{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Абонентов меньше, а выручка больше. Как МТС это делает и что за сервисы внутри цифровой экосистемы

Вы в блоге Heads and Hands — в доме цифровых экосистем, супераппов и веб-сервисов. Мы их создаем и исследуем, рассказываем про пользовательский опыт и мобильную коммерцию. Вступайте, чтобы быть в курсе и подписывайтесь на наш Telegram-канал.

В прошлой статье мы разбирали крупнейшую индийскую телеком-экосистему Jio: рассказали историю трансформации, показали суперапп, бизнес-сервисы и мобильные приложения компании. После статьи 47% читателей проголосовали за разбор цифровой экосистемы МТС. Поэтому сегодня говорим про нее и обсуждаем:

  • математику экосистемы
  • интерфейсы мобильных приложений
  • карту цифровых сервисов
  • бизнес-инструменты

Экосистемная стратегия позволяет терять абонентов

МТС — единственный российский оператор, который нарастил выручку во втором квартале 2020 года: в том квартале россиян закрыли на карантин и обязали работать из дома. Выручка МТС выросла на 0,8%, хотя абонентская база сократилась на 1,2%.

По итогам 2020 года МТС потеряла 600 тысяч абонентов и сократила абонентскую базу до 78 млн. Но совокупная выручка увеличилась на 4,5%. Рост выручки при снижении абонентской базы — не аномалия. Это влияние новой стратегии МТС — развивать цифровую экосистему.

Оператор представил стратегию Customer Lifetime Value 2.0 в 2019 году и выделил четыре бизнес-вертикали: телеком, финтех, медиа, облачные услуги и цифровые решения для корпоративных клиентов. При этом ядром экосистемы остался телекоммуникационный бизнес. А различные сервисы просто дополнили его.

Все четыре вертикали решают одну главную задачу: наполняют экосистему своими и партнерскими сервисами и увеличивают число абонентов, использующих несколько продуктов МТС. Таких абонентов мы назовем экосистемными.

Один экосистемный абонент заменит трех обычных

МТС увеличивает количество экосистемных абонентов, чтобы увеличить средний чек абонента и общую выручку. В 2019 году экосистемный абонент приносил минимум в два раза больше обычного клиента. И при такой динамике МТС, увеличивая количество экосистемных абонентов, увеличивает общий доход и не замечает потери в общем количестве абонентов.

Посмотрим на примере. Предположим в МТС два типа абонентов:

  • обычный — пользуется базовым тарифом на мобильную связь и платит за нее 350₽ в месяц
  • экосистемный — пользуется мобильной связью, смотрит телепередачи через «МТС ТВ», читает книги в «МТС Библиотеке», смотрит фильмы через ivi, а в наушниках играет «МТС Music». Сервисы вместе стоят 1250₽ в месяц

В Москве и Санкт-Петербурге 350₽ — это стоимость базового тарифа с мобильным интернетом и пакетом бесплатных минут. Но если подключать «НЕТАРИФ» и выбрать разные развлекательные опции, то получится около 1250₽ в месяц. Значит один экосистемный абонент приносит компании больше, чем три обычных. Согласно стратегии МТС в 2019 году среди абонентов было 1,3% экосистемных, а в 2022 году должно стать 40%:

Если рассмотреть 1000 случайных абонентов, то по статистике среди них будет 13 экосистемных и 987 обычных в 2019 году, и 400 экосистемных и 600 обычных в 2022 году. Посчитаем, сколько заработает МТС на таких абонентах в разные годы:

Если МТС увеличит количество экосистемных абонентов до 400 к 2022 году, то они принесут компании почти на ₽150 000 больше, чем приносила целая тысяча абонентов в 2019 году. Получается, что компания может потерять 600 абонентов за три года, но заработает даже больше. Это результат экосистемного развития компании.

Расчеты упрощенные, и мы не учитываем множество факторов: затраты на поддержку и развитие сервисов, интеграцию с партнерами, комиссии и прочее. Но мы не учитывали и рост тарифов, экономию на привлечении новых клиентов и снижение рисков за счет доходов от разных отраслей.

Давайте посмотрим, что уже есть в экосистеме МТС:

Подробнее про планы и экономику МТС:

Главное приложение

В экосистеме МТС больше 30 различных приложений. «Мой МТС» — основное. Через него пользователь пополняет счет, управляет тарифом и подключает различные услуги. В нем есть чат поддержки, статистика расходов и виджеты на главном экране, которые отправляют в другие приложения экосистемы:

«Мой МТС» — классическое приложение с ограниченным функционалом. Это не суперапп, который объединяет сервисы с похожими бизнес-задачами и пользовательским опытом. Например, компания могла добавить новостной слайдер со сториз на главный экран. Или интегрировать голосового помощника, который будет делать переводы и управлять услугами. А экран со партнерскими сервисами, которые управляются аналогично иконкам на домашнем экране смартфона, стал бы отличным дополнением и повысил лояльность аудитории.

Единый ID

В экосистеме JIo использовать сервисы могут только абоненты. Авторизация происходит через номер телефона — он же единый ID. В МТС другой подход — абоненты любых операторов могут пользоваться сервисами экосистемы. Так компания пытается охватить большее количество пользователей и переманить аудиторию конкурентов.

В своей стратегии МТС фокусируется на создании лучшего клиентского опыта за счет глубокого персонализированного подхода на основе искусственного интеллекта, аналитики больших данных и единого клиентского ID. И ставит задачу — обеспечить бесшовный комфортный переход между цифровыми витринами и продуктами.

Но сейчас экосистемный абонент, использующий несколько сервисов МТС, хранит в смартфоне десятки красных иконок и постоянно переходит между ними. И это не бесшовный опыт. Все приложения отличаются по форме авторизации: в некоторых нужно ввести номер телефона и получить смс-код, а в некоторых ввести символьный пароль. Иногда пройти обязательный онбординг и подписаться на рассылку. Но запомнить пару «логин-пароль» в смартфоне и авторизовываться в сервисах хотя бы по ней не получится:

Лайфстайл-сервисы

МТС развивает развлекательные сервисы в разных направлениях: музыка, книги, медиа, телевидение, афиша с возможностью купить билеты и получить кэшбэк. Компания сотрудничает с Apple Music, Spotify, ivi и облачными игровыми платформами. В будущем в приложении «Мой МТС» должны появиться сервисы Facebook, Twitch, TInder, ALiexpress и «Яндекс.Такси».

Оператор развивает ТВ-направление, позволяющее смотреть каналы, фильмы и сериалы. ТВ работает на всех платформах: смартфонах, планшетах, компьютерах, Smart TV и через веб-браузер телевизора:

МТС поставил амбициозную цель — обогнать все российские видеосервисы по числу подписчиков к 2023 году и привлечь 10 млн пользователей платного видеоконтента. Компания уже разрабатывает оригинальный контент, например сериал «Клиника счастья». Также экосистема запартнерилась с Universal Pictures, российскими киностудиями и «Первым каналом».

А на медиа площадке авторы МТС рассказывают про гаджеты, делают подборки и учат пользоваться интерфейсами новых iOS и Android устройств. Статьи содержат рекламные вставки и ссылки на товары из своего интернет-магазина. Контент помогает поддерживать и повышать лояльность клиентов, а связь с интернет-магазином — продавать больше продуктов.

Приложения e-health

МТС давно развивает собственный и партнерские медицинские сервисы:

  • «МТС Фитнес» — персональные планы питания и программы тренировок.
  • «МТС 120/80» — дневник здоровья для людей с сердечно-сосудистыми, легочными заболеваниями и диабетом.
  • «ДиаБаланс» — сервис помогает людям с диабетом: вести цифровой дневник здоровья, отслеживать уровень глюкозы, добавлять результаты замеров.
  • SmartMed — позволяет получить видеоконсультацию врача, записаться на прием в поликлинику или вызвать врача на дом.
  • Умный браслет HEALBE GoBe2 — автоматически считает калории, водный баланс, активность и качество сна.

Умный дом

Отдельным направлением экосистемы является умный дом, умные бытовые приборы и интернет вещей для бизнеса, разработчиков и производства. Для управления домом в МТС разработали умную колонку с голосовым помощником Марвином, приложение «МТС Smart Home», домофон с приложением и системы видеонаблюдения. Также компания сотрудничает с Яндексом и производит приставки для автомобилей. Все это позволяет закрывать самые разные бытовые потребности клиентов:

МТС для бизнеса

Компания предлагает разнообразные системы интеграции и сервисы для корпоративных клиентов. Это важная бизнес-вертикаль экосистемы. В 2020 году направление системной интеграции выросло на 14% год к году и принесло экосистеме ₽5,7 млрд. Здесь есть решения для малого и среднего бизнеса:

  • Workzen — трекер и планировщик задач
  • Inside Report — сервис для проверки контрагентов
  • МТС Касса — терминал, касса и мобильное приложение для приема платежей
  • МТС Estate — сервис для снижения налогов на недвижимость
  • МТС Маркетолог — сервис для привлечения клиентов
  • МТС Банк — расчетный счет для бизнеса
  • Loyalty GetMeBack — конструктор программы лояльности
  • Банковские гарантии — сервис для работы с госзаказами, МТС выступает как гарант бизнеса
  • Конструктор документов — сервис составления типовых документов из шаблонов

Например, так работает сервис LoyaltyGetMeBack, который помогает создавать электронные карты лояльности бизнесу. Клиенты добавляют карты в Apple Wallet или WalletPasses, получают бонусы и скидки за покупки. А владельцы бизнеса могут отправлять им гео-уведомления, поздравления, напоминания и начислять баллы лояльности:

Экосистема предоставляет доступ к мощным компьютерам для работы с ресурсоемкими приложениями, центрам хранения и обработки данных, облачным технологиям, IoT оборудованию, SaaS-платформе, технологиям BigData и единой корпоративной платформе для работы:

Все это позволяет экосистеме быть востребованной среди разных сегментов абонентов: от частных лиц до государственных заказчиков.

Что дальше

МТС ожидает рост выручки в 2021 году. Это должно произойти за счет прироста пользователей новых продуктов и сервисов, а также восстановления от последствий пандемии — снижения потребления роуминга и потерь в корпоративном сегменте.

Также МТС готовится к пятому поколению мобильной связи — 5G. Оператор уже тестирует пользовательские сети в Москве и Санкт-Петербурге. Например, в Москве сеть работает в 14 тестовых локациях города.

С точки зрения мобильной интеграции МТС предстоит развивать бесшовность и омниканальность для своих продуктов и пора задуматься о разработке супераппов для разных бизнес-вертикалей.

0
77 комментариев
Написать комментарий...
Илья Дёмин

За столько лет у меня выработолась стойкая неприязнь к МТС. Сервисами МТС не буду пользоваться ни при каких условиях, сразу в чёрный список.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Цыплухин

Давайте на площадке про бизнес попробуем обсуждать материалы с точки зрения бизнеса и цифр, а не личных предпочтений, на которые, конечно, каждый имеет право.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

С точки зрения бизнеса, это вообще ахинея. Ну вот у нас есть 100 человек, которые платят по 100 руб., а мы хотим 500 человек, которые платят по 10000 руб. Почему, с чего, что у нас по конкурентам, что у нас по уникальным сервисам, что у нас доходам населения - а хрен знает, у нас тут, видите ли,

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

МТС это не про бизнес. Это про очень зарегулированную государством отрасль, где срощенные с ним структуры зарабатывают деньги. Т.к. экосистема крайне закрытая для конкуренции, то развития клиентского сервиса или качества продуктов там маловато. Вспомним реальный бизнес Теле 2, который 10 лет не мог в Москву войти, а как только был продан структурам Ковальчука — мигом получил все разрешения. А на примере МТС — это мерзейшее качество услуг, кошмарная поддержка и постоянный обман.

Дополнительные услуги и наращивание прибыли с абонента на практике это когда вместе с интернетом моей тёще впаривают ненужный пакет телевидения и мобильный номер с абонентской платой, а чтобы эти услуги отключить, она, не ходящий инвалид, должна к ним в офис приехать, дочь с доверенностью они не принимают.

В условиях свободного честного рынка без протекции они бы сдохли за год. Так мы договоримся, что и Ротенберги просто хорошие бизнесмены.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Bublikov Anton

Ха-ха, ребят, у Вас у 100%(!) статей лучшие коменты это про ненависть, неуместные шутейки и политоту. 
Есть мнение, надо модерить коменты или менять редакцию уже давно, а не только когда про любимку пишут.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Это безнадёжно. Статья: «Сеть японских ресторанов Х провела полный редизайн». Каменты: «Лучше бы прекратили нанимать под видом японцев узбеков», «А мне в 2019 году вообще не понравились их суши» и тому подобное из статьи в статью. Статья: «Нетфликс нарастил долю рынка в РФ» - каменты «Нетфликс говно, смотреть там нечего, в Нетфликс снимают говно» 🤷‍♂️

Upd: да даже тут почитать каменты - все только и транслируют свои личные убеждения. Гудящее коллективное бессознательное, где каждый просто бормочет себе под нос что-то.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Yuryev

И ты от них отличаешься чем?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Тем, что легко добавляю в игнор. Уже 300 чел на этом сайте у меня накопилось в списке игнорируемых. Это хоть как-то позволяет погружаться в каменты (хотя зачем, по идее...)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Новосельцев

Скоро опубликую свой опыт использования одного из модных сервисов МТС. Сейчас только дождусь, когда они остаток средств со счета вернут.

Ответить
Развернуть ветку
74 комментария
Раскрывать всегда