онлайн-образованию:

Идеальная схема экспресс запуска курса выглядит так:

  • Продумайте, какие программы будут востребованы в нынешних условиях (если нужна актуальная и полезная информация посоветуйтесь с нами, это бесплатно).
  • Через свои соцсети, сайт или имеющуюся базу контактов проинформируйте, что скоро запустите программу на эту тему и сделайте анонс с целью понимания, есть ли спрос.
  • Продумайте содержание теоретических и практических блоков, адаптируйте свою офлайн-программу для перевода ее в онлайн.
  • Подготовьте список определений, требований и правил, которые ученики должны освоить, и готовьте под них теоретический материал.
  • Продумайте задания и необходимые инструменты и расходники для закрепления практических навыков.
  • Придумайте контрольные вопросы и задания на усвоение материала.
  • Создайте сценарий видео и трансляции.
  • Оформите сбор контактов сервис Google Forms, свой сайт или сервис tilda.cc.
  • Свяжитесь с учениками в тот же день для выявления настоящей потребности и консультации.
  • Затем дайте доступ в вашу образовательную среду, и не важно, что это будет чат в мессенджерах, или выше описанные LMS.

Главное, сделайте первые шаги и внимательно собирайте и слушайте обратную связь, и раз от раза улучшайте свой образовательный продукт.

Если что-то осталось непонятно, то загляните в более подробную инструкцию, которую мы подготовили, или свяжитесь с нами, мы постараемся вам помочь. Успехов!

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Sergey T

материал подобран неплохо, здорово;
Самая проблема только в том, о чем именно можно у нас запустить ПЛАТНЫЕ курсы (для тех кто еще не в этом бизнесе) - тем реально полезных для дела не так много, на что можно заметный размер платежеспособной аудитории  собрать (фокус на разные неформальные хобби-группы сомнителен).
Реальный интерес поддерживаемый своими кровными деньгами у многих деловых людей 
(а) либо в теме сугубо практической (как решать те или иные вопросы в РФ, что  жизненно, но не всегда полностью прозрачно) - что вряд ли кто-то серьезно будет публично в онлайн давать,
(б) либо в темах сильно мейнстримовых (обучения программированию, кулинарии, маркетингу и тп) - давно выжатых по аудитории, с высокой конкуренцией по порогу входа (профессионализм команды и поставленная информационная инфраструктура), но с низким потенциалом сказать еще что-то сильно новое по теме, чтобы тебе заплатили больше одного раза.
Запускать еще один 100500-й канал об "особенностях налогов для МСП", "истории как сложно живется тем-и-этим", как я "открыл/закрыл стартап" или "как написать красивый план/презентацию/..." на 10 циклов и тп - нет смысла, это только саморазвлекаться.  Интерес будет, но денег, скорее всего, не принесет.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

Да не, даже в конкурентных нишах можно запускать продукты.

А уж сейчас и подавно, много сегментов где наоборот рост пошел.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey T

можно узнать экономику такого типичного кейса?
- сумма начальных вложений/затрат, размер обоснованной выручки в годовом выражении, срок окупаемости? скорость прироста клиентской базы, средний чек? - для меня как немаркетолога, термин "рост пошел" является ругательной метрикой :)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

все очень сильно зависит от компетенций команды. Если один профи который имеет все нужные навыки может в одну харю начать, и через 3-5 месяцев выйти на 300-500 к в месяц.

А если нет то миллиона 2-4 надо потратить только на запуск до первых системных продаж.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey T

да, при таких бюджетах только начальных вложений окупаться  затея будет много лет (с учетом того, что маржинальность самих транзаций/уроков не будет слишком шикарной), думаю; то есть это не бизнес, а скорее (что в варианте 1штык, что даже если несколько помощников к нему) - это все тот же рискованный вариант самозанятости.
и то, при условии, что еще удастся найти интересную тематику, в которой можно ценный контент подавать довольно долго - и какие сегодня это могут быть темы (с платежеспособным спросом, чтобы отбить млн-затраты на запуск...)? - вот самое интересное.
а навыки, сбор команды и тп - это важно, но уже вторично. столько народу зациклено на самом процессе (команда, офис, инфраструктура, советники, HR-технологии ...) - потом, когда кончаются деньги и прибылью еще не пахнет, приходится говорить себе или инвестору: либо (а) ну-не-шмогла, рынок не туда развернулся .. не дозрел ... и тп, либо (б) давай еще инвестиций, скоро раскрутимся ...
у нас в стране правильно говорят - даже не суйся в малый-частный бизнес, если не готов Х лет жить только на дошираках; место такое :)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

нормальная рентабельность офлайн курсов около 70%, онлайн около 300%

Ответить
Развернуть ветку
Sergey T

Если не секрет:
Начиная с какого размера аудитории? Для B2c или B2B? для каких тематик?

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

б2с, и чуть чуть б2б, а то как вы думаете скайенг, нетология и скилбокс достигли выручки в миллиарды рублей за несколько лет?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Иванович

Супер, все понятно и полезно, уверен, что скоро попробую. Благодарность за открытость. 

Ответить
Развернуть ветку
Elizaveta Kobets

Полезный контент, отправлю коллегам; продолжением может быть материал по системам оценивания на различных онлайн площадках.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

добавки в закладки есть, а комментов нет видимо ни кто до конца не дочитал((((

Ответить
Развернуть ветку
Marat Medeubekov

Добротно изложено. Большое спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ефименко

Все грамотно расписано. Благодарю

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Елена Жданова

Спасибо за ваш труд и предусмотрительность .

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда