{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Сервис по продаже авиабилетов: какие технологии внутри

Ищешь билет Москва — Адлер на «Авиасейлсе», «Скайсканнере» или «Яндекс.Билетах», видишь самый дешёвый, кликаешь, чтобы купить, — а этого билета уже нет. Зато есть вариант на пару тысяч дороже. Это не маркетинговый ход и не обман, а особенности технологий поиска авиабилетов. О них и поговорим.

Привет! Меня зовут Дмитрий Дроевский, я директор по развитию «Суперкассы» — сервиса по поиску и продаже авиабилетов. В этой статье расскажу о некоторых наших технологиях, которые помогают предлагать пользователям билеты по низким ценам. Часто — дешевле, чем у авиакомпании.

Но прежде чем говорить о технологиях, нужно разобраться с тем, как вообще устроена продажа авиабилетов.

Как устроена продажа авиабилетов

На рынке авиабилетов есть четыре звена: авиакомпании, агентства (OTA), метапоисковики и глобальные дистрибутивные системы. Посмотрим, чем занимается каждое из звеньев:

  • авиакомпании — перевозят пассажиров и могут продавать билеты через свои сайты. Но только свои билеты или билеты тех авиакомпаний, с которыми есть соглашения о совместной работе. А могут и не продавать напрямую;
  • агентства, они же Online Travel Agency (OTA), — не перевозят пассажиров, а только продают билеты и занимаются постобслуживанием, например возвратом и обменом билетов. Их ещё называют посредниками и сервисами по продаже билетов;
  • метапоисковики — помогают пользователям находить билеты, но не продают их. Метапоисковик — это что-то вроде умного каталога: тут можно найти билет, посмотреть цену, сравнить цены по дням и перевозчикам, но для покупки нужно перейти на сайт посредника. «Авиасейлс», «Скайсканнер», «Яндекс.Билеты» — это примеры метапоисковиков;
  • глобальные дистрибутивные системы (ГДС) — не перевозят пассажиров и не продают билеты, а лишь собирают контент авиакомпаний и предлагают агентствам продавать его, не подключаясь напрямую к авиакомпаниям. При этом ГДС не работают с частными лицами.

Получается, пользователь может купить билет либо у авиакомпании, либо у посредника, потому что метапоисковики билеты не продают, а ГДС с частными лицами не работают.

При этом цена на билет по одному и тому же маршруту может отличаться от посредника к посреднику, потому что они используют разные технологии. Я расскажу о тех четырёх, которые применяются в нашей компании — «Суперкассе».

Технология 1. Глубокий поиск по разным системам дистрибуции

Посреднику не обязательно подключаться ко всем ГДС мира: в одной можно увидеть 98% билетов из других систем. Звучит здорово, но те самые ускользающие 2% могут оказаться самыми выгодными. И если работать только с одной ГДС, есть риск их упустить.

Как обычно работают с ГДС: посредник подключается к одной ГДС и ищет билеты только в ней. В этой одной ГДС ему в принципе доступны билеты из всех других систем, но не 100%. Из-за разницы в технологиях ГДС, скорости обработки запросов и комиссий такой посредник может пропустить выгодные для пассажиров предложения. Их будет немного, но всё же они будут.

Как у нас: мы используем технологию глубокого поиска. Её смысл в том, что мы подключаемся к пяти ГДС и ещё десятку авиакомпаний напрямую, чтобы находить те самые несколько процентов интересных билетов.

Технология работает так: пользователь отправляет запрос, например ищет билет Москва — Пекин через метапоисковик. Метапоисковик перенаправляет запрос нам, а мы — в ГДС и авиакомпании. В ответ получаем десятки тысяч вариантов перелёта: с багажом и без, в бизнес-классе или экономе, с питанием и без него, прямые и с тремя-пятью пересадками. Внутри этого массива данных есть выгодные предложения, и, чтобы их найти, мы фильтруем десятки тысяч результатов и отправляем метапоисковику самые лучшие, из которых и выбирает пользователь.

Но есть нюанс: те самые несколько выгодных процентов могут быть доступны в моменте, вот прямо сейчас. А уже через минуту исчезнуть, например потому, что другой пассажир купил этот единственный билет, а других таких же больше нет. С одной стороны, пассажир может получить самый выгодный билет, а с другой, также легко упустить его.

Как использовать глубокий поиск самостоятельно: искать билеты не на одном сайте, а на нескольких, в том числе через сайты метапоисковиков, агентов по продаже билетов и авиакомпаний. Но тут есть сложности: нужно как-то собрать результаты, проанализировать их и выбрать лучший билет. Пока пользователь будет это делать, он может упустить выгодное предложение: самый подходящий билет купит кто-то другой.

Технология 2. Микс тарифов: два билета по 1 500 ₽ и один за 2 500 ₽ вместо трёх по 2 500 ₽

Когда-то авиакомпаниям нужно было придумать, как продавать одни и те же билеты по разным ценам. То есть сто билетов из одного салона нужно было разделить на части, одну часть продавать по 2 500 рублей, вторую — по 4 000 рублей, третью — по 6 000 рублей. Это нужно было, чтобы дешёвыми билетами отбить себестоимость полёта, сформировать некую финансовую безопасность, а потом уже продать остальные билеты, чтобы получить прибыль.

Чтобы продавать одинаковые билеты по разным ценам, но не запутаться во всём этом, авиакомпании придумали тарифы: это не те тарифы, к которым мы привыкли, типа бизнеса и эконома, а условные, вроде А, Б, В, — они нужны только авиакомпании, чтобы не ошибаться в ценах.

Ещё раз: первые, например, 10 билетов компания продаёт по тарифу А за 1 500 рублей, вторые 10 — по тарифу Б за 2 500 рублей, остатки — по тарифу В за 3 000 рублей. Больше ничем эти билеты не различаются.

Билет Москва — Ростов-на-Дону продаётся по четырём тарифам: двум V, Q, S. В каждом тарифе одинаковые услуги, но цена разная

Как обычно работают условные тарифы: все билеты в заказе пользователя должны быть одного тарифа, например берёшь два билета — оба тарифа А, берёшь три — все три А.

Купить один билет тарифа А и два тарифа Б не получится, потому что большинство агентств и авиакомпаний не умеют одним заказом выписывать разные тарифы, это недоступный им уровень обработки данных.

Как у нас: можно миксовать разные тарифы в одном заказе. Например, если семье нужно три билета, а тарифа А остался только один, мы оформим заказ на один билет по тарифу А и два по тарифу Б. Мы так умеем, потому что заранее проанализировали все описания тарифов авиакомпаний и занесли разницу между ними в базу. И если есть где-то один дешёвый билет из тарифа А, мы можем смиксовать его с другими тарифами и так снизить общую сумму заказа.

Как подобрать выгодный тариф самим: вручную, по одному билету проверять наличие из дешёвых тарифов, постепенно увеличивая количество пассажиров.

Василий хочет купить три билета на море для семьи и в поиске на сайте авиакомпании он указывает, что ему нужны билеты на трёх пассажиров. И вот если где-то остался один или два нужных ему билета по тарифу А, он их не увидит. Билета три, значит, в результатах поиска будет три билета из тарифа Б.

Но он может схитрить: сначала поискать один билет, чтобы был тарифа А. Купить его. Потом попробовать найти второй билет тоже из тарифа А и купить, если есть. А потом уже докупить третий билет по тарифу Б.

Но тут есть риск: может случиться так, что пока Василий будет оформлять билеты по тарифу А, билеты по тарифу Б закончатся. И ему придётся либо сдавать все билеты со штрафом за возврат и искать другие варианты перелёта, либо докупать билеты по ещё более дорогому тарифу.

Технология 3. Персональный тариф: один багаж на семью или один возвратный билет из пяти

Вернёмся к привычному пассажирам понятию тарифа как набора услуг и свойств билета. По разным тарифам билеты могут быть возвратными и невозвратными, с обменом билета на другую дату или без, с багажом или только с ручной кладью.

Если пассажир берёт один билет, сложностей с тарифом нет: какой надо, такой и выбирает. А вот если летит семья или компания друзей, то нужно выбирать или один тариф на всех, или каждому оформлять билет отдельно. Оформлять отдельно обычно сложно: занимает много времени, есть риск упустить билет, поэтому берут всем одинаковые.

Как обычно работают тарифы: можно оформить несколько билетов одним заказом, но все они будут с одинаковым тарифом. Взять одному пассажиру билет с ручной кладью, а другому с багажом не получится.

Ограничение с тарифами существует, потому что ГДС передаёт информацию по свойствам каждого билета отдельно, и не у всех посредников есть техническая возможность обработать билеты с разными свойствами в одном заказе. Если один билет невозвратный — все будут невозвратными.

Как у «Суперкассы»: у нас есть технология «Персональный тариф» — это когда в одном заказе можно выбрать разные тарифы для каждого билета. Чтобы технология работала, мы сами анализируем свойства билетов и заносим каждый в свою базу. Это позволяет нам группировать билеты с разными свойствами.

Влад и Даша собираются в отпуск с тремя детьми. Влад ищет билеты сразу на всю семью, мы ему показываем стоимость и предлагаем настроить билеты под себя. Даше и старшим детям нужен багаж, а Владу и младшему сыну — нет. В целом семье хватит трёх чемоданов на всех.

Влад берёт два билета без багажа за 21 182 рубля и три с багажом за 39 472 рубля. Итого получается 60 654 рубля, а без выбора тарифов пять билетов обошлись бы Владу в 65 786 рублей. С технологией «Персональный тариф» он сэкономил 5 132 рубля.

Чтобы выбрать тариф для билета, пользователю нужно нажать на фигурки человека: сколько человечков — столько билетов с этим тарифом

Технология «Персональный тариф» работает не только с багажом. Представим, что та же семья из пяти человек собирается в отпуск, но отец семейства не уверен, что его неожиданно не вызовут на работу в день вылета. Тогда он берёт себе возвратный билет, а всем остальным — невозвратные.

Пользователь может выбирать билеты с разными свойствами: с багажом и без, возвратные, с обменом

Как сделать самому: пользователь сам может купить четыре невозвратных билета и один возвратный, если оформит разными заказами. То же самое с багажом. Но тут опять есть риск упустить выгодный билет или не найти нужное количество билетов на один рейс.

Технология 4. Сцепка билетов: туда летим «Победой», а обратно S7

Авиакомпании не продают на своих сайтах билеты на рейсы конкурентов. Исключения — билеты тех компаний, с которыми есть интерлайны — это соглашение о том, что пассажир часть пути летит одной компанией, а часть — другой. Или код-шеринговые договоры — это когда разные компании объединяются и продают билеты на рейс, который выполняет одна из них. Например, пассажир покупает билет у «Аэрофлота», но летит на самолёте авиакомпании «Россия» вместе с теми, кто купил билеты у «России», и наоборот — это код-шеринг.

Как обычно работают перелёты туда-обратно: билеты для перелёта туда-обратно предлагают от одной авиакомпании. Если пользователь хочет слетать по маршруту Москва — Пекин — Москва, ему покажут билеты одной авиакомпании, даже если полететь из Москвы в Пекин «Аэрофлотом», а из Пекина S7 будет дешевле.

Дело в том, что ГДС умеют соединять в одном заказе только два билета разных авиакомпаний в одну сторону и без страховки от отмены стыковки. А вот предлагать полёт туда компанией Б, а обратно компанией А пока не научились.

Как у «Суперкассы»: умеем сцеплять билеты разных компаний технологией «Сцепка билетов». Из разных источников отдельно находим билеты туда и отдельно билеты обратно, комбинируем их между собой, чтобы найти самые выгодные варианты, а потом предлагаем пользователю эти комбинации.

Например, пассажир ищет билеты на рейс Санкт-Петербург — Казань. По времени ему удобно вылететь из Питера «Победой», а обратно вернуться на рейсе «Смартавиа». Мы соединим в заказе билеты двух компаний и предложим ему этот вариант.

Технически мы продадим пользователю два разных билета: один из Санкт-Петербурга до Казани, а второй — из Казани в Санкт-Петербург, но для пользователя всё будет выглядеть как один перелёт. Ему нужно будет только раз ввести данные и оплатить

Как сделать самому: пользователь может сам купить два билета, один туда, один обратно. Но ему придётся подбирать их по отдельности, анализировать цены и выбрать самый выгодный вариант. Тут важно помнить, что информация в системе постоянно обновляется, и подходящий билет может купить кто-то другой. Тогда поиски придётся начинать сначала.

К сожалению, не все технологии мы можем использовать, когда отдаём билеты метапоисковикам. Где-то причина в технических ограничениях метапоисковиков, где-то — в нашем риске показать один билет за 999 рублей двадцати людям, продать одному и получить 1 довольного и 19 недовольных пользователей. Ведь этим девятнадцати будут показываться билеты из следующего тарифа, уже за 1 999 рублей.

Плюс мы платим за пользователей из метапоисковиков: иногда за оформление билета, иногда за клик, поэтому нам невыгодно показывать клёвые, но ограниченные предложения. И их мы оставляем у себя, чтобы показывать пользователям, которые приходят в «Суперкассу» напрямую.

0
69 комментариев
Написать комментарий...
а б

Если коротко, то этот технологический и программный стэк, называется composition naebiting.
Композиционный наебитинг,один из столпов российского маркетинга ещё со времен полосато-клетчатых сумок. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дроевский
Автор

Мультибланк заявлен практически во всех, "де факто" работает только очень по разному. М2 это Сирена-ТКП.

Перебронировать и решать проблему пассажира на месте будет авиакомпания. А дальше уже во взаиморасчетах разбираться с ответственным.

Если багажа нет в одном из тарифов, его придется докупать по каждому из таких тарифов.

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY

Большое спасибо. Скажите, а кто и как принимает решение от лица системы бронирования или аэропорта пересадки, соединять два билета в один или нет? Также подскажите, пожалуйста, в каких именно исключительных случаях Вы можете соединить в одно бронирование рейсы двух авиакомпаний, между которыми нет договора интерлайна? Это мультибланк и/или М2 или что-то другое?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Дмитрий Дроевский
Автор

В некоторых GDS есть технология мультибланка, позволяющая под ответственность системы бронирования собирать различные бланки (багаж пассажиру правда при этом все равно придется сдавать-получать). А так же в одной из систем взаиморасчетов есть технология М2, позволяющая уже под ответственность аэропортов пересадки соединять в одном бронировании различные билеты (вот при ней багаж пересдавать не нужно). Это не слишком часто встречающиеся истории, но если такие варианты существуют, мы их показываем.

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY

Также расскажите, пожалуйста, как у Вас происходит расчет обменного курса? На Вашем сайте стоимость перелетов показывается в рублях. Тогда как цены в GDSах в валюте. Как происходит пересчет?
Просто я столкнулся с таким моментом, что, например, Люфтганза, показывает цену на билет в валюте страны вылета. А американские ОТА, которыми я обычно пользуюсь (orbitz, expedia, Travelocity, priceline), всегда показывают цену в долларах. В результате, разница в цене одного и того же билета может составлять несколько процентов только из-за обменного курса. При стоимости перелета около тысячи долларов получается существенная сумма.
Какие GDSы Вы используете? Amadeus, Sabre и Travelport (Galileo, Worldspan и Apollo)? Или какие-то другие?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дроевский
Автор

Все GDS представленные в России минимум еженедельно задают курс валют для пересчета заданных не в рублях тарифов. Поэтому если курс валюты растет, а вы собираетесь "на днях" покупать билеты импортной авиакомпании, то лучше это делать до перехода суток вторник-среда.
Если мы предлагаем билеты из не представленных в России источников, то курс используется наш внутренний, но для клиентов это не имеет никакого значения - стоимость билетов мы показываем в рублях, снимаем при покупке ровно указанную рублевую сумму.
Это наши самые глобальные из источников билетов на регулярные рейсы (еще Sirena стоит добавить в этот список), но кроме них есть еще крупные агрегаторы авиационного контента (не только регулярного, но и чартерного, лоукост и прочее) и десятки прямых подключений к регулярным и чартерным авиакомпаниям.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
GREAKLY

Еще расскажите, пожалуйста, как работает (и сколько стоит) Ваша страховка от потери стыковки? Допустим, рейс Аэрофлота в Нью-Йорк опоздал на несколько часов, и мой второй рейс уже улетел. А, значит, "сгорел" весь билет ("туда-и-обратно"). То есть, нужно покупать новый билет. В день вылета он может с легкостью стоить не $200, а $2000. Или места могут быть только в бизнес классе. Или может вообще не быть мест.
Как работает эта страховка в такой ситуации?
И также умеете ли Вы "разлеплять" перелеты внутри брони, чтобы, например, второй перелет был не round-trip, а два one-way? Это может быть очень полезно в вышеописанный ситуации, когда "сгорит" не весь билет, а только одна leg.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дроевский
Автор

Страховка от потери стыковки компенсирует фактически оплаченную вами стоимость потерянной части заказа, но не более чем общая сумма лимита которая в ней указана при покупке. Каким образом вы эту компенсацию используете она не как не регламентирует.
Умеем, выше в комментариях как раз размещал скрины как будут выглядеть в интерфейсе, если один и тот же перелет предложим и одним билетом и несколькими, на выбор пользователя как ему интереснее.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
GREAKLY

А если есть интерлайн-договор? Сможете? Месяц назад мне нужно было лететь в Луивиль, Кентуки. GDSы, в основном, выводили билеты Дельты с двумя пересадками (Москва - хаб в Европе (Париж/Амстердам) - хаб в США (Атланта/Детройт) - Луивиль). При этом, есть прямой рейс Аэрофлота из Москвы в Нью-Йорк, и прямой рейс Дельты из Нью-Йорка в Луивиль. Аэрофлот с Дельтой в одном альянсе. То есть, интерлайн явно есть. Однако, такой рейс (Аэрофлот+Дельта) с одной пересадкой в Нью-Йорке ни один GDS не предлагал.
В таких ситуациях Вы умеете сращивать два отдельных рейса в одно бронирование с общим booking code?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дроевский
Автор

Если удастся получить оба кусочка из одной системы, то сможем собрать в одну бронь. Если кусочки будут из разных систем, то предложим купить в одном заказе, но двумя разными билетами. А если будут и такие и такие варианты, но с разной стоимостью, то дадим вот такой выбор:

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
GREAKLY

У Вас на сайте написано, что аннуляция билета в день покупки (воидирование) возможна максимум в течение нескольких часов после его приобретения. И только в те же сутки. А по некоторым авиакомпаниям невозможно в принципе. При этом, у вышеуказанных американских ОТА (orbitz, expedia, Travelocity, priceline) этот срок составляет 24 часа, для ВСЕХ авиакомпаний и без привязки к суткам. Как такое получается? Это - особенности американского законодательства, или эти ОТА в силу своего размера продавили авиакомпании на свои условия?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дроевский
Автор

Затрудняюсь ответить. Может быть и то как вы описали, так и некая хитрость со стороны агентств, когда например билет де факто не пишется, но делается жесткая бронь.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
GREAKLY

Скажите, а Вы умеете "сцепливать" два билета разных авиакомпаний (как из одного альянса, так и из разных) под одним кодом бронирования (booking code)? Допустим, мне надо из Москвы попасть в какоц-то мелкий американский городишко. Понятно, что прямых рейсов нет. Стыковочный, обычно, получается очень дорого. В результате, выгоднее всего долететь до крупного города (типа Нью-Йорка), а оттуда уже местными авиалиниями. Но проблема в том, что это - два отдельных билета. Случись что (например, задержка первого рейса), и второй полностью сгорает. Опять же, багаж надо перерегистрировать (и, часто, доплачивать). А вот если оба перелета объединены под одним booking code, то этих проблем нет.
Скажите, если я нахожу два разных билета, Ваша система может соединить их в одну itinerary, с общим booking code?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дроевский
Автор

Если между авиакомпаниями такого перелета нет интерлайн договора, это в принципе не возможно (ну за небольшими исключениями). В этом случае мы продаём два отдельных билета в одном заказе и настоятельно советуем добавить к такому заказу страховку от потери стыковки. Но к сожалению, необходимость сдавать-получать багаж между рейсами все равно останется.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Огромная статья, рассказывающая про элементарные подходы очень сложно и многословно.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дроевский
Автор

Спасибо за мнение, хотелось понятно рассказать о подходах, возможно и "элементарных", но не для всех очевидных и реально работающих.

Ответить
Развернуть ветку
vmc21

1. Вы сцепку тарифов и микс тарифов реализовали сами или берете готовый вариант из GDS?
2. Можете поделиться процентами, какова доля продаж (с или без учета метапоиска) для:
а) сцепки тарифов
б) микса тарифов
в) персональных тарифов

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дроевский
Автор

Все технологии реализовываем сами. За август, например, 52% билетов продали с применением какой-либо из них. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alex Kozhevnikov

Красиво написано, но по факту ровно наоборот выходит. Если прийти к вам напрямую - цены на билеты будут выше, чем если перейти к вам из авиасэйлз. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дроевский
Автор

Это не так, мы в Superkassa так не делаем. И это принципиальная позиция.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
GREAKLY

Еще подскажите, пожалуйста, в каких именно исключительных случаях Вы можете соединить в одно бронирование рейсы двух авиакомпаний, между которыми нет договора интерлайна?

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY

Большое спасибо. Скажите, а в каких GDS есть технология мультибланка? И в какой - технология М2?
Что значит, "под ответственность системы бронирования (или аэропорта пересадки)"? Если первый рейс задерживается и пассажир опаздывает на стыковочный рейс, кто, в такой ситуации, отвечает за перебронирование билета?
Также по поводу багажа. Если его нужно заново регистрировать при пересадке, оплачивать его будет нужно также дважды или однократно?

Ответить
Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда