Сервисы
Alexander Saveliev

Как принцип Dog food помогает найти правильное решение бизнес-задачи

И почему мы используем свои IT-продукты в работе.

В статье расскажем о своем подходе к поиску технологических решений, тестированию и выпуску готового продукта с помощью принципа Dog food.

Наш новый подход к разработке

Обычно в разработке программного обеспечения мы используем модель «Водопад». (Waterfall)

Но недавно все изменилось. Мы начали использовать принцип Dog food. Он основан на сути термина Eat your dog food: собачий корм высокого качества должен быть настолько хорош, что его может есть даже человек. Исходя из этого, можно определить новый подход. Расскажем подробнее.

История термина Dog food

Есть несколько версий, откуда в разработку пришел термин.

Этому могла послужить популярная реклама собачьего корма Alpo, которая появилась в конце 80-ых на американском телевидении. Корм оценили многие, а известный актер Лорн Грин рассказал, что для своих собак выбирает только его.

По другой версии, президент компании Kal Kan Pet Food ел собачий корм прямо на собрании акционеров. Это так сильно повлияло на вице-президента Microsoft Пола Морица, что в 1988 году в своем письме менеджеру по тестированию он предложил «Ешь свой корм для собак». Это означало, что компания должна использовать собственные продукты в работе.

В результате появился новый принцип:

Eat your dog food (ешьте свой корм для собак) — способ тестирования IT-продуктов, когда разработчик проверяет собственное решение внутри компании.

Принцип Dog food и его преимущества

Каждая компания использует те или иные инструменты для аналитики, маркетинга, сбора данных о потенциальных клиентах и обработки их в отделах продаж и т.д. И если мы помогаем российскому бизнесу увеличивать продажи, избегать финансовых рисков, ускорять и упрощать документооборот и бизнес-процессы в целом, то почему мы должны пользоваться программами конкурентов?

Мы стали применять принцип Dog food к нашим IT-продуктам. Чтобы выпустить лучшие решения для бизнеса, начали тестировать, а затем использовать разработки для удовлетворения потребностей компании.

Развитая инфраструктура СберКоруса позволяет проверять работоспособность продукта. Мы начали тестирование с сервиса проверки контрагентов для создания списков и портретов потенциальных клиентов.

IT-отдел на этапе бета-тестирования передал продукт в использование «первым клиентам» в тестовом доступе. Важная деталь в этом процессе — сотрудники компании ничего не понимают в юзабилити продукта или технических характеристиках, поэтому максимально точно повторяют сценарии потенциальных пользователей. При этом мы не возлагали на них ответственность, как это бывает со специалистами по тестированию.

В результате к финальному запуску фичи на рынок вся компания уже использует продукт в полной мере.

У Dog food много преимуществ. Работа на его основе позволяет:

  • Сформировать объективное мнение об использовании продукта, выявить, насколько сервис понятен интуитивно и функционально оснащен.

  • Выявить ценности и потребности каждого сегмента рынка (каждой целевой аудитории, сферы деятельности), если продукт массовый.
  • Оценить работу продукта в реальной жизни, а не в условиях интеграционного, нагрузочного или любого другого тестирования.

  • Выявлять ошибки и необходимость в доработке. Внутренние пользователи проходят клиентский путь, замечают трудности в работе с сервисом и дают подробную обратную связь.

Теперь подробнее расскажем о сервисе проверки контрагентов.

Сервис проверки контрагентов

В 2017 году мы начали разработку Сервиса проверки контрагентов — Saas-решения для B2B-сегмента. Основная задача продукта: снизить финансовые и репутационные риски компании-клиента с помощью детальной проверки всех показателей контрагента. Сервис доступен в Web-версии и есть возможность API интеграции с любой учетной системой наших клиентов.

Мы обеспечили сервису доступ ко всем ключевым параметрам: данным из ФНС и специальных реестров, арбитражным делам и данным о банкротстве, активности по госконтрактам, связями с другими компаниями и т.д. На основе этой информации рассчитываются показатели риска и надежности, составляются сводные и аналитические отчеты.

Как мы используем API сервиса проверки контрагентов для проверки гипотез и поиска новых клиентов

В проверке партнеров и клиентов нуждается любой бизнес, мы в том числе. Поэтому тестировать новое решение мы начали в работе отдела аналитики .

Шаг 1. У нас есть подготовленная база ИНН клиентов. Сервис проверки контрагентов по ИНН узнает юридический статус компании. Она может быть действующая, в стадии ликвидации, банкротства или реорганизации и смены наименования.

Шаг 2. Сервис проверки контрагентов отражает классификацию видов деятельности. На основе этих данных мы выделяем наиболее интересные для нас отрасли и сегменты, чтобы найти новых клиентов или протестировать гипотезу.

Шаг 3. Сервис анализирует выручку, на основе размеров которой выявляется статус: малый или микробизнес, средний, крупный или крупнейший.

Шаг 4. Анализ, обработка и использование данных для личных нужд. Так мы получаем портрет потенциальных клиентов и узнаем, в каком сегменте они находятся. С помощью функции расширенного поиска по этим характеристикам мы создаем нужную выборку и списки клиентов.

В результате мы доработали сервис по обратной связи от отделов и получили незаменимый в собственной работе продукт. Теперь Сервис проверки контрагентов помогает нам:

  • Понимать свою ЦА и формировать пользовательский портрет.

  • Создавать базу данных клиентов по их ИНН.
  • Измерять объем рынка клиентов с похожим пользовательским портретом и составить базу потенциальных клиентов.

  • Исследовать интересующие нас отрасли.

  • Проверять продуктовые гипотезы.

  • Составлять план входа в новые сегменты рынка.
  • Узнавать финансовое положение компаний и их добросовестность.

Так с помощью принципа Dog food мы создали новый полезный продукт для клиентов и получили незаменимого помощника в собственных делах.

В следующей статье мы подробно расскажем, с какими трудностями столкнулись сотрудники отдела аналитики в работе с внешними сервисами, и как это повлияло на создание продукта. А также поделимся своим опытом, как эффективно использовать внутреннюю инфраструктуру, чтобы выявить потребности клиентов и найти сегмент рынка для своего продукта.

{ "author_name": "Alexander Saveliev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 8, "favorites": 21, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 186321, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 11 Dec 2020 10:40:55 +0300", "is_special": false }
0
4 комментария
Популярные
По порядку
0

Вы путаете dog food и бета-тестирование.

Ответить
0

В бета тестировании , как правило, участвуют добровольцы, которые могут стать потенциальными клиентами(пользователями) продукта. А принцип дог фуд - это использование своего продукта сотрудниками продуктовой компании. В данном случае, СберКорус убивает 2 зайцев, решает свои бизнес задачи и тестирует функционал сервиса в боевом действии, перед выводом фич или модулей на рынок. 

Ответить
0

Лучше расскажите подробнее о разработке SaaS по модели waterfall

Ответить
0

Сергей, команда продукта работает по Scrum

Ответить

Комментарии

null