{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как Fetch Rewards разработали кешбэк для производителей

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о системе кэшбека Fetch Rewards

На тему кэшбека написано так много статей, что, пожалуй, только ленивый не потрудился посвятить этой теме хотя бы пару строчек. Расскажу про сервис, который отличается от распространённой модели тем, что работает не с продавцами, а с производителями.

Каким бывает обычный кэшбек?

Обычно у кешбека приложение, иногда по старинке человеку выдаётся карточка. Клиент покупает товары, посещает рестораны и кафе, и в зависимости от политики компании на его счёт зачисляется то или иное количество баллов.

Чем больше сеть у кэшбека, тем больше выбор у покупателя где получить и потратить баллы. Он пользуется только теми сервисами, которые дают ему больше баллов. Потом он либо выводит деньги на карточку, либо расплачивается баллами за очередные товары, получая на них неплохую скидку.

Такая стандартная схема кэшбека существует уже по меньшей мере 10 лет, если не больше: в оффлайновой форме в виде тех самых карточек он был и до этого. Потом появились модные приложения, мы даже делали парочку таких. В общем, ничего особенного – продавец платит дополнительные деньги и делает скидку, чтобы клиенты закупались именно у него.

Принципиальные отличия Fetch

Сегодня я хочу рассказать о Fetch Rewards, который стал единорогом и тоже работает с кэшбеком, но совсем по другой модели. Она немного сложнее обычной, но, именно такие истории особенно интересны.

Представим человека, клиента торговой точки. И сервис в виде мобильного приложения, в котором есть покупки и всё остальное. Магия в том, что если при стандартной схеме кэшбек выплачивает продавец, то в случае Фетча это делает производитель – у каждого товара свой.

Клиент просматривает список текущих акций в приложении от всех производителей, которые передают сервису информацию о том, какие они хотят продавать товары. Человек идёт в любую торговую сеть и покупает товары, на которые распространяется акция. Торговая сеть остаётся вообще не у дел: в финансовой модели она никак не участвует, являясь посредником, передающим товар от производителя клиенту.

При покупке товара, человеку выдаётся чек, и кэшбек начисляется уже за одно только его сканирование через приложение. Один чек с QR-кодом даёт 2,5 цента. Но, разумеется, это не всё – основной заработок даётся за покупку определённых товаров, участвующих в текущих акциях. Производители начисляют процентовку сервису на основе отправленных им данных, а сервис выплачивает часть денежных средств в виде баллов пользователю.

Если коротко, схема выглядит так:

  1. Клиент приобретает товар в сети,
  2. Сканирует чек в приложении,
  3. Сервис передаёт данные производителю,
  4. Производитель передаёт процент от покупки,
  5. Часть от которого сервис выплачивает покупателю в виде кэшбека.

Вместо того, чтобы договариваться с супермаркетами, сервис работает напрямую с изготовителями, которые, как правило, более сговорчивы: они привыкли к готовым продажам, а тут даже не нужно выстраивать новую логистику. У них будут покупать те же продукты в тех же сетях, но в большем объёме. Сервис кэшбека предоставляет данные производителям, за что и получает деньги. Конечно, тут поднимается вопрос правдивости этих данных: нужно будет отправлять сканы чеков.

География внедрений

Схема успешно работает в США, можно запускать такую же модель и в России. Правда, с продуктовыми товарами такое вряд ли получится: сети порой так сильно давят производителей по цене, что те и без того работают на грани рентабельности. Они бы и рады предложить вам проценты, да просто не из чего. А вот сфере, скажем, запчастей, такое подойдёт. Особенно для тех производителей, которые по факту являются перекупами – заказывают производство в Китае и привозят «свой» товар сюда. Или же для запчастей, которые выпускаются на машины, уже снятые с производства, например, старые модели ВАЗа.

Надо добавить, что такой кэшбек-сервис можно будет докрутить и превратить в полноценный интернет-магазин и выстраивать в нём свою логистику. Если вы набираете определённый объём и видите, что какой-то товар покупают чаще, заказываете его у производителя и получаете не только процент с кэшбека, но и тот, что мог бы уходить промежуточному звену в виде продавца, в роли которого вы и выступаете. Покупаете по оптовой цене, продаёте по розничной: все счастливы.

Так ваш сервис, бывший на начальном этапе исключительно кэшбек-сервисом, превращается в полноценный маркетплейс. Очень часто задают вопрос: как запустить маркетплейс? Где взять кучу денег на рекламу? А вот так и можно: пойти хитрее и начать с чего-то, не относящегося непосредственно к маркетплейсу, но выстроить его на основе собранной базы по продажам. Ваш стартап не начнёт с нуля, а заработает на уже имеющихся наработках: у вас будет и клиентская база, и база поставщиков.

Больше обзоров можно посмотреть в моём YouTube.

0
5 комментариев
Антон Котырев

Сними куртку, июнь на улице

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Dubov

Уже несколько лет по чекам кэшбекают в РФ, и за продукты и за алкашку и за лекарства (едадил,backit, vk чекбек и другие). Или я не понял и в статье говорится о другом?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Фишка в том, что в текущих приложениях кешбек платит тоговая сеть / ресторан, а в примере - производитель товара. Это позволяет привлекать внимания вне зависимости от точки продажи

Ответить
Развернуть ветку
Rezon Altos

Загляните все же в едадил

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

там основной упор на сети. Судя по ассортименту и маркетингу производители там в формате "ещё одна фича"

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда