{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как технологии могут помочь людям решить свои юридические вопросы

Типовые юридические услуги гражданам это по сути помощь в реализации гражданами своих прав. То есть, у гражданина имеется право, но в силу запутанности законодательства или подзаконных актов гражданин не может это право реализовать без помощи юриста. Таким образом, чтобы упростить гражданам решение их типовых правовых проблем, нужно, в первую очередь, упростить законодательство, регулирующее порядок реализации гражданами своих прав. Но это отдельная тема.

Последние конференции и хакатоны, посвященные применению технологий в праве, в основном направлены на то, чтобы придумать и внедрить решения для оптимизации юридической работы в крупных корпорациях и властных структурах: обработка больших массивов данных, оптимизация работы с типовыми документами, освобождение юристов компаний от рутинных операций и т.д. Причина этого понятна. В крупных компаниях и государственных структурах сосредоточены большие деньги и автоматизация дает там ощутимый эффект.

Сервисов же, помогающих гражданам решить правовые вопросы, мало.

Как же может помочь гражданам LealTech?

По сути сейчас все, что предлагается гражданам для решения их правовых проблем – это агрегаторы юристов, сайт «Госуслуги», сервисы Федеральной нотариальной палаты, ГАС «Правосудие». Есть сервисы, помогающие получить вычет или взыскать неустойку с авиакомпании. Сервис Мос.ру для получения цифровых пропусков не в счет. Он скорее создает проблемы, а не помогает их решать :)

Агрегаторы юристов помогают юристам найти себе клиентов. Но в сети можно легко найти юридические услуги и без помощи агрегаторов.

Государство, создав сайт «Госуслуги», делает шаги в правильном направлении. Но те гайды, которые на нем размещены, или быстро устаревают или часто не учитывают конкретную ситуацию гражданина. Например, на «Госуслугах» есть сервис для получения пособия по безработице. Но сам порядок расчета этого пособия описан в громоздком, сложном для восприятия тексте:

Намного удобнее было бы так: человек отвечает на несколько вопросов о своей ситуации и получает информацию о том, какой размер пособия он может получить именно с учетом указанных им обстоятельств. Такая система будет очень удобной для граждан, но силами классической разработки ее очень трудно и дорого поддерживать, так как законодательство все время меняется и разработчикам все время нужно ставить задачи по изменениям алгоритмов системы, а потом контролировать корректность этих изменений.

В этой ситуации лучшим решением являются юридические консультанты с интерфейсом чат-бота. Эти системы, задавая пользователю вопросы, консультируют пользователя именно по его правовой ситуации. Они могут работать как на сайте, так и в мессенджерах. Примером такого сервиса является экспертная правовая система Riskover.ru. Система поможет гражданам по разным правовым вопросам: выявить риски при покупке квартиры и подготовить договор купли-продажи, рассчитать цену нотариальных услуг, выявить риски при покупке подержанного автомобиля, получить компенсацию при покупке бракованного товара, взыскать неустойку с застройщика, обжаловать штраф, проконсультирует наследников об их правах, поможет получить кредитные каникулы, расскажет имеют ли право уволить или не пустить в отпуск и поможет решить иные юридические вопросы.

По сути Riskover.ru дает человеку все, что ему необходимо для самостоятельного решения юридического вопроса: консультацию, документы, пошаговое руководство (алгоритм) как и что нужно делать. Если же вопрос не стандартный и нужен юрист, то Riskover.ru дает и такую возможность: можно позвонить или написать, заказав услугу юриста.

Создавать такие системы, подключать их к мессенджерам и сайтам юристы могут без помощи программистов с помощью визуального конструктора Botman.one.

Что касается запутанности законодательства, то чтобы оно было более простым в применении, нужно еще на стадии проекта нормативного акта составлять возможные алгоритмы поведения субъектов, поведение которых такой нормативный акт будет регулировать. Если текст проекта не позволяет составить четкий, непротиворечивый алгоритм поведения для всех субъектов, которые будут руководствоваться этим нормативным актом, значит законопроект нужно доработать. Такие алгоритмы могу даже быть приложением к проекту нормативного акта. На их основе можно делать экспертные системы, подобные Riskover.ru. Я понимаю, что это утопия, но почему бы и не помечтать : )

0
5 комментариев
Дмитрий Устинин

Действительно, запутанность законодательства не позволяет в полной мере алгоритмизировать решение определеных ситуаций. В этой части прецедентная система удобнее. Но Riskover все равно перспективный сервис!

Ответить
Развернуть ветку
Feyhya Feyhya

Мёртвый сервис 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Большаков
Автор

Поясните? :) 

Ответить
Развернуть ветку
Feyhya Feyhya

Поясняю на тот момент не работал раздел гражданство -выдавал ошибку . При проверке сегодня все разделы сайта работают корректно !

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Большаков
Автор

Понятно. Мы переезжали на новый сервер, поэтому временно какие-то сервисы могли не работать.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда