{"id":4859,"title":"\u0422\u0435\u0441\u0442 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0432: vc.ru \u0432 \u0432\u0430\u0448\u0438\u0445 \u0440\u0443\u043a\u0430\u0445","url":"\/redirect?component=advertising&id=4859&url=https:\/\/vc.ru\/special\/bettervc&hash=06e04557a2c39e6c33fa846ba405896b7fed5804f421a1db543b59166c87d7da","isPaidAndBannersEnabled":false}
Сервисы
Andrew Yaremko

Психология Tinder: механики и поведенческие шаблоны

Судя по данным компании Match Group, которая владеет брендом Tinder, складывается стойкое мнение, что в казино проще сорвать джекпот, чем встретить нормального человека в Tinder. Синдром «подруга подруги», которая нашла отношения, познакомилась и вышла замуж, кажется статистической погрешностью на фоне постоянно растущей аудитории и стоимости акций.

Быть частью предубеждений, очередным свайпом-вправо или сделать шаг навстречу — это выбор и зона комфорта каждого персонально, но есть механики, которые стимулируют определенные шаблоны поведения и ограничивают наш выбор в угоду коммерческим интересам. Итак, немного теории, немного цифр, немного психологии и химии.

Начнем

Начнём с того, что tinder — это не приложение для знакомств, а мобильный игровой продукт, в упаковке для взрослых, который использует механики «агрессивной монетизации» и аддиктивного поведения:

  • алгоритм социального ранжирования — «качество» анкет для формирования выборки и стоимости подписки / Elo system
  • «сюрприз механики», признанные незаконными в Евросоюзе комиссией по регулированию игорного бизнеса KSA
  • механика ограничений — 12 часовой тайм-аут на свайпы вправо, стимулирующий синдром FoMO — синдром упущенных возможностей
  • дизайн паттерны — платные статусы сообщений, доступ к лайкам, полная анкета и т.д.

Все это способствует формированию определенных поведенческих шаблонов, как в использовании сервиса, так и шаблонов в общении, что снижает вероятность эффективной коммуникации между людьми и как следствие, положительно влияет на доходность компании. Ваша любовь — не выгодна для бизнеса!

Разработчики трудятся над управлением пользовательским опытом в разных нюансах, а появляющиеся шаблоны поведения, берутся как основа для новых, качественных изменений с целью увеличения времени проведенного в продукте.

Хочешь найти любовь — ломай шаблоны, пиши первой! И разбираемся с поведением.

Хозяйке на заметку

Только в 2016 году tinder изменил позиционирование и эмоциональную окраску своего сервиса. В частности, переименовали фразу «keep playing» в «keep swiping». Об этом много писали, разные СМИ: Insider, independent, esquire и т.д.

О чем не писали СМИ — это о результате таких изменений — увеличении платящей аудитории и вовлеченности в использование и росте акций после падения в 2015 году.

В сводном финансовом отчете компании Match Group, сообщается, что по сравнению с 2015 годом, при сохранении динамики увеличения пользователей, затрат на рекламу, увеличении затрат на обслуживание CoR и снижении стоимости подписки, прибыль компании и стоимость акций выросла и продолжает расти. Что свидетельствует о большей вовлеченности пользователей в приложение и количестве платящей аудитории.

Основной поведенческий шаблон

Просвайпать доступные варианты ➡ получить удовлетворение от метчей/совпадений ➡ вернуться к просвайпыванию.

Этот шаблона на столько распространен, что получил статус мема в разных вариациях, как цензурных, так и не очень.

Шаблон очень прост, но в его основе лежит наша биологическая природа в виде дофамина и окситоцина. Вся конструкция строится на системе «оперантного обусловливания» / дофаминового вознаграждения, открытой Скиннером и подтвержденной нейробиологами Олдсом и Милнером. Суть в том, что человек получает удовольствие от завершенности действий, а также от предвкушения. Последнее толкает к другой психологической конструкции FoMO — синдрому упущенных возможностей.

Чтобы поддерживать интерес и данный поведенческий шаблон в проектирование и дизайн приложения встроены дополнительные ограничения в виде 12 часового тайм-аута и ограничения в количестве 50 штук на положительный выбор — свайп вправо на время этой 12 часовой сессии.

Эти игровые механики являются основой для жанра игр типа «Ферма», такие я разрабатывал, являясь соучредителем игровой студии PlayScape в 2009—2011 годах. И эти правила игры одинаковы для всех: нормальных, ненормальных, хороших, ответственных, похотливых и самодостаточных.

В игру играют все, но не всегда

Такой игровой процесс может стать привычкой из за разочарования в сервисе, но все равно работать как часть психологии FoMO.

Модель принципа работы психологической конструкции FoMO | исследования

А может быть ситуационным, когда человек чаще всего ответственно подходит к выбору, но в данный момент (встав не с той ноги в четверг) просто отрабатывает паттерн.

В обоих вариантах, ты можешь упустить знакомство с приятным человеком, просто из за статистики или настроения.

Культурный код и дизайн

Давай рассмотрим, как культурный код, в связке с правильным интерфейсом, играет против тебя и на руку прибыли. Я о том, что в нашем сознании «Мужчина должен проявлять инициативу» и «Мужчина — это про действия». Не обсуждаем правильность этих высказываний и отношение к словам «должен / не должен», такой код — часть многих культур, имеет место быть и очень распространён. С ним связан еще один поведенческий шаблон — отсутствие реакции при обесценивании возможности.

Этот шаблон рождается как следствие первого и заключается в большом количестве уже имеющихся совпадений до которых «не доходят руки». При этом интерфейс не показывает общего количества случившихся совпадений ни в цифрах, ни на отдельном экране. Т.е. даже при желании написать, человек сталкивается с дизайн ограничением.

Изображения интерфейсов сервиса, опубликованные в GooglePlay | интерфейс Новые пары — 3 экран

Зато есть цифра, обозначающая количество возможных совпадений, увеличивающая потенциальную выборку и играющая на психологии FoMO. Что обесценивает тебя как кандидата в общении не потому, что ты «какая то не такая» или человеку лень, а потому, что «Много».

Как только ты напишешь человеку первой, ты сразу получишь ценность в сравнении с остальными, выйдешь из статуса просто «аватарка» и после этого у мужчины включится — про действия и инициативу.

При этом не забудь про то, что ты можешь столкнуться с другой стороной культурного кода — переломив это в себе, есть вероятность, что у мужчины этот барьер не сломлен. Но тут все просто — объясняешь… и получаешь уважение и 100 очков к вниманию.

Предубеждения восприятия

Часто на практике и СМИ слышу, что tinder воспринимается как сервис для поиска сексуальных партнеров. Это предубеждение складывается из двух аспектов:

  • секс случается чаще чем отношения
  • об этом чаще говорят

Именно последнее формирует представление о сайтах знакомств как о сервисах для секса. Секс — это история о которой можно рассказать и чем можно похвастаться/посплетничать. Просто, никто не говорит об очередном дне без переписок или метчей, поэтому информационное пространство окрашивается именно интимным характером.

Много озабоченных

Еще один статистический факт, который говорит в пользу инициативы от женщины. Если вам пишут в основном «озабоченные» с предложениями сексуального характера, тем более стоит обратить внимание, на тех, кто висит в списке совпадений. Это уж точно не озабоченные и вероятно приятные в общении люди, просто как и все играющие в игру под названием tinder.

P.S.

О других способах манипуляции я рассказываю по четвергам и пятницам на вебинаре «поведенческая психология online знакомств».

Запись на бизнес консультацию по управление продуктами в telegram: пользовательский опыт, CJM, аналитики, продуктовый маркетинг, механики и модели монетизации.

{ "author_name": "Andrew Yaremko", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 36, "likes": 20, "favorites": 66, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 239625, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 17 May 2021 19:34:57 +0300", "is_special": false }
0
36 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

Нет и ещё раз нет. Каждый находит в Тиндере то, что ищет.
Мои подруги искали парней для серьёзных отношений и нашли.
Кто-то искал иностранца и нашёл.

Если ваша задача свайпать и не ходить на свидания, то не надо думать, что так делают все. Парни не озабоченные, а не наученные флиртовать. Хотя бывают и очень странные кадры.

Короче, сделаю потом статью про Тиндер глазами мужчины.

Ответить
9

Что «нет»? Вы не верите официальной документации которую компания предоставляет в виде финансовых отчетов и презентаций для инвесторов? В них за 2016 год подчеркивается 2 кратный рост платящей аудитории. Одними из причинами (презентация для инвесторов слайд 5) значатся: большие фотографии и новый опыт в коммуникации. Подчеркиваю, что прибыль компании растет несмотря на удорожание обслуживания и стоимости транзакций (см так же в отчетах) при неизменной динамике затрат на рекламу по сравнению с 2015 годом. 
Если вы говорите о феномене «подруге», зачем умалчивать о неудачном опыте, предоставьте статистику отношений.
как вы объясните мезанику 12 часового тайм-аута на ограничение функциональности? Почему на 24 часового? — а я вам отвечу по своему опыту разработки игр (как совладелец студии) — это увеличивает конверсию в платящую аудиторию. А также способствует синдрому FoMO, о котором вы моете почитать в моем переводе (научной, между прочим) статьи.
Или вы хотите рассказать, о том как я проектирую сервисы? У специалистов по проектированию пользовательского и клиентского опыта есть инструментарий позволяющий управлять эмоциями и user-experience: CJM, JTBD, POV, TOV и т.д. фреймворки по проектированию онбординга и контента для hight-level пользователей. 
В дебатах на тему управления опытом, директор русского представительства tinder на мои обвинения в оправдание приводит личное мнение, осекаясь в ответе от лица компании. 
Хотите статью написать, буду рад помочь, я предоставлю все ссылки на отчетность компании, помогу с переводом, соберу для вас научные работы в области нейробиологии и психологии так или иначе касающиеся механик + предоставлю статистику по ранжированию пользователей в free-to-play продуктах и отношения доходности к данным категориям. И сделаю это бесплатно)

Ответить
3

Было бы интересно узнать, каким автор видит идеальный сервис знакомств, не игровой, а именно для знакомств. То есть, сервис, который работал бы.

Ответить
7

Идеальный сервис знакомств - оффлайновый.
Идеальный инструмент - язык(речевой аппарат).

Ответить
0

Язык, надеюсь, имеете ввиду речь)

Ответить
0

Для знакомства да, а то как-то слишком стремительно )))

Ответить
4

Ответ очень прост — это сервисы знакомств до прихода tinder, те то что было у нас 10 лет назад. Даже при сохранении баховой «лутбокс механики» из перечня изменений:
— открытый доступ к полной анкете
— наличие фильтров и параметров в анкете
— дневное, а не 12 часовое ограничение на свайпинг
— бесплатные статусы доставлено/прочитано
— отдельный экран или индикация количества случившихся пар

Но эффективнее всего — снятие ограничений на доступ к анкетам. Да выбирать из всех, гораздо сложнее чем просто свайпать, но как показывают фин отчеты — эффективнее именно в плане знакомств.  

Ответить
0

А почему вы 12-часовой перерыв считаете "это для синдрома упущенных возможностей!", а 24-часовой ок?

Все описанное вами для "хорошего сервиса знакомств" отлично для пользователей, но на чем тогда будет зарабатывать приложение?

В целом на финансовые отчеты странно опираться когда заходит речь об эффективности в знакомствах - хотя бы потому что у каждого свое мерило эффективности.

Ответить
2

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

хз, но в прошлом году тиндер еще показывал сколько девушек меня лайкнули (правда врал на этот счет и я знаю это). а сколько у вас мэтчей можете и сами посчитать - они же все видны вроде.

Эффективность имеется ввиду в том плане, что у всех разные цели могут быть - от "просто поглядеть", продолжая "поговорить", заканчивая "брак". "Видеть набор" - крайне странное мерило для эффективности в знакомствах. Не думаю, что люди сидят в подобных приложениях "посмотреть набор мэтчей".

С чем соглашусь - так это с тем, что тиндер офигел на монетизации - и куча планов, и реклама.

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

😂
я для вас, может, секреты открою, но:

1) можно и видеть мэтчи, и переписываться с ними и при этом лайкать и начинать переписку с новыми мэтчами  и ничего не происходит плохого - вы общаетесь с несколькими, понимаете кто вам более симпатичен и и - если есть желание - назначаете встречу более симпатичной вам - ею может оказаться и "новенькая";

2) вы просто навязываете всем свое видение знакомств, целей и исходя из этого и эффективности. "Выход в реал" может быть с разными целями - не только романтическими, а с кем-то и не нужен реал - многие просто хотят пообщаться,скоротать вечер. При этом "просто свайпать" нежелая ничего более - это, конечно, бред. Спрашивал у некоторых девушек зачем они свайпают, а когда им пишешь, то не отвечают (при этом и не удаляясь) - говорили что когда свайпали, то "просто нечего было делать"/"хотели посмотреть какие тут мужики" и пр.

А "до упора" сидеть с первым же попавшимся мэтчем с единственной целью - "реал" как можно быстрее - ну, смешно же. Примерно так же смешно как цель "ищу мужа/жену" в приложении - надо искать человека "своего", а они сразу супруга.

Не, серьезно: Тиндер не дает посмотреть мэтчи теперь? Я не понимаю вообще проблемы: была строка с мэтчами - крути, смотри

Ответить
1

я для вас, может, секреты открою, но:
1 в интерфейсе по умолчанию (прикладыванию действий) вы можете видеть 1ое — количество вас лайкнувших и 3-4 аватарки из пар совпадений, без указания количества последних. Этот интерфейс давольно статичный, поэтому вы не осознаете как глубоко погружены в игру со свайпами. Для того, чтобы узнать количество совпадений вам придется затратить работу — в прямом смысле из посчитать. 
2 Attention Deficit Dating — мат часть и исследования в этой области пока еще не разбирал глубоко, но об этом уже много говорят. + запустил свое анкетирование. с результатами познакомлю чуть позже

Ответить
0

Ох, ну ох...ть - посчитать надо же! Так, конечно, нельзя - заставлять людей считать их мэтчи - надо! 

Если вы ТАК подходите, то игровые механики даже очень хорошо для вас - хоть как-то заставляют что-то делать, искру мысли "вкинуть"

Ответить
0

Илья, вы правда не понимаете в чем тонкость дизайн решения? смотрите — число потенциальных пар вам показывают, а уже случившихся — нет. Один элемент говорит о упущенных возможностях, другой остается статичным и не информативным, вне зависимости от вашего опыта. Почему ровным счетом не наоборот? Подумайте. 

Ответить
0

Да это вы подумайте как высосать еще бОльшую проблему "уличив") Нет, вас серьезно ранит факт того, что надо посчитать мэтчи?)

 я в этом вижу только только плюс: потенциальные пары - они заблюрены, считать заблюренные фото - просто глаз замыливать и отпугивать, вместе с этим считать уже состоявшимся мэтчи даже полезно бывает - пересмотреть фото, решить таки написать кому-то (со мной было такое, кстати, приятное знакомство так состоялось).

Ну ок даже если вам показывают конкретное число возможностей, но не пишут посередине экрана конкретное число уже мэтчей - думаю, только идиоты без доли критического мышления будут "ох, а там цифра конкретная! куплю чтобы посмотреть!". На на таких да, соглашусь, что можно зарабатывать и много, но быть идиотом в принципе в современном мире дорого аукается

Ответить
0

Не буду вас цитировать про «ох....», но тогда ответе на вопрос — а зачем тогда там цифра. сама собой нарисовалась и запрограммировалась? Мелочи в дизайне очень важны. Так одним из ключевых изменений версии 5.х в презентации для инвесторов значится — увеличенные фотографии. Наверное просто надо было что то в отчете написать, именно так документация готовится когда вы на ipo)

Ответить
0

Например, цифра может значится как изменяющийся элемент, приковывающий внимание - "неизвестное, растет" - чтобы выманить денег на "посмотри конкретно кто". В просто графу без цифр и заблюренных фоток никто заходить не будет и внимания обращать - равно как и на настройки приложений многие не обращают внимание пока не выскочит "обновление политик" или шум в сми не поднимется (как пример - политика вотсапа,которая по сути-то не менялась, но вот подняли вой и куча пользователей уходят уже из него в другие мессенджеры).

Увеличение фотографий и вообще доли изображений - общемировой тренд, не вижу ничего тут особенного у тиндера. Да и тупо, знаете, бывало не разглядишь много чего - крупные фотки получше.

Повторюсь: хотите судить обо всем тупо по фин.отчету  (общедоступному к тому же - вот где "секретики" выкладывать, ага,да к тому же пишущемуся чтобы инвесторы были довольны, а не для "правда и только правда")  ну, судите. Продолжать дискуссию не вижу смысла - вы просто очень ограничены

Ответить
0

а, те акцент внимания вы признаете?! уже хорошо.
Крупные фотки — тоже хорошо. К изменение PLAY на Swipe?

Ответить
1

Божечки, как же вам хочется прослыть "уличителем" - ведь "фин.отчет прочитал"...😂 да еще и фотки ( которые тупо удобнее и на больших экранах смотрятся не аляповато мелко) как доказательство! Тиндер, тебя раскусили и схватили за жопу!

Ответить
0

Илья, у вас аргументы — все? переходите на личности? продолжайте, я вас внимательно слушаю. Ваше мнение как человека с социологическим образованием будет как нельзя кстати в оценке моей психики. 
Фотографии я специально взял актуальным скриншотом из GooglePlay на момент публикации, чтобы не было таких вот обвинений в фальсификации изображений. Micdrop

Ответить
1

Где социология, а где психика (добавлю - по психике вы сами делаете все очевидным упираясь в "цифирки же!" как ребенок и игнорируя остальное. Желание прослыть "героем-уличителем" очевидно - без образования)... Вам, "мамкиному разоблачителю коварных замыслов по открытым для всех отчетам" и не стоит давать более глубокие аргументы - вы и эти не вывозите с "а вот в отчете" - лишь бы "прослыть".

Ответить
0

Простите, мне показалось первым комментарием, вы даете оценку моей психике и мотивам. Если вы утверждаете, что это вопрос социологии, тогда должен с вами согласится. Ваше мнение, очень интересно, продолжайте пожалуйста.

Ответить
1

А в отчете 4 квартала 2019 у компании мерило четко сформулировано — «Innovative experiences to drive engagement». и во всех отчетах такая зеленая стрелочка есть на графиках роста PMC из квартала в квартал. А чем вы объясните двукратный рост платящей аудитории и трех кратный рост выручки. Люди на пустом месте стали деньги платить? Я всегда полагал, что есть такая штука — стимуляция к покупке. Про заработок — а чем зарабатывали та же мамба и mylove — неплохо жили и без лутбокс механики. К тому же и тем же фин отчетам — другие дейтинг сервисы match group тоже приносят прибыль, но только tinder показывает взрывной рост. 

Ответить
0

Рост количества платящих может объясняться просто кучей вещей - пандемия (росло все онлайн), рост количества пользователей - что приложения, что мобильного интернета вообще, просто рекламой, появлением разных планов в тиндере самом...+ все жалуются что в таких приложениях отписаться от автоматического списывания денег крайне трудно,так что пока сидели дома люди могли подписаться, а потом еще пару-тройку месяцев пытались отписаться.

Я не вижу никакой особой "лутбокс механики". Мамба и mylove сдулись задолго до появления тиндера и его якобы особых механик - не могли зарабатывать - и то они использовали "поднимите анкету платно чтобы вас заметили больше людей", "повысьте свою популярность!" - по факту  та же игра.

К тиндеру у меня предъява в том, что обманывал - показывал в "вас лайкнули столько-то, заплатите чтобы посмотреть" девушек, которых я уже ДИЗлайкнул. Хорошо что понял это не заплатив) Ну и что заблокировали без объяснения причин ссылаясь на правила, которых - прочитал - не нарушал. Наверное, за плохой отзыв с упоминанием их обмана в маркете отомстили)

Ответить
0

Илья, зачем вы придумываете оправдания, вам же ссылки даны и указаны страницы. Данная динамика увеличения платящей аудитории начинается с 2016 года. До пандемии еще 4 года. Рост мобильного трафика и транзакций отмечен (при точ, что web еще не везде запустили), но при этом CoR увеличился всего на 30% (отчет первого квартала 2017),  количество платящих в 2 раз, а прибыль в 3 (отчет 4 квартал 2019). 
Вы людей упрекаете, что им сложно посчитать метчи, как на счет просто кликнуть по ссылкам и посмотреть данные, а не фантазировать далее. 

Ответить
0

я, в отличие от вас, стараюсь, не стараюсь на основе финансового отчета делать выводы о психологии, лудомании, отношениях и прочем, а как человек с социологическим образованием пытаюсь капнуть глубже. И все ваши "за 4 года до пандемии" никак вообще не говорят о других перечисленных мной (и это только мизер из возможных) причинах увеличения выручки и платящих пользователей.

Если вы на основе фин.отчета хотите делать выводы обо всем и вся игнорируя все другое - ну ок, у всех есть право на шоры.

Ответить
0

Фин отчет — оф документация, которая подтверждает в финансовом выражении предположения об эффективности тех, или иных нововведений. Сами нововведения описаны в презентациях для инвесторов и зафиксированы в публикациях обновления и реакции аудитории на изменения. В отчеты вы не заглядывали, уже дали понять, что строите предположения из головы. А вы еще патенты не видели, на основе которых оф оправдания в системе использования системы ранжирования elo покажутся детской сказкой

Ответить
0

Есть исследования, что браки, заключенные по подробным интернет-анкетам в 90-х более стабильны, чем обычные, заключенные традиционным способом. 

Уверен, что идеальный сервис уже есть внутри Фейсбука с его количеством данных о пользователях, но его не выкатывают по каким-то (скорее всего, этическим) соображениям. 

Ответить
2

Очень интересная статься. Спасибо. Зашло. В тиндере ни разу не был. =) 

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Спасибо, неожиданно и приятно

Ответить
1

Спасибо, работаю. tinder не единственный цифровой сервис использующий психологию человека оставляя без внимания вопрос этичности. Надеюсь, что и не придется)

Ответить
2

В Тиндере есть отличный хак чтобы не свайпать миллион раз - при первом открытии приложения в день (точный интервал не знаю) - вторая анкета это 100% мэтч

Ответить
1

Отличная работа!

Ответить

Комментарий удален

Читать все 36 комментариев
Возможности, как в корпорации, а гибкость, как у стартапа. Что думают о своей работе сотрудники DiDi

Пять представителей российского офиса компании рассказали о корпоративной культуре, рабочем дне, языковом барьере, профессиональных вызовах.

Ключевые события и новости недели Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет и Aliexpress. Дайджест #1

Период новостной сводки: с 19.07.21 по 25.07.21

https://t.me/wildbox_news
TikTok для производителей продуктов питания

Кейс: как за месяц мы рассказали 20 миллионной аудитории в TikTok о новой линейке продукции готового теста.

На конференции «B Word» Илон Маск в очередной раз поменял свою позицию по биткоину

В ходе конференции где также присутствовали Джек Дорси и Кэти Вуд, Маск отметил, что он является владельцем биткойнов не только через баланс Tesla и SpaceX, но и лично владеет биткойнами, эфиром и Dogecoin.

Как мы сократили расходы на оплату комиссии агрегаторам в 20 раз без потери потока заказов

Хочу поделиться лайфхаком, как мы сократили комиссию агрегаторам в 20 (!) раз без потери количества заказов для одного из наших партнёров.

«Таблетка для ума»: зачем принимают глицин и может ли он помочь организму на самом деле

Как простая пищевая добавка E640 превратилась в лекарство для «стимуляции мозга» — в материале издания Reminder.

Восточная Техника успешно автоматизирует процессы управления складами на базе решения Columbus-WMS
Можно ли продолжать работать в той же компании после выгорания: история продакт-менеджера Тинькофф

В Тинькофф — 28 000 сотрудников, и у каждого своя история. Кто-то легко справляется с работой, и после всех задач спокойно отключается и идет отдыхать. Другим все может даваться труднее, даже сложно в уйти в отпуск — думает, «как я всё здесь брошу». Мы начинаем серию статей от лица наших сотрудников, которые делятся своим опытом: какие появлялись…

IPO Robinhood, Duolingo и Riskified

Мои скромные прогнозы и идеи по участию. Freedom Finance на этой неделе одобрило 3 IPO. Давайте их рассматривать по новой схеме.

Подделал картин на $21 млн, отсидел четыре года и живёт в Швейцарии: история фальсификатора Вольфганга Бельтракки Статьи редакции

По собственным заверениям, Бельтракки выдал за картины известных художников около 300 собственных и заработал по некоторым оценкам $45 млн. После разоблачения, суда и тюрьмы он — успешный художник, о котором сняли фильм.

Жизнь геймдева в Румынии: дешево, спокойно, по-домашнему. Стоит ли переезжать?

Григорий Соколов создавал игры в Game Garden и Mail.ru, а последние два года делает «взрослые» игры в Бухаресте, столице Румынии. С ним мы поговорили о том, почему здесь не бывает ностальгии по родине. Где найти работу и какие документы нужны. Почему машина сделает тебя королём. Где в Румынии можно найти тропики. И чем Бухарест бывает лучше Москвы.

null