{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Вакцинация через суперапп, карта Альфа-Банка через мобильный ID, Лавка во всех приложениях Яндекса. А что еще?

Рассказываем как изменились цифровые экосистемы и объясняем к чему все это приведет

Вы в блоге Heads and Hands — в доме цифровых экосистем и супераппов. Мы их создаем и исследуем, рассказываем про пользовательский опыт и мобильную коммерцию. Вступайте, чтобы быть в курсе и подписывайтесь на наш Telegram-канал.

8. Кейс из ОАЭ: благодаря супераппу можно пройти домашнюю вакцинацию от COVID-19

Что за сервис

Rizek — приложение товаров и услуг по требованию

Что случилось

Пользователи Rizek смогут поставить вакцину от COVID-19 на дому. Rizek стал первым приложением в мире с подобной услугой. Также на дому пользователи могут сдать ПЦР-тест на коронавирус или тест на антитела.

Как это работает: В Rizek можно заказывать клининговые, косметические и медицинские услуги на дом. Теперь в разделе медицинских услуг появились новые опции:

  • Вакцинация от COVID-19
  • ПЦР-тест на коронавирус
  • Тест на антитела

Пользователь может заказать любую из них, а медицинская бригада приедет, чтобы взять анализ или поставить прививку.

Сейчас, чтобы вылететь из ОАЭ, пользователи должны иметь отрицательный тест на коронавирус. Обычно для этого нужно найти больницу, записаться на сдачу теста, потратить время на поездку и очереди и потом получить результат. В некоторых странах получить его на электронную почту вообще нельзя. С вакцинацией тоже самое. Зато пользователям Rizek достаточно нажать одну кнопку и дождаться медперсонала. А результат теста пришлют через 8 часов.

Что это значит

Rizek с самого начала пандемии сотрудничает с лабораториями, клиниками и медицинским персоналом, помогая в сдерживании COVID-19. Все это перетекло в то, что Rizek представил уникальный мировой кейс. Модель супераппа позволяет оперативно и эффективно выводить новые и важные услуги на рынок.

Rizek воспользовался поддержкой правительства и вывел вакцинацию в цифровое поле. Такой ход укрепит позицию Rizek, доверие и лояльность аудитории и будет поддерживать мысль о том, что Rizek — это крупная экосистема, которая пришла в жизнь людей надолго.

7. Китайские владельцы Audi получат предустановленный WeChat и голосовое управление

Что случилось

Audi и Tencent подписали меморандум о сотрудничестве. Корпорации будут совместно создавать цифровую экосистему продуктов для владельцев автомобилей Audi.

Главные задачи сотрудничества:

  • разработать смарт-дисплей для автомобиля Audi с предустановленными приложениями WeChat, QQ Music, Tencent Map и другими
  • организовать систему цифрового маркетинга под новый продукт
  • детализировать и улучшать пользовательские сценарии автовладельцев

Зачем

Audi представит на рынке уникальную версию автомобиля с бортовым экраном, где встроены суперапп WeChat и другие сервисные приложения Tencent. Такая In-car платформа позволит водителям Audi управлять самыми популярными китайскими приложениями с помощью голосовых команд и рулевых кнопок. Водители смогут, не отвлекаясь от дороги, проверять и отправлять сообщения, совершать звонки в WeChat и отправлять геоданные с отслеживанием в режиме реального времени.

Что это значит

Audi каждый год наращивает объемы продаж в Китае: в 2019 году продали 690 тысяч автомобилей, в 2020 — уже 727 тысяч, а в 2023 году хотят продать 1 млн. Чтобы этого добиться автопроизводителю нужна новая аудитория.

Для этого Audi работает над цифровой трансформацией: становится партнером национальных технологических компаний — Baidu, Alibaba и Huawei. И участвует в разных проектах, связанных с разработкой цифровых интеллектуальных систем и трансформацией автомобилей.

Партнерство с Tencent позволит расширить экосистему продуктов и предложить китайской аудитории бесшовное продолжение мобильных сценариев за рулем автомобиля.

Tencent органично интегрирует инструменты коммуникации и лайфстайл сервисы в бортовой компьютер и водитель не замечает разницу между приложениями на смартфоне и на экране авто. К тому же управляет всем, не отрываясь от дороги. Многим китайцем может понравиться комбинация качественного мирового автомобиля и удобной интеллектуальной начинки.

В России, например, у водителей нет такой возможности. В салоне автомобиля они испытывают сложности: используют встроенные навигаторы производителей, устанавливают смартфоны с Яндекс.Навигатором, меняют бортовые компьютеры или подключают CarPlay и Android Auto. Возможности любого из сценариев ограничены.

Самым прогрессивным решением является мультимедийная система Яндекс.Авто. В некоторых салонах ее могут установить при покупке и она закроет часть пользовательских задач: навигация, музыка, поиск через Алису, интернет и большой экран. Но она не является родной для автомобиля, и не позволит оперативно отвечать на сообщения в мессенджере, управлять финансами или принимать видеозвонки во время поездки.

6. Alibaba обзавелась своим облачным сервисом

Что случилось

Alibaba Group выпустила свое облачное хранилище — Alibaba Cloud Disk. Спустя два дня после релиза приложение стало самым загружаемым в Xiaomi App Store и вторым — в Apple Store:

Зачем

Чтобы удовлетворить потребности пользователей. С 2012 года на рынке появилось несколько облачных сервисов, например, Baidu Netdisk, Jianguoyun Disk и Tencent Cloud Disk. Но в каждом продукте есть какие-то недостатки: малая емкость хранилища, низкая скорость передачи, слабая защита конфиденциальности или ограниченные функциональные возможности, например только выгрузка фото и видео из смартфона.

В июле 2020 года у Baidu было 40 млн активных пользователей, а у Tencent — 4 млн. При том, что численность китайских пользователей интернет почти 1 млрд.

Исследования Alibaba показали, что спрос конечных пользователей на облачное хранилище полностью не удовлетворяется. Поэтому Alibaba Cloud Disk предлагает сразу несколько киллер-фич:

  • неограниченная скорость
  • защита конфиденциальных данных
  • надежная поддержка технологий
  • большая емкость облачного хранилища
  • простой пользовательский интерфейс

Поэтому сервис так быстро взлетел сразу после запуска.

5. Заказать продукты в Яндекс.Лавке можно из любого приложения Яндекса

Что случилось

Яндекс добавил витрину Яндекс.Лавки в Яндекс.Маркет. Теперь пользователи маркетплейса могут заказывать продукты с экспресс-доставкой. А подписчики Плюса получат 10%-кэшбэк баллами за все заказы, которые они оформили в Лавке через Маркет.

Как это работает

Яндекс использует веб-интеграцию своих сервисов в супераппах. Поэтому Лавка так быстро появилась в Еде, Go и в Маркете. Пользователь нажимает на кнопку Лавки в любом приложении — открывается UI-шторка. Ее интерфейс — точный слепок интерфейса из самостоятельного приложения Яндекс.Лавки:

Такой подход позволяет интегрировать сервисы с минимальными затратами и избегать дублирования кода под iOS и Android. Но взамен приходится решать задачи производительности: оптимизировать скорость загрузки первого экрана, изображений, контента и применять нативное кэширование.

Что это значит

Яндекс органично интегрирует и связывает свои сервисы в направлении e-commerce и ridetech: Go, Uber Russia, Драйв, Еда, Лавка, Едадил и Маркет. Это помогло экосистеме увеличить grocery-бизнес в 2020 году на 366%, опередив общий рост рынка на 144%. Вероятно, Яндекс усилит позиции и в этом году.

Пользователи Яндекса получили идентичный покупательский опыт на разных девайсах и в разных приложениях. А аудитории Лавки и Маркета раньше вообще не пересекались. У Маркета сейчас 6 млн активных пользователей. Которые получили возможность закрыть все свои потребности в покупках.

Все эти интеграции позволяют назвать Яндекс главной цифровой экосистемой на российском рынке. Пользователь бесшовно переходит между сервисами, использует общую авторизацию, общий способ оплаты и решает свои задачи. Единственное, чего не хватило Яндексу — омниканальная корзина в Лавке. Чтоб пользователь мог начать собирать корзину с продуктами в приложении Go, а завершить в Маркете или Еде. Скорее всего функционал еще доработают.

4. Мобильный ID используют для оформления банковских карт

Что случилось

Абонентам экосистемы МТС достаточно указать номер телефона, чтобы оформить дебетовую карту Альфа-Банка. Остальные данные — ФИО, номер паспорта и дату рождения — МТС передаст в Альфа-Банк самостоятельно.

Это возможно благодаря функции автоматического заполнения данных через сервис Мобильный ID. Владельцы P-кошельков в WebMoney Transfer также смогут идентифицироваться через Мобильный ID от МТС.

Что это такое

Мобильный ID — сервис для авторизации от мобильных операторов Билайн, МТС, Мегафон и Теле2. Абоненты операторов могут зарегистрироваться на сайте и в приложении по номеру телефона. Придумывать и запоминать логины и пароли не надо.

Кроме номера Мобильный ID хранит следующие данные пользователя:

  • ФИО
  • Дату рождения
  • Серию и номер паспорта
  • Адрес проживания и регистрацию
  • Данные банковских карт и электронных кошельков

Эти данные автоматически подгружаются в регистрационную форму на сайтах, например при оформлении финансовых продуктов или билетов.

Как это работает

Когда сайт или приложение подключится к платформе Мобильного ID, пользователь сможет выбрать этот способ для авторизации. Он укажет номер телефона — на экране появится push-уведомление. Пользователь подтверждает вход через push, подтверждая передачу личных данных от оператора владельцу ресурса. Пользователь авторизуется и получает доступ ко всем возможностям ресурса:

Команда для уведомления зашифрована, поэтому Мобильный ID — более надежный способ верификации. Расшифровать команду можно только индивидуальным ключом SIM-карты.

Что это значит

Разработчики технологии — команда из Мегафон. Они заявляют, что конверсия при оформлении заказов растет до 50%, если на сайте подключен Мобильный ID. На деле этот способ авторизации встречается редко. Пользователи не хотят передавать даже номер телефона на сторонние ресурсы, не говоря уже о паспортных данных. Особенно на фоне массовых утечек данных и распространении мошеннических схем.

Коммерческие сайты, интернет-магазины, образовательные площадки хотят получать полные актуальные данные о пользователях. Но вот пользователи свои данные передавать не хотят.

Но когда дело касается государственных служб, оформления банковских карт или таможни, то Мобильный ID становится удобным способом передать всю информацию и избежать сложного ручного ввода. Поэтому МТС сделал правильный шаг, связав своих абонентов, Мобильный ID и Альфа-Банк. Интересно, как будут действовать Тинькофф, Сбер и ВТБ. Которые активно развивают свои экосистемные ID.

3. Зачем нужна мультисервисная подписка в супераппе

Что случилось

Суперапп Careem представил Careem Plus — платную подписку на свои сервисы. Новая программа стоит $10,5 в месяц и экономит минимум в два раза больше своей стоимости.

Что получают подписчики:

  • Трекер сбережений — показывает, сколько сэкономил пользователь благодаря подписке
  • Автоматическое возмещение — возвращает компенсацию пользователям, которые сэкономили меньше месячной стоимости подписки
  • Пробный период — 30 дней
  • Кэшбэк 10% на поездки в райд-службах Careem
  • Кэшбэк 5% на поездки в Hala
  • Бесплатная доставка еды и продуктов
  • Безлимитный бесплатный доступ к Careem Bike

Компания будет поочередно запускать подписку в разных городах, собирать отзывы пользователей и расширять ассортимент предложений.

Что это значит

Мультисервисная подписка — инструмент, который помогает пользователям исследовать новые сервисы. То есть те, которые они никогда не пробовали.

Подписочная система привязывает пользователя к сервисам или к экосистеме целиком, формирует базу постоянных клиентов, увеличивает LTV пользователя и укрепляет лояльность.

Careem запустил сквозную подписку на несколько разных услуг после того, как вырос на 900%. Теперь он может направлять внимание аудитории, предлагать использовать новые продукты супераппа и повышать частотность использования действующих сервисов.

Еще про Careem:

2. Как интегрировать инструменты коммуникации в свое приложение

Что за сервис

Sendbird — цифровая платформа, которая помогает разработчику интегрировать чаты, голосовые и видеозвонки в мобильное приложение.

Как работает

Как white label платформа для веб-сервисов и мобильных приложений во всех сегментах рынка: e-commerce, edtech, телемедицина, фудтех, игровые сервисы и другие.

Разработчик приложения или сайта может добавить онлайн чат, видеозвонки и голосовые звонки вместе с инструментам аналитики через API. Разработчик хранит аудио и видеозаписи на сервере и анализирует их с помощью специального ПО. Так он может выявить различные проблемы в бизнес-процессах и устранить их:

Кто использует

Веб-сервисы и приложения, которым по разным причинам потребовались инструменты онлайн коммуникации. Или которым требуется создавать онлайн сообщества внутри своего сервиса.

Например:

  • Wargaming и Nexon — разработчики видеоигр используют групповые звонки и чаты, чтобы объединить геймеров и позволить им общаться во время игрового процесса
  • Carousell — интернет-сервис для размещения объявлений добавил чат в приложение, чтобы пользователи не уходили в другие мессенджеры и не договаривались о сделках там
  • Reddit — соцсеть интегрировала сообщества и групповые чаты по интересам
  • Careem — суперапп услуг по требованию и Cornershop — сервис для экспресс-доставки еды и продуктов. Сервисы подключили чаты, чтобы конечные пользователи могли общаться с курьерами в режиме реального времени.

Что это значит

Наличие чата в m-commerce приложении — также естественно для пользователя, как онлайн оплата. А наличие аудио/видео комнат в образовательных и интерактивных приложениях делает его современным и удобным. Пользователям не нужно переключаться между мессенджером, Zoom и основным приложением. Он получает все инструменты внутри основного продукта. Например, тот же Zoom понял это и недавно выпустил набор SDK для интеграции видео инструментов в другие приложения.

Некоторые компании успешно решает задачи в популярных Zoom и WhatsApp. Но иногда они хотят управлять общением с пользователем, собирать аналитику, получать выгоду от данных и интегрировать разговоры в основной рабочий процесс. Тогда на помощь приходят готовые API-платформы, такие как Sendbird, или выделенные IT-команды.

Они берут на себя разработку, интеграцию и поддержку таких инструментов. А компания-заказчик фокусируется на своих основных бизнес-процессах. И использует готовое решение под свои задачи внутри своей бренд-платформы. Это экономит бюджеты, нервы и компенсирует малый опыт in-house команд. А пользователи получают удобный функционал и становятся постоянными.

1. Приложение для мониторинга COVID-19 привлекло 25 млн пользователей. Что с ним делать после пандемии? — суперапп

Что за сервис

MySejahtera — приложение, разработанное правительством Малайзии. Оно помогает отслеживать распространение COVID-19 в стране. Позволяет пользователи оценивать риски, получать медицинскую информацию и помощь при лечении. А предпринимателям — регистрировать посетителей по QR-кодам:

Также приложение связано с MySejahtera Traveler. Это функция для тех, кто собирается посетить Малайзию. Пользователь регистрируется по прибытию, отправляется на карантин, заполняет цифровой журнал и следует инструкциям в приложении.

Что случилось

Правительство Малайзии планирует расширить функционал приложения и превратить его в суперапп. В приложении появятся образовательные сервисы, маркетплейсы, службы доставки и медиа платформы. Правительство собирается максимально использовать потенциал платформы, которую использует 25 млн человек.

Что это значит

Пандемия простимулировала внедрение цифровых процессов в медицину и государственные структуры. Правительство Малайзии разработало MySejahtera как инструмент борьбы с вирусом. Но пандемия закончится, а цифровая платформа с большой аудиторией останется. И нелогично просто закрывать такой ресурс. Поэтому туда будут интегрировать новые сервисы, оцифровывать другие государственные ведомства и увеличивать аудиторию приложения. Наверно, вдохновились региональным кейсом SELangkah.

P.S. Вернемся с новостями через две недели. Если не хотите ждать, приглашаем в Telegram-канал @heads_ecosystem. Там мы разбираем и публикуем одну главную новость дня. А по пятницам делаем обзоры только с российскими экосистемами.

Успехов и до встречи!

0
1 комментарий
Святослав Гусев

В ОАЭ Дубай из любимых приложений, это точно «Careem». Уже как родной стал.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда