{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как кризис меняет спрос на IT – в ритейле, фудтехе и не только

Мы в SimbirSoft делимся своей статистикой по изменению спроса – для этого сравнили входящие заявки «до и после ковида», за весну 2019 и 2020 года. Рассказываем о востребованных решениях, в том числе готовых. Принимаем вопросы для онлайн-трансляции (6 августа).

Как меняются потребности в IT

Цифровую трансформацию в той или иной мере проходят все крупные и средние предприятия. За счет IT-решений одни расширяют бизнес (например, совершенствуют логистику и выходят на новые рынки), автоматизируют внутренние процессы и повышают эффективность, другие – работают с лояльностью и увеличивают аудиторию. Иногда бизнес без IT невозможен, например, это касается онлайн-услуг и продуктов, рассчитанных на молодежь – зумеров и миллениалов, которые переносят в онлайн всё: учёбу, отдых, покупки, путешествия, общение.

Занимаясь созданием ПО для разных отраслей с 2001 года, мы ведем около 100 проектов и всегда анализируем нужды рынка. Заметно, что сейчас из-за пандемии одни бизнесы «заморозили» разработку, другие стараются адаптироваться к новым условиям, например, возросшей нагрузке.

Из практики:

Мы сравнили по отраслям, насколько изменилось количество запросов за весенний период 2019 и 2020 года. Учитывая сезонные колебания спроса на разработку, мы выбрали аналогичный период для сравнения.

Хотя такой обзор не заменяет глубокое исследование рынка, он подтверждает наши наблюдения:

  • В первую очередь меняется структура потребностей, а не количество проектов.

  • Для того, чтобы пользователи больше тратили онлайн, компании улучшают сервис – рекомендации, скидки, бонусы, услуги доставки, внедряют игровые механики.
  • Крупные и устойчивые компании сейчас зачастую ускоряют релизы и расширяют свое присутствие на рынке.
  • Многократно – в 5 раз – выросли темпы разработки в самых востребованных сегментах, таких как фудтех.
  • Отдельные отрасли испытали влияние кризиса и снизили темпы разработки.

Рассмотрим кратко, что изменилось в нескольких крупнейших отраслях.

Срез по отраслям

IT в ритейле

В изоляции у каждого ритейлера своё положение. На международном уровне продажи снижаются, а покупатели осторожны в покупках, по даннымSimilarWeb. Снижается выручка нишевых магазинов – в частности, книжных. Маркетплейсы, такие как Wildberries, наоборот, увеличивают продажи продуктов питания, товаров и техники для дома, стройматериалов.

Ритейл делает ставку на удаленные продажи – через мобильные приложения и интернет-магазины. Хотя некоторые компании сейчас в стагнации, они не останавливаются, а переключают внимание на будущие потребности – например, занимаются аналитикой данных.

По нашим данным:

  • Количество запросов в ритейле выросло всего на 10% относительно прошлого года.
  • Мобильных проектов стало в 3 раза больше, а десктопных – на 50% меньше, чем в прошлом году.

IT в фудтехе

Выручка кафе и ресторанов во время карантина в среднем снизилась на 90% по оценке Федерации рестораторов и отельеров (ФРИО). Заведения направляли все усилия на доставку, увеличивали собственный штат курьеров или подключались к агрегаторам, таким как «Яндекс.Еда». Однако, отчисления агрегаторам могли составлять от 20% до 50% стоимости заказа.

У нас спрос на фудтех-приложения вырос на 60% ещё в марте, во время карантина в Европе. Было много интересных кейсов, например, за доставку еды взялись непрофильные компании из сегмента спорта и фитнеса. А к апрелю фудтех-запросов стало в 5 раз больше, чем в прошлом году!

Самые актуальные запросы сейчас – это системы автоматизации и мобильные приложения для конечных пользователей и сотрудников.

Разработка приложения с нуля – это долгий процесс. Для того, чтобы быстро обеспечить результат, мы часто предлагаем бизнесу «коробочные» решения. Одно из них – наше собственное приложение ShopChat с чат-магазином.

Это готовое решение для фудтеха и ритейла. В его состав входит мобильное приложение и чат-магазин. С его помощью бизнес получает удобный механизм продаж и максимально простую интеграцию (в срок от 5 дней). ShopChat предлагает пользователям пообщаться с продавцом и оформить заказ самым простым способом – через чат.

IT в медицине и фармацевтике

Здравоохранение во всем мире действует в условиях экстремальной нагрузки, темпы разработки зачастую ограничены, несмотря на высокую потребность в IT-решениях. Мы сейчас продолжаем работу над несколькими продуктами для медицины России и Европы – в сфере улучшения обслуживания и прогнозирования на основе машинного обучения (подробнее в прошлой статье).

Больше всего новых проектов – по телемедицине и фармацевтике. Дистанционное обслуживание сейчас используется везде, где возможно.

Например, мы работаем с приложением, с помощью которого доктора удаленно контролируют процесс лечения кожных заболеваний, получают фотоотчеты и дают рекомендации пациентам.

IT в банках

Финтех в России продолжает расти. Банки превращают мобильные приложения в основной канал связи с пользователями, развивают инструменты для одобрения кредитов (в том числе ипотечных), инвестирования, безопасного хранения пенсионных накоплений. Мы постоянно работаем с финтехом, например, в прошлом году приняли участие в разработке ДелоБанка и сайта Росбанка.

Финтех-запросов сейчас в 2 раза больше, чем в прошлом году.

Даже небанковские компании – например, промышленные – создают свои кредитные платформы, понимая востребованность кредитов в условиях кризиса.

Онлайн-сервисы

Изоляция и удаленная работа уже в первые недели привели к более чем 50% росту онлайн-трафика, по оценкам Akamai. Нагрузка на видеостриминговые сервисы постоянно растет (например, у Zoom – 300 миллионов пользователей в месяц вместо 10 миллионов в прошлом году).

Одни компании используют общедоступные онлайн-сервисы, другие – заказывают разработку с нуля под свои нужды. При этом важно предусмотреть текущие и будущие требования бизнеса, заложить гибкую архитектуру, поддерживать баланс между бизнес-задачами и затратами на обслуживание сервиса.

Переходят в онлайн или расширяют свои функции буквально все – развлекательные, образовательные сервисы, конференции любого масштаба.

Прочее

Говоря о других отраслях, можно выделить строительство и продажу недвижимости. Несмотря на спад рынка в условиях кризиса, компании используют это время для развития IT-продуктов.

  • Например, в марте запросы от строительной отрасли резко сократились, но это явление было временным. Уже в апреле заявок стало в 2 раза больше, чем в прошлом году.
  • Застройщики и девелоперы, как и другие крупные компании, стремятся создать единые централизованные CRM-системы системы для работы с клиентами и автоматизации процессов.

Еще одна отрасль, которую затронула изоляция – это спорт и фитнес. В марте и апреле количество запросов по разным IT-решениям для спорта в среднем снизилось на 30%. Однако, ранее выпущенные фитнес-продукты сейчас на пике популярности – например, мы уже рассказывали о приложении «Next: тренировки дома» для YouTube-блогера Игоря Войтенко.

Вывод

Мы рассмотрели примеры, как в 2020 году изменились потребности бизнеса в IT-решениях по сравнению с 2019 годом.

  • Отдельные сегменты – например, ритейл – продолжили расти, но уделяют основное внимание онлайн-продажам.
  • Другие – фудтех – показали стремительный рост и стараются как можно быстрее, в том числе с помощью готовых решений, автоматизировать процессы производства и доставки.
  • В редких сегментах – например, спорт и фитнес – новых проектов стало меньше, при этом более ранние продукты продолжают расти.

Некоторые средние и крупные бизнесы в начале изоляции задумались, какой путь выбрать – развивать или сокращать IT-проекты. У нас, как показывает практика, многие партнеры не уменьшают, а только наращивают создание ПО. А значит, «заморозка» продукта может оказаться рискованным шагом – придется догонять рынок.

Есть вопросы? Приглашаем 6 августа на онлайн-трансляцию «После карантина: новые IT-решения и способы общения с клиентами».

Выступят эксперты:

Ведущие проджект-менеджеры SimbirSoft Алексей Лапин и Евгений Кушнир.

ИТ-продуктолог SimbirSoft Константин Шакуров.

Приглашенный эксперт, Product Owner из сети магазинов продуктов питания «ВкусВилл»: Мелор Курдованидзе.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда