Продуктовый подход к онлайн-курсам

Эта статья была изначально опубликована в журнале «Развивейшн». Если вы хотите каждый месяц получать новую порцию интересного и полезного материала на вашу электронную почту, то оформите подписку.

В марте запустил курс «Дзен эффективности» о том, как перестать тратить время на ерунду. Сделал его так, как всегда мечтал: без воды, пустой мотивации, уловок и самообмана. Чётко и по делу. Концентрированный практический опыт, сотни ссылок на научные работы и неочевидные приёмы и советы. О самом курсе рассказывал пару месяцев назад.

За три месяца курс прошло 30 человек, большинство осталось довольны и многие хотят продолжать учиться. Конечно, можно было бы организовать университет имени себя любимого и делиться там чем-то интересным и полезным, заворачивая это во всё новые и новые курсы. Но во мне победил продуктовый подход. Сейчас расскажу, что это значит.

Продуктовый подход

Относиться ко всему на свете, как к продукту меня научили Ваня Замесин, создатель Меты, блог которого я читаю почти каждый день, и Денис Пушкин из Скайэнга (советую посмотреть его доклад о том, как превратить в продукт переговорку, отношения и толстовку).

Вот так я формулирую для себя ключевые принципы продуктовой разработки:

Каждый из этих принципов я применил ко вполне традиционному инфобизнесу. В итоге у меня получился продукт, который немного отходит от классической парадигмы и ломает основные устои.

Итерационность

Тренеры и создатели курсов хитренькие: придумали инфопродукт и долго на нём катаются, затягивая всё глубже и глубже в свою воронку. Сначала ты подписываешься на бесплатную рассылку, потом слушаешь вебинар, приходишь на онлайн-курс, а в конце ещё и в школу какую-нибудь. И каждый раз должен платить за то, что тебе пережёвывают один и тот же контент по десять раз. В этом плане я неправильный инфоцыган.

Я отношусь к своему курсу как к программе или приложению. Регистрируясь на него один раз, вы получаете доступ ко всем будущим релизам. Это как купить что-то в АппСторе и раз в несколько недель получать обновления. Бесплатно и по воздуху. Так и я дорабатываю каждую лекцию по ходу обучения: добавляю в неё материалы, меняю структуру и прописываю новые выводы. Все, кто когда-либо регистрировались на курс, имеют полный доступ к обновлениям материалов.

Раз в месяц у меня происходит релиз новой версии курса, который одновременно получают студенты прошлых потоков и новички. Все они могут прийти в онлайн-эфир по воскресеньям, послушать разбор темы и задать свои вопросы. То есть через месяц обучение не заканчивается, а продолжается с новой силой. Так, например, я полностью переделал урок про энергию, где мы говорим о том, что делать, чтобы не выгорать. Судя по отзывам, получилось неплохо, но есть над чем ещё работать.

Регистрируясь на курс единожды, ученик получает обновления материалов до тех пор, пока у меня есть силы их выпускать. При этом области для переработки уроков каждый раз новые. А здесь вступает в силу второй базовый принцип — бэклог.

Всегда можно увидеть, когда обновлялась лекция

Фидбэк в бэклог

В большинстве курсов, которые я проходил, организаторы либо придавали обратной связи совсем мало значения, либо игнорировали её полностью. Да, были опросники в конце занятий, кто-то прислушивался к советам и что-то менял. Но скорее всего, я об этом никогда не узнаю, потому что всё это происходило уже после моего обучения. Новинки и изменения получали следующие потоки. Потому что между обратной связью и реакцией проходило очень много времени. Как вы понимаете, у меня всё устроено по-другому.

На моём курсе цикл фидбэка проходит на каждом занятии. Я прошу ребят дать обратную связь в конце урока. Эту практику подсмотрел на митапе ScrumTrek по OKR. Если последнее предложение звучало для вас как непонятный набор слов, сейчас всё объясню на пальцах. Кстати, именно они и потребуются для получения фидбэка.

В конце митапа один из организаторов попросил поднять вверх руку с количеством пальцев, характеризующим, насколько встреча была полезной и оправдала ожидания. В зале нас было около ста человек и каждый вытянулся на стуле. Потом ведущий попросил тех, кто оценил мероприятие ниже «четвёрки», рассказать о том, что нужно поменять в следующий раз, чтобы оценка повысилась. Было интересно и очень конструктивно. Я взял эту практику на вооружение.

В конце урока я прошу учеников поставить оценку, и мы вместе разбираем обратную связь. Каждый рассказывает о том, что можно улучшить, что доработать. Все комментарии попадают в бэклог, какие-то идеи я реализую уже к следующему занятию, какие-то на следующем потоке. Одним из ключевых изменений стал трекинг выполнения заданий, помогающий отследить прогресс учеников на курсе. Я бы никогда об этом не подумал, если бы не услышал, что на курсе не хватает геймификации, помогающий не потерять фокус на главном.

Конечно, у меня есть анкета в конце потока, анализ отзывов, но наиболее полезной оказывается именно ненапряжная обратная связь на занятиях, которую ученики дают в онлайне. Цикл фидбека помогает постоянно совершенствовать и дорабатывать продукт.

Метрики

Ключевой метрикой для меня стал рост и активность сообщества. Я хочу, чтобы в какой-то момент основной ценностью на курсе стали даже не материалы и лекции, а онлайн-чатик; люди, которые в нём общаются; их идеи и мысли. Поэтому я делаю всё, что в моих силах, чтобы этот процесс ускорить: вовлекаюсь в общение, приношу что-то новое и поддерживаю беседы, где это нужно. Уже сейчас чат живой и каждый день приносит что-то полезное.

Для меня важно видеть, что знания, которые я даю, интересны и полезны ученикам. Единственное, как я могу об этом узнать, так это по прямым и косвенным рекомендациям. Поэтому каждому ученику я задаю вопрос о том, готов ли он посоветовать курс друзьям. На основе ответов рассчитываю NPS — это показатель лояльности аудитории. Чем он выше, тем теплее наши отношения. Моя цель, чтобы он достиг 80% .

46,67 %

средний NPS

Это только две метрики, которые я научился отслеживать. Впереди фокус на работе и результатах учеников, более детальная проработка материалов и оценка практических заданий. Но уже сейчас понятно, что делать, а главное, зачем.

Что получилось в итоге

Благодаря продуктовому подходу, курс постоянно находится в круге развития: ученики подсказывают, что ещё можно доработать (формируют бэклог), получают обновлённый материал (итерация), обсуждают его внутри сообщества (метрика) и предлагают очередные доработки (опять фидбэк). Продукт эволюционирует, и я этому несказанно рад.

Каждый следующий поток привносит что-то новое, но все эти возможности доступны ученикам прошлых наборов, потому что они приложили к ним руку

Сейчас запускается пятая версия курса, какой она будет, я пока не знаю. Уже есть сбитый и проверенный материалы, появился большой практический блок, я прицельно работаю с учениками. Сейчас я думаю о том, какие инструменты внедрить, чтобы принести больше пользы и сделать курс интереснее. Если есть идеи, пишите на почту [email protected].

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда