(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93790508, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93790508, 'hit', window.location.href);

Мультимедиа прошлого: как слушали музыку в MS-DOS

До появления Windows 95 музыку слушали в среде MS-DOS. Николай Рубанов, старший технический писатель Selectel, путешествует в прошлое и вспоминает трекерную и MP3-музыку начала 90-х.

Всего каких-то 26 лет назад прослушивать музыку на компьютере было не таким уж и простым делом. До появления заявляющей о мультимедийности Windows 95, люди слушали музыку прямо в среде MS-DOS. Причем не только трекерную, но и MP3. Стряхнем пыль со старого софта и погрузимся в чудесный мир музыки начала 90-х.

Для начала вспомним о популярных музыкальных форматах и оборудовании тех годов. В основном это были поздние 486DX и пришедшие им на смену Пентиумы с тактовой частотой от 60 до 133 МГц. Технология MMX (MultiMedia eXtensions), ускоряющая декодирование аудио- и видеопотоков, появилась лишь в 1997 году. Меломанам 1994 года приходилось довольствоваться тем что есть.

Без чего нельзя слушать музыку на компьютере? Разумеется, без звуковой карты. Это сейчас звук встраивается прямо в материнские платы и работает, что называется, «‎из коробки»‎. Но раньше звуковых карт было не так-то уж и много. С 1989 года на рынке безраздельно правила Creative Technology со своим знаменитым семейством звуковых карт Sound Blaster. Разумеется, были и альтернативы в виде редкой и очень дорогой Gravis UltraSound (его еще называли «‎гусь»‎ по сокращению GUS), а также доброго десятка ее клонов.

Последнее десятилетие 20-го века ознаменовалось бурным развитием трекерной музыки, корнями уходящей в семейство компьютеров Amiga. Эти компьютеры имели крутой звуковой сопроцессор, что позволяло воспроизводить достаточно качественную сэмплированную музыку. Существовали соответствующие форматы (нечто среднее между аудиозаписью и MIDI), позволявшие хранить сэмплы, последовательности и параметры воспроизведения нот.

Работа композитора была сродни работе программиста, поскольку требовалось закодировать воспроизведение каждой ноты используемым инструментом в необходимой последовательности с нужной высотой и эффектами. Получившиеся файлы стали именовать модулями, а сами они получили расширение MOD.

Сформировалась целая плеяда музыкантов, пишущих такую музыку. Зародившаяся в конце 1970-х годов киберкультура демосцены активно стала использовать трекерную музыку и развивать собственные форматы.

На твоей волне.

Selectel

Так, например, появился знаменитый формат XM, созданный демогруппой Triton. В нем был значительно расширен список команд для создания эффектов и каналов. 16-битная поддержка и гибкость сделали этот формат основным для большинства трекерной музыки. Сообщество MOD-музыкантов исповедует принцип открытости своих произведений, что делает его схожим с движением Open Source.

Если вы выписывали журнал Хакер в эти годы, то почти в каждом прилагаемом компакт-диске можно было найти целую коллекцию трекерной музыки. Проиграть ее можно было как с помощью оригинального приложения-трекера, так и с помощью сторонних плееров, таких как Open Cubic Player.

Удивительно, но факт. Если у вас был процессор 486DX2 и Windows 95, то для проигрывания MP3 требовались некоторые «‎танцы с бубном»‎. Дело все в том, что ресурсов процессора на все банально не хватало и звук периодически прерывался. Если хотелось послушать MP3 с помощью WinAMP, то приходилось либо переключаться в режим Mono, либо вдвое уменьшать частоту дискретизации выходного сигнала. «‎Секретным оружием»‎ как раз и был Cubic Player, запускаемый из-под DOS. Его возможностей вполне хватало, чтобы послушать MP3-трек 128 kbit/s в стерео-режиме.

С тех пор прошло уже много времени. Тем не менее, оценить работу Open Cubic Player можно и сейчас, воспользовавшись старой версией под MS-DOS (с помощью DosBox) или современной версией, доступной в репозиториях своего Linux-дистибутива.

Поскольку я использую OpenSUSE, то установка плеера сводится к простой команде:

sudo zypper install ocp

Уверен, что для Debian-like систем это также сработает с пакетным менеджером apt. Запускается командой ocp, после чего открывается встроенный файловый менеджер. Выбрав композицию, подтверждаем нажатием Enter и воспроизведение начинается.

Прелестью трекерных форматов был, разумеется, малый размер файлов. Во времена, когда операционная система помещалась на трех дискетах, MP3 был почти непозволительной роскошью. Шутка ли, каждый MP3-трек, сжатый в среднем качестве, занимал от 3 до 5 мегабайт дискового пространства. Сжатый с помощью ZIP-архиватора XM-трек той же длительности занимал всего лишь 300-500 килобайт.

Даже если вы ни разу специально не слушали музыку в формате XM, то в любом случае сталкивались с ней в программах для взлома лицензионного ПО (кряки и кейгены). Среди взломщиков встраивание трекерной музыки стало своего рода традицией. Такие треки еще называли чиптюнами (от англ. chiptune) за свой малый размер, в несколько десятков килобайт.

Open Cubic Player был отнюдь не единственным плеером под MS-DOS. Широкую популярность также получил Mpxplay, требующий как минимум 100 Mhz процессора и имеющий поддержку вполне современного комплекта форматов. Среди них есть и ставшие весьма популярными форматы сжатия аудио — как без потерь (ALAC, FLAC), так и с ними (Vorbis, MP3, WMA, etc…) . Плеер обладал широчайшими возможностями для своего времени, поддерживая даже воспроизведение аудиопотоков по сети (интернет-радио).

Развитие мультимедийных возможностей компьютеров в середине 90-х стало мейнстримом. Увеличивающиеся мощности и новые модели звуковых карт стали воспроизводить звук все качественнее, а появление новых технологий объемного звука совершили революцию как в создании музыки, так и в кинематографе и компьютерных играх. Что нас ждет еще через 20 лет, сказать сложно. Но, видя столь значительный прогресс, можно осторожно предположить, что будет здорово!

Понравилась заметка? Подписывайтесь на блог Selectel, читайте интересные материалы первыми.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Alex Kalashnikoff

Про covox один я помню? 

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Andriyuk

Только хотел написать. Какие саундбластеры а 1994 ? Брали ЛПТ разъем и сами паяли. Слушали моды, играли в вольфинштайн...

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Agafonov

Нет

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Kirillov

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Эх молодость, Куйбышев...
Я в эту эру с двадцатой попытки таки смог попасть в кружок робототехники, с настойчивым желанием изучать С++. Дали мне в пользовании IBM PC XT, а после того, как я доказал, что хорошо знаю бейсик и готов к С++, меня пересадили на IBM PC 286 на которым стоял компилятор и среда, кажется от borland, это было счастье.
В соседней комнате работали в моем понимании суперкомпьютеры IBM PC 386, из которых частенько лилась приятная музыка, на экранах были картинки из этой статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Mariya Ky

Я ещё помню, как файл mp3 разбивала в архивы по 1,4мб, чтобы на нескольких дискетах унести песню из интернет-кафе на домашний комп. Ужас как извращались))

Ответить
Развернуть ветку
Kaspar Līcis

Интернет-кафе..

Ответить
Развернуть ветку
Mariya Ky

Ну в 1998 году у нас первое в Перми открыли. Домашний пентиум 166 мы в 1997 г купили. До этого убогие ящики видела только на курсах бейсика, но мпз там не было.

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

была хорошая эха, RU.MOD.MUSIC.UUE много добра сыпалось :3

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Martemyanov

Привет от создателя набора этих эх)
RU.S3M.MUSIC.UUE
RU.XM.MUSIC.UUE
RU.IT.MUSIC.UUE
Еще

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

-*
+RU.REMONT

Ответить
Развернуть ветку
Harry Blackman

-RU.REMONT
+SU.REMONT

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Martemyanov

XM, XM... А Impulse Tracker куда дели? Штука была куда продвинутее XM.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Разве не Impulse Tracker на гифке?
Сам как увидел, олдскулы сильно свело. Как теперь найти своё старое творчество, эх.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Madi Abdrakhmanov

Люблю такие статьи. Так же видел недавно ролик на подобную тематику 

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Fast Tracker ][ rulezzzz. Вернули мне мой 1997

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Vasilevsky

Уже можно только за видос и музыку ставить лайк, жалко 5 не могу :-) Спасибо, сейчас ностальгну

Ответить
Развернуть ветку
Сергей КЛГ

Купил проц 166MMX и он воспроизводил мр3 без танцев с бубном. 1997 год )))

Ответить
Развернуть ветку
Roma Schreibikus

кстати, для ностальгирующих музыкантов 90х не так давно хардварный трекер выпустили
https://polyend.com/tracker/

Ответить
Развернуть ветку
Valentin F

Здесь не хватает вот этого видео.
https://www.youtube.com/watch?v=UKF1AjxiEtw

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Евгений Ларин

на 386DX если играл винамп  что-то другое делать было уже не возможно (windows 95)

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда