Где слушают музыку в России и есть ли место Spotify: главное о российском рынке и его игроках Статьи редакции
К приходу самого популярного в мире музыкального сервиса.
Spotify официально объявил о запуске в России и будет доступен пользователям с 15 июля 2020 года. Всего сервису понадобилось пять попыток, чтобы выйти на российский рынок, на котором уже есть свои лидеры и конкурирующие игроки с собственными экосистемами.
С кем предстоит конкурировать Spotify: аудитория, цены и перспективы — коротко.
Лидеры — «Яндекс.Музыка» и сервисы Mail.ru Group
J'son and Partners Consulting оценивают среднегодовой рост рынка музыкального стриминга в России в 39%. Общая выручка стриминга, согласно данным аналитиков JPC, в 2019 году оценивается в 7,4 млрд рублей, в 2020 году превысит 10 млрд рублей, к 2022 году — 19,6 млрд рублей.
Компания Statista предлагает суммы меньше: объём рынка цифровой музыки в России к 2023 году может составить 11,8 млрд рублей, из которых на стриминговые сервисы придётся 9,6 млрд рублей.
Основные конкуренты в России — экосистемные аудиосервисы «Яндекса» и Mail.ru Group. По итогам 2018 года аналитики PwC назвали самыми популярными сервисы Boom и «Музыка ВКонтакте» с 40% аудитории и 25,6% выручки, у «Яндекса» — 32% аудитории, 25,4% выручки.
В апреле 2020 года аналитики CounterPoint назвали «Яндекс.Музыку» самым популярным аудиосервисом в России.
Также в апреле число подписчиков медиасервисов «Яндекса», куда входит «Яндекс.Музыка», составило 4,3 млн. Показателя в 1 млн подписчиков сервис достиг в июне 2018 года.
За 2019 год рост ежедневных пользователей «Яндекс.Музыки» составил 35% по сравнению с 2018 годом, но точных цифр представители не называют. Всего сервисом пользуются более 15 млн человек в месяц (по подписке и без).
В июле 2020 года число подписчиков «Музыки ВКонтакте» и Boom превысило 3,5 млн человек. В 2018 году у Boom было 1,2 млн подписчиков, в июле 2019 года число подписчиков «ВКонтакте» и Boom составляло 2,5 млн.
Точное ежемесячное число пользователей платной и бесплатной версии «Музыки ВКонтакте» компания не называет, но представители замечают: «Половина активных пользователей "ВКонтакте" так или иначе взаимодействует с музыкой ежемесячно».
В марте 2020 года ежемесячное количество уникальных пользователей «ВКонтакте» из России составило 73,4 млн.
По данным аналитической компании App Annie, VK и Boom во втором квартале 2020 года лидируют по тратам пользователей в приложениях. «Яндекс.Музыка» на четвертом месте.
Коротко о «Яндекс.Музыке»
Один из первых музыкальных сервисов, запущенных в России. Сейчас бесплатная версия сервиса доступна в 12 странах, включая СНГ, Израиль и Грузию, по подписке — по всему миру.
Библиотека включает более 65 млн треков и 100 тысяч подкастов (есть эксклюзивные). Можно загружать и свои композиции.
Вместе с подпиской на «Музыку» пользователи получают подписку на «Яндекс.Плюс». В неё входят доступ к части фильмов и сериалов на «Кинопоиске», скидки на «Яндекс.Такси», «Драйв» и другие сервисы компании.
По словам руководителя сервиса Андрея Гевака, основным преимуществом «Музыки», с помощью которого компания планирует конкурировать со Spotify, — рекомендательная система. Она персонализированная и учитывает популярность исполнителей в городах и регионах. Также сервис предлагает эксклюзивные подкасты и проекты.
Среди уникальных персональных плейлистов сервиса — плейлист с голосовым помощником «Алиса». «Плейлист дня» слушают 750 тысяч пользователей в день, отмечают представители компании.
Подписка на «Яндекс.Музыку» стоит 169 рублей в месяц или 1690 рублей в год. Семейная — 299 рублей в месяц на четырёх человек.
Коротко о музыке Mail.ru Group
Музыкальная экосистема Mail.ru Group состоит из трёх сервисов:
- «Музыки ВКонтакте» на базе соцсети.
- Музыкального сервиса «Одноклассников».
- Приложения Boom — для «ВКонтакте» и «Одноклассников».
Особенность сервисов — подписчики получают доступ и к общей библиотеке, и к музыке друзей или сообществ. В июле 2020 года «ВКонтакте» обновила рекомендательную систему — появились персональные плейлисты и подборки.
Стоимость подписки на сервисы — 149 рублей в месяц или 75 рублей в месяц для студентов.
Сервисы входят в экосистемную подписку Combo от Mail.Ru Group. Она стоит 199 рублей в месяц и даёт скидки в Delivery Club, «Ситимобиле», YouDrive и «Перекрёстке».
Положение Apple Music и противостояние со Spotify
Библиотека Apple Music включает 60 млн композиций. Сервис интегрирован в экосистему Apple и работает через стандартное для iOS и macOS приложение «Музыка». Оно синхронизируется со всеми устройствами пользователя и интегрировано с Siri.
Apple не раскрывает показателей по аудитории и выручке в России. В 2018 году аналитики PwC поставили Apple Music на третье место в России — с 12% аудитории и 28% выручки. Впереди только «Яндекс» и Mail.ru Group.
При этом у Apple Music нет бесплатной версии с рекламой, в отличие от конкурентов. Пользователи могут оформить пробную подписку на срок до четырёх месяцев. Цена подписки:
- 75 рублей в месяц для студентов.
- 169 рублей в месяц на одного пользователя.
- 269 рублей за семейный тариф на шесть человек.
В 2019 году Россия вошла в первую десятку рынков для Apple Music, пишет TJ. Российская аудитория сервиса выросла на четверть по сравнению с 2018 годом, но точные данные по регионам компания не назвала. В июне 2019 года Apple объявила о 60 млн подписчиков по всему миру.
К 2020 году сервис занял 19% всего рынка платных подписок музыкальных сервисов с долей выручки 24%. У Spotify к 2020 году доля рынка составила 35% с долей выручки 31%.
При этом Spotify обвиняет Apple в нечестной конкуренции, так как компания берёт 30% комиссию за покупки через приложение Spotify на iOS и ограничивает продвижение конкурирующего сервиса в App Store.
За счет этого Apple Music растёт быстрее, а доля выручки приближается к Spotify при почти двухкратной разнице в доле рынка.
YouTube Music
YouTube запустил сервис YouTube Music в 2018 году, в 2020 году он заменил сервис Google Play Music. В YouTube Music более 50 млн официальных треков, также пользователи могут сами загрузить в библиотеку до 100 тысяч песен. Интегрирован с экосистемой Google.
В мае 2018 года YouTube объявила, что ежемесячно сервисом пользуются более 1 млрд человек для поиска музыки, с тех пор число не обновлялось. К февралю 2020 года на YouTube Music и YouTube Premium в общей сложности подписались более 20 млн человек.
Показатели по России компания не раскрывает.
Сервисом можно пользоваться бесплатно с рекламой или оформить платную подписку YouTube Music Premium. Цена для одного пользователя — 169 рублей в месяц, семейная (до шести пользователей) — 269 рублей, студенческая — 95 рублей в месяц.
Есть расширенная версия подписки — YouTube Premium, в которой отключена реклама в видео на YouTube. Стоимость — 199 рублей в месяц (299 рублей — семейная и 125 рублей — студенческая).
Deezer: нишевый игрок, но с лучшим качеством аудио
Французский стриминговый сервис Deezer также не раскрывает показатели в России. Компания не обновляла статистику с конца 2018 года. На тот момент у Deezer было 16 млн активных пользователей в месяц и около 7 млн платных подписчиков в 180 странах.
Библиотека — более 56 млн треков. Кроме стандартных веб-версий и приложений, сервис также доступен в приложениях для Smart TV и Xbox и на некоторых автомобильных платформах.
Среди функций сервиса — «бесконечный» плейлист, в котором смешиваются песни пользователя с подобранными рекомендованными песнями, и возможность слушать музыку в lossless-формате (FLAC или ALAC). Звучит, как на CD.
Сервисом можно пользоваться бесплатно с рекламой и смешанным воспроизведением треков.
Стоимость Deezer Premium — 169 рублей в месяц (1690 рублей в год), семейная подписка — 255 рублей в месяц, студенческая 84,5 рубля в месяц. Подписка на lossless-аудио Deezer HiFi — 255 рублей в месяц (включает в себя Deezer Premium).
«Звук»: независимый российский сервис
Музыкальный сервис, ранее известный как zvooq. По собственным данным компании, «Звуком» пользуется 5 млн человек в России и СНГ. Всего в странах присутствия сервиса 8 млн пользователей. Число подписчиков «Звук» не раскрывает.
На платформе 40 млн композиций от крупных правообладателей вроде Universal Music Group, Sony Music и Warner Music Group и независимых лейблов.
Представители сервиса называют особенностями «Звука» перевод песен на русский язык в реальном времени, «Истории» о жизни артистов и музыкальной индустрии, ежедневную подписку и оплату по номеру телефона.
Сервисом можно пользоваться бесплатно: слушать популярные треки, новые релизы, плейлисты и рекомендации. Подписка отключает рекламу, открывает всю музыкальную библиотеку, даёт возможность слушать в офлайне, создавать коллекции и включать тексты песен.
Подписка стоит 169 рублей в месяц, есть отдельные тарифы с операторами. Премиум-подписка для абонентов «Билайн» обойдётся в 9 рублей в день, для Tele2 — от 7,5 рубля в сутки или 99 рублей в месяц.
Чем будет брать Spotify
Это один из самых популярных музыкальных сервисов в мире. К концу марта 2020 года у Spotify было 286 млн ежемесячных пользователей, из них 130 млн — платные подписчики.
Коллекция Spotify насчитывает более 50 млн композиций и больше 1 млн подкастов.
Главной особенностью Spotify журналисты называют рекомендательную систему с серией персонализированных плейлистов от алгоритмов и кураторов. Все плейлисты зависят от предпочтений пользователя, а рекомендации можно улучшать, если слушать больше музыки и оценивать её.
Например, для «поиска нового» каждый понедельник Spotify присылает плейлист Discover Weekly с 30 композициями, которые могут понравиться пользователю. В пятницу пользователь получает плейлист Release Radar с релизами рекомендованных групп и исполнителей.
Также есть Daily Mixes — серия ежедневных плейлистов, в которых рекомендованные песни группируются по жанрам, странам и национальностям, и другие тематические плейлисты.
Spotify доступен в веб-версии и приложениях для PC, Mac, мобильных устройств, «умных» колонках, автомобильных системах, консолях, носимых устройствах, наушниках. Также сервис работает с голосовыми помощниками Google и Apple, интегрирован в популярные приложения — Discord, Runkeeper, Tinder, Shazam, Google Maps.
Для более удобного управления у Spotify есть функция передачи песни между устройствами пользователя Spotify Connect. Можно переключить музыку со смартфона на ноутбук по возвращении домой.
14 июля Spotify официально объявил о запуске в России, полноценная работа сервиса начнется с 15 июля.
Стоимость подписки — 169 рублей в месяц. Студенческая стоит 85 рублей в месяц, для двоих — 219 рублей, семейная — 269 рублей в месяц. Бесплатный пробный период — три месяца.
Есть ли у Spotify перспективы на российском рынке
Spotify удерживает лидерство благодаря рекламным действиям и эксклюзивным соглашениям, считает аналитик Counterpoint Research Абхилаш Кумар.
Сервис даёт три месяца ознакомительной подписки и регулирует цены на рынках присутствия: например, предлагает «парный» тариф, который дешевле семейного.
Потенциальная аудитория россиян, платящих за музыкальные сервисы, — 32–35 млн человек, считает основатель сервиса аудиорекламы Unisound и бывший гендиректор музыкального стримингового сервиса «Звук» Михаил Ильичев.
В разговоре с РБК он отметил, что у Spotify есть потенциал для развития в России, так как рост аудитории и поиск новых пользователей не останавливается. Кроме того, сервис может найти готовую аудиторию среди сотовых операторов, ведь он «имеет богатый опыт в создании партнёрств».
Ещё Spotify может воспользоваться нишевыми каналами продвижения, которые пока не используют конкуренты: радио и телеканалы, пишет РБК.
Тем не менее Spotify, вероятно, ждут сложности с продвижением в России, считает Ильичев. По его мнению, «Яндекс» и Mail.ru Group «полноценно не пустят» Spotify в свои рекламные сети.
Несколько месяцев назад купил подписку на Яндекс музыку. Качество звука в наушниках (ATH M50x для дома и Shure 215 для улицы) плохое. Apple Music и Google play music тоже звучит плохо. Везде скудный битрейт. В итоге купил lossless подписку на Deezer. У плеера есть недостатки, но по качеству звука в стримминге просто нет равных. Ну и из минусов на Apple lossless звук не выдает, только aac. В итоге, послушав те же самые треки на андроиде и айпаде, понимаешь как ущербно играет второй.
Комментарий недоступен
Странный вы человек) я пишу, что слышу разницу, вы пишите, что я ее не слышу. Я доверяю больше своему уху, чем комментарию незнакомого мне человека. Что не так с заявленным оборудованием? Многие профессионалы используют Аудиотехнику M50. Вы даже не поинтересовались какой у меня смартфон. Возможно у меня смартфон с выделенным цапом. Или я использую в паре со смартфоном внешний цап с усилителем. Ваш комментарий основан лишь на том, что вы прочитали где-то статью по слепые тестирования стримингов. Я их тоже читал, там совершенно непонятно какое оборудование используется для тестирования.
Комментарий недоступен
Shure SE215 это такой же средне-начальный уровень как и ath, стоят 100$, поэтому не вижу смысла вежливо молчать, это не китайское говно из Ашана за 100 рублей. И играют они хорошо, хоть и верха чуть подрезаны, кроме того у них отличная пассивная шумоизоляция. Я так понимаю Deezer вы все-таки не слушали в hi-fi подписке, попробуйте, месяц тестовый бесплатно. Я не стал бы платить 255 рублей вместо 160 если бы не слышал разницы, замечу, ощутимой на большинстве треков.
P.S.
На последних айпадах нет 3.5 джека, потому слушал через Meizu USB-C Hifi Dac Pro (цап Cirrus Logic CS43131, усилитель Texas Instrument's OPA 1622). Я ни разу не аудиофил и самовнушениями не занимаюсь.
Поскольку когнитивные искажения присутствуют у всех, когда человек говорит «на мне они не сказываются» — это первый признак того, насколько сказываются: он ещё даже не признал это и не начал делать на это поправку в своих суждениях :)
Возможно, вы действительно слышите разницу, но до слепого теста сказать об этом уверенно не может никто, включая вас.
Не подменяйте понятия) я писал про то, что я не пытаюсь себе внушить, что flac гарантированно звучит лучше чем mp3 просто потому что должен так звучать.
Я чуть ниже написал ранее писал комментарий про слепой тест, чтобы сэкономить ваше время повторю:
«Все зависит от музыки, большинство треков отличить сложно, но если слушать инструментальную музыку или вокальную, то разница ощутима. Инструменты звучат совершенно по разному. Всякие тарелочки звенят, а не цыкают. При этом я не гарантирую, что в слепом тестировании я смогу 100% отличить все предложенные треки, но от прослушивания флака я получаю заметно больше удовольствия и это факт.»
Охотно верю, что у вас действительно выделяется больше допамина. Вопрос в том, из-за чего: от того, что звуковые волны другие, или ваш мозг так на контекст реагирует.
Конкретно для вас, как тут уже верно написали, это и не так важно — если удовольствие есть, то и замечательно, получайте его. Но просто во втором случае ваш категоричный комментарий («у этого сервиса качество плохое, у этого хорошее») может сбивать с толку других людей, они-то будут без вашего восприятия слушать.
Я высказываю свое мнение - если мне не понравилось качество звучания, я пишу, что оно плохое. Если понравилось, то оно хорошее. Мне кажется, это вполне логичным. А насчет того, что мой комментарий может кого то сбивать с толку, звук - одна из самых субъективных вещей, тут надо все пробовать самому. Я не так давно давал подруге послушать один и тот же инструментальный трек с Яндекс.музыки в mp3 320 кбит/с в сравнении с flac Дизера, мне было интересно услышит ли она разницу. По моим ощущениям звук мп3 был очень плоский и ужатый как в ширину, так и в глубину, а флак выдавал заметно больше пространства. Разницу она действительно услышала, но сказала, что ей нравится плоский звук, потому что он привыкла слушать именно такой. Это вот к вопросу о вкусах.
Не факт, что ваш mp3 320kpbs не был продуктом кодирования какого-нибудь исходного mp3 96kbps или другой дичи.
Комментарий недоступен
Вы слышите разницу в слепом тесте, где вы с завязанными глазами сидите и кто-то подносит к вашим ушам разные наушники с разным качеством записей?
Если нет, тогда вы открыли для себя биасы — ваш мозг фантазирует себе 99% восприятия, а реальные восприятия блокирует и не пускает в сознание.