Сервисы
Factory5

Как с помощью умных алгоритмов повысить маржинальность логистической компании

Клиентская история от компании Factory5 (входит в группу Ctrl2GO) по оптимизации логистических цепочек, в которой команда рассказала о сервисе консолидации для снижения стоимости перевозок.

Исследуя рынок промышленной логистики, команда F5 Devs — лаборатории цифровых решений от Factory5 — пришла к выводам: предприятия с собственными логистическими ресурсами не всегда могут равномерно распределить нагрузку на инфраструктуру, что приводит к высокой стоимости владения активами. В свою очередь, предприятия, которые отдают управление собственной логистикой сторонним компаниям, как правило, ограничены несколькими поставщиками, и сложностью их взаимодействия и поэтому не всегда могут гибко управлять своими затратами на логистику

Альтернативой является использование логистической платформы, которая закрывает все логистические потребности клиентов в полном объеме — транспортировку, экспедирование, складирование, и где компания может гибко формировать логистическую цепочку под каждую конкретную задачу. В качестве примера можно привести нашего клиента, для которого реализован ряд сервисов для эффективного управления цепями поставок через совместное использование логистических активов.

Продукт клиента — цифровая платформа логистики промышленных грузов, обслуживающей логистические потребности компаний внутри холдинга ТМХ, а также других клиентов. Компания играет роль экспедитора, то есть, не обладая собственными складами и транспортом, она предоставляет IT-платформу, где свободно торгуются заявки на перевозку грузов и предложения перевозчиков.

Список сервисов, которые F5 Devs разработали для логистической платформы

Сегодня речь пойдет о сервисе консолидации. С помощью этого сервиса достигается ключевой эффект платформы — сокращение стоимости перевозок.

Зачем нужна алгоритмизация?

Процесс работы с клиентами в компании устроен следующим образом: на платформу приходит заявка на перевозку из точки А в точку Б. В самой заявке есть набор параметров: по грузу — вес, габариты, тип груза, по перевозкам — адрес и время забора груза, адрес доставки.

Получив заявку, логист должен простроить маршрут доставки, учитывая ряд ограничений и дополнительных факторов, затем выбрать перевозчика. Пример таких ограничений: способ погрузки, габариты груза, свободная площадь склада и т.д. В общей сложности следует учитывать ±40 параметров. Из-за сложности процесса составление одного маршрута из множества заявок может занимать 1,5-2 часа времени логиста.

Ограничения, которые учитывает алгоритм при комбинировании заявок

Ни один человек не в состоянии эффективно держать в уме такое количество факторов. Поэтому зачастую заявки обрабатываются по отдельности и, как следствие — не всегда получается объединить нужное количество заявок, чтобы утилизировать заказываемый транспорт полностью, что влияет на конечную стоимость перевозки. При расчете на одну заявку стоимость недозагруженной машины для экспедитора выше перевозки полностью загруженным транспортом.

Перед нами стояла задача — разработать связку алгоритмов, которые могли бы помочь логисту эффективно сформировать перевозку и точный маршрут за несколько секунд.

Как работает алгоритм?

Алгоритм оптимально распределяет заявки для того, чтобы сократить расходы на логистику за счет формирования маршрутов с учетом попутных грузов и складов временного хранения.

Схема работы алгоритма консолидации

Решение работает следующим образом:

  • Сначала определяется набор правил для формирования комбинаций из заявок для рассмотрения. Например, мы знаем, что от Москвы до Уссурийска 9100 км, поэтому не будем пытаться объединить две заявки Тверь-Москва и Уссурийск-Улан-Удэ. Также существуют подобные ограничения: например, мы знаем, что ТМЦ «Колодка тормозная» из Улан-Удэ занимает все пространство кузова ТС до 20Т, поэтому такую заявку мы не комбинируем с другими и отправляем отдельной машиной.
  • После этого формируются первые комбинации в зависимости от возможного эффекта, то есть сравнивается стоимость отдельной перевозки и ее удельная стоимость в случае комбинации;
  • Если стоимость в комбинации ниже, чем стоимость отдельной перевозки, то комбинация выгодна. В каждую выгодную комбинацию добавляются дополнительные заявки таким образом, чтобы расширенная комбинация была еще выгоднее;
  • Из каждого набора консолидированных маршрутов отбирается определенное количество «лучших» комбинаций;
  • После этого составленные комбинации обрабатываются «жадным» алгоритмом, при этом одна заявка участвует только в одном маршруте. Таким образом в качестве выходных данных сервис отдает комбинации с наибольшим эффектом.

Построив алгоритм, мы сначала стали объединять заявки на перевозку груза с учетом попутных и кольцевых маршрутов. Затем подключили склады – дополнительно к данным из алгоритма консолидации добавляются данные по складам: список складов и места их расположения, а также дополнительные данные: свободная площадь, возможность бронирования, время работы, ограничения на проезд и т.д. Теперь клиент может накапливать грузы на складе, затем развозить на полностью загруженном транспорте до конечного потребителя.

Что это дало клиенту?

Основная работа алгоритмов происходит «под капотом»: логисты видят привычный для них интерфейс платформы с небольшими доработками. Функционально — клиент получил сервис, формирующий список маршрутов из последовательности событий.

Интерфейс работы с сервисом консолидации

В результате работы алгоритма к каждому скомбинированному нами маршруту добавляется 15-60% выгоды. Такой масштабный эффект достигается за счет:

1. Cнижения порожнего пробега.

Модель анализирует возможные загрузки по пути следования, выбирает оптимальный вариант, рассчитывает холостой прогон и строит маршрут с учетом попутных загрузок, что в совокупности снижает процент порожнего пробега.

2. Максимальной загрузки машины.

Аренда полностью загруженного транспорта обходится дешевле, а также использование грузов разных заказчиков в одной машине уменьшает стоимость машины на километр.

{ "author_name": "Factory5", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 13, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 200951, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 26 Jan 2021 17:33:30 +0300", "is_special": false }
0
4 комментария
Популярные
По порядку
0

ВЫ ИЗОБРЕЛИ ПЭК?

Ответить
0

Созданием «ПЭК» для промышленности занимается клиент. Мы же делаем сервис для первой/магистрали/последней мили с нелинейной функцией ценообразования, о чем позднее также расскажем. 

Ответить
0

Исправьте заголовок, правильно
"Как с помощью умных алгоритмов повысить маржинальность транспортной компании"
В заметке речь сугубо про доставку, перевозки и это всего лишь часть логистики в целом.
Почему-то  в головах вечно "логист". А по факту это транспортный логист. 

Ответить
0

Господа, все это ерунда ваши Айти-кряхти. в 2021 повышают маржинальность ПЭК и буквально сегодня Байкал-сервис, а ранее НеДеловые...

груз отправителем взвешивается и обмеряется, считается в системе логистической компании расчет тарифа из которого и исходит клиент. Возможны отклонения 1-3%, не более.

после сдачи груза он после обмеров транспортников почему-то вдруг увеличивается по объему на 30-50% и счет автоматом выставляется клиенту. Если клиенту "до буя", то он оплатит и не заметит. вот она доп. маржа. А если нет, то перемерят и даже не извинятся, перевыставят счет на плюс-минус то что и должно было быть. Деловые линии - 2 раз, больше не стали, ПЭК - 3 и 5 раз. Байкал-сервис - +30%, ушли перемерять.

А потом они будут по интернетам вещать как им трудно и тяжело искать клиентов, цыганям поганым... Ни одна горячая линия и манагеры ничего не может сделать, это просто система.  И на ней надо сидеть и контролировать их теряя по несколько дней на все этих перемеры. В т.ч. срывая сроки изза этого ПЭК, Деловые. "Вы же попросили перемерять", ессно, почему платить +30% за воздух...с каких таких радостей.

Руководство там видимо вкурсе и kpi на это у всех заточен на складах...

Ответить

Комментарии

null