Сервисы
Лиана Липанова
10 500

«YouTube игрового мира»: как устроена игровая платформа для создания виртуальных миров Roblox с оценкой $4 млрд Материал редакции

Игра-«песочница», в которой пользователи проводят больше двух часов в день, собралась на Нью-Йоркскую биржу.

В закладки
Слушать

19 ноября 2020 года американская Roblox подала заявку на IPO: компания планирует предварительно разместить акции на $1 млрд на Нью-Йоркской фондовой бирже под тикером RBLX. В июле 2019 года инвесторы оценивали компанию в $2,5 млрд, в феврале 2020 года — уже в $4 млрд.

Roblox — разработчик одноимённой игры-«песочницы», которая позволяет создавать различные миры и игры с помощью встроенных инструментов и делиться ими с пользователями по всему миру. Игру называют «вторым Minecraft» и «YouTube игрового мира», а её основная аудитория — дети и подростки.

  • Согласно проспекту, выручка компании за январь-сентябрь 2020 года выросла на 68% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го и составила $588,7 млн.
  • Свободный денежный поток за девять месяцев 2020 года составил $292,6 млн против $6 млн за 2019 год и $49,5 млн за весь 2018 и 2019 год вместе взятые.
  • Убытки за тот же период составили $206 млн против $46 млн убытков в 2019 году.

Обновлено 23 ноября. У компании $206 млн убытков при свободном денежном потоке в $292,6 млн из-за особенностей получения выручки за игровую валюту, объясняет сооснователь United Investors Александр Горный.

«В тот момент, когда игрок купил местную валюту, Roblox получила деньги, но по правилам финансового учета — это ещё не выручка, а “аванс”, услуга ещё не оказана. В отчётности этот доход Roblox размазывает помесячно на два года вперед, а в текущей выручке, соответственно, учитывает поступления двухлетней давности», — пояснил он.

Как устроена платформа и почему популярна — в материале.

Как устроена Roblox

Бета-версию Roblox в 2004 году разработали Дэвид Башуцки (David Baszucki) и Эрик Кассел (Erik Cassel), а выпустили игру в 2006 году. Roblox позволяет придумывать свои собственные миры или играть в готовые игры других пользователей. Сама платформа создана на языке Lua.

В играх можно создавать уникальных персонажей, похожих на фигурки Lego, которые могут перемещаться между мирами. На платформе есть игры в различных жанрах, например, гонки, симуляторы, квесты и другое.

Например, группа пользователей воссоздала в Roblox современный политический мир. Внутри виртуальных стран проходят выборы, войны или заключаются союзы, а игроки периодически меняют свои роли.

В Roblox все игры бесплатные, но компания продаёт цифровую валюту под названием Robux. С её помощью можно покупать виртуальные товары, совершенствовать персонажей, а за подписку стоимостью от $4,99 до $19,99 получать фиксированное количество игровых денег каждый месяц и другие премиальные функции.

Помимо игровой валюты Roblox зарабатывает, сдавая пользователям в аренду серверы для проведения виртуальных мероприятий. Незначительная часть доходов компании приходится на рекламу, лицензии и роялти, пишет TechCrunch.

В ноябре в Roblox прошёл концерт рэпера Lil Nas X, который собрал в общей сложности 33 млн просмотров на четырёх выступлениях. Количество уникальных посетителей в компании не раскрыли. Похожее шоу проводил рэпер Трэвис Скотт в игре Fortnite и собрал 45,8 млн просмотров на пяти выступлениях.

Российская «Мастерская 15» предлагает организацию корпоратива или создание виртуального представительства во вселенной Roblox. Клиент может провести корпоратив в уже готовой игре или заказать индивидуальный виртуальный мир с брендированием, тематической кастомизацией аватаров и выбранными активностями.

Сообщество разработчиков в Roblox

Roblox выплачивает разработчикам, использующим набор инструментов под названием Roblox Studio для создания игр для приложения, по 25% от продаж цифровой валюты и премиум-функций в их «мире», сообщало CNBC в апреле 2020 года. В августе Bloomberg также писало, что создатели игр на платформе получают 25%, а The Wall Street Journal — 30%.

По данным The New York Times, всего на площадке около 2 млн разработчиков игр, 345 тысяч из которых зарабатывают и делят свою прибыль с компанией поровну. Независимые разработчики создают более 20 млн новых игр в год для платформы.

Разработчики и создатели получают вознаграждение в виде Robux, которые могут конвертировать в доллары: один Robux равен $0,0035 по курсу на 30 сентября 2020 года. За 2019 год компания выплатила сообществу разработчиков $110 млн, за девять месяцев 2020 года — $209,2 млн.

Отдельный сервис Roblox Studio, популярный среди детей, учит пользователей создавать игры без навыков программирования. Roblox Studio включает в себя шаблоны и обучающие видео. Из-за популярности платформы сторонние компании запускают курсы по программированию в Roblox. Например, в России такие курсы предлагают школы программирования Coddy, «Пиксель», «Кодабра» и другие.

Американская компания iD Tech уже несколько лет обучает детей и подростков от 7 до 19 лет дизайну на Minecraft, кодированию игр на JavaScript и Roblox. Стоимость курсов со скидкой составляет $400 за неделю, а на занятиях, которые проводятся через Zoom, обучаются максимум пятеро детей. По словам вице-президента iD Tech Рики Беннетта (Ricky Bennett), курс по дизайну игр Roblox — самый популярный.

В ноябре 2020 года в британской Daily Mail вышла статья о двух братьях-близнецах, которые в 13 лет создали свою первую игру на Roblox, а к 20 годам стали зарабатывать около $132 тысяч в год на разработке игр без профильного образования.

Чем Roblox отличается от Minecraft

Основное отличие Roblox от Minecraft в пользовательском контенте, объяснял в 2018 году журналу РБК президент подразделения Roblox International Крис Миснер. Основатель компании детского цифрового консалтинга Dubit Мэтью Уорнфорд называл Roblox «YouTube игрового мира».

Roblox — онлайн-конструктор для создания игр, в то время как Minecraft — это игра с «открытым миром», внутри которой можно создавать различные предметы. По ежемесячной аудитории Roblox обогнала Minecraft: в марте 2019 года у Minecraft был 91 млн игроков в месяц, у Roblox — 100 млн.

В июне 2017 года Minecraft запустила партнёрскую программу — игроки могут разрабатывать плагины, моды, наборы текстур и аддонов. К апрелю 2018 года компания выплатила 45 создателям дополнительного контента $7 млн.

Какую долю получают пользователи, компания не уточнила, но заявила, что они получают «большую часть» от того, что остаётся после списания комиссии (около 30%) магазина приложений. После этого компания не сообщала о выплатах.

В Minecraft для подключения к чужому миру нужно знать идентификатор сервера. В Roblox библиотека отображается при входе в приложение.

Minecraft платная — за неё нужно заплатить один раз, а затем пользователи бесплатно получают все обновления. Играть в Minecraft можно и без интернета — игра не зависит от других пользователей. Roblox более социальная игра, общение в ней играет важную роль.

Кто играет в Roblox

В первые годы существования платформы бизнес рос медленно, писала The New York Times в августе 2020 года. Но в 2015 и 2016 годах активность начала набирать обороты за счёт технологических улучшений, которые облегчили работу Roblox на смартфонах и на Xbox от Microsoft.

Сейчас платформа доступна на iOS, Android, Mac, Windows, устройствах Amazon и других. По данным компании, 34% выручки за первые три квартала 2020 года она получила через продажи в App Store, 18% — через Google Play. 72% пользователей играют на мобильных устройствах, 25% — на компьютерах и 3% — на приставках.

По собственным данным, на пике в игре было 5,2 млн пользователей одновременно — даты в компании не приводят. The New York Times пишет, что на платформе зарегистрировано три четверти детей из США в возрасте от 9 до 12 лет. Сама Roblox называет основной аудиторией детей в возрасте 6-12 лет.

С начала пандемии бизнес Roblox показал быстрый рост: в марте активность на площадке выросла на 40% по сравнению с февралем 2020 года, число активных пользователей подскочило на 82% — с 19,1 млн в день в конце декабря 2019 года до 31,1 млн к концу сентября.

За девять месяцев 2020 года игроки провели на площадке 22,2 млрд часов против 10 млрд за аналогичный период 2019 года. Каждый активный пользователь проводит в Roblox в среднем 2,6 часа в день.

По данным исследовательской компании Sensor Tower на июнь 2020 года, игроки загрузили Roblox из App Store и Google Play 383 млн раз. В мае игроки впервые потратили в мобильной версии игры более $100 млн в месяц.

Что компания рассказала в проспекте к IPO

По данным Crunchbase, с момента основания в 2006 году Roblox привлекла $335,7 млн. Основные акционеры:

  • Крупнейший акционер компании — Altos Ventures с долей 21,3%.
  • Фонд Meritech Capital контролирует 10,3%.
  • Index Ventures владеет 9,9%.
  • Tiger Global — 7,3%.
  • First Round Capital — 6,3%.
  • Менеджменту принадлежит 16,4%.
  • Сооснователь и гендиректор компании Давид Башуцки владеет 12% (70,7% голосов).

Другой сооснователь Эрик Кассел умер от рака в 2013 году.

В начале 2020 года инвесторы оценивали компанию в $4 млрд, писала The Wall Street Journal. По данным Reuters, к выходу на биржу компания планирует удвоить свою оценку.

Но Roblox предупредила, что темпы роста и активность пользователей могут снизиться после пандемии. «Наш исторический рост выручки, продаж и пользовательской базы не стоит рассматривать как показатель будущих результатов», — говорится в проспекте.

{ "author_name": "Лиана Липанова", "author_type": "editor", "tags": ["roblox","ipo"], "comments": 49, "likes": 43, "favorites": 134, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 179159, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Sat, 21 Nov 2020 12:51:29 +0300", "is_special": false }
0
49 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
7

Выглядит все просто ужасно

Ответить
8

$500 млн выручки?

Ответить
7

Ужасно, если в неё не играл. Сын рубится в неё каждый день. Tower defense, Park tycoon, вариации метро, челенджей, ситуативочек.
Хорошая графика, низкий порог входа, понятный интерфейс.   

Ответить
1

Как будто Лего для бедных визуализировали)

Ответить
2

Щас дети там проводят оч много времени. Это будущее.

Ответить
3

Будущее для Бигфармы, лечить потом этих детей.

Ответить
16
Ответить
3

От чего? Они вырастут и изменят мир под себя. Кто не впишется станет динозавром и вымрет. Щас тоже самое происходит. А это - следующий этап. 

Ответить
0

Ммммм, социал-дарвинизм...

Ответить
1

Так было и будет всегда. Это естественно

Ответить
0

думаете? вот чет думается что как раз все будущие поколения уже ничего не смогут изменять, кроме как настроек своего VR) безвольное, загнанное "в стойло" технологий, якобы свободное. как то так

Ответить
1

Не стройте иллюзий, все в стойле уже дааавным давно. 

Ответить
0

в том числе и это, да

Ответить
1

Это просто развлекушка для детишек - не все же уроки делать, надо и отдыхать. Обычно к концу школы перерастают эту ерунду и  становятся нормальными серьезными людьми: идут в чиновники чтобы пилить бюджеты, или едут в горячие точки убивать людей.

Ответить
4

А можно просто и коротко для бумеров - что это и для чего? Прочел весь текст - сплошная вода, размытые формулировки. Ответ "ну там можно делать что угодно" - очень тупой, приведите хотя бы конкретные примеры. Проявите сострадание к олдам.

Ответить
2

Это нечто вроде метаигры, платформа для создания различных сценариев, сюжетов и режимов внутри игры. Идея реально крутая, нечто похожее показано в фильме "Первому игроку приготовиться", правда графон и общая стилистика Roblox выглядят неимоверно блевотно

Ответить
0

Там ничего интересного для олдов, поверь :)

Ответить
0

Песочница, на платформе которой создаются карты со своими сценариями, проще говоря игры. В самые популярные игры играет очень много школьников 6 - 12 лет. Сервера, внутренняя валюта на покупку шмоток и вещей.

Ответить
0

пора заходить или там 12летние олигархи уже распилили рыночек лутбоксов?

Ответить
0

Не, там родители платят за детей, я один из них. Раз в месяц могу подкинуть за хорошую учебу :)

Ответить
–1

Согласен, букав много. Нужны пояснения. 

Ответить
2

Сейчас как раз работаю над прототипом игры в Roblox. Это та ещё боль. Никому не советую)

Ответить
1

Отчего же не с прототипом игры в Unreal?

Ответить
0

Потому что игра планируется на Роблокс.

Ответить
0

Отчего же не запланировать ее на Unreal?

Ответить
0

Ну ты держи нас в курсе

Ответить
0

Тяжело научиться? И стоит ли оно того?

Ответить
1

Легко освоить базовые вещи. Но:
1. Скрипты на Lua. Не люблю Lua)
2. Нет нормального редактора. Синтаксис не подсвечивается. Работаешь, по сути, в блокноте. В своё время многие ругались на MonoDevelop в Unity, тут всё раз в 100 хуже.
3. Многие вещи есть из коробки (сетка, репликация данных, готовые модели и пакеты). Но как только нужно что-то необычное сделать, вылезает куча проблем.
4. И т.д.
В общем, мне опыт работы с Roblox совсем не понравился)

Ответить
–3

Попробовал поиграть. Одна игра не запустилась, вторая пошла. Что делать в игре непонятно. Все игроки на месте стоят. Побегал с мечом, попрыгал и удалил.

Ответить
1

Видимо действительно что-то новое и интересное. Раз наши пенсионерские мозги не способны это переварить.

Ответить
2

Ага, как и тик ток, это будущее, мы просто не понимаем.

Ответить
2

вы действительно не понимаете
тик ток это не будущее, это настоящее
а будущее еще более тупое и упоротое, и к этому нужно быть готовым

Ответить
0

Если это сарказм, то неуместный, так оно и есть. Нравится нам это или нет - другой вопрос

Ответить
–1

Я понимаю тикток, мне просто не интересно. 

Ответить
0

А наши руки пока не готовы к данным играм)

Ответить
0

 А наши руки пока не готовы к данным играм

пфффф
такое можно было заявить 10 лет назад
а сейчас, когда "данные игры" победно маршируют по планете - есть еще шанс заскочить на подножку экспресса, но заявлять "пока не готовы" - это эпик фейл

Ответить
1

Это тебе не линейный сюжет в кал оф дюти 

Ответить
0

именно, и в этом вся прелесть

Ответить
0

Спасибо кэп

Ответить
0

обращайтесь

Ответить
2

Знаю об этой игре по спросу на игровую валюту. Что-то интересное должно быть

Ответить
0

Roblox это хорошее место для game designer'ов, где они могут с низким порогом входа создавать интересные игры, без больших затрат на программирование и визуальный дизайн. Для программистов и визуальных дизайнеров, соответственно, там кошмар.

Для игроков там сейчас тоже хорошо, но думаю что после выхода на биржу и агрессивной монетизаци - станет плохо.

Ответить
1

Какая агрессивная монетизация? С какого перепугу? У них есть своя внутриигровая валюта, которой более чем достаточно.

Ответить
1

Это до IPO было достаточно. Теперь им там эффективные менеджеры все расскажут.

Ответить
0

Приснилось что-то? ))

Ответить
0

 Российская «Мастерская 15» предлагает организацию корпоратива или создание виртуального представительства во вселенной Roblox.

И что, были заказы? Виртуальный корпоратив, виртуальное бухло, виртуальные танцульки и виртуальный мордобой? Или Сбер открыл свое виртуальное представительство?

Ответить
1

Заказы были и сейчас много новых заказов в работе. Это сейчас лучшее решение на рынке для тех, кто хочет ощущение массового праздника и устал от видеоконференций в Zoom. Я на VC.ru уже расписывал подробности почему так. Думаю, после Нового года поделюсь свежей информацией.

Ответить
0

кто заказчики?

Ответить
1

Я пока публично могу назвать только фестиваль Geek Picnic (40тыс участников) и международную айти-компанию Social Discovery Ventures. Для последних вышел отличный отчетный ролик. Версия на русском:
https://www.youtube.com/watch?v=c8TWlMZnZ7I

Ответить

Комментарии

null