{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как тестируют MVP гиганты? Разбираем «Яндекс.Таланты»

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о «Яндекс.Талантах» и том, как запускают MVP крупные корпорации.

Когда я пишу о тех или иных стартапах, которые реализовали интересную идею, в комментариях часто пишут, что, мол, у какого-нибудь Яндекса идея, может, и выстрелит, а вот у простого человека, даже с привлечением серьёзных инвестиций, ничего не получится.

Логика таких комментариев в том, что у Яндекса неограниченное количество денег, а потому он спокойно может делать огромный функционал и крутой дизайн, а затем уже продвигать получившийся проект. То, что у Яндекса много денег – никто не спорит, но это не значит, что он вливает большие суммы в произвольные проекты.

В этой статье я расскажу о том, как киты рынка запускают собственные сервисы на примере сервиса «Яндекс.Таланта» – «убийцы» HeadHunter. И наглядно продемонстрирую, в чём принципиальное отличие запуска MVP у таких крупных компаний по сравнению с конечным продуктом, который чаще всего и видит основная масса пользователей.

Кабинет работодателя

Суть стартового лендинга заключается в том, что на ней меня заманивают тремястами бесплатных откликов. Что, кстати говоря, очень выгодно: у HH размещение на месяц стоит около тысячи рублей (у нас в Тольятти), и хотя бы десяток программистов в откликах — уже радость.

В личном кабинете можно добавить свою компанию, оформив даже на несколько юрлиц сразу, тут же разместить свою вакансию. От Хедхантера особых отличий нет, всё по стандарту: что предлагается, кто нужен, какая зарплата. Если вакансий много, по ним есть поиск (в бета-версии он отсутствовал). Cами отклики в разделе «Кандидаты». Откликами можно управлять, меняя их статус с помощью простой мини-CRM.

Первый оффер, который привлёк меня, как работодателя – это уже упомянутые триста бесплатных откликов. ХедХантер себе такого позволить не может, да и сам Яндекс, я уверен, это достаточно быстро это закроет, как только наберёт определённый пул кандидатов и работодателей.

Обычный минимальный набор: компания — вакансии — отклики. У HH функционал на два порядка богаче за счёт дополнительных функций и вспомогательных сервисов.

Кабинет соискателя

Теперь давайте посмотрим отличия Яндекс.Талантов от HeadHunter.

Если зайти на Яндекс.Таланты в качестве соискателя, то в общих чертах похоже на HH — категории вакансий, поиск и помощь.

В поиске можно отыскать вакансию по нужной специализации, при их просмотре можно обнаружить одно интересное отличие: под каждой указываются ближайшие остановки, а также расположенные рядом важные объекты: аптеки, банки, кафе и пр. Тематика здесь, судя по всему, «еда», «здоровье» и «финансы». Кинотеатры и салоны красоты, скорее всего, здесь вряд ли покажут.

Интересности происходят и при отклике на вакансию, где сразу же начинается общение с чат-ботом. В Хедантере каждый человек заполняет своё резюме и отправляет его работодателю. На Яндекс.Талантах никакого резюме нет: соискатель просто отвечает на вопросы в quiz-е:

По итогу заполнения предлагается эти данные сохранить в профиле, чтобы не заполнять каждый раз.

Думаю, аналитики из Яндекса проанализировали ситуацию и обнаружили, что большая часть аудитории НН отваливается ещё на этапе заполнения резюме и до конверсии не доходит. Получается, что ключевая идея, которую тестирует Яндекс — позволит ли вовлечение через quiz-форму повысить конверсию откликов на проекте.

Всё остальное делается по минимуму, для обеспечения завершённости бизнес-процесса. Если гипотеза подтвердится, то можно уже вкладываться и в дополнительные вспомогательные функции, и в глобальный маркетинг.

Квиз может спрашивать о таких вещах, как опыт работы, гражданство, возраст – а в самом конце нужно будет ввести номер телефона и подтвердить своё «резюме» вводом кода через смс (недавно такое появилось и на Хедхантере, но прежде левые телефоны были его серьёзно проблемой).

Какие преимущества маленького стартапчика перед глобальным сервисо?

Для работодателя плюс в трёхстах халявных откликах. Для соискателя – в том, что не нужно создавать отдельный профиль и заполнять резюме. Во всём остальном Яндекс.Таланты проигрывают Хедхантеру.

Однако у него и нет цели повторить уже существующий сервис, добавляя в него что-то дополнительное. Вместо этого он создаёт свой сервис, проигрывая по всем направлениям, начиная с дизайна и заканчивая полнотой функционала, но выигрывает за счёт отсутствия резюме и связанной с ним вовлечённостью человека.

Как и сказал выше, ставка на то, что это существенно увеличивает конверсию: если человек нашёл вакансию через поисковик, то на HH ему придётся ещё потрудиться: сначала нужно будет зарегистрироваться, потом создать резюме – отчего процент отвала катастрофически растёт с каждым шагом.

На Я.Талантах соискателю всего лишь нужно ответить на несколько простых вопросов, причём текстом писать нужно только имя и фамилию, а во всех остальных вопросах просто нажимать на кнопки.

Яндекс.Таланты – хороший пример того, как запускаются успешные стартапы. Яндекс не стал делать сервис точь-в-точь под копирку уже сущестующего. Не сомневаюсь, что если бы он захотел, то легко бы это сделал – у него достаточно для этого ресурсов.

Но в режиме MVP всё это вторично: дополнительный функционал и фишки добавляются потом, на следующих этапах. Уверен, в будущем здесь будет подключён какой-нибудь искусственный интеллект, чтобы анализировать отклики и давать советы работодателям, как описывать вакансии, и соискателям, как на них отвечать. Возможно, будут внедрены ещё какие-нибудь Яндекс.Пробки для расчёта динамики поездки при назначении конкретных места и времени собеседования.

Но глобальная идея — проверка нового подхода к заполнению резюме.

Представьте: на одинаково оформленные вакансии отвечают не десять, а тридцать программистов – разумеется, мне тогда уже будут не важны все эти дополнительные фишки ХедХантера, мне нужно найти своего работника, а остальное уже не интересует.

Тем не менее, Я.Таланты скорее больше ориентированы больше на низкоквалифицированный персонал и рабочие специальности, потому что программисты редко меняют работу, а, например, официантам постоянно обновлять резюме будет даже день, и именно им будет проще как раз просто натыкать в форму.

Никогда нельзя предугадать, что выстрелит, а Яндекс наверняка будет тестировать разные ниши, позиционируя площадку не как «кадровый сервис для всех», а выберет определённые области, где заполнение формы вместо резюме будет особенно удобным, получит максимальное количество откликов и полностью победит HeadHunter в этих нишах.

Таким партизанским методом Яндекс «отожмёт» у HH ряд отраслей, которые там постепенно вымрут. Возникнет ситуация, что если нужно искать, скажем, того же официанта, то работодатель будет сразу понимать – нужно идти не на HH, а на Яндекс.Таланты.

Понятно, что запуск Я.Талантов стоил не тридцать тысяч на фрилансе на шаблоне вордпресса: сумма была более крупная – но всё же меньшей вложенной в Headhunter даже за полгода его поддержки. Важно адекватно соотносить бюджет: не тратить лишнее, но и про качество продукта не забывать.

Больше разборов интересных сервисов можно увидеть на моём YouTube.

0
32 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Крофт

Гугл таким же путём идёт. Что-то выстреливает, что-то закрывают. У них столько денег, что могут тестировать целые проекты. Так что, для Яндекса - это норм стратегия.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Бубнов

Самое днище — это продолжать тащить мёртвые проекты, чтобы лицо сохранить. Гугл таким не страдает. А так, каждую секунду кто-то закрывается в мире, почему вы считаете это позором не понятно

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Всвиторе

Не очень понятно почему Picasa закрыли. Самый лучший в мире просмотрщик фотографий, красивый, быстрый и не воняет.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Крофт

Ну, и?.. Гугл потерял в капитализации? Находится на грани банкротства?
Они занимаются горизонтальной диверсификацией для большей стабильности бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Dubovetsky

Гугл плюс позволил создать экосистему и связать все сервисы одним аккаунтом. Там команда проделала очень большую техническую работу и провалом внутри плюс не считается

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

ну тестируют разные идеи. Те, которые стухнут - закроют. Важно же не пропустить алмаз

Про отожмёт и убийца - это само собой гипербола, чтобы расставить акценты. Очевидно НН продолжит жить и далее поделившесь долей рынка

Ответить
Развернуть ветку
Roman Voronov

Не уверен что Яндекс.Таланты в ближайший год-два при таком же маркетинге и аудитории отожмет хоть какую-то часть.

Спустя неделю после публикации вакансии на я.талантах и hh.ru - менеджера продаж: 5:0 в пользу hh )

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin K.

Отнюдь. Схема стандартна для Яндекса:
— привлечь поставщиков контента (сейчас для Талантов, насколько я понимаю, это Rabota.ru и Superjob.ru),
— набрать аудиторию,
— добавлять свой контент,
— когда свой контент превысит какое-то пороговое значение, отключить партнеров.

Все это уже было отработано, например, на Недвижимости.

Что касаемо «бесполезности», мне кажется, что Авто, Недвижимость, Кинопоиск — вполне рабочие сервисы.

Ответить
Развернуть ветку
Аарон Малис

ага

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Год назад мне пришла рассылка от Яндекс.Таланты, с предложением получать отклики по 150 руб. за штуку.
Фишка: перед направлением отклика, соискатель должен Боту ответить на заданный мною КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ вопрос.
Ок.
Я отвалил Яндексу 1000 руб., под обещание менеджера - возвращать деньги за нерелевантные отклики.

Итак, результат:
1.Посыпались отклики от людей, вообще плохо знающих русский язык, с квалификацией (при всём уважении) нам не подходящей: сантехники, разнорабочие, и т.п..
2.Да, деньги восстанавливались. В итоге, вместо 6 откликов за 1000, я рассмотрел штук 20, пока не надоело.
3.Я попросил менеджера нам сообщить, когда бот будет обучен отправке строго релевантных откликов.
4.Позвонили через год, с двумя сообщениями:
- бот обучен;
- нам полагается 300 бесплатных откликов (их вроде нужно выбрать до конца лета).
5.Мы разместили вакансию. Нам нужны торговые представители по всей России (50 городов).
6.За два месяца пришло два бесплатных, вроде даже, релевантных отклика.

Ждём полезностей(((

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Возможно, я не совсем точен был.
Ограничение по срокам - это по поводу Акции: 300 бесплатных откликов - как бы помощь на период/последствия пандемии.

Насчет кидалово: Яндекс с сырыми сервисами - не единственный образец.
Пожалуйте в МТС-маркетолог: я уже писал здесь про их косяки, так обиделись, предложили "бонусы" (неприменимые), и опять пишут в личку предложения. На просьбу обозначить яркие портфолио - отмалчиваются.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

В первый тест монетизации я не попал, пробовал уже тему про 300 бесплатных. Программистов пока не было

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кучеряев

Мне кажется у Яндекса проблемы с неймингом, и из-за этого большинство сервисов теряются на фоне друг друга.
И интересно кто-нибудь в кампании проводил тест, назвать новый сервис без приставки Яндекс? Из-за этого он может восприниматься гораздо теплее, ведь за пределами Яндекса не все любят Яндекс.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Евменов

Хотел тоже самое написать, но решил комменты прочитать. 100% поддерживаю. Думаю, что даже за счет смены названия, им было бы легче взлететь. А то, что Яндекс дает им свои названия, это ужас. Хотя Яндекс: Поиск, Такси, и Доставка норм. Но я боюсь представить, что Кинопоиск называется Яндекс.Кино. Сразу фигня)

Ответить
Развернуть ветку
Всвиторе
за пределами Яндекса не все любят Яндекс.

Два чая этому господину.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Существенно важный и работающий способ  маркетинга: продвижение нового бренда путем присоединения к известному бренду - никто не отменял.
Могу легко написать полдюжины идей высокорентабельных бизнесов, с названиями=слоганами с приставкой Яндекс.
Но не буду этого делать, поскольку не заказывали и не обещали оплатить.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кучеряев

Надо понимать что если все называть через Яндекс то это всегда будут маленькие сервисы внутри себя, которые могли бы вырасти в целую кампанию как ,hh.ru или cian. Просто такси и еда исчерпали лимит нэйминга как мне кажется, и если бы не льготные рекламные условия, то никакая приставка Яндекс бы не помогла, все пользуются сервисами из-за того что этот сервис приносит какое то удобство, а не потому что это Яндекс.
Хотя возможно они и тестировали и получили то что мы сейчас имеем, но это же бесконечный процесс.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кучеряев

Надо понимать что если все называть через Яндекс то это всегда будут маленькие сервисы внутри себя, которые могли бы вырасти в целую кампанию как ,hh.ru или cian. Просто такси и еда исчерпали лимит нэйминга как мне кажется, и если бы не льготные рекламные условия, то никакая приставка Яндекс бы не помогла, все пользуются сервисами из-за того что этот сервис приносит какое то удобство, а не потому что это Яндекс.
Хотя возможно они и тестировали и получили то что мы сейчас имеем, но это же бесконечный процесс.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

"такси и еда исчерпали лимит нэйминга как мне кажется,"
Полагаю, дело не в нейминге, а в том, что указанные сервисы сделали правильные=опытные люди (по умолчанию, в такси и в еде - таковые обязаны быть).
А вот в Я.Недвижимость уже таких - ну, не нашлось.
И даже Cian, бедолага, разместив моё объявление о продаже дома, указал, что ближайшая станция электрички - в 11 км, в то время. как в натуре и в тексте объявления - 600 м.
На моё обоснованное возмущение (ну, теряю клиентов за свои деньги), мне с извинениями пояснили: у нас "подтягивается информация с Я.Карты", и мы ничего сделать не можем.
И так 6 месяцев висело объявление, переплачено за продвижение много денег.
Продали насилу, Уффф!
Резюме: тот, кто владеет информацией - не всегда владеет Миром. Ещё и владельцы нужны!

Ответить
Развернуть ветку
Аарон Малис
Не сомневаюсь, что если бы он захотел, то легко бы это сделал
Уверен, в будущем здесь будет подключён какой-нибудь искусственный интеллект
Возможно, будут внедрены ещё какие-нибудь Яндекс.Пробки
Представьте: на одинаково оформленные вакансии отвечают не десять, а тридцать программистов
скорее больше ориентированы больше на низкоквалифицированный персонал
Никогда нельзя предугадать, что выстрелит
Яндекс наверняка будет тестировать разные ниши
«отожмёт»
Возникнет ситуация
Больше разборов интересных сервисов можно увидеть на моём YouTube.

Ага, разбегись и в стену прыгни.

Про MVP то где?

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Вроде заполнение резюме уже норма. Покрыть вопросами будет сложно, просто в форме чата.

Странно, что сам Яндекс на свои вакансии не просит откликаться через этот сервис.

Ответить
Развернуть ветку
Стас Дзен

Рабочий сервис для линейного персонала и массового отбора.

Ответить
Развернуть ветку
Евстигней Иванов

Блин, такую стать пропустил :)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Подпишитесь на блог и канал https://www.youtube.com/c/ДенисГордиенко чтоб не пропускать

Ответить
Развернуть ветку
Nb Nb

Статейки в стиле яндекс дзен про яндекс таланты отжимают нормальные статьи на vc. Уверен, что если захочет, сможет падать еще ниже.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов

" Возникнет ситуация, что если нужно искать, скажем, того же официанта, то работодатель будет сразу понимать – нужно идти не на HH, а на Яндекс.Таланты." 
- так вообще-то изначально так и было, HH изначально был ориентирован на топов, и только со сменой курса стал пылесосить рынок резюме, съев большинство своих конкурентов. да, не несколько лет этого хватило бизнесу, но стратегия пожирать всё очень временная, и обычно приводит к возврату к специализации или банкротству. 

что касается ЯТ - а не проще было бы сделать заливку резюме с других сайтов в один клик, как это делают некоторые крупные сервисы? квизы - для подростков, у которых нет резюме. а тем, кто хоть где-то размещался, проще перезалиться и всё. не представляю, как можно по квизу и без резюме выбирать сотрудника ) 

как это все очень похоже на бедного родственника "яндекс-здоровье" с интересной целью и неинтересной судьбой

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Раскрывать всегда