{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Создание биржи: примеры узкоотраслевых направлений

Когда я пишу статьи про маркетплейсы услуг, мне возражают, что, мол, YouDo и Profi.Ru ушли настолько далеко, что победить их получится, если только потратить сотни миллионов рублей, покрыв рекламой всё медиапространство. Вместе с тем постоянно вижу запуски нишевых проектов и сегодня поделюсь парой примеров.

Для первой статьи на эту тему решил взять наших клиентов, которые запустились на готовом решении RTPlatform, если будет поддержка читателей, то продолжу копать в эту сторону и находить истории успеха проектов в узкой нише, стартовавших с нуля и без инвесторов.

Печники

Первый проект «Печники.Ру» – это сервис для мастеров строящих и обслуживающих печи, камины, барбекю или беседки, а также клиентов, заинтересованных в их услугах. Основатель проекта имеет свой бизнес в этой сфере и, как большинство офлайновых бизнесов, в какой-то момент упёрся в стеклянный потолок.

Стеклянный потолок — это когда вроде бы бизнес ничем не ограничен, чтобы расти вверх, но любые телодвижения в сторону увеличения рекламы сильно увеличивают стоимость привлечения клиента, отъедая маржинальность. Это приводит к тому, что дополнительные заказы не приносят прибыль, а чисто компенсируют затраченные на рекламу деньги.

Для того чтобы обойти эту проблему основатель решил сделать маркетплейс услуг, где будет агрегировать прочих мастеров и клиентов. Способ привлечения клиентов будет примерно такой же, как и в ТЦ, где целое крыло или этаж отдаётся под магазины одного товарного сегмента и клиенты идут именно туда, обходя точечные магазины.

Как работает приложение

Первое, что видит мастер, когда заходите в приложение – это список всех заявок. В первую очередь на экране отображается локация, чтобы мастер мог сразу, не заходя в каждую заявку отдельно, отсеять те, что не подходят ему географически. Также мастер может отсортировать заявки по типу услуги, чтобы подобрать только те, что входят в сферу его работы.

Заявку можно отправлять без авторизации, однако перед отправкой ответа система попросит заполнить профиль. Появится уведомление об обязательных полях, в которые потребуется ввести ФИО и мобильный телефон. Введённая информация привязывается к телефону, на который было установлено приложение, а к номеру телефона – после авторизации с подтверждением по смс.

После этого в профиль можно будет заходить с любого устройства; кроме того, авторизованному пользователю можно будет позвонить из раздела мастеров. К заявке можно приложить фото, чтобы мастер мог детально рассмотреть объект и понять суть задачи.

В списке мастеров выводятся все исполнители, зарегистрированные в системе. Всё по стандарту: имя, фотография, краткое описание, контактные данные с возможностью позвонить прямо из приложения, но только если мастер указал свой телефон – в противном случае ему можно будет только написать. Каждый мастер может загрузить несколько фотографий, поэтому их можно использовать как мини-портфолио своих работ, которыми он гордится.

Здесь же можно создать профиль мастера – уже введённые при отклике на заявку поля будут автоматически заполнены, останется лишь добавить фото с альбома или камеры и добавить краткую и подробную информацию о себе.

Всё остальное сделано по стандарту: уведомления об откликах и заявках, текстовые страницы «О сервисе» и Пользовательское соглашение».

Получается, что сервис работает, как мини-версия YouDo и не ограничивает регионы мастеров.

АвтоЭлемент

Идея продукта в том, что с одной стороны есть автовладельцы, которые размещают задания на поиск автозапчасти, а с другой – магазины, которые подписываются на марки и модели тех автомобилей, которые продают. Функционал разделён на два личных кабинета для покупателя и для продавца; одновременно заказчиком и магазином человек быть не может. Получился такой Exist наоборот — покупатель не ищет по каталогу, а пишет что нужно, а магазины предлагают.

Владельцы приложения работают в сфере автозапчастей, и увидели, что все текущие ресурсы работают в формате огромного каталога. Это отпугивает большинство покупателей, которым тяжело найти запчасть. Плюс это противоречит офлайновому процессу продажи. Когда покупатель приходит в магазин, то он не рассматривает все товары выставленные на прилавке, он обращается к продавцу, формулируя конкретный запрос. Эту механику и решили реализовать в приложении.

К слову, у приложения сейчас (за год развития) уже больше 20 000 установок. Активный рост отчасти связан с тем, что более полугода сервис позиционировался как полностью бесплатный, нарабатывая клиентскую базу. На данный момент активно приложение работает в Грузии, Казахстане и Азербайджене.

Как работает приложение / клиент

Первый раздел приложения – «Мои заявки», в котором можно сформировать новый запрос по той или иной запчасти. Для этого заказчику необходимо прописать её название, выбрать марку модель и год автомобиля, выбрать регион и состояние запчасти. После этого заявка попадает в общую биржу (клиенту она видна в разделе «Мои заявки», где также отображается её статус – активна, найдена, удалена).

Ещё в этом разделе можно увидеть, сколько магазинов подписано на выбранные марку и модель запчасти, и, соответственно, сколько из них получат предложение поучаствовать в тендере на поставку. Кроме того, всегда доступен каталог магазинов, предлагающих автозапчасти, где можно ознакомиться с карточками продавцов и связаться с ним напрямую.

Когда на заявку откликнется один из магазинов, клиент может открыть «Предложения» и начать с ним диалог. Здесь сразу же появляется автоматическое сообщение о найденной запчасти, а также комментарий продавца и стоимость продукта. С предложением можно согласиться – и связаться удобным способом с продавцом – либо отказаться и предложить свою цену.

Выполненные заявки можно перевести в исполненные, после этого они исчезают из базы актуальных. Можно их и удалить вообще, тогда они действительно удаляются навсегда, и посмотреть отклики и диалоги, которые в ней имелись, будет уже нельзя.

Как работает приложение / продавец

Для магазинов самое важное – это биржа заказов, то есть список всех актуальных заявок, имеющихся в системе. Работа биржи заказов в приложении организована в форме тендера: все заинтересованные магазины предлагают свою цену и условия покупки, а клиент выбирает наиболее понравившееся предложение.

Продавец выбирает марки и модели запчастей, которые у него есть, а, затем, по поступлении в базу новых объявлений по этим маркам, получает пуш-уведомления. Контакты клиентов магазинам не видны, чтобы они не могли рассылать спам.

Продавец может создать себе профиль – если его нет, при отклике на первую заявку будет выводиться полная анкета. Здесь заполняется самая необходимая информация.

Заполненная карточка позволяет продавцу оставлять заявки в «облегчённой» форме: вся информация сохраняется в профиле, и при отклике потребуется ввести только стоимость, комментарий по заказу и приложить фото товара.

Фото полезно, так как здесь продают не только новые, но и б/у запчасти. Можно предложить клиенту скидку на б/у деталь: загрузить картинку, чтобы покупатель мог визуально оценить состояние. Фото загружается из альбома или делается напрямую с камеры.

Заключение

Сейчас очень много проектов, которые работают по принципу интернет-магазина или доски объявлений, предлагая клиентам огромный выбор, но очень часто клиенту не нужен этот выбор, ему нужно, чтобы специалист провёл его за руку и подсказал что требуется именно ему. Вот на этом как раз и можно заработать во многих направлениях.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Александр

Сделал приложение по поиску работы/работников для Иностранных граждан. Вывод такой. Создание не главное. Главное потом продвижение и администрирование. Вот, куда нужны реальные вложения.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лазарев

Какова примерная стоимость создания подобных маркетпоейсов? Какая может быть минимальная стоимость? Не очень понимаю объемы.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Печники запускались на базовом функционале готового решения за 90 тыс с небольшими доработками. АвтоЭлемент за год развития затратил несколько сотен тысяч, но там шли серьёзные доработки по нагрузке, скорости и тесты разных вариантов интерфейса

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лазарев

Благодарю

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Про запчасти, действительно, клевая идея. Когда работал в мебели, тоже думал создать такое приложение. Смысл тот же.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

По мебели мы такое тоже запускали, но там основатель как раз не смог найти инвестора для рекламы и двигается самостоятельно, но медленно - https://www.youtube.com/watch?v=SQG6xJhjDl8

Ответить
Развернуть ветку
Ильдар Закиров

Посмотрел видео по мебель. Там есть разделение по категориям (столы, стулья, матрасы).
А есть разделение по ГЕО? Чтобы видеть предложения только из своего региона или из того региона куда готовы делать доставку?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Нет, до этого они пока не дошли - тестировали идею только в своём городе

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда