{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Доступность сайтов и приложений для незрячих: итоги исследования

Программа «Особый взгляд» и инклюзивный проект Everland подводят итоги первого в России крупного исследования доступности онлайн-сервисов различных сфер товаров и услуг для людей, которые пользуются специальными озвучивающими программами. К проверке привлекли незрячих разработчиков, у которых есть опыт адаптации сайтов и приложений. Также тестировщики могли оценить удобство сервисов со стороны пользователя.

По данным Всероссийского общества слепых (ВОС) на 2016 год, в России живет примерно 206 тысяч людей, имеющих различные нарушения зрения, приведшие к инвалидности. 103 тысячи из них не видят совсем. Важно отметить, что на самом деле количество слабовидящих и незрячих по стране выше, так как не все вступают в ВОС по различным причинам.
Большинство людей со слепотой пользуются интернетом, как с помощью компьютеров или ноутбуков, так и с помощью смартфонов, на которые предустановлены или загружены позже специальные озвучивающие программы (программы экранного доступа или скринридеры). В период пандемии особенно важно, чтобы у этой категории пользователей была беспрепятственная возможность воспользоваться онлайн-сервисами по заказу разных продуктов и товаров, заказу такси, был доступ к интернет-банкингу, возможность дистанционного обучения и поиска работы.

Поэтому фонд «Искусство, наука и спорт» в рамках своей программы «Особый взгляд» совместно с инклюзивным проектом Everland в декабре 2019 — апреле 2020 года провел исследование по проверке доступности сайтов и мобильных приложений основных компаний из разных сфер деятельности. По словам Марии Красильниковой, директора благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», проверка сайтов и приложений компаний в разных сферах деятельности подтвердила, что при разработке необходимо учитывать потребности пользователей с инвалидностью, в том числе по зрению.

Проверка проводилась для следующих типов онлайн- и веб-инфраструктуры для мобильных и стационарных устройств на Windows, MacOS, iOS, Android:

  • для программ экранного доступа — NVDA и Jaws для Windows, Voice Over для iOS и MacOS, Talk Back для Android;

  • с использованием пользовательских агентов — интернет-обозреватели, доступность которых декларирована разработчиками: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Safari, Google Chrome и др.

В исследовании было выделено 9 больших сфер:

Всего было проверено 78 организаций.

Эксперты компании «Делойт», СНГ оказали поддержку в подготовке исследования на благотворительных началах, поделившись своими знаниями и опытом. Елизавета Устиловская, менеджер по управлению рисками организаций в компании «Делойт», отмечает:

Организации, которые развивают корпоративную социальную ответственность, формируют определенные показатели для мониторинга и оценки своего уровня зрелости. Ориентиром в большинстве случаев служат цели в области устойчивого развития, принятые ООН. Также есть ряд стандартов и рекомендаций для оценки уровня доступности онлайн-ресурсов. Например, международный стандарт Web Content Accessibility Guidelines (WCAG), в котором описана политика доступности для пользователей с разными видами инвалидности.

Кроме WСAG, есть также стандарт WAI-ARIA, который описывает доступность для пользователей с нарушениями зрения. Бека Гозалишвили, незрячий тестировщик Everland говорит, что в России только пятая часть от всех компаний использует WAI-ARIA. Это подтверждает и опыт преподавателя и блогера Алии Нуруллиной: «К сожалению, очень мало отечественных компаний, чьи приложения можно было бы назвать полностью дружелюбными к незрячим и слабовидящим пользователям».

Важно отметить, что не все решается стандартами. Чтобы сайтом или приложением действительно было удобно пользоваться, необходимо привлекать к его разработке или проверке незрячих пользователей. Артем Плаксин, незрячий веб-разработчик Everland и куратор исследования:

Зрячий тестировщик, который просто закрыл глаза и попробовал найти информацию на сайте с помощью скринридера, скорее всего, не сможет проверить всё необходимое. Незрячие люди пользуются озвучивающими программами постоянно. Они знают, как должно быть, знают, на что обратить внимание».

Поэтому в проекте Everland создано отдельное направление для решения этих задач: аудит и сертификация онлайн-ресурсов организаций незрячими тестировщиками. Помимо проверки сайтов и приложений, тестировщики консультируют разработчиков компаний, описывают, как именно лучше изменить код программы, чтобы повысить уровень доступности. Также они помогают компаниям на постоянной основе, так как важно поддерживать доступность после обновлений сайта или приложения. Таким образом, с одной стороны, сфера услуг становится более доступной для клиентов с нарушениями зрения, а с другой — появляются рабочие места для людей с инвалидностью.

В 2017-2018 году проект Everland уже проводил подобное исследование о доступности услуг для клиентов с различными видами инвалидности в оффлайн- и онлайн-сферах. По его итогам были сформулированы скрипты, позволяющие компаниям сделать свой сайт или мобильное приложение удобным для чтения программами экранного доступа.

Перечислим некоторые положения:

1. Отказаться от использования специальных версий сайтов для слабовидящих и адаптировать основной сайт.

2. Следить за правильностью семантической разметки сайта и мобильных приложений.

3. Предусмотреть возможность прохождения CAPCHA разными способами (графическая, звуковая, текстовая, возможность поставить отметку «Я не робот»).

4. Следить за доступностью видеоконтента, подписывать значимый графический контент, избегать сканированных документов, дублировать информацию в текстовом виде.

5. Придерживаться международных стандартов, в том числе стандарта WAR-ARIA.

6. Привлекать к адаптации сайтов и мобильных приложений незрячих тестировщиков или консультантов.

А незрячий веб-разработчик Антон Чигарёв поясняет, почему отдельные версии сайта для слабовидящих — плохая идея:

  • Их создают и в дальнейшем редко поддерживают, чаще всего на них выложена устаревшая либо неполная информация;
  • Они позволяют выполнить очень небольшой набор действий;
  • Часто бывает, что специальная версия подразумевает только изменение шрифта и цветов, а это не поможет тотально незрячим людям.

К тому же в настоящее время адаптация сайта для скринридеров либо не затрагивает дизайн, либо требует внесения минимальных изменений.

Everland

Подведем краткие итоги по каждой из проверенных сфер услуг:

Государственные услуги

Онлайн-ресурсы Госуслуг, Федеральной налоговой службы и Роспотребнадзора высоко доступны для незрячих пользователей.А сайт nedoma.ru абсолютно недоступен.

Основная проблема: официальные документы чаще всего выложены в формате pdf. Скринридеры плохо распознают этот формат. В редких случаях он правильно сверстан для чтения скринридерами. Следовательно, человек с нарушением зрения теряет часть важной информации.

Доставка товаров

Хорошо доступны сайт и мобильные приложения «Яндекс.Еда», Почты России, гипермаркета O’KEY.

Много проблем возникло при использовании онлайн-ресурсов «Сбермаркета». Не удалось оформить заказ через мобильные приложения этой компании. Также недоступными оказались сайт и мобильное приложение для Android магазина «Вкусвилл». Зато приложение для iOS высоко доступно.

Основная проблема: сложности с добавлением товаров в корзину и оформлением заказа.

Банковские услуги и электронные деньги

У многих проверенных банковских организаций достаточно доступные мобильные приложения. На сайтах банков незрячему пользователю сложнее ориентироваться.

На этом фоне выделяется «Альфа-Банк», у которого высоко доступны все онлайн-сервисы. Важно, чтобы незрячий человек мог самостоятельно выполнить все необходимые операции по своим счетам. Это позволит сохранить конфиденциальность.

Среди сервисов электронных денег наиболее доступен PayPal.

Основная проблема банков: низкая доступность сайтов.

Основная проблема систем электронных денег: низкая доступность приложений.

Сервисы по заказу такси

Здесь лидирует такси «Максим»: и сайт, и мобильные приложения полностью доступны. С сайтов «Ситимобил» и Gett незрячий пользователь не сможет вызвать такси.

Основная проблема: сложно указать точку начала и завершения маршрута (не всегда есть другой вариант, кроме карты).

Сервисы по поиску работы

Все проверенные площадки в целом доступны на среднем уровне. Но на сайте Work-zilla.com незрячий человек не сможет зарегистрироваться самостоятельно из-за необходимости вводить графический код с картинки.

Основная проблема: много неподписанных элементов, нет звуковых или текстовых вариантов для CAPTCHA.

Онлайн-обучение

Проверяли только сайты, так как с помощью мобильных приложений нельзя полноценно пройти обучение. Наиболее доступен сайт компании GeekBrains.

Основная проблема: сложно пользоваться видеоплеером.

Агрегаторы по продаже авиа- и железнодорожных билетов, а также сайты аэропортов

Сайты всех проверенных крупных аэропортов высоко доступны. Среди сервисов по продаже билетов хорошо доступны OZON Travel, QIWI Travel и онлайн-ресурсы ОАО «РЖД».

Основная проблема: сложности с выбором даты отъезда или приезда и бронированием билета.

Сервисы мобильной связи

У всех проверенных организаций онлайн-ресурсы доступны достаточно хорошо. Наиболее доступна компания «Билайн». У «Ростелекома» высоко доступны мобильные приложения, однако возникают сложности при использовании сайта.

Основная проблема: промо-материалы, которые затрудняют навигацию для пользователей скринридера, и графическая CAPTCHA без других вариантов ввода этого кода.

Магазины электроники и доски объявлений

Сайт и приложение для Android компании DNS высоко доступны для незрячих. А, например, сайт «Связного» совсем недоступен для пользователей скринридеров: придется просить помощи зрячих. Зато удобно пользоваться мобильными приложениями компании.

Основная проблема: невозможность оформить заказ самостоятельно из-за того, что корзина плохо доступна для скринридера.

Основные проблемы, выявленные на сайтах проверенных компаний:

1. Некорректная разметка списков.

2. Проблемы с семантикой и корректной версткой, в том числе с логической точки зрения. Например, где-то используют заголовки для увеличения шрифта.

3. У заголовков не прописан их тип. Поэтому туда нельзя быстро переместиться, затрудняется навигация по сайту.

4. Много элементов написано на Java-скриптах. Эти визуальные элементы требуют клика мышкой, но в коде они не прописаны как ссылка или кнопка. Соответственно, с клавиатуры туда нельзя попасть, приходится использовать эмуляторы движения курсора мыши.

Компаниям, которые хотят адаптировать свои онлайн-ресурсы для людей с инвалидностью важно помнить, что доступным должен быть весь контент.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Фролов
официальные документы чаще всего выложены в формате pdf. Скринридеры не распознают этот формат.

https://helpx.adobe.com/ru/acrobat/using/reading-pdfs-reflow-accessibility-features.html ?
Сижу, слушаю как акробат ридер мне зачитывает документ.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Плаксин

Неверная формулировка. Большинство документов на российских сайтах некорректно размечены для взаимодействия с ними в браузере при помощи скринридеров.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Фролов

но в пдф они превращаются несколькими способами
а) pdf-принтер, вопросы к поставщику программы
б) сохранить как pdf, вопрос тогда к поставщику офисного ПО

Если, конечно же, речь не про сканы, сохраненные как изображения.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Плаксин

Наличие раздела о доступности PDF документов или декларирования доступности Adobe не означает, что даже большинство PDF документов в России доступно. Это тоже самое, если бы можно было утверждать о полной доступности всех сайтов, потому что существует WAI-ARIA. Наличие не равно его применению. Применение не равно корректному использованию.

Неужели вы никогда не видели таблиц с банковскими/телекоммуникационными тарифами на сайтах? Таблиц в PDF документах, которые нереально прочитать без ложного смещения строк скринридером?

Теория - это лишь теория. Утопии не существует в вопросе доступности, как бы кто на этом не пытался настаивать. Факты говорят об обратном.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Фролов

Замечание про пдф было касательно Госуслуг и документов.
В таблицах тарифов порой не разобраться и читая самостоятельно. Есть пример правильно размеченного документа с таблицами?
Боюсь,что проблема не в пдф или adobe, а в принципе в таблицах.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Плаксин

У меня примера нет, в Adobe есть инструментарий для их создания. Возможно в Adobe читаться будет корректно с NVDA/Jaws, но в браузерах сильно сомневаюсь.

То, что этот блок не смягчен до "В основном не доступны" и присутствует только в блоке с государственными сервисами - это минус не исследованию.

В государственных сервисах это относится не к Госуслугам, а к Роспотребнадзору. У Госуслуг есть вся документация в HTML, корректно сверстанная для скринридеров.

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Овчинникова
Автор

На самом деле, мы написали, что Госуслуги доступны. Но проверялись не только они. основная проблема - это системная проблема для всех.

Ответить
Развернуть ветку
Everland Everland

Общие выводы по исследованию https://specialviewportal.ru/study/study693
Что влияет на доступность https://specialviewportal.ru/study/study692
Как проводилось исследование https://specialviewportal.ru/study/study691

Ответить
Развернуть ветку
Everland Everland

Выводы, рекомендации, ситуации по отдельным сферам: Доски объявлений https://specialviewportal.ru/study/study711

Ответить
Развернуть ветку
Everland Everland

Выводы, рекомендации, ситуации по отдельным сферам: магазины электроники https://specialviewportal.ru/study/study710

Ответить
Развернуть ветку
Everland Everland

Выводы, рекомендации, ситуации по отдельным сферам: фриланс-платформы https://specialviewportal.ru/study/study709

Ответить
Развернуть ветку
Everland Everland

Выводы, рекомендации, ситуации по отдельным сферам: сервисы поиска работы https://specialviewportal.ru/study/study708

Ответить
Развернуть ветку
Everland Everland

Выводы, рекомендации, ситуации по отдельным сферам: мобильная связь и интернет https://specialviewportal.ru/study/study707

Ответить
Развернуть ветку
Everland Everland

Выводы, рекомендации, ситуации по отдельным сферам:
аэропорты https://specialviewportal.ru/study/study706
заказ авиа- и железнодорожных билетов https://specialviewportal.ru/study/study702

Ответить
Развернуть ветку
Everland Everland

Выводы, рекомендации, ситуации по отдельным сферам: онлайн-обучение и курсы https://specialviewportal.ru/study/study701

Ответить
Развернуть ветку
Everland Everland

Выводы, рекомендации, ситуации по отдельным сферам:
сервисы доставки товаров https://specialviewportal.ru/study/study695
продуктовые магазины https://specialviewportal.ru/study/study696
аптеки https://specialviewportal.ru/study/study697

Ответить
Развернуть ветку
Everland Everland

Выводы, рекомендации, ситуации по отдельным сферам:
банки https://specialviewportal.ru/study/study698
электронные деньги https://specialviewportal.ru/study/study699

Ответить
Развернуть ветку
Everland Everland

Выводы, рекомендации, ситуации по отдельным сферам: такси https://specialviewportal.ru/study/study700

Ответить
Развернуть ветку
Everland Everland

Выводы, рекомендации, ситуации по отдельным сферам:  государственные органы https://specialviewportal.ru/study/study694

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда