{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как заказать разработку дополненной реальности и выиграть!

Заказывать разработку VR/AR проектов в первый раз кажется довольно сложным процессом. Нужно выбрать подрядчика, который предоставит адекватную цену и обладает достаточным опытом в сфере иммерсионных технологий. При этом в команде должны быть специалисты, компетенции, которых смогут гарантировать соблюдение сроков и качества, которое вы ожидаете.

Критерии выбора:

Цена.

1. Цены на рынке очень разнятся, в зависимости от стоимости специалистов, которых привлекает компания и их опыта. Все команды как одна бьют себя кулаком в грудь и заявляют, что они лучшие, при этом критерии для оценки весьма расплывчатые.

Портфолио.

2. Кейсов может быть много, но непрофильных или низкого качества, а может быть один, но очень крутой. Старайтесь присмотреться к подрядчикам с релевантными кейсами. Это не является жестким критерием, но желательно, чтобы вы могли оценить то, что компания уже сделала.

Команда.

Может быть штатная, но скучная и не имеющая специфических навыков для VR и AR, или на аутсорсе, но состоять из опытных профессионалов, которые не учатся на вас, а работают четко и быстро.

Качество продукта.

С оценкой качества продуктов компании дела обстоят еще сложнее. Что из демонстрируемого контента команда сделала сама, а что куплено на стоках и вообще свой ли кейс показывают понять можно не всегда. Поэтому не стесняйтесь задавать вопросы по этому поводу.

Вывод

Так, что где ошибиться и переплатить или не доплатить, вследствие чего получить сырой и некачественный продукт очень много. Так, что давайте разбираться!

Критерии грамотного выполнения заказа:

Продукт сдан в срок

Продукт имеет качество, которое вы ожидали

Вы не переплатили за разработку

Здесь я бы посоветовала не путать с «Быстро! Качественно! Дешево!». Это извращенные рынком понятия и все вместе, как показывает опыт не бывает.

В разработке, а особенно в сферах дополненной и виртуальной реальности, качество - очень расплывчатый критерий, а главное все понимают под ним, что-то свое. Для какого-то клиента. Это хорошие оценки в маркет плейсах, для кого-то максимальный уровень графики, внедренной в приложение, для кого-то максимальная стабильность работы кода и быстродействие.

Со стороны клиента важно донести компании-разработчику чего именно вы ждете. Подберите референсы, которые вам нравятся, расскажите, что для вас важно, а что посредственно.

Совет №1 - Сроки.

Я долгое время работала в маркетинге и прекрасно знаю, что такое горящие сроки. У отделов маркетинга задач много, часов в сутках мало, а у руководства вечно нет времени на согласование креативов и бюджетов на него.

Итог – «Нужно еще вчера!» В нашей компании мы это прекрасно понимаем и научились работать в режиме срочных заказов. Это одна из наших фишек. Но все же мой совет: не слишком сильно торговаться с разработчиками по поводу сроков, если вы не готовы переплачивать за это.

Срок обозначается компанией-разработчиком исходя из свободных сотрудников и бюджета разработки. По нашим критериям – «В срок» – это в срок, который вы согласовали с разработчиком и, который достаточен на разработку при обозначенном бюджете. Этот срок при сохранении вводных данных и бюджета можно сократить максимум на 10-15%. Я чаще всего сталкиваюсь с тем, что заказчик спрашивает какой срок разработки и, получив ответ, говорит: «Неее, нам надо в два раза быстрее». Такое возможно, если добавить разработчиков и распараллелить разработку. Но здесь логичным становится, что стоимость разработки возрастет ровно на стоимость работы дополнительных сотрудников. Не рекомендую сильно торговаться с разработчиками по срокам, так как в условиях конкуренции некоторые могут согласиться, не рассчитав силы, но вероятно, что пострадает качество конечного продукта.

Работая в режиме перегрузок и недостаточного бюджета компания будет вынуждена экономить на всем, чем можно и нельзя. Компания-разработчик в таком случае может снизить стоимость при использовании более дешевых сред разработки и инструментов для проекта, 3D моделей и, естественно, привлекая к работе более некомпетентных и, соответственно, дешевых сотрудников. Программисты, пишут дольше код, 3D дизайнеры переделывают по сто раз модель, сроки сдвигаются, сдвигаются и в итоге… страдает результат, а соответственно, заказчик.

Совет №2– Формируйте корректное техническое задание

Нет ничего хуже для обеих сторон, чем обманутые ожидания.Получайте тот результат на, который вы рассчитывали! Как нас учат всевозможные гуру если хочешь достичь цели, ее нужно формулировать четко и ясно. Это же относится и к разработке. Очень опасно ставить задачу размыто и не конкретно. Участники процесса имеют разный бэкграунд и все могут понять одинаковые вещи по-разному. Это может привести к тому, что продукт будет существенно отличаться от того, каким вы представляли его себе. И в итоге вы потеряете время и деньги.

Нам этого не надо! Поэтому я всегда стараюсь разъяснить клиентам сложности проекта на первом этапе, с какими трудностями можно столкнуться и, что нужно делать, чтобы от процесса разработки все получили удовольствие и результат, которым можно гордиться. Поэтому когда разработчик задает вопрос, это -не признак его некомпетентности, а желание максимально понять, что вам нужно.

Вы можете объяснять нам своими словами и давать референсы хоть рисуя ручкой на салфетке, но важно услышать и понять друг друга. Попробуйте найти время и подобрать референсы графики, которая вас устраивает, это легко можно сделать с помощью Youtube или Google/Yandex картинок. Просто напишите в запросе что-то схожее с тем, что нужно в приложении и пришлите это разработчикам. Это важно сделать, чтобы получить корректный расчет и сроки.

Тендер необходимо проводить по конкретно сформированному ТЗ, лучше если его подготовит одна из компаний. Тогда велика вероятность, что все ваши пожелания будут учтены и зафиксированы. Это даст более достоверную картину при выборе подрядчика, а вы получите продукт, который ожидали и не придется начинать все заново или увеличивать бюджет.

В случае проведения тендера, когда критерием является наиболее низкая цена, рекомендуется приложить к просчитываемому ТЗ варианты графики, которая вас устроит, чтобы все считали одно и тоже и вы не попали в ситуацию, когда подрядчик заложил в стоимость проекта графику более низкого качества и увеличит бюджет позднее. При этом вы могли бы нанять более опытных разработчиков, которые сразу просчитали более высокое качество исполнения.

Этого легко можно избежать, предоставив как можно более подробное ТЗ с референсами и перечнем всех необходимых функций приложения. Вы можете сформулировать их своими словами или на примерах других приложений. Удобно это делать записав видео экрана вашего смартфона с моментами, которые вас заинтересовали в других приложениях.

Совет №3 – Задавайте вопросы

Зачастую я сталкиваюсь с ситуацией, когда менеджеры по продажам других компаний обещают клиенту все и сразу, а еще и дешево, и быстро лишь бы заманить, со стратегией в голове «А там разберемся!». В итоге у них недовольный клиент, испорченный проект и стресс для всех участников разработки.

Задавайте больше открытых вопросов. Как компания собирается разрабатывать, в какой среде, при помощи каких инструментов, какие этапы будут. Попросите рассказать какие могут возникнуть сложности и ограничения. На каких устройствах будет работать. На каком фреймворке дополненной реальности или VR SDK будет вестись разработка. Если разработчик отвечает откровенно и быстро, то скорее всего он понимает, о чем он говорит и имеет релевантный опыт. Если он часто задумывается и делает упор на то, чтобы вы не волновались и доверились его профессионализму, то, вероятно проект для него из ряда новых. Но нужно учитывать, чем опытнее разработчики, тем дороже стоимость проекта.

Совет №4 – Участвуйте в процессе

Если вы хотите разработать, что-то уникальное, не оставляйте это целиком на компанию разработчика. Мы, конечно, поможем и предложим имеющиеся у нас решения,

В нашей компании я долгое время занимаюсь разработкой концепций для крупных клиентов. Безусловно, опыт работы в сфере маркетинга на протяжении десяти лет помогает мне сводить миры it и маркетинга и предлагать новые и свежие идеи, которые будут максимально учитывать интересы заказчика и использовать новейшие разработки.

Но результат всегда эффективнее, когда заказчик вовлечен в процесс сам, так как он лучше знает свой продукт и поведенческие нюансы целевой аудитории.

Также важным является промежуточный контроль результата со стороны клиента. Я не призываю писать разработчикам по десять раз на дню. Но предусмотрите еженедельную систему отчетов с предоставлением тестовых версий продукта.

При возникновении ситуации когда вас, что то не устраивает в промежуточной версии, постарайтесь максимально подробно обсудить все с разработчиками и найти наилучшее решение, учитывающее ограничение технологий на данный момент и ваши пожелания.

Доверие между заказчиком и компанией разработчиком – самое важное. Именно оно помогает вместе работать на результат и воплощать идеи в реальность!

Совет №5 – Надо искать компромисс

Для разработчиков кристально понятно, что на данном этапе развития мобильного интернета и технической начинки мобильных устройств нет возможности создать проект с максимальным доступным уровнем графики (реалистично со спецэффектами и постобработкой) и обеспечить работоспособность на всех смартфонах населения РФ. А это зачастую требуется при заказе коммерческого AR (дополненной реальности) проекта цель, которого повышение метрик бренда. Также нам очевидно, что хорошая графика имеет большой вес в мегабайтах, что это прямая зависимость. Это влечет увеличение веса приложения для пользователя, а следовательно, время на его загрузку через сеть и место для хранения данных на смартфоне.

Нельзя сделать очень красиво с маленьким весом, чтобы работало везде. Нужно чем-то жертвовать.

Но возможно сделать проект, который будет интересным и запоминающимся благодаря идее. Есть идея… есть яркий AR кейс! – можно я так?)

Совет №6 – Не врите, что вы гуру разработки

Некоторые клиенты, пытаясь сэкономить делают вид, что они гуру в разработке, полагая, что так у разработчика будет меньше возможности его обмануть, что позволит снизить стоимость. Не нужно делать вид, что вы разбираетесь в разработке, если это не так. Скорее всего от этого проиграют все. Если менеджер компании разработчика поверит в это, то он будет предоставлять информацию исходя из этого и, возможно, не донесет до вас каких то необходимых данных, которые очевидны для осведомленного человека, но необходима другому для принятия важного решения и постановки задачи на разработку. Такое развитие событий лишь увеличит итоговую цену проекта, потому, что скорее всего, придется переделывать.

Совет №7 – Читайте техническое задание

Внимательно читайте техническое задание, которое подписываете. До суда дело доходит крайне редко, но выяснять кто прав, кто виноват, и какой продукт вы должны были получить придется исходя из подписанного документа. Остальные аргументы: «Это же логично…», «Я думал вам понятно.», «Это же очевидно.», «Все так делают.», и т.д. не смогут усилить вашу позицию в споре. То, что прописано, то и получите. Дело в том, что в разработке берется техническое задание, подписанное с клиентом, адаптируется для программистов и 3D дизайнеров, после чего отдается в работу. Они делают продукт в строгом соответствии с этим документом и не додумывают за других.

На стадии подписания лишний раз проверьте все ли учтено, что вы обсуждали на переговорах, все ли условия прописаны, обязательно проверьте, что именно обозначено как результат, передаются ли авторские права и как именно, предоставляются ли исходники, включена ли поддержка приложения, если таковая предусмотрена.

Это важный этап, которому нужно уделить достаточное внимание, чтобы быть уверенным в результате.

Совет №8 – Проверьте метки

Я всегда советую клиентам не запускать в печать свои упаковки, каталоги, POS, то есть продукцию, которая планируется как метка для активации дополненной реальности до теста. На этапе подготовки просто пришлите его компании разработчику и попросите провести экспертную оценку работоспособности всего белого на прозрачном.

Да, вы за это заплатите какие-то небольшие деньги, но вам не нужно будет перепечатывать весь тираж и вы в итоге воплотите вашу задумку в реальность без переплат и факапов.

Метки – натура противоречивая и сложная. Но работа иногда усложняется, когда в работу передаются метки непригодные для активации дополненной реальности. У всей этой магии есть ограничения. Не должно быть слишком темно, слишком светло, метка должна быть достаточно сложной, но не слишком, и иметь хороший контраст. Мы имеем уже достаточную экспертизу в этом вопросе и можем дать рекомендации. Но увы мы не можем помочь, когда все уже напечатано и стоит на полке или красуется в глянцевом каталоге с сшивкой метки посередине. А вот заранее, мы с радостью проведем тестирование, которое поможет обеспечить надежный трекинг меток.

Продолжение следует...

Кристина Шумская,
Глава отдела разработки Black VR
telegram: @foxonarun

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Leonid Dildin

Спасибо автору. Сейчас ищем подрядчика для разработки. Решили к ребятам обратиться.

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Шумская
Автор

Спасибо. Можете оставить свой контакт, мы свяжемся с вами

Ответить
Развернуть ветку
Егор Корницкий

Тоже занимаюсь AR-разработкой, к 8-му пункту ещё бы добавил про тестирование на разных устройствах... ибо часто куча недавних «убийц айфона» начинают жутко подставлять весь проект, то в упор не видя AR-метки, то жутко тормозя при работе в AR пространстве)))

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Шумская
Автор

Согласны

Ответить
Развернуть ветку
Stephan Golubev

Потратили столько букв на не имеющий смысла текст

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Шумская
Автор

Все постепенно, Москва тоже не сразу строилась)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда