Почему мы блокируем TeamViewer

Объясняем, чем опасны программы удаленного доступа

Недавно в «Приемной» был опубликован важный пост. Пользователь пожаловался, что в нашем приложении «Телекард» блокируется вход, если на телефоне установлен TeamViewer.

У этого приложения есть две версии: одна называется Remote Control и позволяет управлять компьютерами с телефона, другая — Quick Support, и с ее помощью можно управлять телефоном, просматривая его экран. По умолчанию мы блокируем обе.

Зачем это было сделано?

Мы имеем дело с беспрецедентным ростом телефонного мошенничества за последние полгода. Каждый третий клиент финансовой организации в России сталкивался с мошенниками за этот период. В условиях пандемии люди сильно обеспокоены вопросом сохранности средств, и в момент, когда им звонит «представитель банка», они теряют бдительность.

Мошенники вводят клиента в заблуждение, играя на его эмоциях. Проблема не в том, что они могут получить доступ к вашему телефону или компьютеру. Проблема в том, что мошенники манипулируют человеком и могут украсть деньги его же руками.

Мы не сомневаемся в компетентности многих IT-специалистов, которые являются клиентами нашего банка и используют TeamViewer по рабочей необходимости. Мы решили в таких случаях идти им навстречу, разрешая входить в «Телекард» на свой страх и риск. Однако, для большинства пользователей оставлять такую лазейку было бы непредусмотрительно.

В «Газпромбанке» работают одни из лучших специалистов по информационной безопасности на рынке. Мы очень серьезно относимся к этому вопросу: постоянно информируем клиентов и даже помогаем возвращать средства в случае, если они были украдены. Блокировать возможность пользоваться TeamViewer на фоне буйного раcцвета мошенничества может быть и «негуманно», но когда у тебя почти 1,8 млн пользователей приложения с неясным уровнем подкованности в технических вопросах, нужно ставить хотя бы временные заглушки. Что мы и сделали.

Сценарий атаки

Рассмотрим реальный случай атаки с использованием TeamViewer Remote Control.

  • Мошенник подает за клиента заявку на кредит на сайте Газпромбанка и указывает номер телефона клиента
  • Звонит клиенту, представляется сотрудником банка и сообщает,
    что на него пытаются оформить подозрительный кредит, а также, что его интернет-банк взломан с помощью вирусного ПО, поэтому пароль нужно срочно сбросить.
  • Говорит клиенту, что проведёт действия по отмене
    оформленного кредита и сбросит пароль. Просит установить TeamViewer Quick Support для проведения этих манипуляций через «Телекард»
  • Если выясняется, что у жертвы установлен Remote Control c заранее вписанным id домашнего компьютера, предлагает «удобный» вариант решения проблемы с удалением вредоносного ПО. Нужен только id и пароль от соединения, который обычно у клиента где-нибудь записан.
  • Заходит на компьютер жертвы и устанавливает кейлоггер, после чего говорит что вредоносная программа успешно удалена. Просит клиента зайти через Remote Control на свой компьютер и проверить в личном кабинете сотового оператора, не установлена ли переадресация SMS на другой номер телефона. Затем через клиента инициирует сброс пароля интернет-банка.
  • В этот момент у мошенника появляются все необходимые данные: логин и пароль от личного кабинета мобильного оператора, где он устанавливает переадресацию SMS на подконтрольный ему номер, а также номер карты, CVV, логин и пароль от интернет-банка.
  • Получает кредит наличными на карту клиента и выводит деньги на подконтрольный ему счет.

Это невозможно! Любой человек догадается, что это мошенники.

Увы, нет. Жертвами телефонных мошенников становятся и чиновники, и полицейские, и финансисты. Никакой зависимости от возраста и рода занятий нет: у нас были случаи, когда преступники обманывали молодых людей сильно младше 30, а это категория клиентов, от которой можно ожидать большей бдительности и технической подкованности.

Что делать дальше

Беречь свои деньги и никогда не сообщать звонящим из «службы безопасности» какие-либо данные. Лучше положите трубку и перезвоните в банк.

Мы постоянно совершенствуем свое мобильное приложение с точки зрения безопасности. Впоследствии, как только мы разработаем систему защиты на такие случаи, как вышеприведенный, мы не будем закрывать доступ к нашему приложению из-за TeamViewer и других средств удаленного администрирования. Это неудобство для клиента, и мы это признаем. Однако, вопрос сохранности средств стоит для нас на первом месте.

0
136 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Газпромбанк
Автор

Более подробно об условиях предоставления комплексного обслуживания можно прочитать в этом документе:

https://www.gazprombank.ru/upload/files/iblock/7a6/pravila_dko_02.03.2020.pdf

В пункте 6.2.9 приложения №4 указано, что банк вправе временно приостановить или ограничить доступ клиента в приложение в случае если возможна попытка несанкционированного доступа от имени клиента

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
133 комментария
Раскрывать всегда