{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы разработали сервис, который вошел в топ-5 крупнейших аптечных сайтов мира

Интернет-аптеки стремительно завоевывают рынок. Эффективность этого канала сбыта во многом зависит от грамотного выбора и внедрения IT-решений. Наша компания в течение 7 лет занимается разработкой и технической поддержкой Apteka.ru. Мы расскажем, как создавали функционал сервиса и как это помогало заказчику достигать бизнес-результатов.

По данным исследовательского агентства DATA Insight, в 2018 году сегмент интернет-аптек в Рунете рос в 3 раза быстрее e-commerce в целом. Пользователи сделали 25 млн заказов онлайн на общую сумму 41 млрд рублей.

Усиливается и конкуренция: фармацевтические дистрибьюторы и аптечные сети развивают свои онлайн-площадки. Вместо стандартных интернет-магазинов с каталогами товаров появляются многофункциональные платформы, где клиент может получить любую информацию по теме, взаимодействует с врачами и брендами.

Наша компания в течение 7 лет занимается разработкой и технической поддержкой Apteka.ru — проекта крупнейшего фармацевтического дистрибьютора Рунета АО НПК «Катрен». В 2018 году на долю сервиса приходился 31% от общего объема продаж онлайн-аптек. По итогам 2019 года товарооборот Apteka.ru вырос на 171% и превысил 34 млрд руб., а число заказов увеличилось в 2,7 раза. Согласно исследованию аналитического агентства SimilarWeb, сервис входит в топ-5 крупнейших аптечных сайтов мира и занимает первое место в своем сегменте в России.

Цели и задачи

На старте проекта было достаточно типового функционала интернет-магазина – добавить каталог товаров и реализовать схему их выкупа через розничные точки партнеров. Затем сервис приобрел популярность и превратился в крупный ритейл-проект. Для технического обеспечения сайта потребовались более сложные решения.

Основной целью стало создание сервиса, который приносит компании прибыль благодаря сотрудничеству с поставщиками и аптеками.

Совместно с заказчиком мы сформулировали основные задачи:

  • Улучшение юзабилити
  • Рост трафика на сайт и конверсии
  • Интеграция с внешней системой учета
  • Разработка инструментов для реализации маркетинговой активности
  • Способность выдерживать высокую нагрузку
  • Возможность расширения функционала, актуализация под текущие требования рынка

Решения

Оптимизация поиска

Важной частью работы была оптимизация поиска — основного инструмента привлечения пользователей на сайт. Мы провели много внутренних доработок сервиса для повышения релевантности поисковой выдачи. Чтобы поиск работал быстро и безотказно, установили поисковый движок, а через несколько лет заменили его на еще более современный и производительный.

Посетители сайта могут искать препараты не только по названию, но и по действующему веществу и по производителю, подбирать похожие лекарства разных ценовых категорий, переходить из карточки препарата к его аналогам.

Настройки геолокации

В базе проекта более 80 000 аптек. Чтобы максимально упростить процедуру заказа лекарства, мы настроили обмен данными с сервисом Яндекс.Карты. Система автоматически определяет местоположение пользователя и выгружает карту с ближайшими доступными для доставки аптеками.

Интеграция с системой учета

Ассортимент Apteka.ru включает до 28 000 товаров. Чтобы на сайте всегда были актуальные сведения, нужно было добиться постоянного динамического обновления информации. Для этого мы настроили связь с внешней системой учета заказчика. Сначала с нуля разработали интеграцию, а когда объемы передаваемой информации выросли в разы, внедрили еще несколько решений. Это позволило быстро обрабатывать и передавать большие объемы данных, а после запуска мобильного приложения – добиться, чтобы вносимые изменения оперативно отображались на всех устройствах пользователей.

Автоматизация ценообразования

Типовое ценообразование интернет-магазина в CMS не удовлетворяло все потребности заказчика. Поэтому мы написали свою программу ценообразования, которая учитывает особенности проекта и взаимодействия с системой учета. Цена конкретного товара для каждого пользователя рассчитывается индивидуально в зависимости от его клиентской истории и других параметров.

Новые возможности маркетинга

Мы обеспечили техническую реализацию маркетинговых инструментов – баннерной рекламы, программ лояльности, мини-магазинов, где посетители сайта могут приобрести продукцию брендов по специальным ценам.На базе сервиса разработан внутренний информационный портал. Это отдельный раздел, в котором публикуются новости рынка фармацевтики, познавательные статьи, практические советы для укрепления здоровья. Там же можно задать вопрос врачу и получить ответ онлайн.

Расширение функционала

Сервис Apteka.ru создавался как интернет-магазин на платформе «1С-Битрикс». При масштабировании проекта потребовалась разработка расширенной программной архитектуры. Мы добавили функционал, на основе которого можно создавать новые модули. Например, трекинг – отслеживание движения заказа, систему отзывов и рейтингов или триггерные рассылки для разных сценариев пользовательского поведения.

Техподдержка и защита сайта

Каждый месяц интернет-магазин посещают более 11 млн пользователей и совершают 2 млн заказов. Чтобы сайт стабильно работал при высоких нагрузках, мы из года в год увеличивали серверные мощности, перерабатывали устаревший код.

Обратной стороной успеха проекта стали частые хакерские атаки. Мы принимали меры по обеспечению безопасности сервиса и защите личных данных. Иногда приходилось проводить целые спецоперации по отражению DDoS-атак, блокировать тысячи запросов, отправляемых с IP-адресов из других стран. Ни разу злоумышленникам не удалось похитить личные данные клиентов.

Бизнес-результаты

1. За 6 лет посещаемость сервиса выросла в 10 раз, а объем продаж – более чем в 40 раз. Это результат как маркетинговой активности заказчика, так и технического обеспечения проекта.

2. Apteka.ru — единственный специализированный интернет-магазин, который получает заказы в количестве, соизмеримом с крупнейшими маркетплейсами. По данным Data Insight, в первом полугодии 2019 года сервис вошел в тройку лидеров по динамике роста наряду с Wildberries и Ozon.ru.

3. Apteka.ru многократно завоевывала престижные отраслевые премии. Только 2019 год принес сервису две награды — первое место в рейтинге самых часто используемых провизорами профессиональных сайтов (по данным опроса сотрудников аптек аналитической компанией Ipsos) и диплом лауреата фармацевтической премии «Зеленый крест» в номинации «Лучшая система заказа и бронирования».

Преимущества решения

1. Учтены особенности интернет-аптеки – широкий ассортимент препаратов с разными дозировками/одинаковым действующим веществом, геозависимость контента, организация бронирования и самовывоза заказов.

2. Внедрена единая система управления интернет-аптекой, которая интегрирована в бизнес-процессы заказчика.

3. Налажен обмен данными между учетной системой и сервисом, информация оперативно обновляется и корректно отображается на всех устройствах пользователей.

4. Грамотная поисковая оптимизация способствует росту трафика на сайт.

5. Функциональные маркетинговые инструменты работают в комплексе со всеми системами заказчика.

6. Решения оптимальны по соотношению «затраты-результат», что обеспечивает экономию бюджета на разработку и техподдержку.

7. Возможность постепенного развития сервиса – дистрибьютор может начать продажи и получать прибыль уже сейчас, а потом дорабатывать функционал.

Кому подойдет решение

Участникам рынка, которые развивают онлайн-сервисы бронирования лекарств:

  • Фармацевтическим дистрибьюторам
  • Крупным аптечным сетям, заинтересованным в дополнительном канале сбыта

А если вы хотите научиться лучше понимать мотивацию ваших клиентов и их поведение на сайте, то это предложение для вас.

Аналитики компании «Пиком» провели анализ поведения пользователей на сайте интернет-аптеки и интервью с реальными представителями целевой аудитории. Заполните форму на сайте и мы отправим вас результаты нашего исследования: 5 портретов пользователей и 2 сценария поведения.

Вы узнаете:

  • Кто типичные покупатели интернет-аптеки
  • Что они уже знают о лекарствах и заказах онлайн, а что — нет
  • Какими способами ищут интересующие их товары
  • Почему чаще отказываются от покупки
  • И как эти данные помогают увеличить конверсию
0
3 комментария
Алексей Фролов

Как на счет минимальной цены у конкурентов минус 1 рубль?

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

'Цена конкретного товара для каждого пользователя рассчитывается индивидуально" - чтоб вам самим по жизни всегда называли цену только если представишься и докажешь что ты это ты.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Старков

Я извиняюсь за непрошеную критику. но когда такой крупный сервис сделает нормальный дизайн? Я не прошу хороший - хотя бы средний пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда