{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Трёхлетний опыт удалёнки — как мы построили процессы на бесплатных инструментах, без CRM, KPI и бездельников

Меня зовут Катерина Полякова, я работаю менеджером по бизнес-процессам в Smenik Agency. Мы занимаемся SEO-продвижением, контекстной и таргетированной рекламой. Нашей компании уже более трёх лет и с первого дня её существования мы работаем удалённо. Я хочу поделиться практическим опытом выстраивания системы, в которой физически невозможно филонить.

5 бесплатных инструментов для построения удалённого офиса

Первые полгода в компании работал всего один человек. Потом двое, пятеро, десять. На каждом из этапов роста система менялась и в итоге приобрела современный вид. Всё лишнее было убрано, инструменты и регламенты отточены до мелочей. Сейчас нас 17 и всё работает как часики.

Фото команды на встрече в Киеве, июнь, 2019 Smenik Agency

Мы построили систему без CRM — на грамотной организации бесплатных инструментов. Их всего пять:

1. Telegram. Бесплатно, удобно, функционально. Это наш основной канал связи. У SEO и PPC-специалистов несколько рабочих чатов: для отчётов, общения с командой, вопросов клиентам, курилка для неформального общения.

У менеджмента чатов больше: по финансовым, управленческим, маркетинговым, HR-вопросам. Общение с партнёрами также ведётся в мессенджерах. Если клиент не привык пользоваться Telegram, создаём чаты в WhatsApp или Skype.

2. Skype — для командных StandUp-созвонов, решения вопросов голосом, еженедельных коммуникаций с клиентами. Все звонки записываются и потом публикуются на YouTube с доступом по ссылке.

Мы можем вернуться к важным моментам любой коммуникации и уточнить их. Также в скайпе мы проводим уютные неформальные видеосозвоны всей команды, на которых обсуждаем новости, смотрим друг на друга, общаемся и веселимся.

Видеосозвон команды Smenik Agency

3. Google-документы. Просто, бесплатно, надёжно. Все файлы хранятся на агентском диске. Каждый сотрудник имеет свои, строго ограниченные доступы. Мы сами создаём рабочие Google-аккаунты, для которых настраиваем необходимые доступы к папкам и календарям.

В G-документах удобная совместная работа, а хранение в облаке избавляет от проблем характера «собака съела домашку». У сотрудников нет возможности оправдаться, в любой момент можно оценить результаты работы и направить в нужное русло.

4. Toggl. Отслеживает время по задачам, встраивается в браузер, открывается на web-страничке, устанавливается на смартфон. Аккаунты мы создаём и настраиваем вместе с G-почтой.

Лайфхак для бесплатного пользования сервисом. В Toggl необходимо создавать рабочие пространства, в которых задаются команды, проекты, заказчики. В одном Workspace команда ограничена 5 сотрудниками. Мы создали администрирующий аккаунт и 9 рабочих пространств, в каждом из которых команды из четырёх человек + админ.

Проекты и заказчики полностью синхронизированы между производственными подразделениями. Для сотрудника эти манипуляции незаметны и никак не ограничивают работу сервиса.

Плюсы ясны — просто, бесплатно. Минусы: сломанная аналитика и редкая, но всё же утомительная ручная работа по синхронизации информации. Аналитику мы вынесли за пределы Toggl, а второй минус с лихвой перекрывается плюсами.

5. Trello. Основа основ эффективной удалёнки, основанной на SCRUM-подходе. Kanban-доска команды или специалиста, в которой собраны все актуальные, будущие и выполненные задачи. Ежедневно сдаются, проверяются и отправляются в архив готовые задачи, появляются новые.

Периодов, когда новых задач нет попросту не бывает, любой рабочий день — это маленький дедлайн.У каждого проекта также есть доска для презентации результатов и постановки задач клиенту. Еженедельно мы сдаём спринт с выполненными задачами, планом на будущую итерацию и Кайдзен-вопросами. Вся история продвижения сохраняется, коммуникации записываются.

Все отчёты по задачам, документы, коммуникации, рекомендации зафиксированы и, если с нами вдруг прекращают сотрудничество — весь наработанный материал остаётся. Есть возможность с точностью до недели узнать, когда та или иная задача была сделана. У других агентств на рынке мы такого не видели.

Доска одной из команд по SEO Smenik Agency

Для пользования Trello бесплатно, как и в Toggl — просто создавайте больше команд, чтобы обойти ограничение по количеству досок.

Это, без преувеличения, полный перечень инструментов, которые мы используем для организации эффективной удалённой работы.

Процессы и инструменты в деле

Благодаря высокому уровню корпоративной культуры, которая строится на ценностях честности и доверия, а также понятным, прозрачным инструментам мы не тратим ресурсы на отслеживание работы наших сотрудников. Мы резко против ПО, которое следит за действиями на компьютере пользователя. Давайте я подробнее расскажу про отлаженные процессы и нашу систему отчётов.

Начало рабочего дня и регламенты по отдыху

Для отчётов у нас есть отдельный чат Reports, в нём в начале рабочего дня каждый сотрудник пишет хештег #старт и прикрепляет скриншот из Trello со своими текущими задачами. Скриншот охватывает панель инструментов компьютера с датой и временем старта работы.

По регламенту мы начинаем не позже 10:00 по Мск. Если нужно надолго отлучиться или нет возможности работать в этот день — нужно предупредить всех в чате, отметив своих непосредственных руководителей.

Пример сообщения о старте в чате отчётов Smenik Agency

Если сотрудник отходит более чем на 10 минут пообедать или просто отдохнуть — об этом он пишет в чат. У нас относительно свободный график, поэтому можно отходить когда угодно. Единственные наши требования: успевать выполнять задачи вовремя, обязательно обедать, отдыхать и заканчивать работу не поздно, чтобы нормально выспаться.

Активная работа: отслеживание времени и контроль

Toggl интегрирован в Trello. Приступая к задаче, специалист активирует таймер прямо из карточки, выбирает проект, и всё! Время учитывается. Закончил — остановил таймер. Перешёл к другой задаче — активировал заново. Просто.

Пример запуска Toggl из карточки Trello Smenik Agency

По окончании выполнения задачи сотрудник прикрепляет все необходимые документы, пишет мини-отчёт для аккаунт-менеджера и клиента, а карточку переносит в список «Выполнено за сегодня». Все задачи этого списка ежедневно проверяет руководитель команды. Он возвращает задачи на доработку или переносит дальше по доске, подтверждая, что они готовы для презентации заказчику.

В команде ежедневно проходят standup-коммуникации. На них сотрудники обсуждают, что они сделали вчера, с какими трудностями столкнулись и что сделают сегодня. Руководитель команды проводит коммуникацию и проверяет правильное распределение нагрузки внутри команды.

В такой ежедневной отчётности перед своими соратниками ты попросту не можешь пропустить день, а догнать всё ночью, или забыть, или не успеть. Всё будет видно на следующий день. Это работает лучше мнимых оценок эффективности.

Из-за такого темпа поначалу от нас на тестовом периоде регулярно уходило большое количество людей по причине: «Как-то слишком много работы, я к такому не готов(а)». Поскольку со своей стороны мы делаем всё, чтобы потенциальный сотрудник быстро и эффективно влился, фидбек у ушедших ребят всегда был положительный.

Конец рабочего дня: отчётность и аналитика

В конце рабочего дня нужно написать хештег #стоп и прикрепить скриншот отчёта за день. Скриншот из Toggl не подошёл бы, потому что для оперативной проверки достоверности отчёта сотрудника нам ещё необходима ссылка на результат, а в Toggl такой возможности нет, к тому же из-за обхода пользования платной версией — нет нормальной аналитики.

Для решения этих проблем мы используем отчёты в Google-таблицах, формирующиеся из ответов на Google-форму с полями:

  • имя сотрудника (выбираешь себя);
  • дата выполнения задачи (сегодня);
  • наименование задачи (копируются из Toggl);
  • результат по задаче в виде ссылки на готовый документ, или отчёт в цифрах;
  • затраченное время в минутах.

Заполнение формы занимает не более 7 минут и также фиксируется как задача. На основе этих отчётов не только автоматически считается вся аналитика, но и заработная плата. Максимальная автоматизация простыми средствами: формулами и SQL-запросами.

Все результаты в Google-таблице формируют готовый для скриншота отчёт в очень удобном виде. Он настроен так, что за сегодня отчёт формируется только сегодня, завтра он будет уже не доступен. Доступа к редактированию отчётов специалисты не имеют, только их руководители. Поэтому отчёт нужно строго отправить до 23:59, что закрывает вопрос «ночного дозора».

Скриншот отчёта, сформированного таблицей Smenik Agency

Так было не всегда, до тотальной автоматизации таблицы, отчёты нужно было формировать самостоятельно и отправлять на почту. Один такой отчёт занимал в среднем 15 минут рабочего времени каждый день. Многие на это жаловались, ведь это не приводит проекты наших клиентов к результату, а просто является бюрократией.

Сотрудники заполняли отчёты в конце недели, или даже месяца — перед выплатой зарплаты. Нам же это осложняло ежедневный контроль выполнения задач.

Мы услышали сотрудников и посвятили несколько недель автоматизации этих процессов. После чего появилась более подробная аналитика, сразу закрывшая множество вопросов в перераспределении времени между проектами. Сотрудникам стало проще работать, руководителям — принимать решения, а зарплаты стали считаться автоматически.

Такая система в производственном отделе полностью подходит нам для работы по SCRUM. Она простая, гибкая, легко кастомизируется, условно-бесплатна. Да, для корректной работы её необходимо долго настраивать, и мы не уверены, что ещё через полгода у нас что-то не поменяется.

Но пока что она помогает нам создавать здоровую рабочую атмосферу и экосистему, в которой бездельники и халявщики просто не могут работать. Кто-то сразу расписывается в своей неэффективности, а кого-то мы вычисляем и устраняем, так как всё наглядно и с низкой эффективностью долго не проработаешь. Главное — это грамотное объяснение правил работы и контроль за их исполнением!

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Andrew Simon

# отошел_покакать.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Скляр
Ответить
Развернуть ветку
Катерина Полякова
Автор

И такое бывало :)

Ответить
Развернуть ветку
Vladyslav Bilyk

Да в этом чатике иногда настоящие драмы разворачиваются =))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Логинов

Зачем 5 отдельных сервисов, если можно все ваши задачи выполнять в бесплатном Битрикс24?

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Полякова
Автор

Потому что Битрикс24 - неудобен и перегружен функциями, которые нам не нужны. То что есть у нас - проще, понятнее и удобнее для нас. 

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Mann

Какое-то нищебродное нищеебство, уж извините. Пользуетесь классными сервисами, заплатите хоть за что-нибудь. Да тот же Гугл хотя бы.
У вас там 500 руб средний чек по клиенту, что ли?

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Полякова
Автор

А зачем платить за функции, которые не нужны и по факту никак не влияют на качество наших услуг? 

Ответить
Развернуть ветку
Vladyslav Bilyk

Сначала мы говорим про нищеебство, а потом как приходит кризис - "Путин, спаси!"

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

А он в ответ: чего вас спасать, вы получаете в два раза больше чем российский средний класс - 34 тыр в месяц в Москве.

Ответить
Развернуть ветку
Vladyslav Bilyk

"Ешь печенеги, рябчиков жуй, день твой последний приходит, SEOшник"

Ну вообще у нас и вправду невысокие цены. Мы только недавно этим вопросом озаботились и будем поднимать минимальную планку цены по среднему тарифу до 50 тыс рублей. Иначе нам просто не выжить.
Да и обидно, предлагаем одни из лучших услуг на рынке, а получаем мало. Я думаю так у многих сервисных стартапов вначале.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Вальпа

Спасибо за ваш опыт. Я вот о чем подумал, рано или поздно вы вырастите до 50+ человек и/или сервис поменяют условия использования и попросят вас заплатить. Вы будете готовы к этому? Не стоит ли все же выбрать какое-то нормальное изначально коммерческое ПО и работать с ним?
Я столкнулся с такой проблемой когда одна компания на сервисах Google выросла за пределы 50 бесплатных корпоративных аккаунтов, там резко потребовалось много-много денег) 

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Полякова
Автор

Спасибо и вам за опыт. И как компания вышла из положения?

Мы с пристрастием относимся к финансовым вопросам и бережем подушку безопасности на случай форс-мажоров. Благодаря этому мы и корона-кризис прошли ровно, не потеряв ни одного сотрудника. 

По поводу того чтобы изначально выбирать ПО - не было никакого смысла, мы начинали действительно с одного сотрудника, потом быстро росли и были очень сосредоточены на качестве услуги для клиентов. Организация рабочих процессов решалась по мере необходимости. В дальнейшем, возможно, перейдём на комплексное ПО для организации рабочих процессов. 

Ответить
Развернуть ветку
Roman Yakovlev

Оплата строго по часам ?

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Полякова
Автор

Да, человек получает ровно столько сколько заработал, недоработал - получил меньше, переработал, соответственно - больше. Также есть премии, они назначаются прямыми руководителями сотрудника каждый месяц.  

Ответить
Развернуть ветку
Александр Романов

А сколько у вас руководителей из 17 человек?

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Полякова
Автор

Четверо. Исполнительный директор, технический директор и руководители команд.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Вальпа

А админы тогда кто в каждой группе по 5 человек из которых 5й админ? То есть де факто у вас одна команда руководителя разбита на 2 группы или тех дир и исп дир тоже ведут по команде работников? 

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Полякова
Автор

Организацией аккаунтов занимается исполнительный директор, и делает это с отдельного администрирующего аккаунта. Этот аккаунт один на всех сотрудников в компании вообще. Если работу по организации нужно будет делегировать, то просто передаётся доступ к аккаунту. Руководители команд этого вопроса не касаются. Поскольку Toggl мы используем просто как удобный таймер, сильно вникать и администрировать его не нужно, просто создавать новые рабочие пространства, если это необходимо (когда расширяем штат).

По тому кто кем руководит в двух словах не расскажешь). Есть несколько команд производственных, у каждой - свой руководитель (SCRUM-мастер), они полностью контролируют работу своих команд. Исполнительный и технический директор контролируют работу SCRUM-мастеров, аккаунт-менеджера, корректируют стратегии по каждому проекту, подключаются к решению вопросов, если скрамам нужна помощь + контролируют работу админ-персонала.

Структура команды в Toggl и по факту очень отличаются и не связаны никак, все костыли там сделаны для удобства сотрудников, чтобы им было легче отслеживать время.

Надеюсь правильно поняла ваш вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Khrenov

Вы просто сейчас описали CRM систему собранную на коленках. Пока вас 17 человек это естественно устраивает. Заголовок не соответствует действительности, у вас есть KPI - покощатель эффективности и есть CRM хоть и через гугл-таблицы и сторонний канбан. Ну, в любом случае молодцы

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Полякова
Автор

Спасибо. По CRM - на коленке мы собрали её очень урезанную версию, внедрить которую небольшой компании будет намного проще и дешевле, чем готовый продукт. По поводу KPI - это измеримый показатель, которым оценивается работа подразделения. В нашем случае отслеживается по факту только время.  

17 человек уже не так уж мало. Конечно, когда нас станет больше, скорее всего нужно будет использовать более сложные продукты, обрастём тогда и полноценной CRM и KPI внедрим показательные. 

Ответить
Развернуть ветку
Павел Аксенов

Добрый день!
А как вы выходите из ситуации, когда человек работает ночью или ближе к вечеру ? Многие программисты любят "кодить" ночью.

Конечно, если вы большие и у вас 300+ сотрудников, то бесплатными программами и чатами не обойтись, но для команды менее 50 почему бы и нет.

Спасибо за разбор внутренней кухни!

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Полякова
Автор

По количеству людей согласна, спасибо за комментарий!

У нас сейчас все работают днём. Мы категорически не приветствуем ночную работу. Раньше были проблемы с этим: пара человек делали задачи по ночам, а потом приступали к работе в 12-13 часов дня. Были даже ситуации, когда задачи уже нужно презентовать заказчику, по ним есть вопросы, а человек, который их делал не на связи, потому что ещё спит. Это в принципе сейчас решено уже, потому что задачи все за сутки до презентации сдаются, то есть даже если возникнут вопросы, времени будет достаточно решить их. Но есть другая сторона - мы ведь на полной удалёнке, даже самые организованные ребята под риском выгорания, а если работать ночами, плохо спать, без режима, то риски сгореть в разы выше. 

Чтобы искоренить привычку работать по ночам, мы сначала ввели регламент и, скажем так, официально запретили работать позже 9 вечера. Объяснили зачем это делаем. Нарушителей видно сразу: по отчётам и банально по документам в которых они работали. Когда выясняли, что человек работал ночью, узнавали у него почему так сложилось: возможно по семейным обстоятельствам пришлось, возможно нагрузка была больше чем нужно. Ну а дальше в зависимости от причины. В основном достаточно просто беседы и понимания ситуации сотрудника. Ребята видят, что руководители следят за этим вопросом и стараются не нарушать. 

Вообще самая частая у нас проблема - это трудоголики, которые набирают себе задач очень много (ведь всё интересно попробовать сделать), а потом сидят до часу ночи, чтобы всё успеть. Приходится нашим руководителям делать очень заботливые выговоры и отбирать задачи, чтобы сотрудник не переутомлялся.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Антипов

Катерина, спасибо! Очень полезно. Особенно про стыковку Toggle и Trello. Про Toggle не знал. 
И в целом, концепцию не закладывать в косты проекта то, за что можно не платить - категорически приветствую. Умение собирать проекты на открытых и бесплатных инструментах - крутая компетенция.
Но почему, блин, у всех ракета ?!)

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Полякова
Автор

Спасибо за такой лестный комментарий)

Кстати, чтобы Toggl интегрировался в Trello нужно это включить в настройках Toggl. У многих по умолчанию интеграция отключена. 

С ракетой так сложилось исторически)

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Антипов

О! Спасибо большое! 

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда