{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

У петербуржца украли телефон с установленными Госуслугами, а через полтора года на него оформили кредиты на 1 млн рублей Статьи редакции

Мошенники получили доступ к его данным и оформили несколько кредитов в банках и займов в МФО.

В 2020 году у петербуржца Юрия украли iPhone, на котором были установлены Госуслуги — воры успели вывести 3 тысячи рублей со счетов одного из банков, но остальные счета удалось защитить, пишет «Фонтанка».

Юрий перевыпустил карты, сменил пароли и начал пользоваться Госуслугами на новом телефоне — но не подключил двухфакторную аутентификацию по SMS. Мошенники смогли воспользоваться уязвимостью сервиса — так называемым «вечным токеном».

Как поясняет издание, после ввода пароля и логина при первом заходе в Госуслуги устройству выдаётся персонализированный токен, который позволяет в дальнейшем быстро заходить в учётную запись. А после кражи Юрий не отвязал телефон от сервиса.

Как мошенники украли деньги

В июне 2021 года Юрия «выкинуло» из учётной записи на смартфоне. Он успел зайти в профиль на компьютере и увидел, что его данные изменены, а затем его выкинуло и из сайта — и больше он не смог зайти в неё ни с одного устройства.

«Видимо, мой смартфон какое-то время ходил по рукам, пока не попал к профессионалам, которые запустили Госуслуги: токен в них оставался валидным, и система его приняла», — заявил он.

26 июня мошенники оформили от имени Юрия кредитную карту в «Сбербанке» и вывели с нее 420 тысяч рублей на карту банка ПСБ. А ещё взяли несколько займов по 30 тысяч рублей в микрофинансовых организациях. Также они позвонили в «Мегафон», который обслуживал Юрия, и сменили контактный номер — на него были завязаны банки и коды подтверждения.

После этого Юрий обратился в полицию, а после открытия уголовного дела в июле получил рассылку о кредитах от «Газпромбанка», в котором у него не было счетов. В отделении банка он узнал, что на его имя выдали дебетовую карту человеку, у которого был паспорт со всеми данными Юрия — но с чужим фото. Карта была нужна для вывода 420 тысяч рублей — их сняли в одном из банкоматов. Юрий получил все выписки и написал в банк заявление о мошенничестве.

Юрий обратился в «Объединенное кредитное бюро» и получил выписку по своей кредитной истории, связанной со старым паспортом. Выяснилось, что 28 июня он якобы получил в «Совкомбанке» кредит наличными на 600 тысяч рублей и кредитку с лимитом в 30 тысяч рублей. Таким образом, ущерб составил больше 1 млн рублей.

В «Совкомбанке» выяснили, что для оформления кредита не понадобился даже поддельный паспорт — его получали удалённо с помощью электронно-цифровой подписи. Подпись выдали по данным об ИНН и СНИЛС, доступным из Госуслуг. Отозвать её можно только в том центре, где её выдали, а информация есть у банка и Госуслуг — Юрий направил соотвествующие запросы, но ответа не получил.

14 июля две микрофинансовые организации ответили на обращения Юрия и признали недействительными два кредита на 30 тысяч рублей. Как отмечает «Фонтанка» вопрос с банками придётся решать через суды.

Сейчас идет расследование дела, а сам Юрий признан потерпевшим. При этом теперь он боится использовать любые цифровые приложения и где-либо «светить» свой новый паспорт. Он, в частности, не хочет верифицировать свои данные в МФЦ, так как тогда они окажутся на Госуслугах.

В «Сбербанке» «Фонтанке» рассказали, что по ситуации проводится проверка, о результатах которой банк не имеет права сообщать третьим лицам. Такой же ответ дали и в Минцифры. В «Мегафоне» вернули прежний номер и проверили всю историю обращений.

0
542 комментария
Написать комментарий...
Игорь Кольцов

У меня вся электроника и сим-карты с которых юридически значимые действия совершать можно дома в сейфе хранится. Лучше не рисковать как этот петербуржец

Ответить
Развернуть ветку
tommyspb

Это сильно усложняет жизнь, а полезности с гулькин нос.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кольцов

Вообще никак жизнь не усложняет, я с документами по графику работаю, все равно ни раньше, ни позже ничего делать не буду

Ответить
Развернуть ветку
tommyspb

Ну хз, мне (да и большинству, я думаю, тоже), важно иметь возможность зайти в какие-нибудь госуслуги или оплатить что-то в любой момент в любом месте, а не только дома, предварительно достав телефон из сейфа и включив его, чтобы получить СМС с кодом.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кольцов

Зачем в любой момент и в любом месте оплачивать? Я со счетами только за столом работаю, мне импульсивные решения не нужны. Это удобно, все равно у всех платежей, особенно государству, есть установленные законом сроки, это 2 недели минимум

Ответить
Развернуть ветку
tommyspb

Кстати банк, в случае каких-либо проблем, будет звонить на привязанный номер, который в сейфе. А ты, допустим, в Таиланде. Остаешься с заблокированной картой. Самому звонить в банк — скажут звонить с привязанного номера. 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кольцов

Я бы в Тайланд поехал просто с наличными, мне просто не интересно все комиссии всех банков оплачивать за возможность заплатить продавцу, стоящему на расстоянии вытянутой руки

Ответить
Развернуть ветку
Anton Frolov

Чем больше читаю подобных историй, тем больше склоняюсь к мысли, что это правильный путь...

Ответить
Развернуть ветку
539 комментариев
Раскрывать всегда