Чему мы научились в период самоизоляции и научили детей

В общеобразовательной школе «Дом Знаний» еще в марте 2020 года училось несколько десятков детей. Как только обычные школы начали закрываться на карантин, количество учеников у нас выросло более чем в 500 раз. Рассказываю, как мы справились с молниеносным ростом и почему дети не хотят возвращаться к привычной системе обучения.

Меня зовут Халипа Тагиров, я — директор пока единственной на Северном Кавказе онлайн-школы «Дом Знаний», где учатся дети с 1 по 11 класс. В августе 2019 года мы получили лицензию на образовательную деятельность и в сентябре начали свой первый учебный год.

С чем мы пришли к началу самоизоляции

Учителя. В «Доме знаний» более 60 учителей: часть из них на полной ставке, остальные совмещают работу у нас с обычной школой. Почти все педагоги высшей категории, победители различных конкурсов, в том числе «Учитель года» — те люди, которым интересны новые подходы к обучению. Преподаватели работают в офисе в Махачкале, где есть «учительские», специальные студии для записи и кабинеты, оборудованные специальными звукопоглощающими материалами и техникой для проведения индивидуальных консультаций.

Учителя в кабинетах сопровождения Фото: Зарема Алиева

Ученики. До марта 2020 года у нас обучались несколько десятков учеников (в первый год мы ставили задачу отработки всех механизмов, а не увеличения количества учеников). Большинство — самые обычные дети, есть дети на семейном обучении, спортсмены, часто болеющие дети и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Для обучения ребенка родители выбирают одну из трех форм — с зачислением, без зачисления и предметную. Тариф с зачислением предусматривает получение полного среднего образования с выдачей аттестата, без зачисления — доступ ко всем предметам и возможностям школы, предметный — доступ к видеоурокам и сервисам в соответствии с выбранными предметами.

Инструменты. Мы используем онлайн-доску, видеочаты и текстовые чаты для обратной связи и контроля знаний, «умные» ручки, камеры. У детей есть доступ к библиотеке с электронными учебниками и аудиокнигами. Все, что нужно самим ученикам, — устройство для работы в системе и доступ в интернет.

Уроки. Видеоуроки записывает целая команда: педагоги, ИТ-специалисты, операторы, монтажеры. Уроки ведутся в соответствии с учебным планом, соответствующим ФГОС, и по учебникам, утвержденным Минпросвещения России. Даже по ИЗО, музыке, технологии и физкультуре учителя выдают полноценную теоретическую базу, консультируют ребенка и оценивают практическую работу. Всего в нашей базе — более 10 000 уроков по всем предметам.

Студия, где монтируют видеоуроки Фото: Зарема Алиева

Вести урок и удерживать внимание детей учителям помогают анимированные герои — Енот, девочка Эрика, мальчик Эрик, Колбочка и другие. В записи многих уроков участвовали эксперты-практики: врачи, дикторы, технологи, экономисты, дизайнеры, представители власти — от министров до простых специалистов. Они наглядно показывали детям, как те или иные знания пригодятся в обычной жизни. Например, на уроке геометрии строитель объяснил, зачем нужно правильно рассчитывать углы. Врач-онколог на занятии по химии рассказал и продемонстрировал процесс применения изотопов при лечении онкологических заболеваний.

Как видите, мы полноценная школа, только работающая в дистанционном формате. У нас есть лицензия, аккредитация и другие документы, необходимые для ведения образовательной деятельности в соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Нашу платформу можно использовать не только как дополнительный сервис-помощник, но и как полноценную альтернативу обычной школе. Многие школы в период изоляции так и сделали — сейчас увидите, что из этого вышло.

Как нас «завалило» учениками и проблемами

Как только обычные школы из-за пандемии закрылись на карантин, мы предложили всем желающим подключиться к «Дому знаний» бесплатно. Опубликовали информацию в своем Инстаграме, связались с Правительством Республики Дагестан и Министерством образования и науки РД, а позднее и непосредственно с управлениями образований и школами.

Приглашение на бесплатное дистанционное обучение

К нам обратились более 30 школ. Доступ ко всем видеоурокам, тренажерам, тестам и электронной библиотеке получили более 21 000 учеников. Для школ, которые изъявили желание полностью перейти к нам на обучение, механизм регистрации был упрощен — им оставалось только отправить нам списки пользователей. Родители из других школ регистрировались сами.

Для бесплатного обучения на период самоизоляции мы разработали четвертую форму обучения — «На карантине»

Сразу скажу, такой стремительный рост дался нам непросто, поэтому первое время вся команда работала практически круглосуточно. Мы начали готовиться к наплыву пользователей чуть раньше, так что платформа смогла выдержать десятки тысяч одновременных подключений. Практически все технические проблемы были на стороне клиентов.

Например, дети жаловались, что не подгружаются уроки с компьютера или смартфона. Иногда приходилось подключаться удаленно или давать инструкции по видеосвязи, чтобы пользователь смог обновить браузер.

Больше всего проблем было с профилями, паролями и сообщениями от пользователей.

Проблема 1. Путаница в профилях

Что случилось. Многие пользователи с компьютером на «вы», поэтому путались, как регистрироваться, когда и куда заходить. Сайт устроен таким образом, что родитель создает личный кабинет и добавляет в него своих детей. Соответственно, у родителей есть определенные права доступа — к урокам, просмотру результатов тестов и т.д. Мы полагали, что по умолчанию понятно: дети для обучения заходят через свой профиль. На практике многие ученики заходили на сайт школы через родительский профиль, поэтому часть функций им, естественно, оставалась недоступной, и в связи с этим возникали вопросы.

Как решили. Создали ролик о том, как пройти регистрацию на сайте «Дома знаний» и добавить ребенка в личный кабинет, разместили видеоинструкцию в Инстаграме. Разработали методические рекомендации, разослали их по школам и родителям, в том числе, разместили информацию в личных кабинетах.

Ролик с инструкцией по регистрации в онлайн-школе «Дом знаний»

Проблема 2. Неразбериха с паролями

Что случилось. Клиенты забывали пароли и не могли восстановить их самостоятельно. Некоторые из тех, кто подключался через школы, не могли зайти в свои личные кабинеты, потому что получили чужие пароли и логины. Были и двойные регистрации — человек регистрировался сам, а потом его регистрировали через школу. Профили не объединялись из-за разницы в данных, предоставленных самими пользователями. Ученик заходил на сайт через профиль, который создал сам, а не который сделала для него школа, — учитель не видел, что ребенок занимается и сдает тесты.

Как решили. Мы помогали восстановить пароли и найти правильные данные для входа. При двойной регистрации либо еще раз предоставляли логины и пароли, либо, если ученик уже прошел какие-то тесты, добавляли его в нужный класс к своему учителю.

Проблема 3. Шквал звонков и сообщений

Что случилось. Представьте, раньше нам писали и звонили несколько десятков клиентов, а теперь тысячи. Сообщения сыпались в Инстаграм, Ватсап, форму обратной связи. Сотни прямых звонков и запросов на обратный звонок. Простыни комментариев и вопросов от учеников под видеоуроками. Мы не успевали ответить сразу всем, и родители иногда выражали недовольство.

Как решили. Увеличили штат людей, которые занимались именно этими вопросами. Переориентировали часть сотрудников и обучили, как правильно решать те или иные проблемы пользователей. Для себя разработали систему, кто и за какие задачи ответственный, какая отчетность должна быть предоставлена.

Сотрудники, ответственные за звонки, — прием, обратные звонки по запросу — консультировали пользователей и фиксировали наиболее часто задаваемые вопросы, чтобы мы могли проводить разъяснительную работу. Сотрудники, отвечающие за форму обратной связи, после решения вопроса фиксировали результат в самой системе, как отработанный. Ватсап, Инстаграм также обслуживали отдельно. Информацию в целом сводили к ответственному за данную работу лицу, который отвечал за реализацию обратной связи с пользователями.

Как мы настроили массовое обучение

Если до самоизоляции наши учителя работали с каждым учеником индивидуально, в том числе, проводили видеоконсультации «один на один», то с таким количеством учеников стало очевидно — формат предоставления обратной связи надо менять. К тому же для обеспечения правил безопасности и сохранения здоровья персонала мы перестроили график сотрудников, присутствующих в офисе. Сделали так, чтобы в офисе одновременно находились не более 15 человек.

В процесс обучения пришлось внести коррективы:

  • Вместо индивидуальных видеоконференций педагоги проводят вебинары, где отвечают на вопросы детей, собранные по итогам просмотра урока. Мы привлекли всех учителей — они анализируют вопросы, готовят материалы и презентации дома, а транслируют уже из офиса по расписанию.
  • Контент на сайте рассчитан на разные формы взаимодействия между учителем и учеником, в том числе для реализации индивидуальной траектории обучения. Есть задания с решением задач, выводом ответа, записью изложений и сочинений. В этот непростой для детей период, когда им и без того, как оказалось, много задают в обычных школах, мы решили упростить задания — предоставить для самоконтроля учеников только тесты с выбором ответа, автоматической проверкой и оцениванием результатов.
  • Школам, которые к нам подключились, мы предоставили возможность создавать в системе свои классы и самостоятельно контролировать прохождение учениками тестовых заданий.
Тест по литературе с закрытыми вопросами

За два месяца самоизоляции школа «Дом знаний» получила хороший опыт масштабирования. Мы быстро приняли решение о бесплатном обучении и буквально за неделю создали все условия, чтобы массово создавать личные кабинеты, регистрировать пользователей, подключать школы целиком. Сумели оперативно сделать дополнительный функционал, который либо не был предусмотрен, либо его реализация планировалась на более поздние сроки. Педагоги перестроились — изменили формат предоставления обратной связи и перешли к вебинарам, а администрация приобрела навык взаимодействия со школами.

Что будет, когда самоизоляция закончится

У нас еще до пандемии были ученики, которые учились на предметной форме и со следующего года собирались перейти на полноценное обучение в зачислением. Были запросы от родителей, которые узнали о нас посреди учебного года и с сентября 2020 планировали перевести детей к нам.

Дети из числа подключившихся тоже все больше интересуются удаленным обучением и вот почему:

  • Ребенок может смотреть уроки в любое время. У каждого свои биологические часы, поэтому не всем удобно вставать в школу к восьми. К тому же, многие дети сейчас засиживаются допоздна и встают чуть ли не к обеду, но никуда не опаздывают и все успевают.
  • Презентации, анимация и графика помогают быстрее запомнить материал без зубрежки.
  • Кому-то больше нравится читать, кому-то слушать или смотреть — для лучшего восприятия информации мы выдаем ее в текстовом, аудио- и видеоформатах.
  • Удобно, что можно менять последовательность уроков и пересматривать видео сколько угодно раз.
  • Дети очень активно общаются в чатах и создают конференции, чтобы помогать друг другу в учебе. Можно выбрать, с кем общаться, и никаких конфликтов с одноклассниками.
  • Ученик занимается столько, сколько ему нужно, а не отсиживает по 45 минут вместе со всеми. Кто-то справляется быстрее, кому-то нужно больше времени — у каждого ребенка свой темп.
Учеба в режиме самоизоляции

Сколько из двадцати тысяч детей останется с нами, пока говорить сложно. Я думаю, около трети как минимум рассматривают если не полноценное зачисление, то предметное обучение — точно.

Для тех, кто придет к нам, мы за лето подготовим большой блок дополнительных курсов вроде актерского мастерства, кулинарии, игры на гитаре, акварельной живописи, риторики. То есть ученики будут заниматься и по школьной программе, и по интересам.

Планируем и дальше развивать центры компетенций, созданные у нас на базе кафедр, чтобы дети могли сами выбирать для себя дополнительные занятия по желанию и таким образом готовиться к получению будущей профессии. Уже сейчас мы взаимодействуем с вузами и обсуждаем дополнительные варианты сотрудничества.

И, конечно, будем продолжать решать нашу главную задачу — повышение мотивации к знаниям у учеников. Массовое обучение показало, что у большинства ее либо вообще нет, либо она очень низкая. В том числе для этого мы будем наращивать нашу базу материалов — уже сейчас начинаем разрабатывать новые тесты, тренажеры, игры, виртуальные опыты, викторины, чтобы детям было интересно учиться.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Dmytro Fomin

Отличная статья и вы большие молодцы!
У американцев есть интересная статистика: школьники забывают до 70% учебной программы за время летних каникул. Если ребенок летом посещает развивающие кружки или едет в учебный лагерь, то потеря знаний снижается до 30%. Можете использовать для продвижения летних программ.
Успехов!  

Ответить
Развернуть ветку
Тагиров Халипа
Автор

Спасибо большое! Сейчас как раз планируем летние активности. В скором времени сообщим об этом нашим пользователям

Ответить
Развернуть ветку
Сабина Агаева

Онлайн школа это актуально, а возможность получить консультацию педагога в режиме реального времени - классно!  

Ответить
Развернуть ветку
VVV

Я всецело "за" онлайн-обучение, но вот вопрос: какой смысл в онлайн-тестированиях и вообще в онлайн-любых-проверках?

Ребенок с легкостью найдет все решения в гугле, в решебнике и т.д. Не в обиду сказано, но некоторые настолько глупые, что даже списать правильно не могут.

"Практические тесты" вида выберите дату рождения кого-либо гуглится за минуту. Не думали отказаться от этих бестолковых проверок?

Ответить
Развернуть ветку
Тагиров Халипа
Автор

Тесты, которые мы используем служат скорее для самопроверки усвоения материала. Мы ставим задачу разнообразить формы тестирования, для того, чтобы процесс обучения был интереснее ученику, но упор делается  именно на получении знаний, а не на постоянном контроле. Даже в привычном формате работы мы работаем непосредственно с учеником и через призму общения с ним узнаем реальный уровень его знаний и компетенций. 

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Т

Вот, кстати, очень классно, что школы полностью подключились, и в результате у детей все было на одной площадке. Мы с этим карантином на домашнем обучении с ума сошли: одни предметы на одной платформе, другие на другой, третьи вообще в ВК. Качество обучения заметно пострадало, думаю, нам это еще аукнется(

Ответить
Развернуть ветку
Тагиров Халипа
Автор

Полностью согласен с Вами. Мы также столкнулись с тем, что большая часть родителей и даже чиновников не понимала всех удобств. Они зачастую отвергали готовые решения и хотели придумывать велосипед заново. Масса жалоб на неорганизованность дистанционного обучения просто ссыпалась в региональные Управления образования и Министерства, хотя они зачастую предлагали инструменты. 
Нам во многом удалось провести разъяснительную беседу и довести до населения информацию.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Рузанов

Очень познавательная статья!  Дистанционное обучение уже сейчас стало частью жизни семей, в которых есть дети школьного возраста. Хорошо, что есть такие полезные практики!

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Artsishevskiy

Хорошая статья и опыт. Возьму на вооружение кейсы. Автору и школе успехов! 

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Какая разница, в каком году поженились Пьер и Наташа?! При чем тут литература? Какой бред. Можно сделать отличный инструмент, но если он делает какую-то фигню, пусть даже и хорошо, он не нужен.

Ответить
Развернуть ветку
Тагиров Халипа
Автор

Как я отмечал выше, тесты направлены на самоконтроль. Таким образом ученик может проверить свою внимательность и усвоенность информации. Этот тест по предмету "Литература" по теме связанной с романом "Война и мир" и собственно поэтому такой тест к уроку прилагается. Более глубокий анализ произведения, конечно же, производится не через тесты, а через общение с учеником. В тексте также отмечал, что на период карантина мы упростили сами тесты, так как многих учеников в их школах и так перегружали домашними заданиями. 

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Предмет «литература» - это не про внимательность. И не про запоминание бессмысленных дат. Так что это абсолютно бесполезное тестирование, которое не вызывает у ученика ничего, кроме недоумения и разочарования.

Ответить
Развернуть ветку
Тагиров Халипа
Автор

Это тестирование, которое проходит ученик сразу после просмотра видеоурока и оно позволяет ученику себя же проверить, а нам понять, что он был внимательным при просмотре. Не могу согласиться с тем, что это бессмысленное запоминание дат. В конкретном контексте это позволяет ответить на другие, более глубокие сюжетные вопросы. К примеру, спрашивать как складывались отношения между Пьером Наташей в тесте было бы неуместно - это необходимо делать во время беседы, но если ученик неправильно ответил на тест, то возможно, что он упустил всю суть, так как у него не отложилась логическая цепь событий.

Но я принимаю ваше замечание. Будем стараться более тщательно подбирать материал.

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Литература по видеоуроку. Это как вообще? Вы им краткое содержание «Войны и мира» пересказываете? И им из этого нужно запомнить год свадьбы Наташи и Пьера? Не, ну вы серьезно? Если вы не подозреваете, что в этом не так, вам не надо учить детей... Я понятия не имею и не имела, в каком году у них была свадьба, но «Войну и мир» прочитала полностью, помню, как радостная Наташа выбегала с мокрой пеленкой, писала хорошее сочинение про первый и второй брак Пьера. Но если бы у меня спросили в тесте про мокрую пеленку, я была бы в шоке. Как сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Тагиров Халипа
Автор

Многие вещи не поддаются нашему пониманию, пока не войдут в наш привычный  обиход. 
Естественно, что обучение по предмету не ограничивается одним видеоуроком. Я приглашаю вас полностью ознакомиться с реализацией всего учебного процесса и только лишь после этого делать какие-то выводы.

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Если изучение литературы по таким тестам и «видеоурокам» войдет в обиход, это будет означать только то, что читать и анализировать текст дети вообще перестанут. Может стать привычкой, но плохой, общим местом, но удручающим. Только ленивый не сказал о падении качества образования, и здесь мы наглядно видим, что его перенесение в онлайн не улучшает процесс, а закрепляет все минусы.

Ответить
Развернуть ветку
Тагиров Халипа
Автор

Все зависит от подходов к реализации. Наша школа стала реальностью только потому что мы тоже видели проблемы и искали варианты их решения. Я не хотел стоять в одном ряду с "ленивыми" и только лишь критиковать, а решил предложить новые и действенные методики. Вы несколько утрируете, так как не владеете полной информацией о процессе обучения, поэтому мы не говорим с вами "на одном языке".

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда