ICQ, Prisma, ЖЖ и другие: как чувствуют себя некогда популярные сервисы Статьи редакции

В основном работают без лишнего шума.

ICQ

Год запуска: 1996-й.

Основатели: Арик Варди, Яир Голдфингер, Сефи Вигисер и Амнон Амир.

Аудитория на пике популярности: 2001 год — 100 млн зарегистрированных пользователей.

Статус: работает.

Интерфейс ICQ в 2001 году
Блог Mail.ru Group на «Хабре»

Краткая история создания

Летом 1996 года будущие основатели ICQ Яир Голдфингер, Арик Варди и Сефи Вигисер играли в пинг-понг. Тогда Голдфингеру и пришла в голову идея создать программу для мгновенного обмена короткими сообщениями.

Первый прототип ICQ (от выражения I seek you, «я ищу тебя») появился в ноябре 1996 года. На старте партнёров поддержал отец Варди, один из руководителей химической компании Israel Chemicals, он вложил в проект несколько сотен тысяч долларов. На эти деньги была создана компания Mirabilis, которая обосновалась в Калифорнии и занялась разработкой ICQ.

ICQ распространялся среди частных и корпоративных пользователей бесплатно. Пользователей привлекало, что в отличие от почты, ICQ позволял видеть, кто из коллег и друзей в сети, и быстро связаться с ними.

Сначала ICQ пользовались 40 друзей основателей, а к маю 1997 года через мессенджер общались 850 тысяч человек. К апрелю 1998 года аудитория выросла до 9 млн человек, из которых 2,5 млн использовали сервис ежедневно.

Пик популярности

Успех ICQ заметили в Microsoft и АOL и предложили продать проект. АOL на тот момент уже развивала свой мессенджер AIM, но конкурировать с ICQ было сложно — его аудитория быстро росла.

Варди отказал Microsoft. В 1998 году AOL купила Mirabilis за $407 млн.

К 2001 году количество зарегистрированных пользователей в ICQ достигло 100 млн. Мессенджером пользовались более 10 млн человек каждый день, проводя за ним в среднем три часа в день.

Причины спада

AOL пыталась зарабатывать на рекламе в ICQ, но не преуспевала в этом. Неофициальные клиенты — Miranda ICQ, QIP предлагали пользователям те же возможности, но без «надоедливой рекламы». В 2008–2009 годах AOL заблокировала все неофициальные клиенты ICQ — и сервис начал терять аудиторию.

На официальную версию мессенджера перешли не все: ежемесячная аудитория ICQ во всём мире с декабря 2009 года по декабрь 2010 года сократилась на 35%, до 33,5 млн человек. В России к декабрю 2010 года ICQ пользовались 16,4 млн человек (за год их число сократилось на 9%). Часть аудитории начала использовать мессенджеры социальных сетей: MySpaceIM и Facebook Chat.

В апреле 2010 года инвестиционный фонд Алишера Усманова и Юрия Мильнера Digital Sky Technologies купил ICQ у AOL за $187,5 млн. С сентября 2010 года после реорганизации фонда ICQ стала принадлежать Mail.ru Group.

В 2011–2012 годах из-за роста популярности соцсетей аудитория ICQ также сокращалась. В конце 2013 года в России ICQ пользовались 6,7 млн человек в месяц и 11 млн человек в месяц — в мире.

Что с сервисом сейчас

В апреле 2020 года Mail.ru Group запустила на основе ICQ новый мессенджер — ICQ New с автоматической расшифровки голосовых сообщений, групповыми звонками с числом участников до 30 человек.

На сайте Mail.ru Group написано, что ежемесячная аудитория ICQ в мире — 11 млн пользователей. По данным Mediascope, месячная аудитория мобильных приложений ICQ — 439 тысяч пользователей.

LiveJournal

Год запуска: 1999.

Основатель: Брэд Фицпатрик.

Аудитория на пике популярности: в мире — более 2 млн пользователей в начале 2004 года, в России — 21 млн человек в апреле 2013 года (по данным TNS).

Статус: работает.

Один из старых дизайнов сайта LiveJournal neferjournal

Краткая история создания

В 1998 году 18-летний Брэд Фицпатрик приехал в Сиэтл, чтобы изучать информатику в Университете Вашингтон. Он хотел поддерживать связь с друзьями и разработал платформу для ведения блогов.

Прорывной оказалась идея публичности личных журналов (в тот момент понятия «блог» не было) — LiveJournal стал первой платформой для творческого самовыражения пользователей, на которой они могли без цензуры обсуждать свои мысли с сообществом и создавать круг единомышленников.

LiveJournal привлек разных пользователей, аудитория платформы росла очень быстро, потому что ни LinkedIn, ни Facebook, ни Twitter еще не существовало, а blogger.com стартовал одновременно с LiveJournal.

Пик популярности

В январе 2004 года на платформе были зарегистрированы 2 млн пользователей, после первого миллиона на рост в два раза потребовалось всего девять месяцев.

К январю 2005 года число пользователей LiveJournal достигло 5,5 млн человек, каждую неделю более 860 тысяч пользователей обновляли свои журналы. В том же году Фицпатрик продал Danga Interactive, которая управляла LiveJournal, компании Six Apart.

Мне нравятся технологии и нравится развивать LiveJournal, но я ненавижу делать бизнес. Я не очень хорош в этом. Я продолжу заниматься технологиями, а Six Apart поможет сделать LiveJournal красивым и удобным.

Брэд Фицпатрик, о продаже LiveJournal

В марте 2007 года Six Apart продала LiveJournal российской компании SUP Media, которая с 2006 года обслуживала кирилический сегмент LiveJournal (ЖЖ). Эту сделку эксперты оценили в $30 млн. SUP Media основали российский предприниматель Александр Мамут и американский издатель Эндрю Полсон.

К декабрю 2007 года число зарегистрированных пользователей на LiveJournal превысило 14 млн, в России у ЖЖ было 2,7 млн пользователей.

Причины спада

В начале 2011 года блог-платформа пережила ряд DDoS-атак, из-за которых пострадало несколько десятков блогеров-тысячников По заявлению SUP Media, атака на ЖЖ была призвана уничтожить его как дискуссионную площадку.

Незащищенность пользователей негативно отразилась на популярности LiveJournal. По данным Comscore, в январе-августе 2011 года месячное число уникальных пользователей Livejournal.com снизилось на 8,2 млн (–23%) и составило 27,7 млн.

TNS Media Research также зафиксировало снижение: в мире LiveJournal потерял 3,4 млн пользователей (снижение до 26,5 млн), в России — 3,9 млн (до 10,9 млн).

Однако в декабре 2011 года LiveJournal посетили 15,1 млн уникальных пользователей из России, аудитория блог-платформы выросла на 5,2% по сравнению с декабрем 2010 года.

В 2013 году преемницей SUP Media стала Rambler&Co, которая несколько раз пыталась перезапустить ЖЖ: в 2014, 2016 и 2019 году. Компания делала упор на медиа на базе блогов и на рекомендациях.

В LiveJournal пишет колоссальное количество интересных авторов с различной биографией и бэкграундом — архитекторы, искусствоведы, кинокритики, ученые и так далее.

Но если посмотреть статистику, у многих писателей ЖЖ, назовем их так, очень низкая аудитория, потому что ее увеличение для этой категории пользователей не самоцель.

Но посты, которые они пишут, публичные, и наша задача как создателей проекта — предложить механизм, который будет «подсвечивать» самые интересные, по мнению редакции, заметки.

Пётр Захаров
, глава холдинга «Афиша-Рамблер-SUP» (в интервью «Коммерсанту», 2013 год)

В апреле 2016 года, по данным TNS Web Index, аудитория LiveJournal.com в России среди пользователей 12–64 лет составляла более 15 млн человек. В феврале 2017 года их число снизилось до 12,86 млн человек.

Что с сервисом сейчас

Сегодня, по словам руководителя LiveJournal Наталии Арефьевой, ЖЖ остается «популярной площадкой с интересным контентом и яркими личностями, которые его создают». По собственным данным, общее число пользователей LiveJournal в январе 2020 года составило почти 45 млн человек.

У «Живого Журнала» два основных источника дохода — реклама и сервисные платежи, например, за продвижение на площадке. Так, авторы могут давать блогам собственное доменное имя, что в разы увеличивает их узнаваемость и авторитет.

Наталия Арефьева

В декабре 2019 года вышло мобильное приложение для Android, во втором квартале 2020 года компания планирует выпустить приложение для iOS.

Formspring

Год запуска: 2009.

Основатели: Ад Олоно, Джон Векслер.

Аудитория на пике популярности: в марте 2010 года — 50 млн пользователей.

Статус: закрыта 31 марта 2013 года.

Краткая история создания

Сайт Formspring.com работал с 2006 года — сначала это были онлайн-формы для бизнеса. Летом 2009 года его основатели запустили Formspring.me — социальную сеть, где люди могли анонимно задавать друг другу вопросы.

«В тот момент мне нравилось писать о себе в Twitter. И я подумал, что если люди будут задавать друг другу вопросы, то они будут охотнее создавать контент», — вспоминал сооснователь Formspring Ад Олоно.

Formspring.me должен был привлечь внимание к Formspring.com — основатели думали, что, набрав по ошибке .com вместо .me, люди будут попадать на сайт онлайн-форм для бизнеса.

Спустя 45 дней после запуска на Formspring.me было 1 млн зарегистрированных пользователей.

Служба поддержки основного бизнеса Formspring.com не справлялась с вопросами пользователей о соцсети. Поэтому сайт онлайн-форм для бизнеса переименовали в Formstack.com, а социальная сеть продолжила развиваться как Formspring.com.

Пик популярности и причины спада

Через шесть месяцев после старта вопросы другу друг задавали 10 млн активных пользователей. На пике популярности, в марте 2010 года, Formspring.com посетили 50 млн пользователей.

За 3,5 года проект привлек $14,3 млн в двух раундах. Но в марте 2013 года основатели его закрыли. К падению популярности Formspring.com привели три причины.

Во-первых, нам так и не удалось решить проблему вовлечения пользователей. Люди активно задавали друг другу вопросы первые 30 дней, но их любопытство иссякало.

Во-вторых, мы не перешли на мобильную версию вовремя — Formspring.com остался тяжелой текстовой платформой, а пользователи переключились на мобильные и визуальные решения такие, как Instagram.

В-третьих, проект столкнулся с деструктивным поведением пользователей.

Ад Олоно, сооснователь Formspring

31 марта 2013 года Formsring.com был продан Spring.me. А в июле 2015 года сайт знакомств Twoo.com (которым владела InterActiveCorp), в свою очередь, приобрел Spring.me. Cегодня сайтов formspring.com и spring.me не существует, запросы на них переадресуются на twoo.com.

Foursquare

Год запуска: 2009.

Основатели: Деннис Кроули, Навин Сельвадурай.

Аудитория на пике популярности: в августе 2015 года более 60 млн зарегистрированных пользователей.

Статус: работает.

Краткая история создания

В 2003 году студенты Университета Нью-Йорка Деннис Кроули и Алекс Райнерт создали приложение Dodgeball, позволявшее узнать, кто из друзей находится поблизости. В 2005 году проект купил Google. А в 2008 году Кроули и его новый партнер Навин Сельвадурай начали разработку аналога Dodgeball. Весной 2009 года они представили Foursquare.

Пользователи Foursquare отмечались в пабах, гостиницах, на заправках и в других местах с помощью мобильной версии сайта, приложения или SMS и зарабатывали баллы. Самые активные получали бейджи и становились «мэрами» любимых заведений. Foursquare быстро набрал популярность — люди гордились своими достижениями.

Рост популярности и разделение на два сервиса

К январю 2011 года сервисом пользовалось 6 млн человек, к марту 2011 года их было 7 млн, а к 21 июня 2011 года число пользователей достигло 10 млн с ежемесячным темпом прироста около 700 тысяч человек.

В это время похожие сервисы развивали Google’s Buzz, Gowalla, MyTown, Yelp. Также Foursquare конкурировал с Facebook, Twitter, Instagram, куда люди заглядывали регулярно, реагируя на посты друзей. Пользователи же Foursquare сосредотачивались на регистрации и зарабатывании статусов, а не на поиске друзей.

Они не проверяли через час после регистрации, не появился кто из знакомых рядом, и популярность сервиса росла не так быстро, объясняет The Verge.

В мае 2014 года компания выпустила приложение для «социальных открытий» Swarm и перенесла функцию чекинов в него. На тот момент у Foursquare было 50 млн пользователей.

Пользователь Swarm мог настроить автоматическую регистрацию и сосредоточиться на поиске друзей, которые находятся в заведениях неподалёку. Сервис Foursquare City Guide стал приложением для рекомендаций путешественникам.

Но часть лояльной аудитории не приняла Swarm и ушла с Foursquare, потому что люди потеряли бэйджи и заработанные статусы. Некоторые игровые механики вернули только через год.

«Когда мы выпустили Swarm, мы сосредоточились на основной функции — поиске друзей поблизости, а затем встроили обмен сообщениями, но игровых механик почти не было. Мы возродили их с выпуском Swarm 2.3», — сказал Кроули в интервью TechCrunch в мае 2015 года.

В августе 2015 года Foursquare и Swarm использовали более 60 млн человек.

Компания сегодня

Параллельно компания разрабатывала новые сервисы. В 2017 году запустила платформу Foursquare Analytics для анализа данных о клиентах магазинов и сервис Pilgrim SDK для таргетирования рекламы с учётом местоположения пользователей.

За 10 лет компания привлекла $390,4 млн инвестиций. На старте Foursquare зарабатывала на рекламе, а с 2010 года начала продавать компаниям аналитику. Сегодня у Foursquare более 2 млн корпоративных клиентов, в том числе Apple, Microsoft, Snapchat, Uber и другие. В 2019 году выручка компании достигла $100 млн.

31 мая 2019 года Foursquare приобрела Placed, платформу для анализа влияния рекламы на поведение людей. 6 апреля 2020 года компания купила геолокационный сервис Factual.

Сервисами Foursquare City Guide и Swarm пользуются более 50 млн человек.

Ask.fm

Год запуска: 2010.

Основатели: Илья и Марк Теребины, Оскарс Лиепинс.

Аудитория на пике популярности: апрель 2020 года — 215 млн зарегистрированных пользователей.

Статус: работает.

Краткая история создания

В кризисные 2009–2010 годы предприниматели из Латвии братья Теребины искали перспективное направление и решили сфокусироваться на онлайне. Они не скрывали, что скопировали идею Formspring.com: запуская Ask.fm, братья были уверены, что смогут лучше реализовать эту идею.

Они сосредоточились на молодежной аудитории, потому что юные пользователи не пресыщены и стремятся к открытиям, считали Теребины. По словам Ильи Теребина, Ask.fm помогает молодым людям «открывать себя и выходить за привычные рамки».

В первые полтора года Теребины и их партнер Оскарс Лиепинс вложили в проект около $500 тысяч. В январе 2012 года Ask.fm привлек инвестиции от фонда Rubylight.

Летом 2012 года латвийская сеть стала прибыльной, зарабатывая на рекламе, и обошла Formspring — Ask.fm посещали 37 млн уникальных пользователей в месяц, а Formspring 19–20 млн.

Однако по числу пользователей Formspring лидировала — 29,5 млн против 8 млн, но Ask.fm быстро рос, прибавляя по 60 тысяч новых пользователей в день. Основной аудиторией соцсети стала молодежь 18–25 лет — 52% и подростки до 18 лет — 48%.

Сложный этап в развитии

Соцсеть была анонимной — это создавало проблемы: в 2013 году сервис обвиняли в том, что компания недостаточно активно борется с кибербуллингом. Родители 16 подростков, покончивших с собой, видели причину их самоубийств в Ask.fm. В том же году премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон призывал бойкотировать сервис.

Расследования не подтвердили причастность Ask.fm к трагедиям, и основатели продолжали следовать первоначальной идее, отмечая, что «тинейджеры опасаются осуждения и ценят анонимность».

В августе 2014 году на Ask.fm было 180 млн зарегистрированных пользователей и в этот момент основатели продали сервис InterActiveCorp, которой принадлежат Tinder и Ask.com.

Штаб-квартира проекта переехала в Ирландию, Ask.fm пережил ребрендинг, а незарегистрированные пользователи лишились возможности задавать вопросы анонимно.

Популярность и новые направления развития

В 2016 году Ask.fm приобрел венчурный фонд Noosphere Ventures. В том же году на Ask.fm появились новые функции: ленты фото-опросов, возможность задать вопрос сразу нескольким пользователям в своем регионе и вступать в обсуждение под постами.

Всё это повысило популярность соцсети — число зарегистрированных пользователей достигло 215 млн человек.

По словам менеджера по монетизации Ask.fm Александра Товстухи, сеть экспериментирует с разными форматами рекламы, например, с видеороликами с автозапуском. А также ищет новые способы монетизации: в 2018 году на Ask.fm ввели внутреннюю валюту — коины («огоньки»), пользователи могут их заработать или купить.

В 2019 году компания запустила «Маркет», где пользователи могут купить брендированный мерч, скидки и бонусы от партнеров за коины.

Periscope

Год запуска: 2014.

Основатели: Кайвон Бейкпур, Джо Бернштейн.

Аудитория на пике популярности: 2015 год более 10 млн зарегистрированных пользователей.

Статус: работает.

Краткая история создания

В 2013 году Кайвон Бейкпур стал свидетелем протестов на Площади Таксим в Стамбуле. Чтобы понять, что происходит, он зашел в Twitter. Но читая о протестах, он не мог наблюдать за событиями. В этот момент и появилась идея мобильного приложения, позволяющего увидеть мир глазами других людей.

Со школы Кайвон Бейкпур дружил с Джо Бернштейном и Аароном Вассерманом. Девять месяцев друзья разрабатывали приложение. На этом этапе к команде присоединился Тайлер Хансен, «один из лучших и проницательных UX/UI дизайнеров», а также Герайнт Дэвис, разработчик кода, который обеспечивал потоковую передачу видео.

Как компания Periscope основана в феврале 2014 года. В апреле 2014 года у приложения был только макет, но проект привлек $1,5 млн инвестиций. К январю 2015 года появилась бета-версия Periscope и первые 150 пользователей.

По словам Бейкпура, пользователями приложения стали две группы людей. Первая — те, кто хочет привлечь внимание аудитории к своим идеям или событиям, происходящим вокруг них. Им Periscope должен дать доступ к аудитории. Вторые — люди, желающие быть свидетелями важных событий.

«Мы хотим, чтобы Periscope стал привычным местом, куда люди идут, чтобы увидеть, что происходит в мире без купюр и редактирования», — отмечал Бейкпур.

В 2015 году сервис купила Twitter. Основатели Periscope решили, что это позволит им быстрее и качественнее реализовать проект, а Twitter сохранила команду и бренд сервиса. Сумму сделки компания не раскрывала, но по оценкам экспертов, она заплатила от $75 млн до $120 млн.

Рост популярности и монетизация

Официально приложение Periscope вышло 26 марта 2015 года, а к 12 августа 2015 года им пользовалось более 10 млн человек.

Apple назвала Periscope лучшим iOS-приложением 2015 года. В отличие от конкурентов — Meerkat и YouNow — Periscope предлагал пользователям не только потоковое видео, люди могли поддерживать трансляцию «сердечками», задавать вопросы, комментировать увиденное и записывать стримы, чтобы посмотреть их позже.

Но успех обеспечили не только возможности Periscope. Twitter запретил пользователям Meerkat выкладывать стримы, а аудиторию привлекали с помощью знаменитостей.

В сентябре 2016 года Twitter запустил сервис Amplify и стал зарабатывать на рекламе перед началом трансляций популярных стримеров.

Летом 2017 года Periscope разрешил пользователям зарабатывать на трансляциях: в сервисе появилась функция «суперсердце» — зрители могут отправлять их авторам, расплачиваясь виртуальной валютой Periscope, которую нужно покупать за реальные деньги.

Автор может снимать полученные деньги. Нововведение поддержало продвинутых стримеров и оттеснило менее успешных.

Что с сервисом сейчас

Twitter не раскрывает статистику об использовании Periscope. По данным App Annie, на 14 мая Periscope занимал 57 место среди приложений в категории Social в Google Play и 75 в категории Social Networking в App Store.

Prisma

Год запуска: 2016.

Основатели: Алексей Моисеенков, Андрей Усольцев, Арам Харди, Илья Фролов, Олег Пояганов.

Аудитория на пике популярности: в июле 2017 года 10 млн активных пользователей, общее число пользователей превысило 100 млн.

Статус: работает.

Один из эффектов Prisma

Краткая история создания

Идея приложения появилась у Алексея Моисеенкова в феврале 2016 года, когда он увидел программу, «превращавшую» фотографии в художественные произведения. Но она работала «очень, очень медленно».

Около двух месяцев основатели оттачивали идею, а затем за два месяца написали код. В апреле 2016 года в посевном раунде проект поддержали Haxus, Elysium Venture Capital, Mail.ru Group и Gagarin Capital Partners.

  • Приложение Prisma вышло 11 июня 2016 года и через девять дней его скачали 650 тысяч раз.
  • Через месяц Prisma вошла в топ-10 приложений в США и заняла третье место среди мобильных сервисов для обработки фото и видео.
  • К 23 августа 2016 года приложение ежедневно использовали 4 млн человек, его скачивали более 52 млн раз в день, за два месяца Prisma обработала более 1,2 млрд фотографий.
  • К концу августа 2016 года вышла офлайн-версия Prisma, что позволило оптимизировать расходы. Prisma стала лучшим приложением 2016 года по версии Apple и Google.

Однако, по мнению некоторых экспертов, Prisma была уязвима. У приложения появились конкуренты: Facebook в октябре 2016 года представила фильтры для фото и видео с возможностью обработки в реальном времени.

У Prisma не было своего канала распространения: пользователи публиковали свои «картины» в соцсети, поэтому возникал вопрос, как сервис будет зарабатывать деньги. Одним из первых источников дохода стали фильтры от брендов.

В августе 2017 года Prisma Labs выпустила инструменты, с помощью которых разработчики могут использовать технологии компании в своих приложениях, в том числе перенос стилей, сегментацию изображений, распознавание объектов и сцен, а также добавление масок. Вскоре после этого компания стала прибыльной.

Пик популярности

Летом 2017 года общая пользовательская база Prisma превысила 100 млн, приложением пользовались до 10 млн человек в месяц.

Что с сервисом сейчас

Летом 2018 года сооснователи Prisma Алексей Моисеенков и Арам Харди покинули компанию без объяснения причин. В начале 2019 года Mail.ru Group и Моисеенков вышли из состава акционеров компании, продав свои доли инвесткомпании Haxus.

С конца 2018 года Prisma Labs развивает сервис для обработки фото и селфи с помощью машинного обучения Lensa. «Мы планируем серьезно усилить команду, а также инвестировать в маркетинг и продвижение нашего нового продукта Lensa на международном рынке», — рассказывал о планах глава Prisma Labs Андрей Усольцев.

Lensa зарабатывает благодаря подписке с дополнительными функциями, в России она стоит 199 рублей в месяц. По собственным данным компании, в 2019 году проект приносил около $0,5 млн в месяц.

После ухода из Prisma Моисеенков и Харди запустили групповой мессенджер Capture с чатами на основе изображения с камеры или местоположения. Среди инвесторов нового проекта — Mail.ru Group.

0
175 комментариев
Написать комментарий...
Vl Al

ICQ почти мертв.
ЖЖ почти мертв.
Любой сервис, в котором "российские финансы" - "чисто локальный" или "почти мертв".

Тот же Яндекс - даже в Турцию выйти не смог, несмотря на свои "омбиции" и господдержку.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Стекольников

В чём заключается это "почти мёртв"? Скачал аську, посмотрел - по функциональности отчасти уступает Telegram, сопоставим с Viber и заметно превосходит WhatsApp. Мессенджер как мессенджер, со своими фишками. Работает. Удобен. Не идеален. Но не "почти мёртв". 

Ответить
Развернуть ветку
Anton

учитывая. что сам телеграмм для обычного юзера заметно уступает Вотсапу и Вайберу

Ответить
Развернуть ветку
Galina Zharkova

Вайбером ещё кто то пользуется? 🥴

Ответить
Развернуть ветку
Qwerty54321

Между всеми этими программами есть какая-то принципиальная разница?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щибрик

Конечно, есть.

В Фейсбуке нет встроенных наборов всратых стикеров, как в Одноклассниках.

Ответить
Развернуть ветку
172 комментария
Раскрывать всегда