{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Команда 3.0. Как мы создаем базу знаний в корпоративном мессенджере

Мы привыкли, что корпоративный мессенджер позволяет командам эффективно координировать работу. Но у него есть недооцененная опция - накопление базы знаний. Мы сформулировали ее, исходя из собственного опыта и опыта наших крупных клиентов.

Рассказываем, в чем особенности такой базы, от каких проблем она избавляет и какое решение поможет легко ориентироваться в данных, даже если они копились много лет.

Прозрачность: информация доступна всей команде

Руководитель уже не принимает решения единолично — на них влияет вся команда. Поэтому удобно, когда все знают всё. Нужна прозрачная коммуникация, которая позволяет сразу узнавать об изменениях.

В 2013-м году Slack предложил решение этой задачи — общение в каналах. Не нужно пересказывать одно и то же каждому сотруднику лично. Для разных направлений работы создаются свои каналы, куда добавляются все задействованные сотрудники. Там и проходят обсуждения.

С таким подходом сотрудники как минимум наблюдают за ходом событий, как максимум — предлагают свои идеи. Все в курсе всего, могут участвовать в принятии решений, знают, где найти нужную информацию, если к ней придется вернуться.

Еще одна особенность — в корпоративных мессенджерах каналы по умолчанию открыты для всей команды. Если нужен приватный чат, он создается намеренно закрытым, но большинство каналов можно найти в поиске.

Таким образом, у каждого участника команды есть доступ к свежей информации о разработке, дизайне, продажах, мероприятиях и других направлениях проекта. А менеджер видит динамику — как идет работа, какие есть проблемы. Информация доступна в любой момент, даже в нерабочие часы и выходные.

Публичные мессенджеры (Telegram, WhatsApp, Viber) и электронная почта не могут решить эту задачу. В них коммуникация по умолчанию закрыта. Вы не сможете самостоятельно найти группу в Telegram, где ваши коллеги обсуждают UI/UX или маркетинг. Вы понятия не имеете, какие чаты создают сотрудники и сколько их. А именно здесь оседают все обсуждения, гипотезы, документы.

С почтой аналогичная ситуация. Переписка видна только тем, кого включили в список адресатов или поставили в копию. Цепочки писем всегда конечные и со временем уходят в архив. На каждый новый вопрос создается новое письмо.

В таком хаосе невозможно по крупинкам собрать данные и получить общую картину о проекте.

Накопление данных: коммуникации превращаются в знания

Корпоративный мессенджер показывает не только текущее состояние. Он аккумулирует всю информацию о проекте. Мы не удаляем историю сообщений, а храним ее как источник знаний — технические данные, маркетинг, продажи, дизайн.

С помощью поиска можно возвращаться к этим перепискам и искать нужные кейсы. Как мы решали проблему некачественных датасетов 2 года назад? Почему маркетинговая кампания провалилась? Через несколько лет эти решения забудутся, команда, возможно, сменится, но у новых людей будет доступ к истории.

Сервисов, помогающих создавать базы знаний, становится все больше. Появляются инструменты для персональных инфохранилищ — от папки “Избранное” в Telegram до серьезных продуктов вроде Roam research.

В нашей компании команды переписываются и создают базу знаний на собственной платформе для совместной работы Frisbee, которая функционирует на базе корпоративного мессенджера.

Интеллектуальный поиск по базе знаний

Мы применили в Frisbee технологии Big Data, чтобы платформа могла накапливать неограниченные массивы данных. Но мы понимаем, что в какой-то момент даже структурированную в каналах информацию будет тяжело воспринимать.

Как найти детали неудачных переговоров с клиентом, если они проходили 3 года назад, а точное название компании никто не может вспомнить? В канале к этому времени могут накопиться миллионы сообщений.

Использование распределенных баз данных позволило нам добавить быстрый сквозной поиск по каналам. Но и это не идеальное решение. По прямым совпадениям бывает сложно найти нужную переписку.

Решение мы видим в создании интеллектуального поиска. Уже проводим научно-исследовательскую работу в области обработки естественного языка. Разрабатываем движок для семантического поиска, который позволит находить в переписке ответы на конкретные вопросы, а не прямые совпадения.

Пользователь сможет находить кейсы по запросу - например, “неудачные PR-кампании”. Даже если в переписке не встречается фраза “неудачная PR-кампания”, нейросеть поймет смысл диалога и сможет подтянуть все сообщения по этому критерию. Но пока это планы.

Внутренний блог для обобщения результатов

Чтобы отображать общее состояние проектов, параллельно с мессенджером мы используем внутренний блог.

Команды создают отдельный пост на каждую крупную задачу и описывают ход реализации, гипотезы, проблемы и результаты. Пост обновляется до тех пор, пока команда не закрывает задачу. Публикации в блоге фильтруются по проектам, категориям, статусу работы. Уведомления о публикациях приходят в мессенджер.

Блог показывает срез и общее состояние проекта, а самая свежая и полная информация — в каналах.

Ведем блог на WordPress. Здесь тоже действует принцип открытой коммуникации. Посты доступны всем сотрудникам с учетной записью, нет деления на закрытые спейсы.

Идею подсмотрели в книге “Год без костюма”, где эксперт по управлению проектами Скотт Беркун рассказывает, как организована удаленная работа в WordPress.com.

Пробовали использовать для блога Confluence. Он удобен для хранения технической документации, но для публикации новостей у нас не прижился.

Как мы решили распространить идею

Осознав, что мессенджер — самый живой и полный источник информации о проекте, мы сделали Frisbee ядром рабочих процессов в компании.

Платформа связывает всех сотрудников, аккумулирует переписки, документы, контакты и другие данные, позволяя быстро найти нужную информацию. Технологии Big Data позволяют масштабировать ее на неограниченное число пользователей и глубину архива.

В то же время мы замечали, что у многих наших клиентов такого инструмента нет. Мы часто работаем с государственными организациями. У них тоже накапливаются большие объемы информации, но оседают в почте и личных переписках. Из-за требований законодательства РФ госструктуры не могут пользоваться Slack и другими массовыми продуктами. Но потребность в базе знаний огромная.

Так мы пришли к идее развивать Frisbee. Мы адаптировали его для госструктур и организаций, работающих с охраняемой законом тайной (банки, медицинские центры), и стали предлагать клиентам. Уже развернули кластер в дата-центре госорганизации на 10 000 пользователей и двигаемся дальше.

Рассчитываем, что платформа поможет объединить рабочие процессы в организациях, позволит министерствам и департаментам быстро обмениваться информацией, оперативно реагировать на изменения и сделает работу госсектора эффективной и прозрачной.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Vitaliy O

Ни когда не понимал как можно чаты использовать в формализованных бизнес-процессах с согласованиями, утверждениями, контролем исполнения, архивами, отражением в других информационных системах и т.д.
Статья не открыла глаза )
Будут мусорные каналы для котиков и мнений с совершенно не обрабатываемой и не подтвержденной субъективной информацией от пользователей, не отвечающих за процесс на этом этапе.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Ptitsyn

Спасибо за хороший вопрос! Бизнес-процессы эта тема для отдельной статьи.

В корпоративных мессенджерах мусорные каналы появляются редко т.к. пользователи изначально нацелены на работу. Кто захочет постить котиков в чат с руководителям и коллегами?

В любом случае, от канала можно отписаться в один клик.

Ответить
Развернуть ветку
Guzel Maksutova

Сейчас госсектору очень не хватает быстрого обмена информацией, крутая идея)

Ответить
Развернуть ветку
Наоми Кэмпбелл

Написала Guzel, которая зарегистрировалась на vc в день выхода статьи 

Ответить
Развернуть ветку
Guzel Maksutova

И работающая в госсекторе не со дня регистрации на vc

Ответить
Развернуть ветку
Guzel Maksutova

Или вы хотели, чтобы я все статьи на vc проштудировала перед написанием комментария?)

Ответить
Развернуть ветку
Степан Капуста

Не нашел информации о стоимости на сайте.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Ptitsyn

Пришлите пожалуйста запрос через запрос на нашем сайте https://frisbee.chat/ru

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Boytsov
Ответить
Развернуть ветку
Dear Moscow,

А вот на этом фото https://leonardo.osnova.io/d7c76865-fd9a-b78a-d4ed-b689638c611c/ у вас девушка на ThinkPad'е работает?
При этом слева у неё ещё и Galaxy Note 4 лежит? :)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Ptitsyn

Судя по количеству гаджетов на столе, это отдел тестирования!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Алексеевич

«Разрабатываем движок для семантического поиска..», интересно посмотреть как он будет работать на базе супер гигантской истории сообщений, особенно где люди делают и используют: слэнг, опечатки в словах, неправильно изложенные мысли, однобокие намёки, сокращ. варианты слов и прочее. Боюсь что получится либо «почти хорошо», либо результаты поиска будут мусорными, и человек который пытался что-то найти всё равно будет сортировать полученную информацию вручную.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Ptitsyn

Нейронные сети сегодня отлично справляются с этой задачей. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Glebko

По данным из статей и других источников надо бы определиться: уже подключена гос. структура на 10000 или на 20000 человек? 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бельский

это у вас мессенджер для мвд и кгб будет?)

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда