Workhuman — разбираем как запустить свой HR-сервис для мотивации персонала

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о Workhuman, сервисе для мотивации персонала, и проектировании MVP его клона для российских реалий

Хочу сегодня рассказать о сервисе Workhuman, единороге в области повышения лояльности персонала. Его суть не в поиске и найме нового персонала, как например, у Headhunter’а, а в удержании уже имеющегося. Давайте разберём принцип работы и спроектируем что нужно для MVP российского аналога.

Workhuman позволяет повысить лояльность работников по отношению к компании. Его создатели утверждают, что большинство людей увольняется не из-за того, что их не устраивает зарплата, а по причине недооценённости, конфликтов с коллегами или начальством, неадекватно ставящимися задачами и т.д. Всё это негативно сказывается на продуктивности работника, и именно с её снижением борется Workhuman.

Суть проекта в том, что он делает работника счастливее – как бы это смешно или забавно ни звучало. Миссия Workhuman – в обеспечении обратной связи между работниками и руководителями, причём, связи не по рабочим вопросам, а эмоциональной. Сервис предлагает инструменты, позволяющие сотруднику чувствовать себя не просто винтиком в огромной машине, а живым человеком, чью работу по-настоящему ценят.

Борьба с обнулением

Приведу пример из нашей области: у программистов есть такое понятие, как «обнуление». Когда человек обнуляется, он, работая над каким-то проектом, просто вдруг внезапно берёт и увольняется. Если фрилансер – то удаляет контакт из всех мессенджеров, не берёт трубку и т.д. Ему проще бросить всё, вернуть предоплату, расстаться с коллегами и работодателем, и просто уйти из компании, даже в никуда.

Случается такое по ряду причин. Например, когда программиста, грубо говоря, задолбают: либо требуют с него то, чего он не должен делать либо дают непонятную задачу в стиле «разберись и сдай вчера». Программисты очень грустят, когда видят бессмысленность и бесперспективность своих действий, что и выливается в такой исход. Сначала заболеет бабушка, потом в аварию попадёт, потом винт сгорит – отмазок появляется всё больше, пока в один прекрасный день специалист попросту не начнёт всех игнорировать.

Workhuman ставит перед собой задачу нормализировать отношение к работе, и перевести человека в адекватное русло. Сейчас у него достаточно много внедрений, например, Cisco Systems, Procter & Gamble, Semantics и прочие крупные компании уже пользуются этой подпиской. Именно в такую сферу она и стремится: если у вас, как у меня, работает десять человек, вы так или иначе их знаете: как их подбодрить, как с ними работать, или с кем пришла пора расстаться.

Для маленьких компаний это не актуально: их руководители постоянно держат руку на пульсе, и им это просто не нужно. А вот если в компании пятьдесят, сто или несколько тысяч человек, важно, чтобы не был забыт ни один сотрудник. Муниципальные госконторы многие за это часто не любят: человеческий труд там никто не ценит. Все заботы начальника лишь в своевременной сдаче отчётов, чтобы начальство выше не прицепилось к нему или к его отделу.

Крупные корпорации, куда внедряется Workhuman, имеют ту же проблему, только они заинтересованы в лояльности своих сотрудников. Особенно, если их должность конкурентная, т.е. работников меньше, чем предложений, и важно их удержать.

Какие заявлены плюшки?

По данным Workhuman, после внедрения софта работники:

  • начинают спать на полчаса меньше, но при этом высыпаются: не боясь завтрашнего дня и нелюбимой работы, они не треплют себе нервы;
  • реже расторгают браки (очевидно, по причине снижения конфликтных ситуаций в семье);
  • реже увольняются с работы;
  • а главное, существенно повышают свою продуктивность.

Ключевой момент сервиса в том, что сотрудники становятся счастливее, а работодатель зарабатывает на этом деньги. Workhuman предлагает подписку за деньги, в обмен обещая создать эффективную корпоративную культуру.

У нас в России она, кстати, только-только начинает зарождаться. Как рассказывают коллеги из Москвы, в некоторых корпорациях заставляют заниматься спортом, даже если у сотрудников есть какие-то ограничения по здоровью, другие устраивают танцульки в обеденный перерыв и прочие странные вещи.

И это делается не шутки ради, а для внедрения корпоративной культуры. Не у всех это получается делать адекватно и без перекосов, и сервис Workhuman существует как раз для этого. Оплачиваешь подписку – и получаешь возможность пользоваться «упакованной корп. культурой».

Что под капотом?

Самое банальное, что предлагает сервис – это похвалы и обратную связь между сотрудником и руководителем или постановщиком задачи: последний записывает видео, и человек видит, что его труд нужен не только глобальной машине, но и живым людям. В итоге это предполагает увеличение лояльности.

Второй вариант – освещение тех или иных корпоративов в формате «фотостока» или мини-социальной сети. Вот, мол, как мы погуляли, ребята молодцы, самодеятельность и так далее. Компания переходит в ранг семьи: человек не просто сидит на работе от звонка до звонка, а живёт в коллективе, потерять который ему будет так же больно, как потерять семью. А значит, он старается остаться на этой работе и уже не думает о том, чтобы её сменить. Очень грамотный психологический ход, привязывающий человека к корпорации.

Почему я решил рассказать о Workhuman?

Кроме того, что функционал сервиса близок к тому, что программирует моя команда (соцети, сервис поиска исполнителей и пр.), он ещё и интересен тем, что может быть запущен в России. Сейчас, когда корпоративная культура в нашей стране только зарождается, а руководители лишь теперь начинают о ней задумываться, подобный аналог может добиться огромного успеха.

Причём, поскольку на Западе это уже давно существует, в российском аналоге можно оглядываться на чужой опыт, не повторять ошибок, копируя только то, что выстрелило.

Давайте рассмотрим функционал Workhuman и узнаем, что может нам пригодиться для собственной MVP-версии.

Сервис представляет собой что-то вроде внутренней социальной сети, которую не видит никто, кроме сотрудников вашей компании. На главной странице нас встречает призыв зарегистрироваться и сделать рабочую жизнь лучше.

Руководитель может выбрать сотрудника и поблагодарить его. Есть разделы «жизненных событий» (личные) и «помощь» (рабочие). Первые – просто чтобы подбодрить человека: если он, например, заболел, ему можно отправить пожелание поскорее поправляться: с заголовком, текстом и какой-то картинкой. Адресат получает соответствующее уведомление у себя в ленте.

Кто-то может спросить: зачем это делать? Замечу, что у нас были люди, которые и так желали что-то подобное в вотсапе и телеграмме – просто потому, что хотелось пожелать здоровья своим хорошим коллегам. И такое стоит поощрять: очень ценно, когда компания относится к сотруднику не просто как к рабочей силе, а как к живому человеку, члену большой семьи. Вдвойне ценно, когда и рядовые сотрудники начинают аналогично относиться друг к другу.

Рабочие сообщения из раздела «Вы помогли» работают по тому же принципу. Только здесь есть ещё очки, которые можно зарабатывать и тратить. Можно «пошептать», «покричать», то есть поменять уровень доступа, поблагодарив человека на отдел, филиал или всю компанию. Такой своеобразный элемент геймификации, раньше модный в маркетинге, теперь вот дошёл и до корпоративных внедрений.

За те же очки можно приобрести те или иные товары, из локального магазина. Об этом подробнее чуть позже.

Ещё есть «моя доска», где можно отследить всё происходящее, совсем как на Фейсбуке или в любой другой социальной сети. В ленте каждого человека видно, кто что кому писал, а на общей страничке компании (Home) также видно, кто кого хвалил или что пожелал.

На панели управления отображается личная страничка сотрудника со своей лентой. Можно создать свою команду: предполагается, что, работая в одной команде, человек может создать ещё одну или участвовать в третьих. Не будем делать такое в MVP-версии, для начала это не сильно принципиально: пока протестируем минимум, который нужно внедрить в корпорацию, не рассматривая маловероятные ситуации, как работа одного человека в куче компаний, да ещё под одним логином.

Моя страничка включает несколько разделов.

Мои действия (my activity), где отображается список всех отправленных мной пожеланий.

Мои поощрения (my awards), где выводится список пожеланий, отправленных мне.

Мои номинации (my nominations) – список людей, которым я выразил признание за конкретные рабочие успехи (есть различные градации по типу похвалы).

Ожидающие подтверждения (my approvals) – пожелания, которые сначала должен утвердить старший сотрудник. Для MVP функция, пожалуй, тоже излишняя: если что, можно добавить её позже, когда дело дойдёт до внедрения в те или иные газпромы, где просто так похвалюшку отправить нельзя.

Мои заказы (my orders) – здесь можно посмотреть все покупки товаров за баллы. Баллы, или пойнты, набирают за получения похвалы. Сколько и за что – назначает администратор. И за накопленные пойнты можно приобрести полезные ништяки. По факту за эти товары платит организация, но вкладывается в них как в поощрение за работу. Поэтому монетизация такого сервиса идёт не только за доступ к нему, но и за оплату комиссионных от поставщика. Отличная штука, ещё никогда прежде не видел подобное в сервисах по лояльности.

Моё приложение (My Mobile) – страница со ссылкой для скачивания мобильной версии приложения. Его рассматривать сегодня не стану: функционал в нём тот же, что и у сайта, а его разбирать проще. Уже потом, при проектировании, можно будет подумать, что в приложении оставить, а без чего можно вполне обойтись.

Мои настройки (My Settings) – настройки, связанные с дизайном профиля: бэкграунд и аватар, как на Facebook.

Моя команда (My Team) – раздел, в котором собрана вся статистика по команде, с которыми работает сотрудник. Можно посмотреть, кто сколько очков получил или отправил, также есть рейтинг, показывающий, сколько процентов команды одобрил пользователей и сколько процентов команды одобрило его. Имеется локальная статистика по тем или иным характеристикам команды. Сделана она, разумеется, не просто так, а чтобы каждый сотрудник был заинтересован в достижении максимальных показателей. Статистикe можно посмотреть и по отдельным сотрудникам: при открытии профиля того или иного лица отображается перечень личных взаимоотношений: кто, когда, где и как кого похвалил.

В разделе «управление командой» (Team View) администратор может добавлять или редактировать команду, простым сотрудникам это недоступно.

Управление магазином (Redeem), позволяет через внутренние настройки добавлять/удалять товары, стоимость и пр. Это доступно только админу.

Функциональное резюме / делаем MVP для России

Итак, что же хорошего есть в Workhuman?

  • Первое – это функция социальной сети: можно создавать профили, писать и получать сообщения.
  • Второе – мотивирующая статистика, показывающая рейтинг пользователей.
  • Третье – сам факт пойнтов, внутренней виртуальной валюты и возможность обменять их на реальные товары.

Теперь попробуем спроектировать MVP-версию сервиса

Сервис получился достаточно объёмным, попробуем сузить его до самого основного функционала, достаточного для первичного внедрения и получения обратной связи при адекватном бюджете. Полностью копировать зарубежный продукт, на мой взгляд, будет неправильно: всё-таки у нас другой менталитет, другой подход к работе, и это стоит учитывать.

Что включает сайт?

  1. Авторизация. То, без чего обойтись просто невозможно. Рекомендую делать её по СМС: сейчас много сервисов предлагает такую функцию бесплатно.
  2. Меню и структура. Экран выделяется на архитектуру сайта, на которую дальше навешиваются сами странички.
  3. Главная – лендинг. Общая главная страница компании. Сейчас мы проектируем не SAAS-сервис, а коробочное решение, в SAAS мы переведём его потом. Эти страницы – не вашего супер-мегастартапа, а конкретной внедрённой компании. Тут расписывается вся информация о ней, о её сотрудниках и пр.
  4. Дашборд команды. Аналог экрана Home, где отображается всё происходящее внутри команды.
  5. Редактирование собственного профиля.
  6. Просмотр профиля каждого из сотрудников.
  7. Список сотрудников, из которого можно переходить в чужие профили.
  8. Создание поощрения по категории за то или иное количество пойнтов. Прописывается текст, опционально добавляется фото.
  9. Лента товаров.
  10. Просмотр товара.
  11. Корзина.
  12. Оформление заказа.
  13. Мои заказы.
  14. Моя статистика. Тот самый мотивирующий экран, который я описывал выше.
  15. Просмотр чужой статистики, позволяющий помериться с коллегами показателями.
  16. Баланс, отображающий количество пойнтов, их траты на покупки товаров или поступление за похвалы.
  17. Мини-дашборд, с которым сотрудник видит, что качество своей работы он может обменять на реальные вещи.

Пункты 9-13 касаются тех самых пойнтов, которые можно куда-то потратить. Тут возможна такая ситуация, когда какие-нибудь Вася и Петя договорятся друг с другом, чтобы хвалить друг друга за всякую фигню, и таким образом набирать друг другу очки. Чтобы подобное не происходило, в Workhuman внедрили проверку каждого поощрения начальством. Я бы не стал добавлять такое в MVP, хотя бы чтобы вывести на чистую воду тех, кто поступает таким образом. Такое читерство, кстати, можно обойти и другими способами: например, ограничить количество похвал одного человека и пр.

Что включает приложение?

Структура приложения, в принципе, такая же, как и у сайта: я лишь изменил некоторые пункты для удобства пользованием. Я удалил из него магазин, главную страницу, добавил пользовательское соглашение, без которого в сторы не пройти, а в остальном всё осталось прежним. Разве что ещё список пользователей со статистикой и её просмотром разделил на два экрана: в приложении места не так много, как на сайте, и сделать два разных экрана будет целесообразней.

  1. Авторизация по СМС
  2. Меню и структура
  3. Пользовательское соглашение
  4. Дашборд команды
  5. Редактирование профиля
  6. Просмотр профиля
  7. Список сотрудников
  8. Создание поощрения
  9. Баланс
  10. Моя статистика
  11. Список пользователей со статистикой
  12. Просмотр чужой статистики

И наконец, админка

В ней, в принципе, перечислены те же сущности возможностью редактирования и создания. Однако есть ряд нюансов.

  1. Авторизация по логину и паролю для предотвращения несанкционированного доступа
  2. Список пользователей
  3. Создание пользователя
  4. Редактирование пользователя
  5. Отдельная страница под редактирование информации о команде
  6. Список поощрений
  7. Создание поощрений
  8. Редактирование поощрений (всё как с пользователями, только теперь редактируются/создаются/отображаются поощрения)
  9. Список категорий
  10. Создание категорий
  11. Редактирование категорий
  12. Список товаров
  13. Создание товара
  14. Редактирование товара. Тривиальный интернет-магазиновский принцип. Если это и дальше будет развиваться у вас как коробочное решение, админ сможет добавлять /редактировать и назначать сюда какие угодно товары. Если же это будет SAAS-решение, и вы будете продавать конкретные товары через своего поставщика, то админ сможет только назначать цену, выбирая товар из существующего списка.
  15. Список заказа
  16. Редактирование заказа. Здесь будет отображаться список всего заказанного, в редактировании можно буде только поменять статус заказа, но не поменять выбранные позиции.

Список готов. Можете передавать его любимому разработчику на оценку. Прикрепляю ссылку на документ.

В данном случае стоит ориентироваться на такие оценки:

  • Фрилансеры — 200 — 350 тыс. р
  • Студии среднего ценового диапазона, типа нашей — 700 — 900 тыс. р
  • Студии высокого ценового диапазона — 1 млн — 1,7 млн. р

Подписывайтесь на мой канал на YouTube, чтобы смотреть обзоры в видео формате.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Denis Mayorov

А есть сервисы, которые из тридцатилетних инфантилов делают профессионалов (кроме армии)?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Котырев

а зачем? выгодно же, чтоб как на конвейере

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Struzhkov

Не очень понятно как работает продукт. Лайкии фотки-ну ок. Как вы поняли что продукт решает проблему? Есть ли исследования?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Полагаюсь на громкие имена в клиентах, которые пользуются продуктом и оценку в $1B, самостоятельное исследование для статьи на VC я не проводил

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Struzhkov

я тоже не смог найти метрик реально что то подтверждающих. Кажется разводка

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Нет не разводка. Нормальный способ распила денюжков и имитации бурной деятельности отдела персонала как минимум.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Struzhkov

а ну в этом контексте таки да. Гниль конечно все эти старые глобальные корпорации

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

"Какие плюшк?"
"Что под капото?"
У тебя там буквы что-ли платные что ты слова не дописываешь?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

нет, у vc скрипт редактуры кривой, но я учту, что можно обратиться к тебе за донатом

Ответить
Развернуть ветку
Вася Михеев

Фигня из под коня. Коллектив не может быть дружным, когда в нем есть, например, социально-недоразвитые люди или лентяи. Первые просто всех бесят, потому что общаться не умеют, а за вторыми надо переделывать работу. И тут должен включаться в работу начальник "маленького коллектива", про который вы написали (начальник дежурит на месте). А ему срать на это, потому что один из бездельников - родственник друга директора, второй - пришел сюда цать лет назад, да и сам начальник калымит на стороне по указанию директора. А еще серпентарий ненавидит начальницу другого отдела (потому что она действительно работает, а не юбку просиживает) и вон ту (потому что у нее все хорошо). 

И весь ваш софт сгодится только на освоение бюджета и зарплаты топам.

И да, надо больше зиккуратов! А простите, не отсюда, надо больше каналов общения на работе: почта, скайп, аська (да, еще жива) дискорд, жира , мс тимс и вот вашего еще не хватает для выписывания поощрений.

Пока я все прочитаю и всем выпишу люли/пряники,  работать-то когда?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ayer

Вообще идея сервиса интересная, но в наших реалиях большие компании решают данные проблемы сами (или забивают на них, считая неважными на данном этапе). Небольшим компаниям это либо не нужно (небольшой штат), либо они не могут себе это позволить. А если нет спроса - нужно ли выходить на рынок? Вопрос риторический.

Хотя сам я выше перечисленные проблемы полностью разделяю, считаю, что в РФ рынок не готов к таким решениям. Следует подождать какое-то время, либо сразу целиться на зарубежный рынок.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Насколько я знаю и на западе подобные сервисы не дают сколь либо заметного положительного эффекта. Но и цель у них другая - показать активность отдельных высокопоставленных сотрудников компании и распилить немножко денежков. Так что тут автор может не прогадать, если донесёт главную мысль до ЛПР.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

речь как раз о середничках на 50-300 сотрудников, где держать на эти задачи отдельного HR дорого

Ответить
Развернуть ветку
AlexVulgarix

Яндекх купить этого единорога  - лярд  оценочная стоимост как никак. Инновасии

Ответить
Развернуть ветку
Антон Ларченко

Блин, что-то мне подсказывает, что у нас  не очень приживется. Рановато для нас, что ли

Ответить
Развернуть ветку
Serg Guslyarov

Шляпа бессмысленная.
Боль чью и какую решаете? 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

лично я в этом сервисе не работаю, но уверен что решается боль удержания персонала.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Zimin

Для решения озвученных задач лучше использовать Yva.ai от Давида Яна. Подозреваю, что он на несколько порядков эффективнее.

Ответить
Развернуть ветку
Ghiyd jddf

Почему бы просто не платить людям больше денег?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

потому что это дороже, чем приязать их к компании психологически

Ответить
Развернуть ветку
Вася Михеев

Потому что сколько бы вы не платили, им всегда будет мало. Через месяц, через полгода, через год, но настанет такой момент, когда этих денег станет мало. Особенно когда работник узнает, что другой (который по его мнению работает меньше) получает больше.

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда