(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/u3sR', text: 'Познакомьтесь с нашими проектами поближе 👀', button: 'Открыть кейсы', color: '#e6e6e6', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0); (function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(22537453, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(22537453, 'hit', window.location.href);

Как зарабатывать на ИТ-сервисах: выбираем способ монетизации

У двух цифровых сервисов может быть одна и та же функция, но один окажется востребован у пользователей, а другой — нет. Зарабатывать будет тот интернет-проект, который на старте лучше понял своих клиентов и реализовал функциональность с учетом их потребностей, особенностей восприятия.

На IT-рынке конкуренция нескольких стартапов — это конкуренция продуктов и способов их реализации.

Digital-агентство «Атвинта» систематизировали опыт разработки веб-сервисов и продуктов для IT-стартапов с разными финансовыми моделями. И выделили ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание при разработке и продвижении на рынок IT-продуктов.

В статье разберем способы монетизации IT-сервисов в зависимости от задач, которые он решает для потенциальных пользователей. И покажем, как это влияет на технические и функциональные требования к будущему продукту.

1. Маркетплейс: покупать и продавать в одном месте

Какая потребность есть у пользователей

Предложение определенного типа товара рассредоточено у отдельных продавцов. Людям приходится тратить много времени, чтобы сравнить и выбрать на нескольких площадках. Продавцы при этом тоже страдают: им приходится вкладывать больше денег, чтобы привести покупателей на свой ресурс и обойти конкурентов.

Какой продукт решит проблему

Маркетплейс — веб-сервис или мобильное приложение, которые агрегируют продавцов и покупателей в одном месте.

Самые известные примеры в сфере розничных продаж — это агрегаторы вроде Avito, Ozon, Яндекс.Маркет.

На чем зарабатывает стартап

Владелец маркетплейса зарабатывает на проценте от сделки и продает рекламу на площадке для продвижения товаров определенного продавца. Для покупателей дополнительно может быть предложена платная подписка на закрытые распродажи и специальные предложения.

Подводные камни

  • При выводе на рынок придется работать сразу с двумя направлениями: привлекать и покупателей, и продавцов.
  • Модель окупает себя, только если стоимость привлечения каждого пользователя меньше, чем доход маркетплейса от каждой сделки. А еще важно работать не только на привлечение клиентов, но и удерживать их как можно дольше.
  • Маркетплейс конкурирует не только с аналогичными сервисами, но и с собственными сайтами продавцов товаров и услуг.
  • В этой модели монетизации вы снимаете транзакционные издержки с клиентов и берет их на себя. Как следствие — необходима отлаженная работу финансовой службы и документооборот.

Как обойти подводные камни

Подробно об этом рассказывали в статье на VC.ru «Как запустить маркетплейс и не прогореть». Здесь упомянем пару момнтов.

Во-первых, привлекать пользователей легче и дешевле, если ниша низкоконкурентная или у вас есть УТП, которое сильно отличает от конкурентов.

Пример — мобильное приложение ЦифроАрбат, один из наших клиентов. Они ориентированы на небольших местных организаторов мероприятий и горожан. Их УТП — рассказать людям о небольших местных выставках и митапах, которые не анонсированы на крупных порталах. При этом на момент запуска приложения в Кемерове не было площадки, где бы горожане могли найти все лекции, митапы и вечеринки местных организаторов в одном месте.

Для ниши, где есть конкуренция, важно сделать упор в разработке на удобство интерфейса.

Так мы поступили, когда разрабатывали сервис Buzz.im — платформу для продажи и покупки рекламы в телеграм-каналах. Мы изучили, как пользователи покупают рекламу, а также исследовали, как все устроено у конкурентов, нашли узкие места и обошли их при проектировании интерфейса.

2. Подписка: получить доступ к информации

Какая потребность есть у пользователей

Люди хотят получить доступ к информации определенной тематики, которая уже удобно структурирована. При этом люди не хотят тратить время на самостоятельный поиск, а также покупать эту информацию навсегда.

Какой продукт решит проблему

Сервисы, которые дают доступ к информации и функциям за абонентскую плату. Важное условие: подписка как модель монетизации интернет-проекта работает только тогда, когда информация регулярно обновляется, а функциональность развивается.

Обычно такие сервисы имеют бесплатный пробный период либо бесплатную пробную функциональность.

Примеры — онлайн-библиотеки и кинотеатры вроде IVI и Apple.TV.

В эту же категорию условно можно отнести модель монетизации Freemium. Тогда пользователи получают доступ к минимальному набору функций бесплатно. А полноценная версия доступна только за деньги.

Например, платформа для веб-аналитики SimilarWeb — удобный сервис для проведения анализа трафика на сайтах конкурентов при интернет-продвижении. Однако бесплатно там можно увидеть только поверхностную информацию: количество пользователей за период и рейтинг сайта. Если же нужна глубокая аналитика, то необходимо оформить подписку.

На чем зарабатывает стартап

На регулярных платежах от пользователей, если ваш сервис действительно удовлетворяет потребности клиентов и содержит контент, бесплатный доступ к которому затруднен.

Дополнительно может использоваться монетизация за счет встроенных покупок, как это делают онлайн-кинотеатры при выходе новых фильмов.

Подводные камни

  • В России еще не развита культура платы за контент, поэтому переход на расширенную платную версию все еще незначительный.
  • Длительный выход на окупаемость. Чтобы набрать достаточное количество постоянных платящих пользователей, придется запастись терпением и маркетинговым бюджетом. При этом, чтобы удержать пользователей на старте, придется еще и хорошо вложиться в разработку.

Как обойти подводные камни

Чтобы пользователь регулярно платил за пользование продуктом, нужно предложить ему действительно уникальную ценность. А значит, придется внимательно изучить аналоги или найти пустующую нишу.

Так, например, сделал стартап TerraManta, для которого мы разрабатывали интерфейс мобильного приложения и веб-сервиса для трейдеров. Они сделали аналитическую базу всех новостей и мировых событий, которые влияют на стоимость нефти. Просматривать и анализировать новости о событиях, которые могут повлиять на курс нефти, — обязательная часть работы любого трейдера. Этот продукт значительно упростил работу тем, кто профессионально играет на разнице цен на нефть.

Часть статистики можно смотреть бесплатно. После того, как трейдер какое-то время пользовался free-версией, он понимал удобство TerraManta по сравнению с привычным серфингом по новостным порталам. В итоге пользователю было легче перейти на полную платную версию сервиса. Ведь он видел реальную пользу от использования приложения.

3. Продажа приложения и лицензия: функциональность для конкретных задач

Какая потребность есть у пользователей

Людям нужен продукт, который помогает эффективнее работать, анализировать информацию и принимать решения. Сейчас эти задачи выполняются набором нескольких разных инструментов.

Лучший пример — CRM-системы, которые часто заменяют связкой таблицы Excel, Google-календарем, почты и записной книжкой, в результате чего информация оказывается разрозненной.

Одна CRM-система объединяет функциональность нескольких инструментов: таблиц Excel для учета клиентов, календаря для постановки и планирования задач, почты и мессенджеров.

Какой продукт решит проблему

Чаще всего это облачные решения, которые позволяют командам совместно работать над задачами. Либо сервисы и приложения, разработанные под конкретную профессию или процесс.

Пример таких приложений — корпоративные порталы и сервисы совместной работы. Или уже упомянутые CRM-системы.

На чем зарабатывает стартап

Стартап зарабатывает на продаже лицензии в зависимости от количества пользователей.

Еще один вариант — продажа франшизы, когда однажды разработанный продукт тиражируется. Пример заработка на продаже франшизы — платформа для разработки сайтов Битрикс.

Или, например, КОМИАЦ — Кемеровский областной медицинским информационно-аналитический центр — продает программное обеспечение и информационные системы для больниц. Один из продуктов их экосиситемы — закрытое планшетное приложение для участковых врачей, которое предустанавливается на рабочие планшеты и дает доступ только по логину и паролю врача.

Подводные камни

Главная проблема этой модели монетизации — нужно создать по-настоящему уникальный и крутой продукт. Причем и технические требования к такому продукту довольно высоки: это отказоустойчивость, способность выдерживать высокие нагрузки, быстрое реагирование службы поддержки.

Еще важный момент: пользователи взаимодействуют не с технологией, а с интерфейсом. Поэтому необходимо уделить достаточно внимание проектированию и дизайну интерфейса.

Как обойти подводные камни

  • На старте уделите внимание реальным потребностям пользователей и поиску ниши, которую не закрывают конкуренты.
  • Подберите опытную команду разработчиков, которая поможет создать удобный и технически классный продукт.

4. Smart-технологии: делегировать часть задач IoT-устройствам

Какая потребность есть у пользователей

Пользователям приходится выполнять рутинные задачи, которые можно делегировать технике. Например, следить за расписанием запуска машин на производстве, делать дома уборку или передавать ежемесячно показания счетчиков.

Какой продукт решит проблему

IoT-решения с возможностью дистанционного управления через мобильное приложение или веб-сервис.

Известные примеры — техника Xiaomi, которой можно управлять с помощью приложения, или голосовой интерфейс колонки Алисы.

На чем зарабатывает стартап

Такие стартапы зарабатывают на производстве и продаже техники, а также — на поставке интерфейсов и программного обеспечениям производителям техники. В последнем случае это будет продажа лицензии или аутсорс-разработка.

Например, наш клиент — американский медтех-стартап работает по HaaS-модели (Hardware-as-a-Service, оборудование как сервис).

Компания поставляет оборудование для медицинских лабораторий, а в качестве дополнительного сервиса — предоставляет возможность удаленного управления оборудованием через мобильное приложение или LIMS-портал.

Подводные камни

В некотором смысле это самый сложный и затратный путь: нужно не только найти рынок и подобрать веб-технологии, но и разбираться в электронике. Кроме того визуальные интерфейсы IoT-продуктов чаще всего нестандартные, а значит пользовательские сценарии придется продумывать с нуля.

Как обойти подводные камни

В эту сторону стоит смотреть тем компаниям, кто уже занимается производством техники и хотят не упустить открывающиеся ниши, либо опередить конкурентов и завоевать новый рынок.

Тогда для старта стоит объединить свои компетенции в производстве электроники с командой разработчиков, которые помогут спроектировать программную часть продукта, разработают прошивку, интерфейс и приложения для дистанционного управления.

Что делать после того, как определились

Запуск IT-сервиса — всегда рисковая затея. Чтобы он выстрелил и начал приносить доход должно сойтись несколько моментов:

  1. Найти проблему, за решение которой люди готовы платить, их Jobs to Be Done.
  2. Понять, с помощью какой функциональности можно решить эту проблему.
  3. Определить модель монетизации: за счет чего конкретно бизнес будет зарабатывать.
  4. Собрать команду для разработки и продвижения продукта.

Пробел в одном из этих пунктов приведет к тому, что стартап пополнит статистику: 9 из 10 новых IT-компаний так и не начинают зарабатывать.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/u3sR', text: 'Познакомьтесь с нашими проектами поближе 👀', button: 'Открыть кейсы', color: '#e6e6e6', textColor: '', img: 'cba9d7af-106a-5987-b37f-a9fcea6fbfbb', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
3 комментария
Matviy Kobets

В точку! Сэнк

Ответить
Развернуть ветку
Александр Бычковский

Привет 🙋‍♂️
Почему ЦифроАрбата нет в апсторе?

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Ребята в прошлом году расширили географию работы продукта и сделали ренейминг. Теперь они называются «Кавёр»
https://apps.apple.com/ru/app/%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%88%D0%B0-%D0%BA%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE/id1437238902 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда