Бизнес-бот как идея для стартапа. Не все так просто. Часть 1

Всем привет, меня зовут Влад, я сооснователь сервиса AssistBot. Наконец набрался смелости для того, чтобы показать наш проект самой продвинутой и критичной публике рунета. Рассказать о факапах, которые поджидали нас на каждом шаге.

Немного про сам сервис

Если вкратце, это бизнес-бот в Telegram (Slack, MS teams) который, как нам кажется, может сэкономить время на рутинных отчетах в команде, не используя сложного софта.

Многие компании в технологической и не только сфере, сталкивается с необходимостью проведения совещаний, работая над проектами заказчиков, мы обнаружили что временные затраты на проведение однотипных онлайн встреч неэффективно тратит время большого кол-ва людей, стоимость человеко-часов которых ложится тяжелым бременем на общий бюджет.

Математика такая: команда из 20-ти человек в среднем тратит 3 часа в неделю на совещания в разгар работы над проектом. 12 часов в месяц, 144 часа в год, 18 полных рабочих дней в год 20 человек тратят на коммуникацию без учета времени подготовки к совещаниям. Если мы представим, что каждый из этих людей получает 2000р. в день, за 18 дней вся компания потратит 720 000р.

Обратив внимание на то, что вопросы на летучках задаются однотипные: что было сделано с момента последнего совещания? Что в работе? Что будет сделано до следующего дня? Какие "узкие" места в процессах мешают реализации? Какова мотивация и т.д. Список может меняться от команды к команде, однако этот периодический процесс совершенно точно поддается автоматизации.

Наш сервис позволяет создать опрос, настроить частоту и время запуска, выбрать подразделения. В назначенное время бот опрашивает каждого сотрудника через привычный для них мессенджер, а назначенные администраторы получают отчет в виде аналитики в личный кабинет (почту, телеграмм-канал).

Также с задачами: создаете задачу, назначаете ответственных, устанавливаете дедлайны. Бот в свою очередь с заданной периодичностью напоминает сотрудникам что на них висит задача, оповещение перестает приходить после того, как сотрудник отчитывается о выполнении задачи. Реализована возможность проводить анонимные замеры репутации, голосования любых типов, запускать на базе опросов тесты, прикладывать к ответам документы и фотографии.

Сотрудники подключается к боту по ссылке-приглашению, если мессенджер лёг- есть возможность сдать отчет в личном кабинете.

Как-то так, готов выслушивать критику о том, что есть Trello и Jiro, а на стендап-митингах команда должна общаться 😊

Эпизод 1. Белорусы – скрытая угроза, или как мы оформляли юридическое лицо.

Нас три учредителя, два белоруса и один гражданин РФ. Т.к. мы нацелились работать на международном рынке, просто пойти открыть ООО в России или стать резидентом Парка Высоких Технологий в Беларуси был не вариант. Самым оптимальным по затратам и налогам – открытие OU в Эстонии.

Дистанционное открытие стоило порядка 600 евро через юристов. Этот этап прошел достаточно гладко, за исключением того, чтобы заверить все документы приходилось ездить в другой город, а стоимость отправки документов через UPS из Беларусь в Эстонию (600 км) стоило 80 евро. Дешевле было отвезти самому на машине, если бы не карантин. В итоге со всеми свистоплясками и подготовкой документов открытие юридического лица заняло чуть более 3-х месяцев.

Стоит отметить, что выходцы из Беларуси или России, метящие на рынок Евросоюза, так или иначе столкнуться с тем, что общее отношение к нашим инициативам в Европе очень подозрительное. Череда скандалов с отмыванием денег на территории ЕС, санкционные новости и общий новостной фон в наших странах ставит на нас негласную метку High Risk. И действуют наши иностранные партнеры в этом случае по известной схеме: «то ли он шубу украл, то ли у него шубу украли, но что-то с ним не чисто». И если вам удается пройти первый этап с регистрацией компании - не расслабляйтесь и добро пожаловать во второй эпизод.

Эпизод 2. Атака вопросами, или как мы подключали платежную систему.

Нам было важно чтобы корпоративный и личный счет был в одном месте, а т.к на любом международном платежном сервисе отношение к белорусам предвзятое, выбор был не велик.

В принципе, начало процесса не предвещало проблем, до того момента пока мы не запросили оплату картами и не пришлось взаимодействовать с европейским банком. Нужно сказать, что не взирая на оперативную работу сотрудников платёжного сервиса, объем задаваемых вопросов увеличивался с каждым письмом.

Требования к сервису и документам учредителей приходили списками, в каждом из которых было не менее 20 (!) пунктов, каждый из которых необходимо выполнить, доказать и обосновать. Вопросов по техническим моментам к нам не было, но они настойчиво требовали ответ по любой мелочи: почему на сайте телефонный номер США? Подтвердите физический адрес офиса в Эстонии. Кем вам приходится арендодатель офиса? Есть ли у кого-то из бенефициаров навыки в IT? Отправьте документы с соответствующим образованием. Как связаны участники проекта с теми проектами которые удалось найти контрольному отделу в поисковых сетях?

Мы собирали все возможные заверенные нотариусом документы, но и там находились какие-то мелочи. Нам казалось, что над нами висит красный флажок. Мы уже начали опускать руки и рассматривать другие варианты, но, через полтора месяца долгой переписки мы все-таки получили одобрение. Выдохнули…

Эпизод 3. Атака на техподдержку. Как мы пытаемся продвигаться с минимальным бюджетом.

Ура, наконец-то мы можем работать. Как вы поняли из моего бомбления на цену отправки документов - бюджет у нас ограничен от слова "совсем".

Запускаем контекст на Google и Яндекс, наблюдаем… Движений минимум, цена кликов на некоторые фразы из категории «системы контроля сотрудников» стоят несколько долларов, такие мы себе позволить не можем. Берем более бюджетные запросы: «создать опрос телеграм», «голосование телеграм» и т.д. Со временем мы понимаем, что все эти запросы холостые, человеку не интересны наши бизнес-примочки для телеграм.

Пообщавшись несколько раз с технической поддержкой Яндекса, стало понятно, что они активно пропагандируют свою новую стратегию «цена за конверсию», где нейросети Яндекса в состоянии сами определить нашу ЦА. Окей, запускаем такую стратегию на медийную сеть (баннеры). Первый день: 200 переходов, 0 регистраций. Смотрим в чём проблема: огромное количество переходов с нулевой активностью с Камбоджи, Туркменистана, Молдовы и т.д. Снова корректируем и наблюдаем. Пока с этого источника ни одной регистрации, но будем наблюдать. Говорят, ему нужны месяцы чтобы раскачаться.

Также мы запустили рекламу на Facebook. По ней с нашими бюджетом активность минимальная, но отдельно хочется сказать про модераторов объявлений на русскоязычном фб – бОльших слоупоков я не встречал нигде. Зачастую ждать одобрения приходится более суток. Для сравнения: мы пробовали запускать таргетинг на Малайзию, там модерация занимает около 10 минут! Выводов по этому источнику пока делать рано, наблюдаем. Если эта статья вам понравится, расскажу о наших подвижках в следующих выпусках.

Как оказалось, на раннем этапе самым эффективным инструментом продвижения (по крайней мере в нашем случае), оказалось личное точечное общение с людьми, которые ищут похожий инструмент. Первых лидов я нашел в группе техподдержки схожего сервиса, который ушел на покой. Человек вступает в группу, спрашивает: «есть кто живой?». Тут в дело вступаю я и говорю, что «полномочия сервиса все» и «есть неплохая альтернатива». Источник не бог весь какой масштабный, но эффект всё же есть 😊

Еще одним способом был Linkedin. Знаю, что в России он заблокирован, но я из Беларуси и с этим проблем у нас нет. Там я нацелился на публику Scrum мастеров, которые, как мне казалось, смогут максимально оценить возможность проводить стендап-митинги через мессенджер. Написав порядка двумстам agile мастерам (за большее сервис требовал 45 евро), стало понятно, что классический Scrum Master не совсем наша ЦА, и вообще дополнительного софта они внедрять не хотят.

Эпизод 4. Новая надежда.

Параллельно всем моим телодвижениям, я имел наглость писать популярным бизнес-блогерам в инстаграм, с предложением о сотрудничестве. И каково же было мое удивление, когда один из крупнейших (около 900 тыс. подписчиков) медийных бизнесменов ответил и предложил сделать созвон по зуму.

Сама встреча прошла достаточно продуктивно, мы получили обратную связь и договорились о том, что вернемся с результатами через месяц. Но самое главное - он искренне хотел как-то нам помочь и предложил сделать бесплатную публикацию в сторис. От нас требовалась картинка или видео.

Заготовок видео у нас не было, за несколько часов наш СTO из картинок на сайте собрал ролик, и мы стали ждать час X.

Всплеск активности был, но выхлоп оказался гораздо меньше ожидаемого. Мы получили до 10 регистраций и проявление интереса в личке инстаграма.

Низкую реакцию я объясняю двумя причинами:

1) Отсутствием ссылки в сторис. Многие думали, что за этим инструментом нужно было приходить ко мне в личку;

2) В 15 секундное видео мы впихнули информацию обо всём, что умеет сервис, а нужно было рассказать какую проблему решает.

В любом случае, хочу передать ему большое спасибо. Скорее-всего он этого и не увидит, но сам жест был крайне благородным!

Эпизод 5. UX наносит ответный удар.

Как нам казалось, наша ЦА достаточно продвинутая, и проблем с настройкой сервиса у них не возникнет. Но людям было тяжело даже ввести два раза пароль и подтвердить регистрацию с одного и того же устройства. Смотря на количество настроек опроса, многим кажется, что мы перемудрили, однако изначально хотелось сделать как можно больше фич и учесть потребности копаний любого размера.

В сухом остатке: наш сервис функционирует около двух недель, у нас порядка 80 регистраций и около 15 добавленных компаний, нормально пользуются около 7…

В ближайших планах: определиться с ЦА и с ростом метрик начинать поиск инвестиций.

Если данный путь кому-то покажется интересным, с удовольствием вернусь через пару месяцев и расскажу что у нас получилось.

Спасибо всем, кто дочитал до конца, буду рад ответить на вопросы и принять ваши пожелания!

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Anton Lazovskiy

Такое ощущение, что все по классике: придумали проблему, никак не провалидировали ее, зачем-то вложились в подключение оплаты.. На шаге валидации вы бы как раз обнаружили, что не сможете подтвердить не только гипотезу ценности, но и гипотезу роста, с чем в итоге вы и столкнулись при попытках найти трафик.

По сервису: как уже сказал, не понятно какая проблема решается. Стендапы и ценны тем, что позволяют обсудить проблемы, блокеры, вскрыть конфликты. При этом важно, что на нем присутствует вся команда, сразу можно уточнить в чем суть проблемы, узнать мнение остальных участников. Делать это гораздо проще и быстрее как раз вербально. Почему вы думаете, что условному разработчику будет быстрее написать статус, чем рассказать его словами?

Ничего не имею против вашего стартапа, но вопросов тут хватает.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Муравьев
Автор

уверенности нам придавали схожие зарубежные сервисы с 15к+ подключенными компаниями. А что касается вашего тезиса про стендап-митинги: некоторыые вопросы однозначно решаются только вербально, наша же задача оптимизировать именно рутинные повторяющиеся вопросы, при этом не напрягая внедрением лишнего софта. Да и свет клином на программистах не сошелся :)

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kiselev

А можете дать пример схожих сервисов? На первый взгляд идея так себе. Надо либо все затаскивать к себе (структуру компании, фио и контакты сотрудников, график отпусков, задачи и прочее-прочее), выходит условный битрикс24 с интерфейсом для сотрудников через телеграм. Либо делать максимально простой вариант бота, который обозначенных людей опрашивает автоматом  в заданное время и скидывает результат на всех. 

Первый вариант смотрится бессмысленным, веб/мобильный интерфейс удобнее и на рынке куча подобных систем.

Второй вариант проще за вечер под пиво под свою команду самому сделать, чем искать готовое решение и разбираться подойдёт или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Муравьев
Автор

DailyBot, Standuply, GeekBot.  У нас уже реализована структура компании, график отпусков, время работы, часовой пояс и т.д.  Сотрудник может это заполнить, а может и нет. При присоединении сотрудника по ссылке, основные данные автоматически заполняются.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Lazovskiy

А почему тогда начали с телеги и рекламы в ЯД? И почему думаете, что опыт из US можно прозрачно перенести на RU-сегмент? 

Логичней тогда начинать со Slack или Teams и таргетироваться на зарубежный рынок, плюс попасть  в локальные маркетплейсы этих мессенджеров => получить немного органики.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Муравьев
Автор

Телеграм растет, те кто использует его для бизнеса, в том числе. Опыт +/- один и тот же. Да и хотелось, прежде чем активно выходить на англоязычную аудиторию, проработать все моменты на родном рынке.
Про локальные маркетплейсы полностью согласен!
А про рекламу даже не знаю что сказать, опыта в этом мало, тестируем :)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вечкасов - Маркетолог
Да и хотелось, прежде чем активно выходить на англоязычную аудиторию, проработать все моменты на родном рынке.

Менталитет разный, не сверялись с этой гипотезой? Если в них это в ходу, не значит, что у нас тоже будет в ходу.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Муравьев
Автор

Тестируем все гипотезы. И для нас англозычный рынок в перспективе является основным.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Lazovskiy

Рост конечно же есть, но тут уже нужно смотреть на сколько активно именно бизнес использует телегу. Я тут точно не эксперт, но сдается что на западе ИТ-компании не сильно используют телеграм как тул для работы внутри команды.

А вот MS Teams, кмк, уже намного перспективнее Slack за счет интеграции с офисом, да и он идет бесплатно к Office 365, что автоматом практически ставит крест на внедрении Slack у компаний, которые используют Office 365.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Муравьев
Автор

Именно поэтому мы начали тестировать с Телергам на русскоязычном рынке и уже работаем над присоеденением MS teams для всех рынков ;)

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka
Говорят, ему нужны месяцы чтобы раскачаться

Нет, это вам нужны месяцы, чтобы понять, что вас имеют за ваши же бабки 🤭

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Муравьев
Автор

Не исключено 😂

Ответить
Развернуть ветку
Walter Avarelli

«Наконец набрался смелости для того, чтобы показать наш проект самой продвинутой и критичной публике рунета.»

Прогиб засчитан :)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Муравьев
Автор

Это очень близко к истине :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Муравьев
Автор

Хабр кажется уж совсем технически направленным, а здесь удавалось пару полезных советов выцепить :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Муравьев
Автор

мы только разобрались с регистрацией компании и тестируем с рекламой в рф, VAT нужен для продаж в ЕС, поэтому эту задачу еще предстоит решить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Корхов

Зарегистрировался, попробовал пользоваться - для меня оказалось сложновато с настройками. Часть функционала дублируется с crm системой (постановка задач), остальная часть слишком мала для интеграции нам(хотя мы и не очень показательны). Возможно есть смысл Вам смотреть в сторону компаний, которые сильно взаимодейтвуют со слэк? Англоязычный рынок? 
И посмотрите в сторону интеграций с другими системами CRM, чтобы напоминание какие в телеграмм кидать :)
Успехов!;)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Муравьев
Автор

Спасибо за фидбэк и что не поленились зарегистрироваться!  С англоязычным рынком однозначно будем работать, мы белорусы по-другому не умеем :) Буду благодарен если поделитесь, какого именно функционала вам не хватило?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Ольхов

Мне не понятно какие задачи автоматизирует бот.
Согласен выше с ответом, что стендапы важно проводить голосом, иначе коммуникация и взаимопонимание теряется у команды. Особенно сейчас во время короны по статистике, персонал хочет больше живого общения и личных встреч.
Возможно для бекофиса подойдёт.
Мне думается, что вам нужно расписать какие конкретно решает бот задачи, для каких компаний и для каких отделов, тк додумывать не хочется зачем приблуда, а значит мимо пройду. Ценность сходу увы не очевидна, по крайней мере для меня.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Муравьев
Автор

Спасибо за мнение, обязательно распишем.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вечкасов - Маркетолог

Если начальных азов проведения стендапов нет, не могут проговорить это голосом за 1-2 часа и не тратили на это ранее по 1-2 часа, то хоть расстреливай, эффекта от всяких текстовых стендапов будет 0.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Kuznetsov

за открытость и готовность делиться респект! 

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Муравьев
Автор

Спасибо 🙏

Ответить
Развернуть ветку
Oleg K

Привет, автор. Спасибо за статью! Ответь на пару интересующих меня вопросов если не сложно.

Почему приняли решение регистрировать компанию в Эстонии?
Какое там налогообложение для IT стартапов?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Муравьев
Автор

И вам спасибо! 

1) сравнительно небольшая стоимость дистанционного открытия;
2) возможность после открытии счета подключить Stripe;
3) возможность очень долго не платить налог на прибыль в случае ее рефинансирования в деятельность компании;
4) безналоговый статус при обороте до 40 тыс. евро в год;
5) упрощенный доступ к ресурсам европейских венчурных фондов и общественных организаций выдающих гранты.

по последнему пунтку можно тут глянуть, раздел Digital Economy: https://cordis.europa.eu/

Ответить
Развернуть ветку
Серж Фурсов

Ребят без обид, прочитал вроде внимательно но не фига не понял, что делает ваш продукт, так много воды. У вас и с конверсиями из-за этого проблема.  Делайте проще. Удачи вам с продвижением .

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Муравьев
Автор

Статья была написана для рубрики "личный опыт", но потом её перенесли, поэтому про сервис изначально не собирался подробно расписывать. 

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nenznaskiy

Классическая схема..

До того, как что-либо разрабатывать, открывать фирмы и прочее: рисуете лендинг на тильде за 2-а дня и пытаетесь сделать 5-ть продаж. Через неделю понимаете, что не продаётся, проблемы нет, платить не хотят, рынка нет и т.д....  потом повторяете этот процесс N раз до получения удовольствия.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Муравьев
Автор

Наличие реальных пользователей за 2 недели тестовой работы без бюджета на продвижение, говорит в пользу идеи. Зарубежные аналоги тестируют данную гипотезу годами и подтвердили ее многократно :)

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nenznaskiy

Наличие первых клиентов говорит лишь о малом.
Вы взяли западную версию продукта, для которого PMF (product market fit) может быть совершенно другим. Их стратегия привлечения может на 100% не верифицироваться на рынке СНГ.  

Из десятков тысяч успешных западных компаний, можно найти не более нескольких десятков компаний, модель которых без существенных изменений смогла прижиться в России. Это тысячные доли процента...

Я не критикую вас оголтело, но нужно еще очень многое сделать...

Для примера: стоимость CAC вы должны были выяснять еще этапе проверки юнит-экономики, но по вашему описанию поиска клиентов видно, что вы не знаете ваш целевой CAC, вы не знаете и не верифицировали ваши каналы привлечения, досягаемый объем рынка по каналам и прочее..

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Муравьев
Автор

Может окрас статьи получился такой, что мы жалуемся, но это не так, изначально как я уже упоминал, статья писалась для рубрики "личный опыт" и наш основной рынок - запад.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Скажите пожалуйста, а assistbot.ru - это тоже ваш продукт? Или ваше только assist-bot.com/ru и к "без дефиса" вы отношения не имеете?

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда