Как мы сделали для сети «Бетховен» приложение, с которым пользователи стали покупать в три раза чаще

«Бетховен» – одна из самых крупных российских сетей товаров для животных. Компания пришла к нам с задачей разработать новое мобильное приложение. К тому моменту они уже проверили гипотезу о том, что оно будет востребовано их клиентами. Для этого они запустили простое приложение, созданное на основе коробочного продукта. Гипотеза подтвердилась: пользователи были готовы заказывать через новый для компании канал продаж. Но возможностей коробки активно растущему бизнесу не хватало, и компания решила создать новое приложение с нуля.

О чём в этой статье

Мы разработали новое приложение для сети «Бетховен». В первый же месяц после запуска конверсия «визит -> покупка» выросла втрое по сравнению со старым приложением — с 5 до 15%. Рассказываем, как это было.

Мы в Surf более 10 лет создаём e-commerce приложения. Среди наших клиентов — Магнит, Лабиринт, Рив Гош и многие другие.

💼 Рассказываем об этом в наших кейсах.

📱 Делимся своим продуктовым видением в канале Telegram.

Системный подход к задаче – залог успеха проекта

Первое приложение сети «Бетховен» было ограничено в возможностях: в нём нельзя было делать подборки, размещать акции и спецпредложения, применять промокоды. Процесс оформления заказа был очень негибким, и в нём было много ошибок.

Однако это приложение помогло компании протестировать на практике процесс и логику продаж через этот канал. Поэтому к нам они пришли с чётким пониманием задачи и списком «болей»: в первую очередь, сосредоточиться нужно было на удобстве пользователя при выборе в каталоге и оформлении заказа.

Поэтому начали работу на проектом с построения идеально выверенного flow, которое позволит клиентам магазина делать заказ быстро и легко. Команда «Бетховена» со своей стороны уделяла проекту очень много времени. Мы вместе продумывали флоу и рассматривали все юзкейсы на каждом этапе.

Основательный подход всей команды в сочетании с нашим продуктовым видением, сформированным за 10 лет работы с ведущими e-commerce-продуктами, и экспертизой в дизайне сразу принесли свои плоды: уже с первого релиза приложение стало получать хорошие отзывы пользователей, а конверсия превзошла ожидания клиента.

В первые же 2 недели работы нового приложения мы получили 800 заказов, конверсия составила 15%. Для нашего направления деятельности это очень сильный результат.

Александр Линин, Директор по электронной коммерции «Бетховена»

Как CJM помогла Бетховену

Перед запуском проекта провели CJM. CJM (Customer Journey Map) — инструмент, который позволяет выявить потребности клиента, его мысли, желания и проблемы в каждой точке взаимодействия с продуктом от осознания потребности до покупки с учётом его целей, эмоций, сомнений и страхов. Он помогает высокороувнево взглянуть на путь пользователя, лучше его понять, а следовательно, даёт хорошую базу для дальнейшего проектирования. Подробнее про эту услугу рассказываем здесь.

На CJM-воркшопе и серии глубинных интервью выявили потребности клиентов и возможные проблемы. Например, после интервью определились 2 главных фактора, которые привлекают клиентов в приложение конкретного магазина:

  • привычный ассортимент;
  • удобное и быстрое оформление заказа.

Отдельно рассмотрели все негативные ситуации, из-за которых пользователи могут отказаться от покупки в приложении.

Во время исследования мы обнаружили, что пользователи слабо привязаны к бренду конкретной сети, им важнее бренды производителей. Концепцию приложения строили, отталкиваясь от этой проблемы. Чтобы привязать пользователей к бренду, придумали идею экосистемы для pet-parents с pet-friendly заведениями, грумерами, местами выгула и профилем питомца. При этом сам e-commerce стал не самоцелью, а лишь прочным фундаментом для этого.

Результаты такого анализа вместе с проработкой каждого шага клиента в приложении помогли определить критерии важности. Вместе с командой «Бетховена» мы составили бэклог, расставили приоритеты и определили, как будет выглядеть дорожная карта развития приложения — какие фичи необходимы уже в первом релизе, а какие можно реализовать позже.

В итоге, в первом релизе решили сосредоточиться на двух основных моментах:

  • создать удобный каталог, в котором просто ориентироваться и выбирать товары;
  • реализовать быстрое оформление заказа с простыми и понятными клиенту шагами.

Как функциональность определила дизайн

У сети «Бетховен» был UI-kit, фирменные цвета и логотип. Эти элементы и легли в основу дизайна приложения. Но даже в дизайне клиент оставался верен своим приоритетам: на первом месте — функциональность. Поэтому все дизайнерские решения оценивали с точки зрения того, насколько они понятны и удобны для пользователей. Например, увеличили кнопки и текст, чтобы приложением могли пользоваться люди с плохим зрением.

Как мы делали удобное флоу заказа

Детально проанализировали прототипы. Команда Бетховена вместе с нашим аналитиком подробно проходили по каждому прототипу будущего приложения: обсуждали, какие проблемы уже были у клиентов на этом этапе или потенциально могут возникнуть.

Упростили и ускорили оформление заказа при помощи моделей и хранилища. В интернет-магазине «Бетховен» более 10 000 товаров. Чтобы быстро актуализировать информацию по любому из них использовали сложную логику работы с большими таблицами.

Для этого добавили хранилище и модели. В хранилище запоминаются уже выбранные пользователем данные. Модели помогают обрабатывать информацию из таблиц с огромным количеством товаров быстрей и эффективней, так как каждую из них привязали к конкретному сектору таблицы.

Добавили фильтры для удобной работы с каталогом. Сориентироваться в 10 000 товарах без фильтров невозможно. Поэтому их добавление в каталог стало одной из важных задач. Для пользователя, фильтры – это один-два экрана, где он может быстро отметить нужные параметры и найти товар. Но при разработке потребовалось учесть множество моментов:

  1. Какие данные клиент может вводить: для поля количества это могут быть только целые числа, а вот вес упаковки корма не обязательно кратен килограмму, там допустимы нецелые значения.
  2. Нужно предусмотреть возможные ошибки: например, когда минимальное и максимальное значения фильтра равны между собой.
  3. Слайдер должен перемещаться с увеличением или уменьшением значения, которое вводит пользователь.
  4. К подборке товаров пользователь может перейти из разных мест – из обычного каталога, с акции или подборки на главной странице. Если он переходит с акции, то товары сразу фильтруются по бренду и размеру скидки. Если из обычного каталога – все фильтры должны быть сброшены.

Сделали информативную карточку товара. Команда «Бетховена» хотела, чтобы информация в карточке товара была подробной и актуальной. Для этого интегрировали приложение с программами лояльности, складского учета и каталогом товаров, откуда подтягиваются актуальные цены, наличие и информация по скидкам.

Одной из сложных в реализации фич стал листинг товаров. У одного товара могут быть разные по весу упаковки — 250 г, 1 кг, 3 кг, 5 кг. На некоторые из них может действовать акция. Все это отразили в карточке: пользователь в ней может переключаться между разными упаковками и видеть акции. Каждый такой тап — это отдельный запрос в базу, который подтягивает изображение и цену, и карточка товара меняется. Но для пользователя этот процесс происходит быстро и бесшовно.

Добавили варианты доставки. В приложении реализовали несколько вариантов доставки — курьером, в пункт выдачи или магазин сети. Чтобы клиент мог оценить стоимость доставки курьером, провели большую работу с картой: разделили её на полигоны в зависимости от цены доставки и оформили их разными цветами. Пользователь может нажать на нужную область карты и посмотреть условия для этого ареала.

Полигоны с разной стоимостью курьерской доставки

Реализовали инструменты для анализа поведения пользователей. Приложение интегрировали с несколькими системами пользовательской аналитики: Google Analytics, App Metrica и Firebase.

Это помогает компании анализировать действия пользователей: какое количество пользователей работает в приложении, сколько пришло новых, на каких этапах воронка продаж прерывается чаще и т.п. Таким образом они могут проанализировать любой этап работы с приложением — от онбординга до момента оплаты заказа.

Как учли все нюансы в программе лояльности

У сети «Бетховен» развитая программа лояльности: клиенты могут оплачивать до 90% покупки бонусами, получать кешбэк, дарить баллы и многое другое. Все эти возможности нужно было реализовать в мобильном приложении

Мы постарались учесть все возможные юзкейсы, в том числе те, что могут вызвать проблемы. Например, добавили возможность объединить 2 профиля — старый и новый — и накопленные в них бонусы. Для этого потребовалась большая работа для синхронизации «задвоившихся» учетных записей одного пользователя. Так как в интернет-магазине «Бетховен» можно зарегистрироваться и по номеру телефона, и по электронной почте, у многих пользователей было 2 разных учётки: первая — с привязкой к телефону, вторая — к почте. Объединить их самостоятельно пользователи не могли. Кроме того, у них не получалось привязать существующую карту к обоим профилям или выпустить новую. Чтобы решить эту проблему, в приложении реализовали сложный механизм объединения учетных записей.

Ещё реализовали возможность пользоваться одной картой лояльности для всей семьи: все её члены могут привязать карту в приложении и получать баллы за покупки. Списывать баллы при этом может только один из них — тот, на чьё имя карта зарегистрирована.

В приложении можно выпустить виртуальную карту лояльности или добавить уже существующую. Карту привязываем к двум параметрам: телефону и электронной почте. Поэтому восстановить карту можно по любому из них.

Как улучшили рейтинг приложения в сторах

После запуска приложения мы столкнулись с проблемой: выручка от этого канала продаж росла, клиентам оно нравилось, но рейтинг в сторах оставался низким. Дело в том, что пользователи чаще оставляют отрицательные отзывы, причём даже о тех случаях, которые напрямую не связаны с работой приложения.

Тогда мы добавили в приложение нативные диалоги: просим оценить его после того, как клиент сделал заказ или забрал его. Пользователю не нужно специально переходить в стор, он может поставить оценку одним тапом в процессе заказа. Этот инструмент помог нам повысить рейтинг приложения. Сейчас он составляет 4,8.

Как повысили безопасность приложения

После первого релиза случилось странное: на приложение начались хакерские атаки из другой страны. Чтобы защитить продукт, нам пришлось быстро придумать и реализовать систему безопасности. Для этого в приложение добавили события captcha и challenge и ограничение на вход в приложение не из России.

Captcha — это защитный код, который пользователю требуется ввести в специальном поле на сайте для защиты от действий автоматических сервисов, вредящих ресурс. Challenge — это событие, которое выявляет, когда пользователь заходит в приложение, но не совершает в нём никаких действий.

Вместе они помогают классифицировать пользователя в зависимости от того, совершает или не совершает он определённые действия, и понять, является ли он потенциально опасным для приложения.

Приложение Бетховена продолжает развиваться. На очереди новые фичи, которые сделают его ещё удобней и помогут ещё повысить конверсию. На своём примере Бетховен доказал, что один из главных секретов успеха e-commerce-приложения — продуманное флоу, чтобы клиент мог легко работать с приложением на любом этапе, будь то выбор в каталоге, оформление заказа или списание бонусных баллов.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
John Dow

Бетховен - великий музыкант, каким образом товары для животных решили продавать под этим брендом?! "выверенного flow", "экосистемы для pet-parents с pet-friendly заведениями, грумерами", "в сторах", "Challenge — это событие" - хммм

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Chukin

Зайдите на Кинопоиск и введите «Бетховен»

Ответить
Развернуть ветку
_lina _star_

Какая дичь... Моцарт с Бахом уссываются щас на том свете... Хатико назвали бы. Бим... Но музыканта.... Не, назовите Грей

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шурыгин

Вот вам популярный кейс.
Пользователь ставит приложение
авторизируется по номеру телефона с подтверждением через смс и сразу пытается выпустить скидочную карту где опять же надо делать тоже самое. Зачем? Денег на смс много выделили?
А вот вам скрин как приходят смс на выпуск карты лояльности. Пытался выпустить сразу же после авторизации. Пришли через 7 часов.
На втором скрине видная реальная дата отправки из сведений о смс.
На сегодня ситуация не изменилась. Навевает мысли о нарочном саботаже выпуска карт лояльности клиента, т.к. смс на авторизацию работают как надо.

Ответить
Развернуть ветку
Surf
Автор

Здравствуйте! Дело в том, что за работу функционала карты лояльности отвечает сторонний сервис. Возможно, произошёл сбой. Надеемся, вы уже решили свою проблему. Если нет, обратитесь в службу поддержки магазина "Бетховен".

Ответить
Развернуть ветку
Alex Shokhin

Смотрю на ваш лого, а в голове появляются "вьетнамские" флешбеки

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Макарушин

Не очень понятно зачем было проводить какие-то исследования, если сделали самый обычный магазин?

Ответить
Развернуть ветку
Surf
Автор

Спасибо за вопрос! CJM помогает определить все точки взаимодействия клиента с продуктом и часто - выявить неочевидные моменты, в которых у пользователя может возникнуть сложность при работе с мобильным приложением. Устранив такие моменты, мы делаем приложение удобней, а значит, с большей долей вероятности клиент дойдет до покупки.

Ответить
Развернуть ветку
Джон Сильвер

Интересно, кто эти люди которые стали покупать в 3 раза чаще с нехреновой такой наценкой? На озоне том же, в разы дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
Zlodey Zlodeevvv

Полностью прочел первый раздел, посвященный "системному подходу"... Перечитал раздел ещё раз... Так и в чём заключается ваш "системный подход" и главное, как и что он "решает"? Название раздела, вроде как, обещало некую толику информации на этот счёт.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда