Miro из Перми растёт в разы каждый год, его оценили $17,5 млрд — какие хорошие решения помогли в этом Статьи редакции

Ставка на небольшие команды и корпорации, верный выбор инвесторов и понимание задач клиентов во время кризиса.

  • Стартап Miro (до 2019 года — RealtimeBoard) создали в 2011 году Андрей Хусид и Олег Шардин. Штаб-квартира в Сан-Франциско.
  • Miro позволяет командам удалённо создавать холсты для визуализации и обсуждения идей: пользователи могут рисовать эскизы, строить схемы и так далее. Есть поддержка Google Docs, Slack, Trello и других приложений для команд.
  • 5 января стартап привлёк $400 млн при оценке в $17,5 млрд. Это его самый крупный раунд — за всё время инвесторы вложили $476,3 млн.

В чём идея Miro

Сооснователь Олег Шардин вспоминал, что изначально «виртуальная доска» RealTimeBoard позволяла создавать презентации, выводить их на проектор и делиться ссылкой.

Команда много экспериментировала, чтобы понять, для кого этот проект, и в 2014 году запустила платную версию для небольших команд и их совместной работы. «С тех пор слово “команда” для нас самое фундаментальное, вокруг которого крутится и бизнес, и продукт», — говорил Шардин.

По словам сооснователя Андрея Хусида, пользователи приходят в Miro, чтобы вместе работать над идеями и проектами: чем больше они вместе хотят работать, тем больше досок им надо. Активные коллаборативные доски — это ключевая метрика и ценность компании, над которой должны фокусироваться все сотрудники.

Что сервис предложил пользователям

На онлайн-досках можно размещать текст, стикеры, комментарии, использовать шаблоны и другие инструменты — Google Workspace, Zoom, Trello, всего свыше 100 приложений.

Некоторые доски собирают на себе до нескольких десятков тысяч объектов, рассказывал Хусид. Всё это «должно шевелиться, причём в браузере на каком-нибудь iPad».

Первые пользователи говорили, что инструмент сильно помогает «визуалам», людям, которым проще понять информацию, посмотрев на неё. По их словам, но доску было легко добавлять новые элементы, а отсутствие ограничений позволяло гибко их сочетать.

Одна из первых версий RealTimeBoard

Чтобы пользователям было удобно, в Miro дизайнеры имеют «серьёзный вес перед разработчиками», существует даже «дизайн-авторитаризм», рассказывал Хусид. Иногда из-за этого разработчикам приходится тратить больше времени на обновления и переделки.

Сервис используют для удалённых встреч команд, мозговых штурмов, онлайн-семинаров. Также он помогает и в личных целях — например, для проектирования дизайна квартиры или создания генеалогического дерева.

Конкуренты у Miro есть, но их стартап смог превратить в партнёров. Один из крупных игроков — австралийская Atlassian с популярными продуктами для командной работы Jira и Trello. Эти сервисы встроены в Miro, а сама Atlassian инвестировала в стартап. У других сервисов вроде Conceptboard и Stormboard отличаются функции, поэтому назвать их прямыми конкурентами нельзя, говорил партнёр Capital Lab Евгений Шатов.

Что помогло вырасти

Ставка на небольшие команды и корпорации

На старте продукт задумывался как коллективная «рисовалка» и работал по b2c-модели, говорил Forbes сооснователь разработчика игр Alternativa Games Антон Волков. Эта компания — один из первых инвесторов сервиса, который на старте помог и с технологиями, в том числе поделился движком для одновременной обработки действий нескольких пользователей.

Но модель персональных премиум-аккаунтов не приносила ожидаемых доходов, и основатели поняли, что надо ориентироваться в первую очередь на команды, вспоминал Волков.

Тогда же компания изменила свою структуру: появилась команда, которая занялась только методами роста продукта. В том числе она отвечала за эксперименты и объясняла ценность продукта пользователям.

Наш фокус заключается — и всегда был — в том, чтобы позволить командам работать и создавать новые продукты так, будто все сотрудники находятся в одной комнате, независимо от местоположения.

Дальнейшее изменение собственной структуры позволило монетизировать не только сегмент малого и среднего бизнеса, но и крупный бизнес. Корпорации среди клиентов «дали совершенно другой финансовый эффект», говорил Волков: обычно они становятся постоянными пользователями и исправно платят.

Инвесторы дали денег на рост, ребрендинг помог отстроиться от конкурентов

Перед изменением структуры RealTimeBoard привлекла $1,3 млн от AltaIR Capital и нескольких бизнес-ангелов. На тот момент стартап достиг product-market fit и находился в начале активного роста, свободных денег на который не было, рассказывал Олег Шардин. Инвестиции позволили масштабировать бизнес. Тогда же стартап вышел на самоокупаемость.

Чтобы расти быстрее, в 2018 году RealTimeBoard привлекла ещё $25 млн в раунде А от американской венчурной фирмы Accel и AltaiR Capital. Новые деньги компания планировала потратить на то, чтобы «прыгнуть из 1 млн пользователей в 10-50 млн как можно быстрее», говорил Хусид. К апрелю 2020-го у сервиса было более 5 млн пользователей.

Кроме того, появление американского инвестора помогло осознать потенциал продукта — он не просто помогает распределённым командам, а меняет сам процесс их работы. Чтобы показать, что стартап — уже не просто «онлайн-доска», и отстроиться от конкурентов (на рынке тогда появились сервисы вроде Microsoft Whiteboard), RealTimeBoard сменила название на Miro.

Поняли задачи команд во время кризиса

Miro была прибыльной и росла в три раза год к году и до пандемии. Но Covid-19 и вынужденная удалёнка в 2020 году подстегнули интерес со стороны бизнеса и образовательных учреждений, говорил Андрей Хусид. Студентам, учебным заведениям и некоммерческим организациям Miro предлагала использовать платформу бесплатно или со скидкой.

На фоне растущего спроса стартап привлёк $50 млн от крупного американского фонда Iconiq Capital. Miro оказалась «в нужном месте в нужное время», писал TechCrunch: одна из основных жалоб удалённых работников — невозможность проводить мозговой штурм с коллегами у доски. Сервис решает эту задачу и позволяет настраивать «базу» для каждой отдельной команды с помощью дополнительных инструментов.

На привлечённые деньги стартап нанял больше сотрудников на все направления — от поддержки до разработки, чтобы не отставать от спроса. Выросли международные команды по продажам и маркетингу, появились инструменты для предприятий и разработчиков, чтобы платформу можно было интегрировать с большим числом бизнес-приложений. Сейчас у компании 1200 сотрудников.

Росту сервиса помогли скорость выпуска обновлений, «культура клиентоориентированности» и «сильное лидерство на рынке», говорил партнёр Iconiq Growth Мэтью Джейкобсон.

Рынок ПО для совместной работы в онлайне быстро растёт в течение нескольких лет, но текущая ситуация резко ускорила будущее и то, как будут работать команды. Miro находится в выгодном положении благодаря надёжной технологии, увлечённой команде и чёткому видению будущего распределённых команд.

Мэтью Джейкобсон

На 2020 год у Miro было 20 тысяч платящих клиентов, большая часть списка Fortune 100. Среди них — Netflix, Salesforce, PwC, Spotify, Expedia и Deloitte. К началу 2022-го компания увеличила количество платящих клиентов на 550%, а пользователей — на 500%, с 5 млн до 30 млн. По словам источника Financial Times, у стартапа в 2021 году было более $300 млн годовой регулярной выручки (annual recurring revenues) — в три раза больше, чем годом ранее.

0
61 комментарий
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Меджидов

Что-то вы похоже вообще не разбираетесь в теме, если считаете что в фотошопе делают иконки и бэкграунды для макетов)

Иконки делаются сразу в фигме, сложная векторка - иллюстратор, но уже крайне редко. Бэкграунды - 99% бэкграундов это опасити/какой-нибудь фильтр и обрезка, что опять же делается в фигме.

За последние 5 лет в веб индустрии фотошоп не встречал уже нигде: интерфейсы, креативы для маркетинга, инфографика, графика для постов в блог - 100% делается в фигме.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Меджидов

Фотошоп разве что использовался фотографами, но уже давно все перешли на иллюстратор, а сейчас еще и на Luminar ai, с которым уже ни на какие иллюстраторы\фотошопы возвращаться и не хочется.

Ответить
Развернуть ветку
58 комментариев
Раскрывать всегда