Как самому на no-code-сервисах собрать собственную пиццерию: от оформления заказа и доставки до итоговой аналитики
Всем привет! Меня зовут Паша, и я отвечаю за маркетинг в Albato. Совсем недавно, на самой большой конференции для интеграторов Callday.Connect, я показывал кейс по автоматизации пиццерии с нуля без участия программистов.
Ведущая конференции, директор по маркетингу Calltouch Виктория Одинцова, оформила заказ и получила самую настоящую пиццу в прямом эфире, что позволило продемонстрировать огромные возможности разработки без кода.
Положительная обратная связь от участников убедила меня, что этот кейс достоин большей аудитории, поэтому сегодня я здесь. Я постарался не только подробно расписать процесс сборки пиццерии, но и ответить на все вопросы по настройке интеграций, которые мне задавали участники конференции. А фото с мероприятия и скриншоты реакции аудитории смотрите в конце статьи.
Возможно, мне удастся вас вдохновить, и вы придумаете свое решение на базе no-code сервисов, применимое к вашему бизнесу.
Стек сервисов, которые мы использовали для MVP пиццерии
- Tilda — конструктор витрины. Есть возможность работы с товарами, что понадобится для настройки интеграции.
- Trello — система управления проектами. Если покреативить, применима для решения нетривиальной задачи в качестве CRM, куда будут приходить все заказы с сайта. Мы будем их передвигать по статусам или этапам.
- Google Sheets — используем в качестве базы данных.
- Calltouch — сервис сквозной аналитики, в данном случае нужен для сбора аналитики и построения дашбордов.
- Я.Такси — играет роль собственной курьерской службы без комиссии.
- SigmaSMS — сервис рассылки для отправки уведомлений на телефоны клиентов о статусе заказа.
- SendPulse — платформа для email-рассылок для реализации программы лояльности.
- Albato — сервис для интеграций, с помощью которого мы объединим все сервисы в слаженно работающий механизм.
Шаг 1. Делаем сайт и автоматизируем работу с заказами
Tilda — онлайн-витрина пиццерии
Создаем лендинг на Tilda: можно сделать самому или подобрать аналогичный шаблон и переделать его под себя. Загружаем товары, прописываем их количество, стоимость и артикул. Загружаем креативы.
Сайт, конечно, получился простенький, все-таки у меня была другая задача, но в целом смотрится неплохо:
Также в Tilda нужно создать свой собственный вариант «сервиса доставки», чтобы в дальнейшем прописать нужные нам поля для интеграции с Я.Такси.
Trello – готовим CRM
Для использования Trello в качестве CRM-системы подготовим три колонки со статусами «Новый заказ», «Заказ в работе» и «Заказ готов к отправлению»:
В самой карточке воспользуемся внутренним улучшением Trello — «Поля пользователя». Они понадобятся для создания дополнительных полей в самой карточке и дальнейших настроек интеграции. Для работы с заказами нам потребуются следующие пользовательские поля:
- Телефон
- Имя
- Email
- Стоимость заказа
- Версия заказа
- Адрес клиента
Я.Такси – Наша курьерская служба
Теперь регистрируемся в Я.Такси для бизнеса:
- Заполняем профиль компании
- Выбираем города, в которых будем работать, и подходящий тариф
- Подписываем договор
- Указываем адрес пиццерии, куда будут приезжать курьеры
- Пополняем баланс
После копируем токен для API и ID клиента для подключения сервиса в Albato.
Также нужно зарегистрироваться в Яндекс.Геокодер, скопировать ключ API и подключить его к Albato. Он потребуется нам для форматирования полученного адреса от пользователя в координаты.
Ниже я вернусь к настройкам интеграций непосредственно в Albato.
Google Sheets – База данных и система лояльности
Создаем таблицу с двумя листами. В первый лист будем выгружать данные по всем нашим заказам. Это позволит вести учет проданных пицц и отслеживать популярные заказы. В дальнейшем можно настроить визуализацию этих данных в Google Data Studio.
Второй лист нужен для хранения данных о клиентах и настройки интеграции с Sendpulse, чтобы заработала программа лояльности: когда клиент сделает повторный заказ, мы передадим новый ID, и ему отправится письмо с промокодом.
Просто дайте наименования столбцам в первых строках обеих таблиц. Больше ничего делать не нужно, остальное возьмет на себя Albato. Все данные будут выливаться в нашу импровизированную БД автоматически.
Я решил сформировать таблицы так:
Albato – клей для всех сервисов
Это наша первая связка для работы с новыми заказами:
Мы подключили сайт Tilda. Данные сначала передаем в Яндекс.Геокодер, как писал выше — он нужен для того, чтобы из адреса, который заполняет клиент, мы могли передать данные в виде координат в Я.Такси. После этого передаем данные из Я.Такси и Tilda в карточку в Trello, а потом распределяем по разным листам в Google Sheets.
Описывать настройки каждого сервиса я не буду — все инструкции есть в базе знаний Albato. Просто покажу на примере шага с Trello, как настроить передачу данных.
Выбираем сервис, куда хотим передавать данные — Trello. Затем выбираем, что должно произойти в этом сервисе — «создать новую карточку», и переходим к заполнению полей. Осталось выбрать, в какое поле карточки из какого сервиса должна передаваться информация.
Выбираем сервис, куда хотим передавать данные — Trello. Затем выбираем, что должно произойти в этом сервисе — «создать новую карточку», и переходим к заполнению полей. Осталось выбрать, в какое поле карточки из какого сервиса должна передаваться информация.
Вот как выглядит заполненная карточка в Trello:
Шаг 2. Настраиваем отправку уведомлений клиентам и передаем данные в Calltouch для аналитики
SigmaSMS – СМС уведомления о статусе заказа
Допустим, мы хотим отправлять клиентам уведомление о начале приготовления пиццы, чтобы они понимали: заказ в работе и скоро будет готов. Работать это все будет автоматически при смене статуса карточки в Trello.
Для этого создаем новую связку в Albato. Выбираем, откуда забирать данные — Trello, и при каком событии — «Карточка перенесена с одной колонки на другую». Настраиваем инструмент Albato «Фильтр входящих данных»: выбираем систему, куда отправлять данные — SigmaSMS, и действие — «отправить сообщение».
На каждый из целевых действий собираем сообщение с конкретным пользовательским параметром, который будет автоматически подтягиваться в статичный текст.
Настраиваем поля:
Calltouch – Сквозная аналитика пиццерии и дашборды
Скрипт Calltouch вставляем в код Tilda, и в настройках Calltouch включаем модуль электронной торговли:
Тогда все заказы с сайта будут автоматически передаваться в статистику Calltouch. Однако после того, как заказ создан на сайте, он может измениться в CRM. Поэтому изменения статусов заказа и состав заказа будем передавать через Albato.
При настройке интеграции я столкнулся с небольшой проблемой. Tilda передавала в Calltouch идентификатор сделки в таком виде — T202011-1801407383, а через нашу интеграцию приходили значения — 1801407383. При первой настройке Albato не мог найти сделки в Calltouch, так как идентификатор заказа из Tilda имел некий префикс, а этот же заказ в CRM не имел такого префикса у идентификатора.
Чуть позже я понял, что 2020 — это год, а 11 — это месяц. Проблема легко решается с помощью инструмента Albato «Найти и заменить». Настройка выглядит так:
Настройка полей для передачи данных в Calltouch:
Настроив таким образом интеграцию с Calltouch, статистика будет отображаться в отчетах и дашбордах, благодаря чему будет понятно как отрабатывает реклама, и на каких этапах находятся заказы, это полноценная аналитическая панель бизнеса:
В самой карточке сделки будем видеть все данные по составу заказа, а также передавать все статусы из CRM Trello. Круто?
Можно было настроить интеграцию и создавать карточки по звонку, но я решил, что для выступления на конференции это будет слишком и я не успею показать работу этой связки в прямом эфире.
Шаг 3. Отправляем заказы клиентам
Когда мы получаем заказ с сайта на Tilda, данные с помощью Albato сразу передаются в Я.Такси, где создается черновик заказа:
Когда пицца готова, менеджер переводит карточку в последнюю колонку Trello — «Заказ готов к отправлению».
В этот момент черновик заказа в Я.Такси, который сформировался при заказе на сайте, подтверждается. Т.е. процесс у нас будет полностью автоматизирован на уровне CRM в Trello. Я.Такси начинает искать исполнителя, который поедет в пиццерию и к заказчику. В этой связке мы будем дополнительно оповещать клиента, что его пицца уже в пути.
В карточке заказа видим всю информацию об исполнителе, статус выполнения, состав и стоимость заказа — данные передаются с Tilda через Albato сразу в Я.Такси:
Шаг 4. Разрабатываем программу лояльности для клиентов
По мере сборки сайта и настройки CRM у меня возникали разные идеи: подкрутить какие-то процессы, вывести на дашборд дополнительные данные, добавить ассортимент. Но время выступления ограничено, поэтому я выбрал и воплотил в жизнь, на мой взгляд, наиболее полезную идею, которая может вам пригодиться — «программу лояльности». Вернее, самый простой ее вариант, так что тех, кто занимается этим серьезно, просьба не судить строго, а предлагать идеи.
Помните лист в GoogleSheets, где мы собирали почту клиентов, номера телефонов и ID заказа? Все данные о заказах передавали из GoogleSheets в Sendpulse, накапливая пользовательскую историю о совершенных в пиццерии покупках.
Идея состоит в том, чтобы отправлять письма клиентам после второго заказа и предлагать им промокод со скидкой на третий заказ.
Для этого каждый оформленный заказ передаем в Sendpulse и проверяем на наличие повторных заказов. Если видим, что пользователь сделал второй заказ, отправляем ему письмо и проставляем метку о том, что этот клиент получил промокод для третьего заказа.
Вот как это выглядел процесс в Sendpulse:
Итог: Что мы получили?
Мы собрали вот такую схему, чтобы показать, как выглядит весь общий процесс автоматизации этого кейса:
А так выглядели все настроенные интеграции в Albato:
Бонус: Небольшой лайфхак, как добавить перфоманс в онлайн выступление
Показывать обычную презентацию на конференции Callday.Connect было бы слишком скучно. Поэтому я решил отправить ведущему пиццу в прямом эфире, а заодно провести интерактив со слушателями, полностью погрузив в процесс управления пиццерией. Подготовил QR-коды, скинул ссылку на сайт в чат и попросил зрителей оформить заказ.
Также попросил коллег из Calltouch заполнить форму на сайте. И только потом начал рассказывать про все этапы, которые разобрал в статье. Слушателям понравился перфоманс: 30 человек сделали заказ, а я в прямом эфире показывал их карточки и переносил на другие этапы.
Карточку коллег из Calltouch я перенес на этап «готов к отправлению», где уже работала интеграция «Trello – Я.Такси – SigmaSMS». Черновик заказа подтвердился, и сервис Я.Такси начал искать водителя, который сначала отправился ко мне домой. Я показал, что у меня на самом деле есть пицца, которую я передам курьеру:
В конце выступления я передал пиццу курьеру, и через некоторое время ведущая конференции Виктория Одинцова показала нашу пиццу уже в офисе в Calltouch.
Все прошло четко. Я показал на живом примере, как без единой строчки кода можно самостоятельно настроить автоматизацию, быстро протестировать различные гипотезы и сократить ручной труд на старте. Кто-то из зрителей даже подумал, что это было сделано для реальной пиццерии.
Вместе со мной весь путь автоматизации прошли почти 30 человек — порядка 20% от всей онлайн аудитории конференции. На мой взгляд, это хороший процент вовлеченности. Я получил крутой фидбэк от аудитории во время трансляции в чате, и после вебинара мне продолжили писать по различным вопросам.
Такой онлайн перфоманс на выступлении требует тщательной подготовки и без факапов обычно не обходится. Велика вероятность, что в любой момент что-то пойдет не так, но все усилия окупаются, когда видишь хорошую реакцию в чате)
Расширяйте свои возможности с помощью No-code
Оцифровать и автоматизировать таким образом можно не только пиццерию, но и любой другой оффлайн или онлайн бизнес и этот кейс не предел, существует огромное количество онлайн сервисов: телефония, онлайн чаты, чат-боты, автопрозвоны, аналитика и т.д., которые можно применять в качестве дополнительных инструментов в своем бизнесе.
Ранее такие решения стоили миллионы и назывались недосягаемым термином «собственная ИТ-инфраструктура», а теперь это доступно каждому, порой даже почти бесплатно. В крутое время мы живем и ведь это только начало становления no-code рынка и решений.
Если вам это интересно, пишите свои вопросы в комментарии, с удовольствием помогу и подскажу, какие решения можно использовать. Возможно, вы и сами что-то подобное настраивали без помощи программистов — это круто. Делитесь своими идеями!
'Выбираем, откуда забирать данные — Trello, и при каком событии — «Карточка перенесена с одной колонки на другую». Настраиваем инструмент Albato «Фильтр входящих данных»: выбираем систему, куда отправлять данные — SigmaSMS, и действие — «отправить сообщение».'
Замечательно, два переноса - два оповещения юзеру, три - три. Подряд. Еще можно к движению мыши привязать отправку смс - чтоб пользователь с гарантией забанил.
'Идея состоит в том, чтобы отправлять письма клиентам после второго заказа и предлагать им промокод со скидкой на третий заказ.'
Ладно хоть не голосом заставляете сейлов звонить и код диктовать - уже прогресс )
'идентификатор сделки в таком виде — T202011-1801407383, а через нашу интеграцию приходили значения — 1801407383. ..
Чуть позже я понял, что 2020 — это год, а 11 — это месяц. Проблема легко решается с помощью инструмента Albato «Найти и заменить».'
Это сломается сразу в январе, когда вместо двухчислового 11 вам придет 1
Вообщем спасибо Боже что есть такие товарищи как автор, пока есть такие люди на свете - у меня всегда будет работа )
Если серьезно: путь вы выбрали верный, набьете шишек , переживете пару раз серьезные падения всей этой интеграционной ерунды, увидите попытки обмана со стороны персонала ( промокоды ведь можно и своим отдавать да? ) - накопите опыт одним словом и приходите ко мне: сделаем как в Додо-пицце.
Заодно будет понимание к этому моменту и стоимости разработки и стоимости владения и стоимости отказа и прочих рисков.
Замечательно, но в статье просто пример. Хозяин пицерии может и одно оповещение оставить.
Это сломается сразу в январе, когда вместо двухчислового 11 вам придет 1Не сломается, потому что в Альбато указано "месяц-год", и с чего бы ему делать 1 вместо 01? Да даже если и сделает можно на первые 9 месяцев дописать 0 после Т.
у меня всегда будет работаЭто MVP, а вы очень дороги для MVP в текущих реалиях.
Я как-бы очень хотел донести мысль что компания-то пиццей торгует. Какой блин MVP? Маргарита без сыра ?
Весь пример - про ВНУТРЕННЮЮ автоматизацию, это не продукт, пользователи пиццерии его не увидят, соответственно нет смысла проходить стадии жизни именно продукта, начиная с MVP.
Зато есть смысл сфокусироваться именно на сервисе для пользователя: не допускать поломок, не допускать спама и абюза пользователей, правильно управлять историей заказов и тд и тп - в этом цель сервисной системы.
Никакими внешними конструкторами этого не добиться, либо будут такие затраты что можно пару раз свою систему сделать.
Ну и еще у большинства SaaS решений даже SLA нет, а соглашение выглядит как полный отказ от ответственности, плюс возможность свободно торговать вашими данными на рынке.
Конечно я не отрицаю что у nocode, конструкторов и тд тоже есть своя аудитория, есть ниша и определенная популярность - примерно как у скотча, липкой ленты.
Но на серьзных щщах рассказывать про то что 'программисты больше не нужны', 'языки программирования больше не нужны' и тд - это как говорить что можете построить дом целиком из скотча.
Как-то так.
Да чего вы на пице зациклились. Тут про возможность самому без кода сервис сделать, вы уже поваров считаете. Что-то удивительное с народом в пост-СНГ
Ааха отличная иллюстрация клиенториентированности и SaaS в частности :)
Все именно так и есть как вы написали: 'п%хуй пляшем, покласть на клиентов и бизнес - главное это 'про возможность самому без кода сервис сделать'.
Прям идеально выступили да.
Отличная иллюстрация неумения читать и понимать текст.
- Смотрите, можно без привлечения программистов сделать веб-сервис для РАБОТАЮЩЕГО малого бизнеса.
- Да у вас курьеры с псориазом приезжать будут если программиста не привлечь? А как же повара, зачем врёти, что никого нанимать не надо? Если программиста не нанять, то у вас будет неклиенториентированная пицерия. И вообще если на nocode сделать сайт для уже работающего бизнеса, то вам на него по%уй и он в тот же миг станет неработающим. И тд и тп.
Ок, уговорили. Разрешаю вам все ваши сервисы делать строго без программистов - они все дорогие, себе на уме, делают непонятное.
Куда лучше красивые блоки двигать в веб-приложении и гораздо дешевле.
В вашем случае очевидно что процесс обучения пойдет строго через лично набитые шишки. Ну может вам страдать нравится, кто ж знает.
1. Я вроде вас не уговариваю.
2. Почему ВСЕ сервисы? Этап первый- MVP, делаем без программистов. Этап второй- если движуха есть, нанимаем программистов писать серьезную систему.
Потому что вы делаете ( пытаетесь сделать ) сервисную систему, это не продукт. Не может быть MVP у интеграции или у внутренней автоматизации.
Сервисная система может быть хоть макросами на эксельке, лишь бы задачи выполняла четко.
В случае сборки такой сервисной системы из внешних сервисов скрученных через nocode вместо изоленты - вы получите лишь видимость работы а не саму работу - тк. работа это глубина проработки всегда а nocode изначально вас ограничивает. Примеры я приводил, они все из жизни.
Дальше, нет никакой стадии перехода от прототипа к нормальной системе - это все происходит на ходу, во время работы. А значит что вот этот nocode придется еще долго поддерживать - постоянно вносить правки, дорабатывать и менять логику в процессе.
Т.е до начала разработки своей системы у вас будет сидеть в штате nocode-программист, у которого рабочим местом будет веб-редактор nocode-сервиса в который он будет вбивать nocode-блоки.
И все потому что вы хотели сэкономить на программистах, да.
Вообщем хватит уже эту воду толочь, мне лично no-code никак не мешают, потенциальные проблемы и ограничения - озвучил, повторяться надоело.
Извините, кто на ком стоял?