{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как CRM помогает избежать трех типичных ошибок начинающего предпринимателя

OkoCRM – не первый проект нашей команды. Искать свою нишу в бизнесе мы начали еще в 2010 году. Пробовали себя в оптовой продаже мяса, создании интернет-магазина аксессуаров, делали агрегатор недвижимости и кулинаров на дому. В 2014 году запустили учебный центр, который сейчас успешно работает по всей России. И уже на базе более глубокого понимания бизнес-процессов два года назад сделали свою CRM-систему. Поэтому хорошо знаем, с какими ошибками сталкивается начинающий предприниматель.

Конечно, в одной статье не поместятся все подводные камни, которые подстерегают на старте бизнеса. Также не буду писать про базовое, вроде: изучите рынок перед выходом на него, хотя бы примерно прикиньте экономику проекта, чтобы не залезть в непосильные долги, и так далее. Расскажу, как можно сэкономить время и деньги, облегчить себе жизнь и избежать ошибок при помощи простой автоматизации бизнеса на этапе его становления.

Ошибка № 1: не систематизировать базу клиентов и не заботиться о ее безопасности

Этих клиентов зафиксировали тут, других – там, а новый менеджер записал вообще в третьем месте. В итоге через несколько недель или месяцев у вас накопится несколько экселевских, вордовских файлов и даже бумажных страниц из блокнотов. Частично они будут дублировать друг друга, частично данные пропадут. А после того, как сменится 2-3 менеджера по продажам, наступит информационный коллапс.

К чему приводит эта ошибка. Помимо неразберихи в данных и ошибок при первом обслуживании клиента вы лишаетесь возможности сегментировать и качественно прорабатывать клиентскую базу в дальнейшем. Продавать лояльным клиентам гораздо проще и дешевле, чем «холодным», с точки зрения стоимости привлечения лида. Но как вы будете продавать, если не знаете, что, когда и почему покупал этот клиент? Минус повторные продажи и минус продажи сопутствующих товаров. А еще может случиться, что и минус вся база, если у вас работал недобросовестный менеджер, который скопировал все данные перед уходом.

Как избежать ошибки. Сразу начать вести клиентскую базу в CRM-системе. В карточке клиента фиксировать всю важную информацию о покупке, контакты и пр. Это позволяет сегментировать базу по разным критериям – дате покупке, товару, типу клиента и т.д., чтобы настраивать автоматические рекламные рассылки и обзвоны. Вы сможете глубоко анализировать клиентскую базу и придумывать новые тактики продаж – более дешевые по сравнению с привлечением новых клиентов.

Также в CRM-системе можно настроить разные уровни доступа к информации и скрыть часть данных от визуализации. Это гарантирует безопасность клиентской базы – она не находится в эксель-файле или на чьем-то офисном компьютере, а размещена в защищенном облачном хранилище разработчика, куда закрыт доступ посторонним.

Модуль «Контакты» в OkoCRM. В одном окне собрана базовая информация о клиентах: имя, телефон, почта и ответственный менеджер. Карточку каждого клиента можно открыть и изучить подробную информацию.

Ошибка №2: неэффективный контроль сотрудников и страх делегирования

Тут все зависит от личного стиля управления. Более авторитарные предприниматели контролируют каждый шаг подчиненных – заставляют заполнять кучу табличек и писать поминутные отчеты. Проводят множество совещаний, переспрашивают о заданиях по телефону и в мессенджерах.

Более демократичные управленцы делают ставку на командный дух и часто слишком доверяют сотрудникам. Отчетность проверяют нестабильно, разбор полетов при серьезных ошибках стараются не делать, чтобы не испортить отношения с «соратниками».

К чему приводит эта ошибка. Авторитарные управленцы тратят много времени и сил на контроль и оперативную работу, забывая о своих стратегических функциях. Никто не занимается развитием бизнеса. В итоге руководители чувствуют себя вымотанными, но делегировать опасаются. Демократичные тормозят развитие своего бизнеса или даже разваливают его, если собрали безответственную и некомпетентную команду. И первые, и вторые перегибают палку, только в разные стороны, пока не придут к балансу.

Как избежать ошибки. Пользоваться модулем «Задачи» в CRM-системе и обязательно анализировать воронку продаж. В таскере удобно фиксировать и проверять задачи любых сотрудников, не только менеджеров по продажам: настраивать сроки выполнения, ответственных, напоминания и пр. Можно делегировать и не стоять над душой у подчиненных. Заходишь в CRM – все действия сотрудников и бизнес-процессы как на ладони. Воронка покажет, как менеджеры обрабатывают входящие обращения, как обслуживают клиентов – не забывают ли отправить КП, продукт или закрывающие документы.

Модуль «Задачи» в OkoCRM. В нем собраны текущие и просроченные задачи, их описание, сроки выполнения и специальные пометки. Любой пользователь системы сможет открыть карточку задачи, узнать детали, оставить комментарии и примечания.

Ошибка №3: неумение или нежелание использовать сервисы автоматизации бизнес-процессов

И речь не только об использовании CRM-системы. Сейчас существует множество сервисов и программ, которые помогают автоматизировать и систематизировать воронку продаж, маркетинг, рассылки, звонки, аналитику, задачи и т.д.

К чему приводит эта ошибка. Управленец много времени тратит на контроль бизнес-процессов и проверку работы сотрудников, получает неполные или неточные данные для аналитики. В итоге делает неправильные выводы и принимает менее эффективные тактические и стратегические решения. Теряет время и деньги.

Как избежать ошибки. Проанализировать бизнес-процессы компании и подумать, какие из них можно автоматизировать. Спросить мнение сотрудников: каких технических средств и программ им не хватает для более комфортной и результативной работы. Изучить рынок – что предлагают для автоматизации. Обязательно попробовать поработать в CRM, так как в них совмещаются множество разных функций автоматизации. Нужно только выбрать наиболее подходящую вашему бизнесу систему, чтобы не переплачивать за лишний функционал. Используйте бесплатный тестовый период, чтобы понять, насколько вам подходит именно эта CRM-система.

Делитесь в комментариях, с какими еще затруднениями вы сталкивались на этапе становления бизнеса или преодолеваете сейчас. Расскажем, можно ли их решить с помощью инструментов автоматизации.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Егор

Уже второй год мы работаем в вашей OkoCRM. Претензий не было ни разу. Выглядит конечно как реклама, но после переезда с амо мы перестали думать о каких-то сложностях и проблемах и перестали писать в техподдержку 😂

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пятин

по ошибке 1.
не понимаю, зачем на старте бизнеса нужна отдельная CRM  - вполне достаточно гугл-доков или любого другого файла в общем доступе. бизнесу на старте в первую очередь необходимо тратить время на поиск и привлечение клиентов, а не на их удержание (чем заниматься также нужно, но в меньшей степени).
украсть базу может любой недобросовестный менеджер практически в любой системе. об этом нам напоминают звонки из "сбербанка", от "главных следователей по особо важным делам" и проч.

Ответить
Развернуть ветку
IA F

А вот Андрей, я с вами не соглашусь. Во первых можно выбрать очень недорогую CRM. Гугл-доки не дают таких удобных возможностей по планированию коммуникаций и по осуществлении этих коммуникаций с Клиентами:
- переписка веется из CRM;
- можно ставить напоминания о важных сделках и планировать; последующие коммуникации с Клиентом по его заявке/заказу/сделке;
- анализировать длину сделок/заказов;
- анализировать причины отказов;
- генерировать документы из системы, а не тратить время на составление этих документов в word или excell.
Самое интересное что в принципе отдельная система может быть и не нужна, элементы CRM есть практически во всех типовых продуктах 1С (Управление торговлей например и прочих), которую как показывает практика как раз нужно запускать с самого начала.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пятин

вы даете рекомендации "как можно сэкономить время и деньги, облегчить себе жизнь и избежать ошибок при помощи простой автоматизации бизнеса на этапе его становления."
что тогда для вас этап "становления бизнеса"?
пусть это будет на примере интернет-магазина b2c

Ответить
Развернуть ветку
Александр Завьялов
Автор

В любом бизнесе, где идет работа с клиентом, если у вас не один и тот же клиент, с которым вы пару раз в месяц ведете работу, нужна CRM-система.
Если брать пример интернет-магазина, то это всегда заявки с сайта и онлайн-чата, повторные продажи, допродажи и история взаимодействия с клиентом. При таком объеме вести базу клиентов в блокноте или Excel неудобно и нецелесообразно, так как в бизнесе нужна системность, контроль и аналитика. Блокноты и таблицы не дают этого.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пятин

мое сообщение о другом. Если на этапе становления бизнеса предприниматель будет заниматься настройкой систем, а не бизнесом, то вероятность успешного старта будет ниже из-за нехватки времени. потому я и попросил ввести понимание этапа "становления бизнеса". для кого-то это собрались 2-3 человека и начинают делать примерно все-всё. в данном случае ваша рекомендация будет вредна, потому что время будет тратиться не на те задачи, которые приносят больше денег

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда