{"id":7297,"title":"\u0417\u0430\u043a\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 \u0432\u0435\u0447\u0435\u0440\u0438\u043d\u043a\u0443 vc.ru. \u0420\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c \u0438 \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c, \u043a\u0430\u043a \u044d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e","url":"\/redirect?component=advertising&id=7297&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/300923-proveli-vecherinku-vc-ru-i-sdelali-ofis-uyutney-s-pomoshchyu-novogo-servisa-ot-ozon&placeBit=1&hash=1786c9dcf11a3b054c8e53004e27074664313ed4055e24064ede059ebc186db8","isPaidAndBannersEnabled":false}
Сервисы
iFreedomLab

Расследование о бизнесе скрытых подписок: «Билайн»

Начнем с того, что от мобильных подписок «Билайн» отказался в октябре 2020 года. Хотелось бы тут точку поставить, но нет. Оставайтесь на линии. В тексте с отказом много формулировок, которые потом можно толковать иначе, из серии «на самом деле мы имели в виду».

Компания покаянно отказалась от «от существенной части прибыли в пользу честных отношений с абонентом» и пообещала клиентам Fair Play (в переводе с английского «честная игра»). Мы решили проверить, так ли это на самом деле. Оказалось, что такие обещания были озвучены не первый раз.

Немного истории

Почти сразу — в том же 2014 году — компания снизила требования к оформлению рекламных баннеров, активирующих платные подписки от контент-провайдеров по технологии wap-клик: стало необязательно прямо на рекламной кнопке писать слово «подписаться» и указывать стоимость подписки. Эти элементы разрешили убирать чуть в стороны, но все равно оставлять заметными.

Обязательные СМС-уведомления о подключении платных услуг и вовсе стали фирменным стилем подписочного бизнеса «Билайна», но совсем не так, как планировалось. У львиной доли возмущенных абонентов история со скрытой подпиской начиналась именно с неожиданного СМС-сообщения о ее подключении, которое зачастую приходило в ночное время. Утром изумленный абонент обнаруживал себя обладателем платной услуги, начинал гневаться, разбираться и слать негатив в адрес компании и ее новаторского подхода к бизнесу.

Такая вот Fair Play.

Игра в честность, 2020

В апреле 2020 года в «Билайне» снова сменился генеральный директор, им стал Александр Торбахов. И в своем первом интервью в новой должности он анонсировал отказ от «токсичного контента — навязанных услуг».

Вскоре компания уже официально уведомила абонентов о прекращении «доступа ко многим подпискам» с 29 октября 2020 года. При этом, в рамках концепции новой честности, довольно откровенно описала проблему в целом: «Навязчивые подписки на непонятные сервисы стали реальной проблемой», «Вместо заявленного контента там может быть все, что угодно: трейлеры вместо фильмов, программы, которые уже стали бесплатными, и многое другое».

Т.е. с ноября 2020 года история со скрытыми подписками в «Билайне» должна была прекратиться.

Но чуда не случилось.

Подписочное хозяйство Билайна: Зурхай и помойки Рунета

Мы купили SIM-карту для тестов. Просто так «поймать» подписку во время серфинга в интернете не удалось. Может, недостаточно пытались, может, Москва и Питер не являются целевой аудиторией для навязывания подписок.

Но раз люди пишут отзывы о появившихся у них подписках, значит, эти подписки должны где-то быть. Поискал получше и нашел.

Все устроено невероятно своеобразно.

Часть первая, приличная

У «Билайна» есть официальный портал дополнительных услуг BeeOnline, на нем есть раздел, который так и называется — «Подписки». Там можно найти скромные 3 409 предложений на все мыслимые и немыслимые случаи жизни, разные по цене и сроку действия. Гороскопы, рецепты, курсы валют, анекдоты, афоризмы, загадочный «Зурхай», бойкое «Будь в шоколаде! (От Ксении Собчак)» и еще масса очевидного и невероятного. Кстати, цены ниже, чем у «Мегафона», часто предлагается бесплатный пробный период. Хотя последнее может выйти боком, если абонент о своей подписке забудет.

Файл со всеми подписками «Билайна» лежит на сайте, можно ознакомиться, не листать по 10 штучек.

Потратились. Часть подписок работает, часть — не работает. Описание подписок на сайте очень скромное. Например, подписка с названием «Ярославль» обозначает прогноз погоды в Ярославле.

Заинтересовало, что такое «Зурхай» и как он будет работать. Но техподдержка оказалась не в силах ответить на эти вопросы. Единственное, что сообщил оператор: рассылка будет приходить ежедневно.

Выяснили самостоятельно. И вот какую рассылку получили:

Правда, такого «зурхая» полно в интернете бесплатно; впрочем, как и всего остального, что предлагается в 3,5 тыс. подписок от компании.

Ну что ж, собственные подписки – несколько устаревшие и заброшенные, но все же их всегда можно найти на сайте и спросить о них техподдержку.

Но что же насчет «сервисов» от «информационных партнеров», которые и являются основным злом? Так вот, нашел и их.

Часть вторая, паническая

Список партнерских подписок таится в недрах ветвистого сайта Beeline.ru. «Билайн» выдает короткий номер всем партнерским рассылкам, а на сайте можно найти список этих номеров и сервис их проверки.

В базе нашел порядка 400 коротких номеров, к которым прикреплены более 700 сервисов от полусотни контент-провайдеров. Работающих сайтов — т.е. которые вообще открылись — оказалось 352.

Часть из них — вполне приличные компании и сайты, вроде «НТВ-Плюс» или «Мейл.ру». Они очевидно числятся в этом списке лишь формально: скорее всего, «Билайн» когда-то организовывал оплату их услуг через короткий номер.

Но для львиной части подписок организаторами числятся всего несколько компаний, имена которых нам уже знакомы: это «Информпартнер», «ИЗИКВАИР», «МКС», «Мобикон». Это те самые крупные контент-провайдеры, которые целенаправленно и систематически с помощью хитрых уловок вынуждают абонентов различных сотовых операторов (и не только «Билайна») против своей воли становиться подписчиками «контентных» псевдо-услуг. Трейлеры старых фильмов, бесплатные ролики с ютуба, одностраничные имитации новостных ресурсов, библиотек и файлообменников (но зачем?!) — все это в неописуемом исполнении предлагается за деньги, обычно по 30 рублей в день. Частично есть живые игры и даже один вполне себе порно-сайт без пометки о возрастных ограничениях. Но в основном это заскорузлые контентные обмылки, которые давно заброшены.

Информацию о подключении подписки есть на 211 сайтах. Множество доменов в продаже. Часть очевидно уже давно выкуплена новыми владельцами и под старыми именами развиваются новые сервисы. Похоже, в «Билайне» ни одна живая душа не заглядывала в раздел партнерских подписок в лучшем случае последние несколько лет.

Но есть и хорошие новости: на все это великолепие сейчас подписаться не удалось.

Сработали несколько подписок, которые вполне можно счесть «годными». Например, самоучитель английского, или сайт https://ka-ra-oke.com, который в соответствии с названием предлагает песни для самостоятельного пения все за те же 30 рублей в день.

И тут мы почти поверили, что подписочную историю «Билайн» все-таки свернул. Но решили перепроверить еще одним путем.

Часть третья, загадочная

Недавно, буквально месяц назад, на сайте Пикабу пользователь опубликовал историю, как ему «Билайн» подключил подписку. Подписка «попалась» классическим способом: неудачный клик по баннеру. Мы посмотрели, что за подписку словил абонент, нашли и подписались.

Результат удивил: предлагают смотреть «лучшие пикантные фильмы» на сайте free.temafon.ru, но это — собственная подписка «Билайна». Почему это важно? Потому что от собственной подписки никакой контент-счет не спасает.

Партнерские подписки живы и здоровы, просто почему-то в списке на сайте «Билайна» их нет.

Он предлагает по подписке получить бесплатно страшно дорогие игры, вы только вдумайтесь, какая скидка:

Игру за 6 002 рубля вы можете получить бесплатно! ЧТО? «Легенда о Зельде», суперпопулярная игра от Nintendo, стоит 4 590 рублей, а мобильная игрушка с плесканием на горках — больше 6 000? На самом деле эту игрушку вы можете совершенно бесплатно скачать в магазине приложений Play Store:

От обратного: проверяем «Билайн» со стороны партнерских программ

Тут давайте так, если вы не знаете, что такое партнерки, то вы можете прочитать это в разделе «Лирическое отступление» в тексте расследования, опубликованном на сайте IFreedomLab, здесь не буду расписывать.

Зайдя на старый добрый SearchEngine.guru, я провел некоторое время за исследованием происходящего на рынке wap-клик подписок.

Ааа знаете, там все хорошо, работают как работали. Лендинги, которые «Мегафон» выводит на отдельные домены, лежат прямо на сайте «Билайна»:

Подписки «Билайна», кстати, единственные, где цена пишется прямо рядом с кнопкой, а не прячется серым по серому где-то на краю страницы. Видимо, это наследство политики «честности-2014».

Что же удалось узнать про «Билайн»?

Итак, «Билайн» продолжает работать со скрытыми мобильными подписками. Но правила игры изменились.

С начала июня 2020 года «Билайн» действительно ужесточил требования к подпискам и начал наводить порядок в инфраструктуре. Партнерские программы отреагировали на происходящее эмоционально:

3 июня 2020 года (официально «Билайн» объявил о курсе на отказ от «токсичного контента» в августе) многие партнерки обрадовали свою аудиторию новостью о том, что правила игры с «Билайном» усложняются:

3 июня: первые изменения

12 июня: всё усложняется и 22 июля ещё усложняется...

Двуглавый как орел

Во всех этих отказах есть одно большое НО. «Билайн», кажется, — единственный оператор связи, который работает с подписками по двум каналам (если среди читателей найдется желающий объяснить нам хотя бы анонимно, почему так, будем рады). Они обозначены как «Билайн (прямой)» и «Билайн/Темафон». Остальные операторы обозначены просто как «МТС», «Мегафон» и «Теле2».

Вот как это выглядит:

Партнерки так и пишут о «Билайне», разделяя его на две сущности:

При этом технологически «Билайн» (прямой) и «Билайн» (Темафон) связаны, так как неполадки у так называемого прямого «Билайна» чаще всего приводят к оным и у «Билайна»-Темафон. Это видно по уведомлениям, которые партнерские программы публикуют в своих разделах на форуме или в телеграм-каналах.

Что за «Темафон» такой?

«Темафон» и «Тематика» — компании, которые вошли в международный холдинг Zed+. На hh можно найти ЗАО «Тематика», которое набирает программистов для разработки сервисов для «Билайна». Ссылка ведет на сайт http://temamedia.ru/, на котором нет информации ни о компании, ни о группе Zed+, ни о руководстве.

Компании имеют юридические адреса в соседних помещениях, управляются одной и той же КЬЮ.АЙ.СИ.ЭФ ЛИМИТЕД, филиал который зарегистрирован там же, где и «Тематика» с «Темафоном», а саму компанию мы легко находим на Кипре. Среди ее акционеров — Ваге Енгибарян, бизнесмен, которого связывают не только с Михаилом Фридманом («Вымпелком» принадлежит VEON ltd., которая на 47,9% принадлежит основанной Фридманом LetterOne), но и с уже упомянутым в прошлом расследовании Александром Колокольцевым. Он — сын главы МВД России Владимира Колокольцева, совладелец ныне ликвидированного контент-провайдера «Ай-Куб», чей преемник «Информпартнер» является основным и по сути единственным контент-провайдером «Мегафона».

В деле о провайдере Zed+, которое рассматривалось в Испании, также мелькают имена Михаила Фридмана и… Антона Кудряшова, бывшего генерального директора «Вымпелкома». Дело, кстати, буквально в феврале 2021 года возобновили.

Приведенные факты заставляют задуматься о возможности существования тесной связи между операторами и контент-провайдерами, в рамках которой абоненту достается лишь одна роль — дойной коровы, которой можно рассказывать про то, что она (корова) куда-то не туда нажала. И кстати, за «Темафоном» или же «Тематикой» никаких подписок в файле на сайте «Билайна» не значится.

Что касается провозглашенного с помпой отказа от токсичного контента... Можно поставить «Билайну» разве что «плюсик» за старания. Но этого явно недостаточно.

Итого: «Билайн» продолжает работать с мобильными подписками и почему-то для всех партнерских программ и черных вебмастеров существует в двух ипостасях, и обе работают с подписочным бизнесом в целом по одинаковым схемам. Но только если одна из них — «Билайн» (Прямой) — подвергается реформам и вводит ограничения, второй позволено все то же, что и раньше. Почему так — я не знаю, но буду благодарен за разъяснения и версии в комментариях.

Вопросов больше, чем ответов.

Объективно, «Билайн» начал отказываться от подписок, хотя на навязчивые пуш-уведомления и внезапные услуги пользователи продолжают жаловаться.

Но почему при этом практика все равно сохраняется и, как мы видим на приведенных примерах нашего исследования, разрабатываются все новые схемы? Почему помимо «Билайна» в подписках существует некий параллельный игрок «Темафон»/ «Тематика» / Zed+, которому играть в «честность» не обязательно?

Подписывайте петицию на сайте Change.org: https://www.change.org/netpodpiskam, у нас уже 27 000 подписей!

Полная версия тут: https://podpiski.ifreedomlab.net/beeline/

На очереди - Теле2 и МТС

{ "author_name": "iFreedomLab", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u0430\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","\u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0438","\u043c\u043e\u0448\u0435\u043d\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e","\u0431\u0438\u043b\u0430\u0439\u043d"], "comments": 4, "likes": 9, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 260156, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 17 Jun 2021 14:59:57 +0300", "is_special": false }
0
4 комментария
Популярные
По порядку

Здравствуйте! Подробно ознакомились с вашей статьей. Мы, действительно, ввели жесткие меры по подпискам - запретили их подключение в мобильном интернете по одному клику и продолжаем многолетнюю работу по борьбе с действиями недобросовестных контент-провайдеров. Подписки Билайн предоставляют ряд сервисов развлекательного, познавательного характера, подключение которого возможно только по инициативе пользователя. Если наши клиенты столкнулись с некачественно предоставленными сервисами и подписками, мы всегда готовы разобраться и вернуть некорректно списанные деньги.

Вы можете написать нам в личные сообщения группы https://vk.com/beeline или https://www.facebook.com/messages/t/Beelinerus (открывается только с полной версии сайта). Переход на эти ресурсы требуется, чтобы получить ваши данные и попытаться помочь.

–1

Если вы ПОДРОБНО ознакомились со статьей, то при чем тут партнеры, о которых вы пишете? Где Fair play-2014? Где отказ от токсичного контента?

1

Практика мошеннических подписок продолжается. "Доброжелательные" ответы - "пришлите ваши данные, мы разберемся, деньги вернем" это попытка замазать криминальную практику воровства. Петиция на change.org несколько не к месту - тут не петиции надо составлять, а привлекать правоохранительные органы, с учетом того что воровство идет не первый год. И генеральный директор Торбахов про это знает !!! Если бы сам не попал в эту ситуацию (начало июля этого года) - не поверил бы что такое может быть

0

Давно уже сменил данного оператора и всем остальным советую поступить так же.

0
Читать все 4 комментария
Кикшеринг станет ещё доступнее, но для крупных игроков места больше нет: интервью с инвесторами кикшеринга «Юрент» Статьи редакции

Андрей Азаров и Михаил Гейшерик рассказали, зачем «Юрент» купил сервис аренды обычных велосипедов, продолжится ли бурный рост кикшеринга и что этому может помешать.

Михаил Гейшерик и Андрей Азаров
Час в неделю — на помощь детям: как 303 учителя со всей России стали онлайн-волонтёрами для школьников

Движение «Педагоги-волонтеры России» учит ребят из детских домов и малоимущих семей. Их репетиторы уже помогли 1 350 детям наверстать знания по школьным предметам. Сейчас платформа ищет новых учителей по всей России. Особенно — математиков и программистов

Apple выпустила macOS Monterey и анонсировала запуск сервиса Fitness+ в России Статьи редакции

Он станет доступен 3 ноября.

Улыбнитесь, вас снимают: как биометрия меняет жизнь банковских клиентов

Что такое биометрия, как ее используют банки и что нас ждет в будущем с единой биометрической системой, мы узнали у Дарьи Скачковой, управляющего директора в Газпромбанке

Продуктовые метрики: какие они бывают и как ими пользоваться?

Я работаю CPO в компании с десятками тысяч заказов в день. Недавно стал плотно вовлекать коллег в продуктовые процессы. Оказалось, что не все знают, что такое GMV или конверсия, не говоря уже о более узких метриках, например, session duration или page depth. Расскажу поподробнее в этой статье про метрики и комплексы метрик.

Рыночная капитализация Tesla превысила $1 трлн Статьи редакции

На рост акций могли повлиять новости, связанные с компанией.

МТС дополнила экосистему B2B-продуктов решениями МТТ

ПАО «МТС», ведущая российская компания по предоставлению цифровых, медийных и телекоммуникационных сервисов, дополнила экосистему продуктов для бизнеса новым решением – виртуальной АТС от своей 100% дочерней компании АО «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ), федерального провайдера интеллектуальных телеком- и ИТ-решений для бизнеса. Теперь…

Blue Origin Джеффа Безоса запланировала создать собственную космическую станцию «Орбитальный риф» Статьи редакции

Она начнёт работать во второй половине 2020-х годов.

Как дайгоу может помочь наладить систему сбыта в Китай

Во время пандемии дайгоу стал важным каналом дистрибуции товаров в Китай. Дайгоу компенсирует утраченный спрос граждан Китая на зарубежных рынках и представляет собой новую возможность для российского бизнеса.

У альфа-банка стоит ограничение на отображение баланса в пуше, его не видно полностью

Скорее всего, Альфа-банк провел свой аналог "Игры в Кальмара", где разыграл суперприз. Их версия отличается от корейской тем, что там не надо никого убивать и проходить испытания. Вы, как обычно, пользуетесь картой и получаете шанс выиграть супер приз! Когда мне пришел этот пуш, я сразу понял, что не зря был вашим клиентом столько лет! Вы…

Предсказать и оптимизировать: плавим сталь с помощью Data Science

Как создавали программу, которая помогает металлургам экономить 3-5 млн долларов в год

null