Как посчитать экономику внедрения облачных технологий?

Как посчитать экономику внедрения облачных технологий?

Облачные технологии как корпоративная практика

Мир стремительно меняется, и облачные технологии давно стали насущной необходимостью для бизнеса. Облачные сервисы помогают бизнесу экономить за счет оптимизации инвестиций в ИТ-инфраструктуру, ПО, лицензии и расширение служб эксплуатации.

Согласно прогнозу IDC, расходы на публичные и частные облака на российском рынке до 2025 года будут расти со среднегодовыми темпами роста 19%. В результате объем российского рынка публичных и частных облачных услуг через четыре года составит $2,51 млрд.

Экономическая обстановка в мире способствует переходу бизнеса в облака. Согласно недавнему исследованию Accenture, 80% предприятий рассматривают облачные технологии как инструмент работы с рыночной неопределенностью, называя их основным элементом стратегии устойчивого развития компании.

Благодаря переходу в облако многие компании смогли относительно безболезненно пережить «локдаун» 2020-го, сократив затраты на ИТ и даже во многих случаях быстро нарастить объем услуг и выручку.

Это объясняется тем, что виртуализация в облаке, помимо других ее преимуществ – таких как гибкое масштабирование, оптимизация процессов разработки, безопасность данных, надежность – обеспечивает экономическую эффективность, поскольку не требует обслуживания IT-инфраструктуры.

Если облако развернуто на собственном оборудовании компании, ей требуется меньше физических серверов. А при использовании публичного облака провайдер организовывает и обслуживает вычислительные ресурсы заказчика, предоставляя прозрачное ценообразование.

Вместе с тем важно осознавать, что для оправдания ожиданий бизнеса от перехода в облако и получения желаемого успешного результата необходимо полностью погрузиться в процесс и стремиться наиболее оптимально внедрять облачные технологии, нежели чем использовать их частично или фрагментарно.

Когда нужен облачный ЦОД

Некоторые исследования говорят о том, что можно определить диапазоны эффективности облачных услуг в зависимости от загрузки оборудования. Например, в случаях загрузки до 70% более эффективны облачные ЦОДы, а свыше 80% — традиционные.

В случае устоявшегося бизнеса и предсказуемых нагрузок, с отсутствием необходимости регулярно обновлять оборудование, покупка серверов может быть сопоставима с арендой, если рассматривать затраты на горизонте пяти и более лет. Однако если нагрузка возрастет, и инфраструктура перестанет с ней справляться — на ремонт или обновление придется потратить больше, чем за годы использования облачного сервера примерно такой же мощности.

Кроме того, при нестабильной нагрузке, когда пики сменяются спадами, возникает риск переплаты за простаивающее оборудование в спокойные периоды и неспособностью серверов справиться с возросшей пиковой нагрузкой.

Стоит заметить, что для создания действительно облачного корпоративного ИТ-ландшафта одной только миграции в облако недостаточно. Для этого необходимы модернизация и создание рентабельных приложений и сервисов, перепроектированных для облачной среды, поскольку бизнес требует быстрые и гибкие ИТ-инструменты, чтобы поддерживать ускоренные циклы выпуска цифровых продуктов.

Иными словами, если вы хотите понимать облако, нужно погрузиться в технологию. Однако эта задача может оказаться сложной для средних компаний с устаревшей инфраструктурой. Модернизация критически важных для бизнеса структур с большим количеством взаимосвязей не происходит мгновенно. Переход в облако потребует значительной предварительной работы по созданию архитектуры, в обратном случае сервисы облачного провайдера могут оказаться неэффективными и снизить ожидаемую ценность.

По этой причине важно тщательно продумать и рассчитать изменения на долгосрочную перспективу, а в основу модернизации заложить детальную информацию о приложениях. Облачная стратегия, которую, к слову, при переходе в облако разрабатывает лишь треть компаний, должна учитывать, куда и почему движется организация, а также быть достаточно гибкой, чтобы отвечать запросам времени и внешних меняющихся обстоятельств.

Стратегию внедрения облачных технологий должны определять конкретные бизнес-цели. Это позволит снизить вероятность абстрактных ожиданий, например: «повышение эффективности и сокращение расходов». Установите конкретные показатели, которые хотите достичь за счет перехода, определите задачи, которые хотите решить. От ответа на эти вопросы зависит набор и объем облачных сервисов, которые вам потребуются. Также необходимо будет определиться с типом облаков и предпочтительным набором облачных сервисов.

Если подытожить ответ на вопрос, то стоит перечислить, в каких случаях облачные платформы принесут ощутимую пользу:

  • назрел вопрос масштабной модернизации ИТ-инфраструктуры: имеющегося вычислительного оборудования, площадок размещения и среды/внедрение виртуализации.
  • требуются новые ресурсы под проект, плановое расширение или, как максимальный вариант, планируется создание ИТ-инфраструктуры с нуля (для нового предприятия/проекта).
  • бизнес быстро растет и возникает потребность постоянно добавлять новые мощности.
  • необходимо протестировать новое направление, что дешевле и проще сделать в облачных средах. Также облако всегда можно использовать для тестирования и разработки нового ПО.
  • потребность в IT-ресурсах нестабильна: облака позволят не платить за простаивающие мощности.
  • компания является стартапом: инфраструктура в облаке будет расти вместе с компанией.

Преимущество виртуализации в виде постепенного увеличения арендуемых ресурсов объясняется тем, что они наращиваются по мере необходимости. В то время как закупка оборудования обычно происходит в объёме, покрывающем не столько текущие потребности (на месяц-два вперёд), сколько на год-два.

Какова цена вопроса

По данным ряда опросов, собственное оборудование компаний чаще всего используется менее чем на 80%. При этом до сих пор существует расхожий миф, что облако дороже, чем собственные серверы, и это несмотря на растущую статистику миграций в облако.

До сих пор иногда встречается мнение, что облачные сервисы дороже, потому что их нужно оплачивать каждый месяц и спустя годы сумма аренды станет больше стоимости приобретения своего сервера. В действительности же облако выгоднее. Свои серверы требует довольно много скрытых на первый взгляд трат: электричество, обслуживание IT-специалистами, периодический ремонт или обновление компонентов, место в ЦОД. За годы получается серьезная сумма с переплатой за свой сервер, по сравнению с облачным такой же мощности.

Причем в случае с арендой облачного сервера вы сразу получаете нужные мощности без каких-либо дополнительных настроек. Также в облаке вы платите только за использованные ресурсы по модели оплаты pay-as-you-go (PAYG). Иными словами, если у вас выросла нагрузка, стало больше клиентов — оплата стала больше, начался сезонный спад — снизилась. В облаке вы получаете неограниченные мощности, облачный сервер выдержит любую нагрузку.

Таким образом, за собственные серверы нужно платить сразу, а за облако — вносить ежемесячные платежи. Значит, определенную свободную сумму денег можно, предположим, вкладывать в новые проекты. Для правильного расчета сравнения затрат на облако и ЦОД важно учитывать и объем реинвестированных средств.

На что опираться при расчетах эффективности

Расчёт эффективности миграции в облако обычно предполагает технико-экономическое обоснование. Как правило, такие проекты как масштабная модернизация ИТ-инфраструктуры и создание ее с нуля предполагают выполнение технико-экономических расчетов. Они помогут оценить объем вложений и выбрать оптимальный вариант реализации ИТ-инфраструктуры.

В обоих случаях конечная цель расчетов — сравнение нескольких вариантов, но при плановой замене устаревшего оборудования имеется возможность получить текущие значения затрат на ИТ и текущий уровень качества, на основе которых будет рассчитан экономический эффект от внедрения новых технологий.

Оценка экономической эффективности должна основываться на сопоставлении величины затрат на ее развертывание, внедрение и эксплуатацию с величиной получаемых результатов. Результат принято оценивать через показатели эффективности, которые могут быть рассчитаны. Одним из наиболее удобных показателей экономической эффективности ИТ-инфраструктуры, который мы применяем на практике у себя в компании, является годовой экономический эффект (ГЭЭ), измеряемый в рублях в год.

Важным условием для корректного сравнения двух и более вариантов реализации ИТ-инфраструктуры является приведение их к общему показателю коэффициента готовности. Коэффициент готовности ИТ-инфраструктуры — это вероятность того, что она окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени (кроме окон планового технического обслуживания). При определении требуемого коэффициента готовности учитываются следующие данные:

― объемы прямых финансовых потерь при простое бизнес-приложений;

― косвенные потери, вызванные неработоспособностью бизнес-приложений (снижение уровня доверия, переход клиентов к конкурентам или отказ от сервисов и пр.).

Сравнение двух вариантов, например, по стоимости владения, будет некорректным при разном коэффициенте готовности.

Стоимость владения — сумма всех затрат (включая альтернативные издержки), которые понесет предприятие после принятия решения о внедрении выбранного варианта реализации ИТ-инфраструктуры до момента следующей ее модернизации, либо до завершения проекта, для которого эта инфраструктура создавалась.

Вместе с тем совокупная стоимость владения физическим оборудованием — вещь сложная, особенно если учитывать меняющуюся стоимость денег, покупки в кредит и другие параметры. Поэтому мы в T1 Cloud предлагаем анализировать эффективность перехода в облако по методике расчета Чистого Дисконтированного Денежного Оттока (NPV).

Почему именно он? Потому что его можно напрямую сравнивать с KPI из управленческого отчета о движении денежных средств. Это позволяет оценить степень его влияния на KPI бизнеса и избавляет облачного провайдера от необходимости запрашивать финансовые данные у клиентов по каждому проекту.

Размер чистого денежного оттока (ЧДО) включает в себя операционные расходы (OPEX), остаточную стоимость капиталовложений на конец года, налоговые платежи. Далее нужно понять, какова стоимость ЧДО по всему проекту за 5 лет на сегодня, т. е. выразить её «сегодняшней» суммой. Поскольку будущие деньги всегда стоят дешевле сегодняшних, то для корректировки их стоимости мы применяем дисконтирование ЧДО, в результате чего получаем Чистый Дисконтированный Денежный Отток по проекту в целом за 5 лет.

Можно справедливо заметить, что купленное оборудование может через 5 лет находиться в рабочем состоянии, но стоит помнить, что через 3 года оно будет амортизировано полностью и техническая поддержка обойдется дороже. Также в пользу приобретённого оборудования можно заметить, что оно является активом и его можно будет продать, покрыв совершённые в начале капиталовложения. Однако важно понимать, что продажа осуществится не только с большим дисконтом (более 50%), но ещё и растянется на годы.

IaaS, PaaS или SaaS? Частное или публичное?

В случае с построением собственного серверного помещения приходится решать массу дополнительных вопросов: выбрать и закупить оборудование, настроить его, установить требуемое ПО и т.д. Как правило это долгий и дорогостоящий вариант, сложно совместимый с бизнес-процессами и задачами небольших и средних компаний.

Альтернативой такому решению станет услуга IaaS, которая решит вопросы закупки и настройки оборудования, позволит сэкономить на помещениях и обслуживании. Вычислительные ресурсы в таком случае предоставляются клиентам по запросу, на них возможно развернуть любое ПО.

Другая модель — PaaS, предназначенная для поддержки полного цикла веб-приложения — от разработки до обновления. При помощи этой услуги вы получаете полноценную среду для разработки и развертывания приложений. Заказчику в данном случае недоступно управление облачной инфраструктурой, однако он обладает полномочиями по контролю над собственными приложениями и (в большинстве случаев) изменением среды.

В случае выбора SaaS заказчик получает доступ к приложениям и сервисам, развернутым в виртуальной инфраструктуре провайдера.

При выборе оптимальной модели необходимо отталкиваться от компетенции вашей организации, бизнес-процессов и сферы деятельности в целом.

Вот несколько ключевых вопросов, которые позволят определиться с выбором:

  • Являетесь вы крупной, средней или малой компанией?
  • Располагает ли ваша компания собственной ИТ-инфраструктурой?
  • Владеете ли вы собственным ИТ-оборудованием?
  • Имеются ли в штате компании инженеры, системные администраторы и прочий технический персонал, способный управлять инфраструктурой?

Выбор наиболее подходящей модели зависит от того, на каком уровне зрелости находится ИТ-отдел. В целом SaaS может быть оптимальным выбором как для небольшого проекта, так и для крупного предприятия. Если вам необходим перенос IT-систем в облако, быстрый запуск бизнеса, расширение инфраструктуры или же у компании колеблется спрос на ресурсы, а также если требуется организация раздельных сред разработки и тестирования, то стоит обратить внимание на IaaS и/или PaaS.

PaaS будет наиболее интересна компаниям-разработчикам программного обеспечения. Эта модель снимает с программистов вопросы настройки и поддержки инфраструктуры, а также позволяет управлять установленными приложениями.

Относительно модели развертывания — довольно часто встречается гибридная схема, когда компания использует и локальную инфраструктуру, и облачную. При этом облако может выступать и резервной площадкой — например, использоваться для хранения резервных копий или служить полноценной инфраструктурой для оперативного аварийного восстановления.

Схемы потребления ресурсов и модели оплаты за их использование

Как уже замечено выше, расходы на облачные сервисы предсказуемы — в T1 Cloud чаще всего клиенты используют модель оплаты за реальное потребление Pay-as-you-go (PAYG). Если компания не потребляет ресурсы виртуальной инфраструктуры, то ничего не платит. Поэтому переплата просто невозможна.

Отдельно стоит упомянуть о случае, когда арендуется только виртуальная инфраструктура без операционной системы и приложений, то есть IaaS. Здесь возможны два сценария:

  • Если потребности компании в вычислительных ресурсах показывают достаточно сильные колебания, имеет смысл оплачивать по схеме PAYG. Соответственно, организация при планировании затрат на инфраструктуру будет исходить из собственных процессов и задач.
  • Если же нагрузки заранее известны, то подойдет модель Reservation Pool. В этом случае провайдер заранее резервирует для вас определенные мощности, а оплата заказчиком производится по заранее оговоренному фиксированному тарифу, указанному в договоре.

Выбор одного из подходов зависит исключительно от ресурсов компании и сценариев использования облачных услуг. И все же первая модель оптимальна для бизнеса, которому от случая к случаю необходимо масштабирование ИТ-инфраструктуры (например, праздничные или сезонные распродажи в e-commerce). Вторая модель менее гибка, однако более стабильна относительно выделения ресурсов.

Возможности дополнительной экономии

Облака удобны своей гибкостью. Облако само по себе призвано экономить деньги, но также можно оптимизировать затраты, правильно потребляя облачные ресурсы. Для этого оцените равномерность загрузки ваших машин. Если виртуальная машина стабильно загружена, то наиболее выгодным будет тариф с фиксированными лимитами и небольшим запасом мощности.

Ключевой принцип экономии — выключать всё ненужное и минимизировать резерв, насколько это возможно. Отвыкайте мыслить в парадигме локального сервера в инфраструктуре компании. Если сможете автоматизировать расширение и выключение облачных ресурсов в зависимости от нагрузки — ещё лучше.

Обычно тактика финансовой оптимизации выглядит так: вы разделяете элементы своей инфраструктуры на стабильные по потреблению и нестабильные с пиковыми загрузками. Элементы с постоянным потреблением стараемся перевести на фиксированный тариф, а нестабильные — на PAYG, чтобы иметь возможность недорого сглаживать одиночные всплески.

Аналогично поступаем с различными тестовыми и экспериментальными машинами. Чаще всего их выгоднее оплачивать по факту потреблённых ресурсов.

Нужно понимать, что в облаке вы платите не за нагрузку на процессор, а за сам факт использования ядер. Если вы используете тарифный план PAYG и вам не нужна ВМ в данный момент, например, вы провели на ней необходимые тесты и больше её не используете, то логичнее её выключить и тем самым сэкономить на стоимости виртуальной памяти и процессоров.

Некоторые заказчики используют API vCloud Director для того, чтобы включать и выключать ВМ по расписанию, чтобы ещё больше экономить на потребляемых ресурсах. Очень хорошим подходом будет применение оркестрации для управления облаком, включения и выключения нод (вычислительных единиц) при изменении нагрузки.

Сэкономить ресурсы на облаке получится только в случае тщательного анализа нагрузки и минимизации резервной мощности. Начните со сбора качественной статистики и плавно сокращайте ресурсы до минимально необходимых. А если вам в этом понадобится помощь, вы всегда можете обратиться к нам в T1 Cloud.

11
Начать дискуссию