Построили бизнес на «сброшенных» вызовах: история индийского телефонного сервиса ZipDial Статьи редакции

Оставляя «пропущенный», его пользователи получали скидки, подписывались на знаменитостей, слушали музыку и скачивали приложения. О том, как привычка сбрасывать звонок, чтобы сэкономить на связи, дала начало индустрии стоимостью почти в $100 млн, — в пересказе материала Rest of World.

Санджай Свами, сооснователь ZipDial / Сельвапракаш Лакшманан для Rest of World

В 2003 году 29-летний школьный учитель Правин Кумар приобрёл свой первый мобильный телефон, однако использовать его для общения с друзьями не мог. Жил он в одном из беднейших штатов Индии, где на десятиминутный звонок могло уйти 80 центов — почти весь средний дневной заработок.

Тогда вместе с друзьями и близкими Кумар придумал незамысловатую схему: оставлять друг другу пропущенные звонки, чтобы сказать «перезвони мне», «я на месте», «скучаю». Так, мобильный стал пейджером, звонки — своеобразным кодом, а сама практика «сброшенных вызовов» опередила по популярности отправку SMS.

Такой вид общения не требовал умений читать и писать и потому привлёк менее образованную треть населения. По словам издания, число реальных звонков в 2000-х резко сократилось, а в 2008 году более половины индийских абонентов уже не ждали ответа от собеседника.

О привычке «быстро вешать трубку» стали писать крупные издания, чем привлекли внимание троих приятелей из Бангалора, которые в 2009 году решили превратить простую привычку в бизнес.

ZipDial сообщала результаты матча, присылала твиты и ставила музыку

Идея построить на «сброшенных» вызовах бизнес пришла предпринимателям Санджаю Свами и Валери Вагонер. Тогда коллеги занимались мобильными платежами и сетовали на то, как трудно отслеживать привычки местных клиентов, ведь 95% покупок они оплачивали наличными.

Свами знал, что индийцы нередко отправляли сообщения на рекламные номера, чтобы получить от компаний специальные предложения. Значит, то же самое можно сделать и со звонками, подумал он и создал телефонный сервис ZipDial, к которому вскоре присоединился инженер-программист Амия Патак. Тот за неделю разработал систему, которая фиксировала звонок абонента и посылала соответствующий сигнал на интернет-сервер:

  • Пользователь звонил на горячую линию и после двух гудков автоматически отключался.
  • В течение нескольких секунд система посылала ему обратный звонок или SMS.
Команда сервиса ZipDial / Валери Вагонер

Так пользователи запрашивали результаты спортивных матчей, узнавали стоимость бытовой химии, заказывали песни и подписывались на аккаунты знаменитостей в Twitter. Компании, в свою очередь, узнавали предпочтения клиентов и на основе этого запускали вирусные онлайн-кампании.

На «сброшенные» вызовы приходилось 30% от всех мобильных звонков, что раздражало операторов связи, пишет издание, поскольку те не приносили им выручки.

Смартфоны стоили дорого, а выход в интернет был у менее десятой части населения Индии. К тому же, за пределами крупных городов он работал плохо — соединение либо тормозило, либо вовсе прерывалось, а чтобы оплатить его, среднестатистическому сельчанину пришлось бы отдать зарплату за два-три дня.

Теперь малоимущее население получало недоступную иначе информацию благодаря одному звонку. «ZipDial для многих стал проводником в мир интернета», — вспоминает Свами.

ZipDial заинтересовала Gillette, Disney и Unilever

Абонентов мобильной связи в Индии становилось всё больше: по данным Всемирного банка, с 2006 по 2011 год их число выросло со 166 млн до почти 894 млн. Тогда, во время чемпионата мира по футболу 2010 года, основатели и решили по-настоящему протестировать сервис.

Болельщики звонили на горячую линию сервиса и получали результаты матчей по SMS. В 2011 году они повторили акцию на чемпионате мира по крикету, благодаря чему и вышли на широкий рынок, считает издание: в первый же день ZipDial обработал более 4 млн звонков.

Вскоре сервис ZipDial устраивал маркетинговые акции для других компаний, размещая номера горячих линий на щитах и во время телеэфиров. Его первым крупным клиентом стал бренд Gillette: в 2011 году компания разослала 1 млн бесплатных бритв абонентам более чем в десяти городах.

В течение последующих двух лет ZipDial привлекла более 400 клиентов, в том числе гигантов вроде Pepsi, Procter & Gamble и Disney. Кампании ZipDial оказались успешнее деятельности самих брендов в соцсетях, отмечает издание.

К 2013 году Gillette привлекла 2,4 млн клиентов, а Disney — 2 млн, более 90% из которых даже не пользовались интернетом, зато взаимодействовали с сервисом в среднем 13 раз в месяц.

Телефонные кампании со временем вытеснили пользующийся популярностью в Индии SMS-маркетинг, пишет Rest of World. С 2010 года с сервисом сотрудничали такие крупные телекоммуникационные компании, как VivaConnect и Ozonetel.

За период с середины 2012 по начало 2013 года выручка ZipDial выросла в шесть раз, а стоимость индустрии «сброшенных вызовов» в общей сложности составила около $94 млн, пишет The Economic Times.

Согласно патентам, которые ZipDial оформила в 2012 и 2015 годах, сервис предполагал множество вариантов использования. Некоторые из них так и остались планами: например, возможность одним звонком открыть и закрыть банковский счёт или обменяться визитными карточками.

Другие же активно использовались как самим ZipDial, так и его конкурентами: жители Индии активно голосовали за участников реалити-шоу.

В 2013 году компания Unilever вместе с ZipDial создала свой музыкальный сервис Kan Khajura («Приставучая мелодия»). Теперь владеющие хотя бы одним мобильным устройством индийцы могли заказать 15-минутный звонок, чтобы услышать шутки и песни из болливудских фильмов, которые периодически сопровождались рекламными интеграциями.

Раньше песни приходилось покупать на картах памяти, а теперь их слушали бесплатно, в любом месте и в любое время, чему проигрывали радио и телевидение.

Содержание звонка также зависело от действий абонента. Если он преждевременно вешал трубку, алгоритм в следующий раз перемешивал список воспроизведения, как делают это сервисы YouTube и Spotify. Уже через несколько лет Kan Khajura пользовалось около 50 млн жителей по всей стране.

ZipDial сотрудничала с популярными соцсетями и техгигантами

В 2013 году компания стала сотрудничать с набирающими популярность соцсетями. Теперь пользователи ZipDial могли позвонить на горячую линию, чтобы «подписаться» на страницы знаменитостей в Twitter и получать их публикации в виде SMS.

ZipDial позиционировала себя как «Google Analytics для реального мира» и стремилась «узнать как можно больше о клиенте до того, как он выйдет в интернет». Компания «собирала большие данные», а «сброшенные звонки» служили идеальным для этого инструментом.

Однако цифровой ландшафт менялся, пишет издание. Смартфоны постепенно становились «доступной роскошью», особенно после выхода на рынок индийских и китайских производители Micromax и Xiaomi. Те продавали устройства всего за $80, и за один 2013 год число пользователей смартфонов в Индии выросло в два раза по сравнению с предыдущим годом — до 117 млн.

Основатели это предвидели, говорит Вагонер, поэтому стали отправлять в ответ на звонок целые видеоролики, а также сообщения в WhatsApp. В 2014 году сервис упростил и подключение пользователей к интернету. С ним компании Amazon, Flipkart и Uber отправляли абонентам ссылки на скачивание своих приложений.

Интернет подешевел, а «сброшенные» вызовы потеряли актуальность

В 2014 году ZipDial насчитывал около 60 млн пользователей и планировал запустить собственное приложение, однако получила выгодное предложение: сеть Twitter хотела купить сервис за $30-40 млн.

Благодаря бюджетам соцсети ZipDial могла выйти на новые рынки, пускай и в рамках одного сервиса, и потому согласилась, пишет издание. «Тогда мы сумели добиться невиданных индийским стартапам успехов», — призналась Вагонер.

Валери Вагонер, соосновательница ZipDial / Джулиана Тан для Rest of World

В первый год Twitter расширила список знаменитостей и политиков, на которых можно было подписаться, однако через полтора года после сделки решила сосредоточиться на основном продукте. В 2016 году ZipDial пришлось закрыть, а сотрудников сократить.

Этот период совпал и с ростом числа пользователей интернета.

В 2015 году правительство Индии обещало упростить подключение к интернету, и уже в конце 2016 года Мукеш Амбани, союзник действующего тогда премьер-министра, основал телекоммуникационную компанию Reliance Jio, пообещав стране доступ к 4G-интернету. Постепенно потребность в звонках, как пишет издание, отпала.

Первые клиенты Jio получали бесплатные 4 ГБ в день. Чтобы удержать клиентов, конкурентам Jio пришлось снижать цены, в результате чего развернулась ценовая война: стоимость гигабайтов падала на протяжении нескольких лет — с 226 рупий за 1 ГБ до 19 рупий и ниже.

Jio активно строила сотовые вышки, чтобы обеспечить покрытием даже сельские районы, где сеть часто обрывалась. И уже к концу 2017 года число её пользователей достигло 130 млн. Интернет стал быстрее и доступнее, в результате чего рос трафик. В 2015 году среднестатистический житель Индии использовал около 805 МБ в месяц, а к 2018 году показатель увеличился до 7,69 ГБ.

После запуска Jio услуги ZipDial потеряли ценность, пишет издание. Вместо того чтобы запрашивать результаты спортивного матча по телефону, пользователи смотрели его в прямом эфире из любой части страны. С ростом числа интернет-пользователей бренды поняли, что вкладываться в трафик выгоднее, чем в звонки, отмечает Rest of World.

По словам издания, ZipDial оказался успешным, поскольку основатели адаптировались к изменениям в цифровом пространстве. «Разрабатывая стратегию, основатель должен учитывать как сегодняшние интересы клиента, так и то, какие нововведения ему придётся внедрить в будущем, — рассуждает Вагонер. — Мы всегда подстраивались под новую динамику рынка».

Пример тому то, как «сброшенный вызов» сперва служил альтернативой интернету, а затем стал непосредственной его частью, пишет Rest of World.

Сейчас «сброшенные вызовы» используются редко. Некоторые банки по-прежнему высылают клиентам выписки по счетам, а политические партии проводят голосования и избирательные кампании. Вот только теперь «вешают трубку» в основном малоимущие семьи, что напрямую влияет на характер акций, отмечает издание.

В 2011 году с помощью звонков граждане запустили массовую антикоррупционную кампанию. Теперь же телефонные кампании рассматриваются как способ воздействия политиков на «лишённых информации доверчивых избирателей», считает Кейур Пурани, профессор маркетинга.

0
33 комментария
Написать комментарий...
Aidar Aminev

У нас это называлось кинуть дозвон. И все пользовались дозвонами, чтобы не платить за связь. У каких-то операторов первые 3 секунды были бесплатные, и можно было успеть даже что-то сказать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
victor

во во или бомжа или глухаря у нас это так называлось)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Королёв

Поначалу было 5 секунд
Потом стало 3 секунды. Все мое общение в детстве состояло из бесплатных 5 секунд)) ох, сколько вечеров скоротал за этим😄😄

Ответить
Развернуть ветку
Денис Качнов

Было и 10 секунд. И "десятисекундники" были в полный рост, пока цена минуты разговора держалась выше -дцати центов.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Потоцкий

У МТС в XX веке был тариф 20 сек входящих бесплатно. за 20 USD в месяц,

Ответить
Развернуть ветку
Indig0

Еврейский тариф ✡️ у нас это называлось 😁

Ответить
Развернуть ветку
Наумов Сергей

Было и 5.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

В России эта тема продолжается, так сейчас шлагбаумы открывают 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Нужно знать телефон шлагбаума, делаешь набор и он открывается

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисин

Если твой номер в базе, ага

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Как настроили, совсем не обязательно

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисин

Так те компании которые устанавливают СКУД, как бы сразу этот момент учитывают) 
Это все равно что установить домофон, который от любого ключа работает) Такого вроде не бывает

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

У вас вроде, а у меня все шлагбаумы во круг так работают на практике, хотя по началу пытались привязывать номера

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисин

"Вроде" это как бы намек. 

Ответить
Развернуть ветку
МАЛИК ВИФК

Ворота или шлагбаумы с GSM модулем

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

в начале 2000-х в россии было так же. помню, какой популярностью среди студентов пользовался план, где не надо было платить за sms

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Когда ещё были региональные операторы в 2000 был план где 10 секунд бесплатно. И было пара трубок где на 8 секунде пикал сигнал. Нам хватало чтобы договориться😉

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисин

Да было такое. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Станиславский

Отличная история. Чем сейчас ребята занимаются, не в курсе?

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

валери – директор по развитию в платежном шлюзе GoPay, амия – сооснователь кредитного B2B-сервиса EzCred, а санджай возглавляет венчурный фонд :)

Ответить
Развернуть ветку
ПДД

Выживают в пандемию.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

На «сброшенные» вызовы приходилось 30% от всех мобильных звонков, что раздражало операторов связи, пишет издание, поскольку те не приносили им выручки.
Отличная статья!
Всё строго по заветам классика маркетинга Филипа Котлера:
- Обеденный перерыв вашего конкурента - лучшее время для вашего бизнеса !
Стартаперы России!
Тщательнее смотрите на бизнес ваших конкурентов!
Используйте их слабые места для роста ВАШЕГО бизнеса !
Россия, вперёд !

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
 Интернет стал быстрее и доступнее, в результате чего рос трафик. 

но не смотря на это, связь с индийскими аутсорсерами до сих порт отвратная... 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

К индийском акцент можно привыкнуть. Ну нет в хинди большого количества английских звуков 🤷. Но вот я работаю на проекте с большим аутсорсером индийским - связь постоянно с какими-то глюками. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Mansurov

У нас в городе были бесплатные 3 секунды, за которые можно было успеть сказать фразу. Ещё были корпоративные тарифы с 8 бесплатными секундами, там уже можно было и поговорить)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Chupalov

Такой бизнес можно было построить только в Индии. Работаю и близко знаю с десяток  индейцев (более подходящее слово) - эти люди ради доллара экономии и личной выгоды наизанку вывернутся ..

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
brusnyakalla5 allabrusn

Конечно был успешным. Зачиталась статьей!) Необыкновенная история.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег Викторович

Меня интересует проблема помидоров. Сейчас в продаже на рынках много помидоров, которые якобы " узбекские". Вот это неизвестно. Помидоры на вкус отдают рыбокостной мукой, скорее всего их выращивали на этой органической подкормке. Теперь помидоры в послевкусии "делают рыбу". А где в Узбекистане море? То то и оно, го... но... 
Где наш Роскомнадзор? В з... нице у " узбеков"! Как уже заколебали эти чурки... 

Ответить
Развернуть ветку
Фан-клуб Валентина Стрыкало

@Вахтер

Ответить
Развернуть ветку
Брат мужа знакомой

Тариф-лось: позвони и сбрось!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда